Программа по дополнительному образованию роспись по дереву

Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в интеграции теоретического и практического материала,   соединении традиционных приемов и авторского подхода к разработкам композиционного и цветового решения. Программа сдержит установку на углубление знаний и освоение основных приемов Городецкой росписи, как наиболее простой для восприятия и обучения, на раскрытие потребностей творить и осознавать свои возможности. Учащиеся осваивают приемы, которые впоследствии можно ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сергеевка»

Хабаровского района


Экспериментальная образовательная программа

Роспись по дереву

Для учащихся с 14 лет

Срок реализации программы 1 год

Автор:

Тихонова Е.Н.

преподаватель

дополнительного образования

ЦДТ Хабаровского района

МКОУ "СОШ с.Сергеевка"









с.Сергеевка

2013

Пояснительная записка

Программа «Роспись по дереву» основана на обобщении многолетнего опыта преподавателя в области обучения взрослого населения навыкам росписи по дереву. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Учащиеся, освоившие данную программу, в течение 10 лет регулярно становились участниками и лауреатами выставок и конкурсов декоративно-прикладного творчества различных уровней, несколько выпускников сами стали преподавать роспись в школах и кружках дополнительного образования детей, а главное, все получили особый творческий заряд любви к русскому промыслу, сумели почувствовать себя созидателями прекрасного.

Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в интеграции теоретического и практического материала, соединении традиционных приемов и авторского подхода к разработкам композиционного и цветового решения. Программа сдержит установку на углубление знаний и освоение основных приемов Городецкой росписи, как наиболее простой для восприятия и обучения, на раскрытие потребностей творить и осознавать свои возможности. Учащиеся осваивают приемы, которые впоследствии можно использовать для росписи изделий не только из дерева, но и других материалов.

Цель программы: приобщение различных слоев населения к народному декоративно-прикладному искусству посредством обучения навыкам росписи по дереву.

Задачи:

  • научить познавать и использовать красоту и особенность сибирской природы для создания художественных образов и декоративных композиций;

  • освоить навыки работы с различными художественными материалами: гуашь, акрил, лаки, научить обрабатывать заготовки и готовые расписанные изделия;

  • освоить основы технологии и технику безопасности при работе с лакокрасочными материалами;

  • освоить теоретические и практические приемы росписи и композиции;

  • обучить начальным навыкам стилизации;

  • развить потребность в творчестве и стремление использовать полученные навыки в повседневной жизни;

  • развивать навыки работы в творческом коллективе, где учатся люди разного возраста, разного социального и профессионального уровня.

Особенности программы

Отличительные особенности настоящей программы от других программ росписи по дереву заключаются в том, что она направлена не на расширение знаний о росписи по дереву вообще, а на более глубокое освоение одной традиционной росписи - Городецкой. Первичное знакомство с элементами Тагильской росписи в конце обучения позволяет заинтересовать учащегося живописной росписью и стимулировать желание продолжить обучение по освоению приемов росписи «одним мазком».

После первых начальных упражнений и копировки изделий из школьных фондов, обучающиеся расписывают разделочные доски, тарелки, блюда различных диаметров, пасхальные яйца. Согласно требованиям, композиция в росписи изделий может быть близка к традиционной, упрощена и стилизована или создана на основе местной сибирской растительности (ирисы, ромашки, жарки, пижма, кипрей и т.п. стилизация флористики).

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 7 месяцев обучения (с октября по апрель включительно), по 1 занятию в неделю, продолжительностью 4 академических часа. Количество часов в год - 112.

Возраст обучающихся с 18 лет.

Форма обучения: индивидуально-групповая. Исходя из соображений техники безопасности и реализации принципа индивидуального подхода к обучению, в учебной группе должно быть не более 7-8 человек, что способствует наилучшему усвоению учебного материала. Набор в группу производится на основании желания учащихся овладеть предлагаемыми техниками без требований к образованию и предварительной подготовке.

Результативность

В результате освоения программы учащиеся будут иметь представление о народном декоративно-прикладном искусстве и истории традиционных росписей по дереву.

