Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема «Живописная музыка и музыкальная живопись»

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема «Живописная музыка и музыкальная живопись» Цель:    1. Показать уч-ся взаимосвязь музыки и живописи на примере 2 симфонии А. Бородина    2. Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».    3.Определить понятия программной и «непрограммной» музыки .    4.Закрепление знания уч-ся о холодной гамме цвета в живописи. Задачи:     1. Помочь уч-ся найти свое отношение к программной музыке.    2.Учиться понимать язык живописи, определять и работать холодными...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок ИЗО и музыки

Тема «Живописная музыка и музыкальная живопись»

Цель:

1. Показать уч-ся взаимосвязь музыки и живописи на примере 2 симфонии А. Бородина

2. Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

3.Определить понятия программной и «непрограммной» музыки .

4.Закрепление знания уч-ся о холодной гамме цвета в живописи.

Задачи:

1. Помочь уч-ся найти свое отношение к программной музыке.

2.Учиться понимать язык живописи, определять и работать холодными цветами.

3.Развивающая - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их наблюдений, переживаний, раздумий.

4. Воспитание музыкальной культуры и эстетического вкуса уч-ся.

5. Воспитание патриотизма, уважения к истории.

6. Воспитание в ребенке мыслящего художника.

Методы и приемы:

  • - словесный

  • - наглядный

  • - практический.

Оборудование:

  1. Ноутбук

  2. Плазменная панель

  3. Наглядные пособия

  4. Репродукции картин художников

Материалы:

  1. Акварель

  2. Кисти

  3. Фломастеры

Зрительный ряд:

  • - отрывок из мультфильма «Снежная королева»

  • - репродукции В.В.Васнецова, И.Билибин, М.А.Врубель, Л,Золтарев

  • -зарисовки по зимней тематике

Литературный ряд:

  • - сказка про теплые и холодные краски

Музыкальный ряд:

  • -А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»

  • -А.Бородин

  • - песня «Музыка» муз. Г.Струве, сл. И. Исакова

План занятия:

  • - организационный момент;

  • -художественный образ в литературе и музыке;

  • -работа с текстом;

  • - работа с репродукциями;

  • - прослушивание музыкальных фрагментов;

  • - практическое задание;

  • - подведение итогов.

Ход занятия:

Организационный момент.

Музыка: Ребята, еще в начале 1 семестра мы с вами говорили о том, какие существуют виды искусства и как они взаимодействуют между собой. Давайте вспомним, какие виды искусства вы знаете? (ответ уч- ся).

На уроках 1 семестра мы говорили о связи музыки и литературы и пришли к выводу, что эта связь не только обогащает и музыку, и литературу, но и дает полное представление о жизни, т.к. источником всех художественных произведений является сама жизнь. Стихи можно петь, если на них написана музыка. Музыку, ее характер и содержание можно выразить стихами и прозой.

ИЗО: В жизни человечества есть еще одно великое искусство- живопись. Связь музыки и живописи иная: музыка может вызвать в нашем воображении, какие- либо зрительные образы. Всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

Музыка: Мы продолжаем изучать главную тему семестра «Музыка и визуальные образы» и рассмотрим тему «Музыка программная и непрограммная», «героические образы в музыке».

ИЗО: А также закрепим знания о холодной гамме цвета в живописи. Живопись и музыка - два великих начала, две стихии искусства, которые нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Средства музыкальной выразительности и изобразительного искусства имеют общие точки соприкосновения: в ИЗО употребляют выражение «цветовая гамма», а в музыке - «звуковая палитра».

Презентация по цветовой палитре.

Музыка: Яркую силу звука ( динамику) в музыке иногда называют «живописным звуком», а в живописи присутствует «звучный цвет». Также общими есть такие понятия как «ритм», «композиция» и многое другое.

ИЗО: Давайте мы вместе с вами на занятии придумаем сказку, о красках теплых и холодных. А потом с героями нашей сказки выполним задание.

