Конспект урока: Моя улыбка

Цели урока:                                                                                                                обучающая – познакомить обучающихся с особенностями графического портретного рисунка, с понятием «автопортрет»; развивающая – развивать наблюдательность, воображение, логическое мышление, умение анализировать; воспитательная – воспитание культуры труда, самостоятельности в работе. Задачи урока: сформировать навыки использования элементов графики в портретном жанре, научи...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбкаКонспект урока: Моя улыбка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»









Конспект урока



по изобразительному искусству в 5 классе

на тему «Моя улыбка»

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Автопортрет.


Выполнила: учитель первой

квалификационной категории

Орлова Анна Дмитриевна


2014



Цели урока:

  • обучающая - познакомить обучающихся с особенностями графического портретного рисунка, с понятием «автопортрет»;

  • развивающая - развивать наблюдательность, воображение, логическое мышление, умение анализировать;

  • воспитательная - воспитание культуры труда, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • сформировать навыки использования элементов графики в портретном жанре, научить учащихся выполнять графический рисунок, сохраняя пропорции;

  • проявить эмоциональную выразительность, находчивость, развить интерес в ходе урока;

  • применить на практике знания о пропорциях лица человека, грамотно сделать самоанализ.

На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по портретному жанру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, интерактивные, дифференцированный подход.

Подготовка класса:

  • Зрительный ряд: мультимедийная презентация к уроку (репродукции картин: О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», А. Матисс «Автопортрет», «Женщина», таблицы «Графические художественно-выразительные средства», «Линии», «Мимика», «Фоторобот», Леонардо да Винчи «Мона Лиза»), иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях», название «Моя улыбка», карточки с самооценками.

  • Дидактический материал: фразы о портрете. Карточки с творческими заданиями, стихотворения о принадлежностях рисования, плоский диапозитив «Портрет А.С. Пушкина», фоторисунки учащихся.

  • Музыкальный ряд: В. Шаинский «Улыбка», Бетховен «К Элизе».

  • Домашнее задание: зеркало и фотография своей семьи.

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диапроектор, мольберт, фломастеры, карандаши, ластики, альбомы, нитки, ножницы, скотч.

Основные понятия:

  • Автопортрет

  • Графический рисунок

Учащиеся должны:

  1. Знать понятие «автопортрет», владеть техникой графического рисунка;

  2. Уметь пропорционально изображать рисунок;

  3. Уметь выполнять светотень.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы - у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.


План урока.

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала - 3 мин.

  3. Объяснение нового материала - 7 мин.

  4. Творческие задания - 20 мин.

  5. Самостоятельная работа учащихся - 10 мин.

  6. Самооценка учащихся - 2 мин.

  7. Подведение итогов - 2 мин.

Композиция урока (разработка).

НАЧАЛО УРОКА

ЭКСПОЗИЦИЯ

ЗАВЯЗКА

ПОСТАНОВКА

ПРОБЛЕМЫ

РАЗРАБОТКА

РАЗРАБОТКА

КУЛЬНИНАЦИЯ

ОБОБЩЕНИЕ

КОНЕЦ УРОКА

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ






Ход урока.

Слайд 3. Эпиграф урока: «Рисунок - это монолог». Макс Фридлендер

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Все готовы? Урок начнем с разминки.

Физкультминутка. Дети стоят. Имитируют дуновение ветра руками. Поднимают руки вверх, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова "тише, тише" дети опускают руки; "ниже, ниже"- приседают.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже. /Садитесь/

На протяжении целой серии уроков мы с вами знакомимся с портретным жанром, и сегодня познакомимся с автопортретом.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Ученики отвечают на следующие вопросы:

  • Что такое портрет?

Слайды 4-5. Карточки с заданием - «Собери фразу»

  • Какие виды портретов вы знаете?

Ответы учащихся.

3. Объяснение нового материала.

Учитель. Какую главную задачу ставит художник, изображая человека, особенно его лицо?

Ученик: Чтобы было похоже на портретируемого того, кого рисует.

Учитель. Слайд 6. Картина О.А. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина». Александру Сергеевичу Пушкину в этом году исполняется 210 лет со дня рождения. (2009 г)

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз.