Учащиеся будут знать:

  • композиционные приемы городецкой росписи;

  • технические приемы свободной кистевой росписи;

  • особенности основных декоративных российских росписей;

  • основы цветоведения (основные и дополнительные цвета), средства композиции (холодная и теплая цветовая гамма, контрасты цвета, симметрия);

  • последовательность обработки расписываемых изделий (технологию подготовки полуфабриката под роспись и отделка готовых изделий);

  • материалы и инструменты, используемые в городецкой росписи

Будут уметь:

  • копировать расписной образец, соблюдая технические приемы росписи;

  • подбирать оптимальную цветовую палитру;

  • применять на практике основные приемы Городецкой росписи;

  • самостоятельно составлять композиции и цветовые решения росписи выбранного изделия (или комплекта);

  • последовательно подготовить изделие к росписи, расписать, отциклевать;

  • анализировать проделанную работу, устранять ошибки.

Большое внимание в процессе обучения уделяется расширению области применения полученных навыков:

  • изготовление сувениров;

  • использование приемов росписи для декорирования изделий из нетрадиционных материалов (стекло, керамика, коже, металл и т.п.);

  • создание декоративных изделий для украшения интерьеров;

  • использование приемов росписи для дизайна ногтей, одежды и аксессуаров.

Критерий успешности - роспись, выполненная качественно и технично, с соблюдением основных принципов и приемов традиционного промысла.

По завершении курса проводится итоговый просмотр, на котором выставляются все готовые работы учащихся, выполненные за период обучения.

Каждый учащийся должен представить следующие работы:

  • доска с букетом;

  • изделие (доска или тарелка) с птицей;

  • доска или тарелка с конем;

  • яйцо Пасхальное;

  • доска-матрешка;

  • панно с сюжетной композицией;

  • тарелка или шкатулка с декоративным пейзажем.

По итогам просмотра преподавателями проводится обсуждение работ и выставление отметок по 5-бальной системе.


Методические рекомендации

Обучение взрослых имеет свою особенность: более мотивированные ученики, в отличие от детей. Поэтому они более требовательны к результативности обучения. Поэтому необходимо уделить максимальное внимание каждому обучающемуся. Замечательные успехи показывают, прежде всего, трудолюбивые и настойчивые ученики, открывшие для себя прекрасный мир народного искусства. Быстрое освоение ремесла происходит в процессе постоянного (ежедневного) выполнения упражнений по освоению технических приемов росписи. Поэтому необходимо давать задание на дом. Освоения программы основано на принципе постепенного усложнения заданий. Обучение в классе росписи по дереву происходит традиционно для народных промыслов: в опоре на копирование. Каждая новая тема начинается с мастер-класса: показа преподавателя. Затем выполняется копирование. Вначале копируются приемы и работы учителя, затем - лучшие работы из школьного фонда и работы известных мастеров с иллюстраций. Таким образом, на первом этапе необходимо освоить традиционные приемы, элементы и виды композиции. Следующим этапом в освоении росписи является развитие авторского подхода и творческий подход.

Большое внимание в программе уделяется цветоведению, т.к. цвет в народном декоративно-прикладном искусстве играет основополагающую роль. Теоретический материал по цветоведению дается на протяжении одного занятия (4 часа), но практическая работа по гармонизации цветовых отношений ведется на протяжении всех занятий учебного курса.

При выполнении очередного задания, учащемуся необходимо сразу определиться с цветовой палитрой, сделать цветовые выкраски, навести колер. Затем можно приступать к росписи изделия подготовленными красками. Краски наводят нужной рабочей консистенции и нужного объема, чтобы в процессе больше не наводить, т.к. потом можно не угадать с оттенком и тоном.

Теории по изучению декоративной композиции отведено в программе так же одно занятие (4 часа). Практическое освоение происходит на протяжении всех занятий. Каждое новое задание начинается с решения композиционной задачи. Каждая новая тема начинается с мастер-класса ведущего преподавателя (показ с комментариями всей технологической последовательности выполнения).

Данная программа рассчитана на учащихся со средними способностями. Поэтому предполагается, что учащиеся будут осваивать технические приемы не только на занятиях, но и дома. Объем заданий программы рассчитан на выполнение их в учебное время. Содержанием домашнего задания является копирование разработок предыдущего урока, отработка приемов выполнения элементов росписи, поиск новых решений.