Сказка

В некотором царстве, в красочном государстве живут- поживают разноцветные краски. На одном берегу извилистой речки устроились теплые краски…

Дети (перечисляют): красная, желтая, оранжевая, зелень травяная и т.д. По цвету, они напоминают солнце и огонь. Поэтому их и прозвали «теплыми». И рисуют этими цветами апельсины, подсолнухи, землянику, цыплят, солнце, огонь и т.д.

ИЗО: А на другом берегу живут другие краски- голубая, синяя, фиолетовая. И похожи они на цвет льда, цвет морозного утра, моря и грозовой тучи, а поэтому и называют их холодными красками.

Дети: эти красками рисуют небо, море, васильки, колокольчики. Да разве все перечислишь!

ИЗО: Но вот однажды теплые и холодные краски поспорили друг с другом - кто из них красивее и главнее для Художника. Поспорили так, что перестали не только работать вместе, но и здороваться перестали.

Извилистая речка разнесла молву об этих спорах по всему свету. Услышали Солнышко и Тучка. Стали думать, как объяснит неразумным краскам, что все они красивы и нужны Художнику.

И вот что придумали…

Солнышко предложило холодным краскам нарисовать картину жаркой Африки. Как ни старались голубые, синие и фиолетовые цвета, но от картины так и не повеяло африканским зноем.

Что могли нарисовать краски? Дети придумывают продолжение сюжета.

А Тучка попросила теплые краски изобразить холодное Северное море, узоры на стекле, снег и т. д. Что могли нарисовать краски?

Ничего хорошего из этого, конечно же, не получилось.

Только так удалось убедить спорящих, что все краски хороши!

Подумали- подумали теплые краски, и холодные с ними сразу согласились, что нужно помириться. И помирились!

Засияло от радости Солнышко, а Тучка даже слегка прослезилась, и над речкой появилась радуга. А если внимательно в нее всмотреться, то можно заметить, что радуга- это дружба теплых и холодных красок.

ИЗО: Давайте рассмотрим репродукции картин художников В.В.Васнецова «Три царевны подземного царства», иллюстрацию Ивана Билибина «Красный Всадник». Л.Золотарева иллюстрацию к сказке «Снежная королева», М.А.Врубеля «Царевна- Лебедь» и сравним их. Все они написаны в разных цветовых гаммах.

Обсуждаем их, уч- ся пытаются объяснить, почему в работах разная цветовая гармония.

Смотрим небольшой отрывок из мультфильма «Снежная Королева».

Музыка: Просмотрев отрывок из мультфильма «Снежна королева», вы поняли, что зиму художники изображают при помощи холодной гаммы. А вот композиторы используют иную гамму, или правильнее сказать, лад при музыкальных зарисовках зимы. Давайте вспомним, какие лады в музыке вы знаете? (ответ). Предлагаю вашему вниманию отрывок из цикла «Времена года» А.Вивальди под названием «Зима».

Отрывок из цикла «Времена года» А.Вивальди «Зима».

(Слушание).

-Какой же лад использует композитор при музыкальной зарисовке зимы?

-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?

ИЗО: давайте сейчас объединимся в две команды. Подойдите и возьмите на столе заготовленные для вас прямоугольники. Одни красные, а другие - синие. Теперь встанем в команды по цветам.

Задание 1

Каждой команде дается таблица. Там есть название цвета, а вот самого цвета нет. Вам нужно под каждым названием проставить цветовой элемент. Не торопитесь, подумайте, обсудите. (Работа с профессиональной терминологией, дети вспоминают названия цветов).

Уч- ся выполняют работу - в таблицу вставляют цветовые пятна.

Техника безопасности при работе с кисточками, ножницами.

Вот теперь вы все цвета нарисовали. Теперь вам надо из этой таблицы вырезать только цвета, относящиеся к холодной гамме (это задание закрепляет знания).