Эти сроки А.С. Пушкин посвятил Оресту Кипренскому, создавшему знаменитый портрет поэта. Это одно из лучших творений мастера, в котором ему удалось блестяще передать внутренний мир Творца, поймать мимолетный миг вдохновения. Не так уж мало сохранилось изображений «солнца русской поэзии», но по прошествии веков мы представляем себе Пушкина именно таким, каким написал его Кипренский. Пушкин писал:

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит,

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных Аонид*.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

* Аониды - музы искусства.

Ещё в 1825 году Рылеев написал в письме Пушкину: «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин!» Именно этот образ Поэта и Гражданина и запечатлел Кипренский в своем портрете. Художника, который пишет портрет, называют портретистом. О чем еще может рассказать портрет?

Ответы учащихся: О жизни людей, их быте, увлечениях. Также показать эмоциональное состояние.

Учитель. Слайд 7. Посмотрите на произведения Анри Матисса с женскими образами, которые выполнены плавными линиями. Линия доносит до нас темперамент, переживание или настроение художника, она обладает выразительными возможностями. Удивительное решение предлагает Матисс в портретной зарисовке женщины. На лице особенно выразительными оказываются глаза, взгляд задумчивый, слегка застенчивый и одновременно готовый к улыбке. До 30 этюдов (проработка деталей композиции в отдельных рисунках) делал художник, изучая модель, потом брался за перо.

Слайд 8. Посмотрите, как изобразил Анри Матисс самого себя - «Автопортрет». Как это у него получилось?

Ученик. Художник смотрел на себя в зеркало и писал картину.

Учитель. Правильно, зеркало помогает художнику увидеть самого себя. Таким образом, появился автопортрет.

Слайд 9. Понятие «Автопортрет - это когда художник изображает самого себя».

4. Творческие задания.

Сегодня предлагаю вам попробовать свое мастерство в автопортрете, задача урока выполнить графический рисунок. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним элементы графики, позволяющие придать образу художественную выразительность, творческие задания нам в этом и помогут. Чтобы выполнить графический рисунок, достаточно взять карандаш или фломастер и выполнить любое выразительное средство графики - это точка, линия, штрих, контур, пятно.

Слайд 10. Понятие «Графический рисунок - это изображение, выполненное графическими материалами».

Слайд 11-12. Одним из главных элементов графического рисунка является линия. Рассказать о линии по таблице. Таблица «Линия».

Дыхательная гимнастика. Работа парами. Горизонтальное положение листа, фломастерами ученики проводят линию вверх при вдохе, вниз - при выдохе и т.д. получится диаграмма дыхания. Глубокий вдох и глубокий выдох снимает нервное напряжение организма. Приложение 1

Творческое задание «Рисуем сообща». Коллективная работа. Лист, фломастер. Учитель на листе рисует овал и передает ученику, каждый добавляет свою линию, дополняя рисунок другого (эстафета).

Творческое задание «Контур портрета А.С. Пушкина». Индивидуальная работа. Диапроектор, диапозитив, лист, фломастер. Ученик обводит по контуру репродукцию О.А. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина». Музыкальная пауза. Приложение 2

Творческое задание «Дирижер». Импровизация. Линия может быть спокойной и плавной, а может быть рваной, колючей. И этим свойством рисунок сближается с музыкой. Звучит музыкальное произведение, ученики берут карандаши и в такт музыке в воздухе «рисуют» линии - чувства. Музыкальная заставка. «Венгерские танцы».

Учитель. Слайд 13. Характер линии выражает эмоции, чувства художника. Вот и сейчас на ваших лицах ясно выражено настроение. Расскажите по таблице «Мимика» об эмоциональных состояниях человека. Таблица «Мимика».

Творческое задание «Волшебные нитки». Исследовательская работа. Ученики в альбоме фломастером рисуют овал, с помощью отрезков нитей разной длины на листе создают образ печали, радости, злобы. Фиксируют фломастером.

Учитель. Домашнее задание: Вам нужно было принести фотографию своей семьи. Попробуем сделать анализ фотоснимка: кто изображен, какое событие или место, какие эмоции выражены.