Все работы, выполненные учащимися, остаются в методическом фонде школы. Для себя по желанию ученики расписывают дополнительные изделия. При выборе изделий под роспись, учитываются календарные праздники (новый год, 8 марта, Пасха и т.п.).

Успех работы по программе во многом зависит от самого педагога, его знаний, профессионализма, его стремлений к самосовершенствованию, творческого подхода к подготовке и проведению занятий.

Для получения высокого результата в обучении рекомендую применять следующие методы обучения:

  1. от знаний - к творчеству, от копировки учебных образцов - к самостоятельным разработкам;

  2. обеспечение постепенности восприятия учебного материала через обязательный показ преподавателем новых приемов, элементов, композиционных решений;

  3. обеспечение последовательности творческого процесса (изучение - копирование элементов и образцов - эскиз - доводка изделия: лакировка и циклевка);

  4. требование обязательной композиционной и изобразительной грамотности исполнения работы;

  5. требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявление художественного вкуса в каждой работе;

  6. создание постоянной творческой атмосферы, участие в оформлении интерьеров школы, подготовка к праздникам и конкурсам, посещение школьных выставок и занятий учащихся других специализаций для расширения общего культурного кругозора;

  7. поощрение успехов;

  8. стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности;

  9. обязательная рефлексия, анализ результатов работы.



Тематическое планирование

Содержание блока

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Введение. Приемы и элементы росписи

Теория.

Экскурсия

Материалы и инструменты

Техника безопасности

4

2

«Цветы и ягоды»

Теория

Знакомство с коллекцией

Показ приемов

4

Показ

Копирование

4

3

«Листья и травы»

Показ

Копирование

4

4

Композиция

Показ

Копирование

4

5

"Букет"

Теория

Эскиз

Работа над ошибками

4

Роспись

Лакировка

4

6

Цветоведение

Теория

Показ

Упражнения

4

7

"Птицы и цветы"

Теория

Показ

Копировка

4

Эскиз

Работа над ошибками

4

Роспись

Лакировка

4

8

"Городецкий конь"

Теория

Показ

Копирование образцов

4

Эскиз

Работа над ошибками

4

Роспись

Лакировка

4

9

Пасхальные яйца

Теория

Экскурсия

Копирование

4

Эскиз

Работа над ошибками

4

Роспись изделия

Лакировка

4

10

"Матрешка"

Роспись изделия

Лакировка

4

Роспись изделия

Лакировка

4

11

Сюжетная композиция

Знакомство с коллекцией и методическим фондом

Показ преподавателя

4

Выполнение эскиза

4

Эскиз

Работа над ошибками

4

Выполнение росписи изделия

4

Роспись изделия

Лакировка

4

12

Декоративный пейзаж

Теория

Показ

Копирование

4

Эскиз

Работа над ошибками

4

Роспись по эскизу

Лакировка

4

13

Виды росписей

Экскурсия

Знакомство с приемами Тагильской росписи

4

Итого:

112





Содержание программы

Программа состоит из тематических блоков, освоение которых происходит по логически выстроенному алгоритму действий:

Теория с показом изделий школьной коллекции

Мастер-класс преподавателя

(непосредственный показ работы)

Копирование образцов из школьного методического фонда

Выполнение эскиза на изделие, работа над ошибками

Роспись изделия по эскизу, лакировка, циклевка

Указанная последовательность деятельности используется в тематическом блоке программы, связанном с практической деятельностью (непосредственно росписью изделий) и соответствует логике освоения содержания. Это очень удобно преподавателю и учащимся.

Содержание блоков

1. Введение

Особенности декоративно-прикладного искусства. Исторический экскурс.

Основные виды традиционных росписей России:

  • городецкая

  • хохломская

  • мезенская

  • тагильская

  • жостовская

Характеристика местного промысла росписи по дереву. Знакомство с Отделением народного декоративно-прикладного искусства Школы искусств № 2, его история и традиции. Экскурсия в школьный музей народного творчества.

Рабочее место, оборудование, инструменты и материалы для росписи по дереву, техника безопасности. Первоначальное знакомство с основными материалами росписи по дереву, применяемыми в школе (акриловые, гуашь, акварель), лаки, растворители. Их подготовка к работе, использование, хранение. Разновидности кистей, используемых в росписи по дереву.

