• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка урока по изобразительному искусству на темуДревние образы в народном искусстве в 5 классе

Методическая разработка урока по изобразительному искусству на темуДревние образы в народном искусстве в 5 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Ельшина Любовь Васильевна.

Учебный предмет: изобразительное искусство, 5 класс

Учебник: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - М.: Просвещение, 2012 г.,

авторская группа: Горяева Н.А., Островская О.В., под руководством. Неменского Б.М

Тема четверти: «Древние корни народного искусства»

Урок 1.Тема: «Древние образы в народном искусстве»

1четверть сентябрь

Цель


и задачи

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; знакомства народных традиций, древних образов в народном искусстве.

Образовательная:

  • формирование художественного вкуса учащихся;

  • осмысление места декоративного искусства в жизни общества;

  • формирование художественных знаний, умений и навыков;

  • знакомство с древними образами;

  • видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства.

Воспитательная:

Проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.

Развивающая:

  • активно включаться в процесс восприятия народного искусства и практическую деятельность;

  • умело пользоваться языком декоративного искусства;

  • знать смысловое значение традиционных образов и мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и др), умение их воспроизвести на плоскости,

Тип урока

Приобретение новых знаний с использованием практической части.

УУД

Личностные. Ученик желает осваивать изучаемую область знаний «Древние корни народного искусства», новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Готовится к самообразованию на основе учебно - познавательной мотивации.

Регулятивные. Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции.

Познавательные. Проявляет активность в решении познавательных задач в материализованной и умственной форме. Знакомится с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые следует раскрывать как память народа.

Коммуникативные. Сотрудничает с учителем и сверстниками, обменивается мнениями, обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, участвует в совместной деятельности при воплощении художественных образов.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: желает осваивать новые виды деятельности. Участвует в творческом процессе. Проявляет интерес, бережное отношение к народному ДПИ. Ответственно относится к учению, саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные: умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развивает фантазию, воображение, интуицию, визуальную память.

Предметные: расширяет эстетический и общий культурный кругозор. Умеет объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов, отмечает их лаконично-выразительную красоту. Знает, что выражают древние знаки - символы. Создаёт выразительные декоративно - обобщенные изображения (древо жизни, птица, конь…) на основе древних образов. Осваивает навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы.

Технологии

здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности

Зрительный ряд:

изображение знаков - символов

Литературный ряд:

рассказ о знаках

Материал:

фломастер красного, коричневого цвета, краски, сангина, альбом.

Задание:

выполнить рисунок на тему одного из древних образов.

Оборудование

проектор, компьютер учебник, таблица «Солярные знаки», учебник, рабочая тетрадь

Основные понятия

солярные знаки, древние знаки-символы: Берегиня-Оранта, древо жизни, птица пава, орнамент.


Дидактическая структура занятия

Мини цель

(задачи)

Этапов занятия

Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий)

Форма деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

Организационный этап

(2 минуты)

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся

Вступительное слово учителя,

сотрудничество

Фронтальная

Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовят рабочее место

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: ученик учится определять цель своей работы

Мотивация

(3 минуты)

Определить тему и задачу урока

Просмотр репродукций

в учебнике на стр.4-9. Презентация слайд № 1, 2, технология совместной поисковой деятельности.

Фронтальная

Задаёт наводящие вопросы

Определение темы занятия

Метапредм. УУД:

Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений

Приобретение знаний

( 8 минут)

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала

Исследовательский, эвристический. Просмотр репродукций в учебнике на стр.12-19. Просмотр презентации «Древние корни народного искусства», слайды 3-10

Знаки символы на слайдах

Наблюдаем, сравниваем, анализируем. Развивающее обучение.

фронтальная

контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения знаков-символов

Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью? Отвечаем на вопросы стр. 19

Метапредм. УУД:

Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личностн. УУД:

сформированность познавательных интересов, творческих способностей.

Физкультминутка (1 мин)

Снятие напряжения.

Здоровьесберегающие технологии

фронтальная

контролирует и помогает выполнению упражнений

Дети выполняют физические упражнения.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч

Переход к практической работе

(2 минуты)

Применение познавательных знаний для выполнения практического задания.