Динамическая пауза.

Музыка: Композиторы в своих произведениях часто нацеливают слушателя на восприятие конкретных образов, давая таким произведениям художественные названия, т.е. формируя «программу видения» содержания. Такие произведения называются программными. Таким образом, программная музыка- инструментальная музыка (чаще симфоническая), в основе которой лежит программа, т.е. какой- либо конкретный сюжет. Программность произведения отражается либо в названии, либо излагается в специально предпосланном комментарии.

Непрограммная музыка- это произведения, которые не имеют художественных названий или литературного сюжета. Во время их слушания наше представление может взлетать и развиваться в зависимости от личностного восприятия и создавать собственные чувства- образы.

Как вы думаете, прослушанная вами «Зима» А.Вивальди относится к программной или непрограммной музыке? (ответ детей)

-Почему? (ответ детей)

Музыка: И вновь обращусь к Васнецову. Предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Васнецова «Богатыри». Кто они такие, богатыри? Богатырский образ давно встречался в народном творчестве, в поэзии, в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Это оттого, что с древних времен со всех сторон на Киевскую Русь наступали враги, пытаясь завладеть землями, богатствами, поработить народ. Поэтому и родился образ богатыря в искусстве как образ защитника Родины. Защищали землю от половцев, от монголо-татар.

У русского композитора Александра Бородина много произведений с богатырскими образами. Сегодня познакомимся с отрывком из симфонии №2.

-Давайте вспомним, что такое симфония? (ответ уч-ся)

Послушаем главную тему 1части.

Слушание симфонии №2 А.Бородина.

-Какой тип музыки? (маршевый)

-Какой характер? (мужественный, твердый, четкий)

Действительно, в музыке Бородина ощущается сильные люди- богатыри. Поэтому и симфонию друзья Бородина, тоже композиторы, назвали «Богатырской».

-Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Три воина выстроились в ряд: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины: «… картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья и Алеша на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога,не обижают ли кого?» Художнику удалось создать образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. А удалось ли создать богатырский образ композитору А.Бородину?

- К какому типу музыки относится: программной или непрограммной?

-Почему?

ИЗО: Используя холодные цвета, создайте пейзаж с веселыми пингвинами в технике рисунка с солью.

Презентация «Рисунки с солью».

Задание 2

ИЗО: Раскрашивая свои картины, внимательно подбирайте цвета.

Дети работают с заданием.

Включается музыкальный ряд с зимней тематикой.

По окончанию работы выставляют работы.

Идет обсуждение: правильно ли выбрали цвета? Находим ошибки, исправляем их вместе.

- Можно ли объединить эти рисунки? (можно по композиции, по цветовому колориту)

ИЗО: С самого детства ребенок берет в руки цветные карандаши и пытается изобразить все, что его окружает. Вы ведь с малых лет рисуете, не правда ли это?

-А как вы думаете, почему человек рисует? (ответ уч-ся)

-А каких художников вы знаете?

Музыка: Еще в древности, в первобытную эпоху люди рисовали на скалах, и еще в древности люди издавали звуки, отдаленно напоминающие музыку. Значит, связь этих двух искусств зародилась еще в древние времена. Одно искусство дополняет другое. Союз музыки и живописи позволяет человеку развивать как «внутренний слух», так и «внутреннее зрение», развивает в человеке любовь к прекрасному, доброму, вечному.

«Я хочу услышать музыку,

Я хочу услышать музыку,

Что такое эта музыка?

Расскажите мне скорей!»

И расскажут, а вернее споют, что рисует музыка, солистки Даша Игнатенко и Лиля Чижик и поможет им хор 5-А класса.

Песня «Я хочу увидеть музыку».

Делаем выводы. Ставим оценки.





Приложение 1





Красный










Оранжевый





Желтый





Лимонный










Розовый





Зелень травяная





Синий (кобальт)










Голубой





Фиолетовый

7


© 2010-2022