Работа с красками, разведение, нанесение краски на бумагу, дерево, стекло.

Приемы работы кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи. Разновидности мазка от каплевидного до штрихового. Отводки и обрамление как важные элементы росписи изделий из дерева. Особенности выполнения на наружных и внутренних поверхностях.

2. «Цветы и ягоды»

Подмалевок как основа для изображения элементов росписи: цветок, лист, ягода, птица, конь, человек, фрагмент интерьера (на примере Городецкой росписи.)

Графические приемы моделировки формы и последовательность написания.

Графические приемы моделировки формы и последовательность написания.

3. «Листья и травы»

Разновидности листьев, трав, колосьев.

Графические приемы моделировки формы и последовательность написания.

4. Композиция

Понятие композиции (симметрия, ритм, контраст).

Изучение и освоение типовых композиций на основе Городецкой росписи: букет, венок, гирлянда.

5. «Букет»

Городецкий букет. Знакомство со школьной коллекцией.

Копирование образцов из методического фонда.

Эскиз на доску.

Работа над ошибками.

Роспись изделия по эскизу.

Лакировка, циклевка и доводка изделия до готовности.

6. Цветоведение

Теория. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Холодная и теплая цветовая палитра. Контраст и нюанс.

Упражнения на заданную тему.

7. «Птицы и цветы»

Изображение птицы в Городецкой росписи.

Копирование образцов из школьной коллекции.

Выполнение эскиза на изделие.

Анализ росписи и работа над ошибками.

Выполнение росписи изделия по эскизу.

Лакировка, циклевка и доводка изделия до готовности.

8. «Городецкий конь»

Изображение коня в Городецкой росписи.

Копирование образцов из методического фонда.

Выполнение эскиза на изделие.

Анализ росписи и работа над ошибками.

Выполнение росписи изделия по эскизу.

Лакировка, циклевка и доводка изделия до готовности.

9. Роспись пасхального яйца

Исторический экскурс. Примеры из школьной коллекции и литературы.

Копирование образцов из методического фонда.

Эскиз на изделие

Работа над ошибками.

Роспись изделия по эскизу.

Лакировка, циклевка и доводка изделия до готовности.

10. Роспись матрешки

Исторический экскурс. Знакомство со школьной коллекцией.

Копирование образцов из методического фонда.

Эскиз на изделие. Творческий поиск.

Работа над ошибками.

Роспись изделия по эскизу.

Лакировка, циклевка и доводка изделия до готовности.

11. Роспись панно с сюжетной композицией

Городецкие сюжеты. Исторический экскурс.

Примеры из школьной коллекции.

Копирование образцов из методического фонда.

Эскиз на изделие.

Работа над ошибками.

Роспись изделия по эскизу.

Лакировка, циклевка и доводка изделия до готовности.

12. Декоративный пейзаж

Пейзаж в декоративной росписи. Исторический экскурс.

Копирование образцов из методического фонда.

Эскиз на изделие. Творческий поиск.

Работа над ошибками.

Роспись изделия по эскизу.

Лакировка, циклевка и доводка изделия до готовности.

13. Виды российских росписей

Исторический экскурс.

Знакомство со школьной коллекцией.

Технические и композиционные приемы хохломской, мезенской и тагильской росписей.
















Список литературы

Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву: М., 1979;

Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: М., 1970:

Барадулин В.А. Уральская народная живопись: Свердловск, 1982;

Василенко В.М. Народное искусство: М., 1974;

Величко Н. Русская роспись:техники, приемы, изделия: М., 1999;

Жегалова С.К. Русская народная живопись: М., 1975;

Жегалова С.К.Резьба и роспись по дереву: М., 1967;

Круглова О.В. Русская народная резоба и роспись по дереву: М., 1974;

Маврина Т.А. Городецкая роспись: Л., 1970;

Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных

художественных промыслов/ Учебное пособие для студентов ВУЗов: М., 2002;

Супрун Л.Я. Городецкая роспись: Тверь, 2006;

Попова О.С. Русское народное искусство: М., 1970;

Разина Т.М. Русское народное творчество: М., 1970

Музей народного искусства и художественные промыслы. Альбом: М., 1979


© 2010-2022