Практическая работа

«выполнение рисунка символических знаков в народном творчестве». Технология поэтапного формирования умственных действий

Учитель контролирует работу ученика, который показывает на доске выполнение задания мелом.

Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу. Два или три ученика, по правилам рисования изображает древо жизни, Берегиню - Оранту, птицу-паву, коня для декоративного панно: «Древние образы».

Метапр. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Пред. УУД: показывает навыки работы с цветной бумагой. Задание на стр.102, 104.

Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания.

Практическая работа

««выполнение рисунка символических знаков в народном творчестве».

»,

Развивающее обучение. Технология поэтапного формирования умственных действий

групповая

Учитель контролирует работу учеников

Индивидуальная работа учащихся по изображению знаков-оберегов.

Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа.

Пред. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. создаём образ с натуры.

Подведение итогов занятия (2 мин)

Подведение итогов занятия

Информационный, сотрудничество

Фронтальная

Анализируем работы

Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам

Метапредм. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Коммун.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Заключительная беседа по вопросам;

РЕФЛЕКСИЯ:

Индивидуально-групповая

Учитель помогает провести рефлексию Сегодня на уроке: мы узнали

Открыли для себя,

Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя… На доске кластер: ключевое слово и разветвления к изученным древним знакам-образам

Определяют эмоциональ

ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку.

Оценка выполненного труда на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке.

Домашнее задание. Готовимся к коллективному проекту «Традиционное крестьянское искусство».


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с темой урока. Беседа. Чтение детьми учебника (вслух): стр. 6 - 19. Рассматриваем репродукции.

  3. Что будем рисовать? Объяснение задания.

  4. Практическая деятельность детей на уроке.

  5. Анализ работ.

  6. Итог урока. Ответы на вопросы.

  7. Рефлексия.

  8. Простановка оценок.

Результаты деятельности

Этап первый. Подготовка к изучению нового материала через повторение, познание нового и актуализацию опорных знаний.

Характеристика деятельности учащихся

  1. Рассматривание репродукций в учебнике, фотографий с различными солярными знаками в вышивках, росписи и резьбы по дереву, в других видах крестьянского ДПИ (разными художественными материалами).

  2. Объяснение смысла понятий: ДПИ, крестьянское искусство, солярные знаки, древние знаки-символы: Берегиня-Оранта, древо жизни, птица пава, орнамент.

  3. Сравнение изображений одних и тех же знаков в различных предметах и различных видов крестьянского искусства.

  4. Обсуждение особенностей изображения солярных знаков разными материалами в различных видах народного ДПИ.

Сценарий урока.

Организационный этап (2 минуты). Вступительное слово учителя. Приветствие. Готовность к уроку. Технология сотрудничества.

Мотивация (3 минуты). Определить тему и задачу урока. Просмотр репродукций в учебнике на стр.4-9.

Ребята! Как вы думаете, что мы будем изучать в 5 классе?

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Что означает слово декор?

Что запечатлели предметы, изготовленные в глубокой древности?

Зачем в наше время человеку декоративно-прикладное искусство?

Назовите виды декоративно-прикладного искусства.

Что свойственно ДПИ?

Назовите художественные средства ДПИ.

Остановимся сегодня на народном крестьянском искусстве.

Презентация: слайд № 1:

«Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро, счастье. Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами.

Ребята, вспомните, что такое орнамент?

Дети отвечают на вопрос.

Человек пытался разобраться, как построен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками…

Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

Дети: «Древние образы в народном искусстве»

Слайд №2. Цель урока: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения и знакомства с народными традициями, древними образами в народном искусстве.

А задачей нашего урока будет:

  • формирование художественных знаний, умений и навыков;

  • знакомство с древними образами;

  • видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства;

  • активно включаться в процесс восприятия народного искусства и практическую деятельность;

  • умело пользоваться языком декоративного искусства;

Задачи выставляем на доске.

Приобретение знаний (8 минут). Рассматриваем материал в учебнике. Находим ответы на вопросы. Рассматриваем изображения. Сравниваем, Анализируем.

Слайд №3. Изображение кувшина, которому 5000 лет. Узоры на нём рисуют картину мира. Зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды.