Ответы учащихся: кто принес фотографию, тот дает краткий анализ.

Учитель. Слайд 14. Ребята, существует специальная компьютерная программа «Фоторобот», когда можно составить портрет человека, если нет фотографии. Показ программы.

Еще с помощью компьютерных технологий и специальных программ можно фотографию превратить в графический рисунок.

Слайд 15. Учитель показывает фоторисунки учащихся. Заранее учитель фотографирует детей, фотографии обрабатывает в программе «Corel PHOTO-PAINT» и распечатывает.

Можно сказать, что получился портрет. Вы узнали себя? Это главное. Мы плавно походим к самостоятельной работе. Какая задача урока? Нарисовать автопортрет. Но для вас я упростила задачу, нарисуем одну часть лица. Какую? Мы сейчас узнаем.

Творческое задание «Соедини точки». Индивидуальная работа. На листочке расставлены точки, соедини их по порядку. Приложение 3

Расшифруй, какую часть лица будем рисовать.

Ответ учащегося: Губы.

Учитель показывает изображение, раздает учащимся фоторисунки, на которых нет губ.

Учитель. Правильно, губы. Посмотрите на заготовки фоторисунка, на вашем портрете изображено все, кроме губ. Ваша задача пропорционально изобразить линию губ и заштриховать. Что такое пропорция?

Ответ учащегося: Соотношение к чему-либо, равенство.

Слайд 16-17. Творческое задание «Пропорция». Учитель предлагает подобрать к лицу девушки, вырезанные из каталога губы. Ученик экспериментирует.

Учитель. А вот и ваши помощники готовы приступить к работе.

Учитель раздает стихотворения о принадлежностях и правилах рисования, ученики готовятся, поочередно читают, проявляя актерские способности.

Я малютка - карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Я ластик, я - резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста,

Помарку стерла я с листа.

Я точилка хоть куда,

Очень-очень я остра.

Карандашик затупился,

Подточу, чтоб он трудился.

Надо правильно, красиво

Заточить карандаши.

Не спешить, не торопиться,

А стараться от души.

Я точила карандаш,

Мучилась, старалась.

Очень скоро от него

Чурочка осталась.

Карандаш с альбомом нужно

На урок не забывать

И в порядке идеально

Все, конечно, содержать.

Приучив себя к порядку,

Аккуратным стану я.

За хорошие рисунки

Вы похвалите меня.

На уроках нужно слушать

И красиво рисовать,

А резинкой, грязной спинкой,

Меньше пачкать и стирать.

Учитель. И, конечно же, предмет, с помощью которого появился автопортрет. Это зеркало.

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…»

Как называется сказка А.С. Пушкина? Показ иллюстрации из книги.

Ответ учащегося: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

5. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель. Макс Фридлендер немецкий искусствовед говорил: «…Рисуя, художник находится наедине с собой; рисунок - это монолог». Глядя в зеркало, внимательно рассмотрите лицо и изобразите свою улыбку.

Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка».

Слайд 19. Практическая работа учащихся.

Учитель. Ребята, а как вы назовете свой рисунок?

Ответ учащихся: Например: «Моя улыбка».

6. Самооценка учащихся.

Слайд 20. На доске название «Моя улыбка». Ниже в столбик карточки с оценками и соответственно требования. Учащиеся анализируют свой рисунок по предъявленным требованиям и размещают работу около карточки с выбранной оценкой. Приложение 4

Звучит музыкальное произведение Бетховена «К Элизе».

Учитель. Самая загадочная улыбка изображена в XVI веке. Всем известная «Мона Лиза» («Джоконда»). Её автор Леонардо да Винчи. Много разных слухов ходит вокруг этого шедевра. Несчастную даму «обвиняли» в косоглазии, беременности, болезни Дауна, говорили, что это переодетый мужчина или даже автопортрет самого Леонардо… За всю долгую историю искусства было создано великое множество самых пленительных женских образов, но не один из них не сравнится по популярности с портретом далеко не самой красивой флорентийки. Тайна её улыбки на протяжении многих веков производит сильное впечатление на тех, кому посчастливилось увидеть «Джоконду» в Лувре (Париж).

