Рабочая программа по МХК для 10-11 классов (2 часа в неделю)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

рабочая программа


По МХК 10 -11 классы

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа по МХК составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и авторской программы среднего общего образования по мировой художественной культуре Л.А. Рапацкой.( М. «Владос», 2014)

Данная программа реализуется через УМК, выпущенный для учащихся издательством «ВЛАДОС»:

  • Рапацкая Л.А. «Мировая художественная культура» 10, 11 класс - М., «ВЛАДОС», 2009-2010 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса «Мировая художественная культура» в 10-11 классах.

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.

Задачи курса :

  • Раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран;

  • Выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;

  • Познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;

  • Проанализировать произведения русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности;

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, содержание учебного предмета; тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам и темам курса; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, планируемые результаты изучения учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные

в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на

уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о

мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение

к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму куль-

туры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное

поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества пре-

доставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания

собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной

принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику

предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в про-

грамме упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - актив-

ный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе

актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими эле-

ментарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творче-

ской деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим

темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры перво-

бытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах вы-

деления культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений

или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская)

культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству

оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии

с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура пер-

вобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков»

и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Ново-

го времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией прохо-

дит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта

культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культу-

ры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и пре-

зентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание

музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или

компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать

как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора

учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного

языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план отводит 134 часа на изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего общего образования на базовом уровне. В том числе в Х классе - 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. и в ХI классе -66 часов ( в авторской программе Л.А. Рапацкой предлагается программа на 2 часа в неделю)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Художественная культура Древнего мира . Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера

и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли

пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора).

Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Ма-

хадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных

систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и

ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как еди-

ный ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описани-

ям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры,

цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во вре-

мени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние

восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь.

Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная

арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон)

- основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.

Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюже-

тов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Со-

ставление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков София Константинопольская - во-

площение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитек-

турной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский

крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стили-

стическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская

(церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского

собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика сим-

волического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения

на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль

московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых

строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, ан-

тагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ

мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, све-

та и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Анг-

лия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной

архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм)

представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный рас-

пев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных

стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпре-

тация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Флоренция - во-

площение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альбер-

ти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи,

Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа

Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура

французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музы-

кальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вне-

временная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов.

Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и

обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве

Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко:

гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление

трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Пет-

ра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные

варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна

как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в

опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицисти-

ческих и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере

произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров

и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон

Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере

(«Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафа-

элитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипрен-

ского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской

(художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй поло-

вине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный

анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие

в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реа-

лизм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. Основные направления в живописи

конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символиче-

ское мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна.

Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Сим-

вол и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художест-

венные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в

кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррациона-

лизм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Тат-

лина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Брази-

лиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Неми-

ровича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от тра-

диционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Син-

тез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзен-

штейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация,

мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка,

Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.


Тематическое планирование курса в 10 классе

Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» в 10 классе, составлено в соответствии с содержанием и структурой программы и авторских учебников.

№п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1.

Введение

2

2.

Раздел 1. Художественная культура Древнего и средневекового Востока

18

2.1.

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

4

2.2.

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции

4

2.3.

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений

4

2.4.

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

4

2.5.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

2

3.

Раздел 2. Художественная культура Европы: становление христианской традиции

24

3.1.

Античность: колыбель европейской художественной культуры

4

3.2.

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

2

3.3.

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

4

3.4.

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

4

3.5.

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

4

3.6.

Художественная культура 17 века: многоголосие школ и стилей

3

3.7.

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

3

4.

Раздел 3. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (10-18 вв.)

22

4.1.

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

6

4.2.

Новгородская Русь: утверждение самобытной красы

5

4.3.

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля

4

4.4.

Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров

4

4.5.

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

3

5.

Итоговое повторение и обобщение по курсу

2

6.

Итого

68


Тематическое планирование курса в 11 классе

Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» в 11 классе, составлено в соответствии с содержанием и структурой программы и авторских учебников.

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение

2

2.

Раздел 1. Художественная культура вв. ХVII-ХIX вв.

22

2.1.

Романтизм в художественной культуре Европы 19 века: открытие «внутреннего человека»

3

2.2.

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма

2

2.3.

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Клод Моне, Эдуард Мане, Дебюсси, Равель и др.

3

2.4.

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

3

2.5.

Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 - начала 20 века

4

2.6.

Изобразительное искусство барокко

4

2.7.

Изобразительное искусство классицизма

2

2.8.

Шедевры барокко и классицизма России.

1

3.

Раздел 2. Художественная культура России 19 - начала 20 века

22

3.1.

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века

6

3.2.

Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

4

3.3.

Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма

4

3.4.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

4

3.5.

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

4

4.

Раздел 3. Европа и Америка: художественная культура 20 века

6

4.1.

Литературная классика 20 века: полюсы добра и зла

2

4.2.

Музыкальное искусство в нотах и без нот

2

4.3.

Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость

Художественная культура Америки: обаяние молодости

2

5.

Раздел 4. Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

13

5.1.

Социалистический реализм: глобальная полититизация художественной культуры 20-30-х годов

3

5.2.

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века

4

5.3.

Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели»

3

5.4.

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века

3

5.

Итоговое повторение и обобщение по курсу

1

6.

Итого

66

Учебно методическое и материально-техническое обеспечение

Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.

История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.

История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.

Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа, 1996.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.

СД «Соната» - избранная коллекция музыкальных произведений из серии «Образовательная коллекция»

СД «Сокровища мирового искусства» из серии «Познавательная коллекция»

Коллекция презентаций по МХК

Мультимедийный комплекс

Планируемые результаты

В результате изучения МХК ученик должен:

Знать / понимать:

• основные виды и жанры искусства;

• изученные направления и стили мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры;

• особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выбора путей своего культурного развития;

• организации личного и коллективного досуга;

• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

• самостоятельного художественного творчества.

Рабочая программа по МХК для 10-11 классов (2 часа в неделю)

13


© 2010-2022