Круги, соединённые между собой S - образной линией - движущееся солнце. Косые линии символизируют дождь. Земля изображена в виде двух горизонтальных параллельных линий.

О чём говорит наш древний предок?

Дети находят ответ в учебнике или сами догадываются: «Пусть прольётся дождь».

Слайд №4. Выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделяя природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам в виде животных, птиц, фантастических существ, человек тем самым выражал свои представления о мире в образах.

Ребята! Как вы думаете, какой образ представлен на этих изображениях? Почему вы так думаете?

Здесь наверно изображён знак солнца. Больше кругов, розеток, цветов. Всё это по форме напоминает солнце с разнообразными лучами.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища, предметов быта, одежды.

Слайд №5. Солнце принимало образ в виде коня. Этот символ приобретал как бы животворящую силу и олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце.

Конь-охлупень с крыши крестьянского дома - хранитель домашнего очага. Конь является другом и помощником человека в жизни. Каким ещё символом мог обладать конь в поэтических представлениях народа? Чем отличается образ коня друг от друга в разных видах творчества?

Ученики находят ответы на вопросы в тексте учебника, по изображениям на слайде и в учебнике. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.

Разнообразные пластические решения одного и того же образа в народном искусстве обогащают восприятие школьников, помогают острее почувствовать особенность языка крестьянского прикладного искусства:

- двуглавые кони в каргопольской игрушке - олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);

- образ всадника на коне - освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;

- «конюх» - тверской деревянный ковш с конскими головами - воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;

- узорные пряники «козюли» в виде коня, которые в Архангельске пекли на Рождество, - символ молодого, нарождающегося солнца;

- изображения коней, всадников в вышивке на полотенце - олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

Слайд №6. Образ солнца, света соединялся с образом матери-земли. Женская фигурка - это божество, которое родит урожай. Называют этот образ по-разному: «Великая богиня земли и плодородия», «Макошь - мать хорошего урожая», «Берегиня - Оранта и др.» Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее и уподобляли женщине. Женская фигурка с устремлёнными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которого зависела жизнь человека. Необходимо обратить внимание учащихся на пластическую трансформацию этого образа в древо и, напротив, на неуловимое сходство образа древа с образом Великой Богини, подводя под них общую содержательную основу.

Слайд №7. Причудливый узор - раскидистое дерево с крупными цветами-плодами, чудо - птицами, сидящими на ветках в произведениях народного искусства - это древо жизни. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Каким символом в народном творчестве считалось древо жизни?»

Пятиклассники читают о древе жизни на стр. 16, рассматривают на изображениях. Находят различия его изображения в различных видах народного творчества.

Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни - высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?
Ответы учащихся: почва для корней древа жизни каждого человека - семья, в которой он растет.
- А что самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет?
- Любовь.
- Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы?
- Знания.
- Чувство долга.
- Любовь к Родине.
Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо - это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества - как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа - древа жизни или познания - существует в культурах многих народов мира. Вот почему образ «Матери - земли» схож с образом «Древа Жизни».
Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
- «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево - того похвалят внуки».
- «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы.

Слайд №8. Какой образ изображён в различных видах народного искусства: вышивке, росписи и резьбе по дереву? Как вы думаете, что мог олицетворять образ птицы в народном декоративно-прикладном искусстве? Дети узнают об образе птицы в учебнике на стр. 18.

Слайд №9. Знак-оберег в изделиях воронежских народных умельцев. Геометрический ромб - самый устойчивый и повсеместно-распространённый знак просветлённого лучезарного солнца, который у славян считался кругом. В результате варьирования его многими поколениями, он заметно изменился и получил местное название - «репей». Термин получил название из-за условного сходства этого элемента орнамента с репьём лопуха. Орнамент с изображением геометрического ромба распространён в вышивках Воронежского края.

Не только такие знаки-обереги изображали крестьяне Воронежской области. С другими знаками мы познакомимся на других занятиях.

Итак, вывод.

Для какой же цели изображали крестьяне различные знаки, называемые солярными на предметах быта, вещах, одежде?