7. Итог урока.

Тестирование учащихся по теме «Портрет». Приложение 5

Учитель анализирует работу учащихся на уроке и объявляет оценки.

Учитель. Что нового узнали? Какие моменты урока вам больше всего понравились? Расскажите ли своим родителям, чем вы сегодня занимались? Какую оценку вы поставите мне, как учителю, который придумал для вас этот урок?

Ответы учащихся.

Методическая перспектива. В 6 классе вы подробно изучите пропорции лица человека и изобразите своих друзей.

Учитель. Всем спасибо. Урок окончен.

Использованные источники:

  1. М.В. Михейшина. Уроки рисования для школьников 10 - 14 лет. Минск. В.М. Скакун. 1999.

  2. О.В. Свиридова. Изобразительное искусство. 5 - 8 классы. Проверочные и контрольные тесты. Волгоград, «Учитель», 2008.

  3. Газета «Искусство» (ИЗО, МХК, музыка). № 19/2008 г.; № 23/2008 г.; № 2/2009 г.

  4. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. 1- 6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.

  5. З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. 1 - 8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.

  6. Методические наработки учителя изобразительного искусства Баляевой Т.А.




САМОАНАЛИЗ УРОКА


  • Цели и задачи урока были достигнуты. Учащиеся познакомились с особенностями графического портретного рисунка, с понятием «автопортрет».

Для достижения развивающей цели применялись следующие формы, средства и приемы обучения: устный индивидуальный и фронтальный опросы, беседа, рассказ, методы самостоятельной работы, работа в парах и коллективно, тестирование, творческие задания. Наглядные методы развивают наглядно - образное мышление, эмоции, познавательный интерес учащихся и умение анализировать.

  • Смена видов деятельности предусматривала движение ученической мысли от легкого известного к более сложному материалу, создание психологической атмосферы урока, способствующей сотрудничеству учеников с учителем и друг с другом.

  • Оформление урока наглядным материалом способствовало воспитанию культуры учебного труда. Музыкальные паузы успешно вписывались в учебный материал и способствовали мотивации к работе.

  • Темп урока выбран так, что позволило каждому ученику чувствовать себя комфортно, работать спокойно и все успевать, проявляя при этом стабильный интерес к занятию.

  • На уроке применялись здоровьесберегающие, интерактивные, информационно-коммуникативные технологии, что уменьшило утомляемость учащихся на занятии.

  • Урок носил развивающий характер, как в коммуникативной, так и в творческой, и в познавательной сферах, нацелен на перспективное обучение.

  • Самооценка своих работ позволила учащимся адекватно оценить художественные способности.

Приложение 1

Дыхательная гимнастика


Синий - (вдох-выдох носом)

Красный - (вдох-выдох ртом)

Конспект урока: Моя улыбка
















Приложение 2





Контур портрета А.С. Пушкина



Конспект урока: Моя улыбка












Приложение 3




Соедини точки:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 1 - 12 - 7

Конспект урока: Моя улыбка
















Приложение 4

Карточки самооценок.



  • Выполнена задача урока;

  • Правильно;

  • Аккуратно.





5




  • Выполнена задача урока;

  • Правильно;

  • Неаккуратно.

4




  • Выполнена задача урока;

  • Неправильно;

  • Неаккуратно.

3








Приложение 5


Тест по теме «Портрет»


  1. Картина, на которой художник изобразил сам себя, называется

_________________________


  1. Один из видов изобразительного искусства, у которого главной является линия.

а) Графика;

б) живопись;

в) скульптура;

г) ДПИ.


  1. Художник, изображающий преимущественно лица людей.

а) Пейзажист;

б) маринист;

в) портретист;

г) анималист.

4. Назовите автора картины «Портрет А.С. Пушкина».

а) В.И. Суриков;

б) И.Е. Репин;

в) К.П. Брюллов;

г) О.А. Кипренский.

5. Линия, передающая внешние очертания человека.

а) Силуэт;

б) контур;

в) набросок;

г) зарисовка.

Ответы:

1 - Автопортрет;

2 - а;

3 - в;

4 - г;

5 - б.


© 2010-2022