Слайд №10. Все образы-знаки связаны с восприятием мира крестьянином-земледельцем, для которого засеянная хлебом пашня была как благо, подаренная землёй и небом. И в радости, и в горе они обращались к окружающей действительности и с помощью простых знаков талантливо изображали представление о мире на предметах быта, вещах, одежде.

  • Выполни рисунок на тему одного из древних образов:

мать-земля, древо жизни, птица света - пава, конь и др.

  • Преврати реальный образ в символический знак.

  • Создай свой образ на основе орнамента в народной вышивке, росписи или резьбе по дереву.

  • Используй различный художественный материал в соответствии с видом творчества:

Красный фломастер соответствие вышивке;

Гуашь - росписи на дереве;

Сангину - резьбе по дереву и др.

Задание прочти в учебнике внимательно. Цвет в составлении узоров также был весьма символичен:

  • белый цвет связан с идеей света, чистоты и священности (белый свет, белый царь - над царями царь и т.п.); в то же время - цвет смерти, траура;

  • красный - огонь, (и солнце - как небесный огонь), кровь (жизненная сила);

  • зелёный - растительность, жизнь;

  • чёрный цвет - земля;

  • золотой - солнце;

  • синий цвет - небо, вода;

  • фиолетовый цвет соединял человека с высшими силами.

Укрась знак символ орнаментом с изображением солярных знаков:

  1. Волнистая линия - знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды - горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.
    2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
    3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части - (вспаханное поле). Если внутри есть точки - засеянное поле. Это - знаки Земли и плодородия.
    4) Ярга (свастика). Иначе - коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга - знак Солнца. По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви - благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави - разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться.

5) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний.

Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
6) Треугольник - символ человека, символ человеческого общения; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины.

7) Репей - символ лучезарного солнца.

Физкультминутка (1 мин). Снятие напряжения. Каждый учитель может придумать свои упражнения или поручить провести минутное занятие одному из учеников. Дети выполняют упражнения.

Переход к практической работе (2 минуты). «Выполнение рисунка символических знаков в народном творчестве». Предлагаю детям мелом на доске выполнить свой знак символ на основе древних образов, стилизуя его. Например: древо жизни, знак солнца, земли в образе женщины. Остальные ученики класса думают над образом на основе древних знаков.

Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут). Индивидуальная работа учащихся по изображению знаков-оберегов.

Учитель контролирует работу учеников. Дети желают осваивать новые виды деятельности. Участвуют в творческом процессе. Проявляют интерес к народному декоративно-прикладному искусству (ДПИ). Ответственно относятся к учению, саморазвитию и самообразованию. Умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развивают фантазию, воображение, интуицию, визуальную память. Расширяют эстетический и общий культурный кругозор. Создают выразительные декоративно - обобщенные изображения (древо жизни, птица, конь…) на основе древних образов. Осваивают навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы.

Подведение итогов урока (2 мин). Анализируем работы: чего достигли на уроке, что ещё необходимо выполнить, дать возможность доделать работу или переделать, если получилась неудачной работа. Ученики прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам. Простановка оценок за выполненное задание.

Рефлексия учебной деятельности (2 мин) Пятиклассники определяют эмоциональное состояние на уроке; учитель помогает провести рефлексию.

Сегодня на уроке:

мы узнали;

открыли для себя,

научились выполнять,

мы смогли похвалить своих одноклассников и себя….

На доске кластер: ключевое сочетание слов «Древние образы народного ДПИ» и разветвления от него к изученным древним знакам-образам. К надписи дети прикрепляют свои рисунки с изображением знаков-символов, выполненных на основе древних образов.

Древние образы народного ДПИ

Образ солнца

Образ коня

Образ древо жизни

Образ птицы

«репей"

Образ земли

Учитель благодарит детей за работу на уроке. Запись задания к следующему уроку.

Уборка рабочего места.

Кластер






Литература

С.К. Жегалова «Русская народная живопись». - М. Просвещение 1984

Н.А.Горяева. О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник, 5 класс. - М. Просвещение -2012.

Е.Н. Губанова «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе». Учебно-методическое пособие. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. Воронеж - 2003.

Древние образы в народном искусстве | История...

history-ryazan.ru›История›375






© 2010-2022