Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №98»





Рассмотрена на заседании

Согласована

Утверждена приказом

ШМО _________________

с зам. директора по УВР

директора школы

__________________ (И. В. Рыженков)

___________(Е.А. Зарецкая)


Пр. №___ «____» ________2015 г

«____»_________2015 г.

пр.№____ «_______» ______2015г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по изобразительному искусству

5а, 5б класс


В.Д. Ковалёва, учитель

изобразительного искусства,

высшая категория











ЗАТО Железногорск

г. Железногорск

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена для обучающихся 5аб классов средней общеобразовательной школы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, срок реализации 1 год и обеспечена УМК учебниками 1. Горяева Н. А., Островская О.В. Изобразительное искусство: Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Просвещение, 2014

Цель:

- развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной отрасли» с изменениями от 29.12.2014 №1644;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Рабочие программы «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 класс, М. «Просвещение», 2015г;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Устав МБОУ Школа №98 г. Железногорск Красноярского края

  • Учебный план МБОУ Школа №98 на 2015-16 учебный год;

  • ООП ООО МБОУ Школа №98

Содержание предмета направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Формы и приемы художественной деятельности:

  • моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Количество часов, отводимых на контроль - 4.

Описание учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство», по календарному учебному графику в 5 классе 34 учебных недели, в учебном плане школы на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Изобразительное искусство»

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е зоркости растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей индивидуальности.

Художественное образование формирует эмоционально-нравственный потенциал ребёнка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания, конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды, а декоративная деятельность - это способ организации общения людей, и прежде всего она имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей обучающихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная ц е л ь - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нём, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Обучающийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

    • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

    • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

    • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

    • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

    • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Критерии оценивания знаний обучающихся по изобразительному искусству

Оценка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

  1. Знание всего изученного программного материала.

  2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3»

(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.

  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

4. Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Нормы оценки знаний и умений по изобразительному искусству

Устный ответ

Практическая работа (опыт художественно-творческой деятельности)

Оценка «5»

Обучающийся знает и понимает:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамотности (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства и художественной культуры и его роль в синтетических видах творчества;

Обучающийся умеет:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);

  • самоопределение в видах и формах художественного творчества, умении импровизировать.

Оценка «4»

  • Предъявляются такие же требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допущены незначительные ошибки или в нем не достаточно полно раскрыты существенные аспекты художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

  • Предъявляются такие же требования, как и к работе, вы­полненной на «отлично», но при выполнении художест­венно-творческой работы обучающийся допускает незначительные ошибки в овладении практическими навыками средств художественной выразительности.

Оценка «3»

Обучающийся демонстрирует общие представления:

  • о пластических и сценических видах искусства;

  • различных жанрах и видах изобразительного искусства;

  • в понимании особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества.

  • допускает неточности в использовании художественных терминов и понятий;

Обучающийся:

  • допускает неточности в анализе работ своих товарищей;

  • не владеет в полном объеме навыками создания художе­ственно-декоративных объектов предметной среды, объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • не всегда умело пользуется языком художественного и декоративно-прикладного искусства;

  • не в полной мере владеет навыками соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


Содержание предмета «Изобразительное искусство»

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 часа)

Древние корни народного искусства (9 часов)

  1. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.

  1. Убранство русской избы

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага.

  1. Внутренний мир русской избы

Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.

  1. Конструкция и декор предметов народного быта

Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка).

Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

5, 6. Русская народная вышивка - 2 часа

Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

Материалы: (фломастеры, восковые мелки, бумага.)

  1. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм - образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Народный праздничный костюм.

  1. Контрольная работа «Народный костюм»

  2. Народные праздничные обряды

Роль декоративно - прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев «Масленица», В. Суриков «Взятие снежного городка».

Изготовление куклы Масленицы

Материалы: сухая трава, солома или мочало; нитки, палочка, ткань.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

  1. Древние образы в современных народных игрушках

Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской).

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

Материалы: глина, стеки, фаска для грунтовки, гуашь, кисти

  1. Искусство Гжели

История развития, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма.

Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти.

  1. Городецкая роспись

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи;

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи, изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.

Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

  1. Хохлома

Из истории промысла. Разнообразие приёмов хохломской росписи (кудрина, фоновое письмо)

Художественные особенности хохломской росписи и приемы письма.

Вырезание из бумаги разверток различных форм деревянной посуды, украшение их росписью.

Материалы: фломастеры, белая бумага, кисти.

  1. Жостово. Роспись по металлу

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных ком-позиций (рамочная и геральдическая).

Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.

Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти.

  1. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Из истории промысла. Разнообразие приёмов росписи по лубу и дереву.

Художественные особенности росписи и приёмы письма по дереву.

Вырезание из бумаги разверток различных форм деревянной посуды, украшение их росписью.

Материалы: фломастеры, белая бумага, кисти.

  1. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Контрольная работа.

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве.

Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Декор - человек, общество, время (10 часов)

  1. Зачем людям украшения

Социальная роль декоративно - прикладного искусства в жизни разных народов, в различные эпохи.

2,3. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества- 2часа

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта.

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Контрольная работа.

Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.

4,5.Одежда «говорит» о человеке- 2 часа

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей.

Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа).

Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти.

6,7,8. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы- 3 часа

История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба.

Выполнение проекта собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору). Значение геральдического искусства в жизни современного общества.

Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти

9,10. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества - 2часа

Декоративно - прикладное искусство в повседневной жизни человека.

Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах.

Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

Итоговая игра - викторина с привлечением учебно - творческих работ. Произведений декоративно - прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами.

1,2. Современное выставочное искусство- 2 часа

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения декоративно - прикладного искусства. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды декоративно -прикладного искусства.

3,4,5,6,7,8. Ты сам - мастер-5 часов + 1 контрольная работа

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Этапы работы над произведением декоративно - прикладного искусства. Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор - человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире. Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному из разработанных эскизов. Активное участие в семинаре-выставке. Изготовление тряпичной куклы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера.

Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага.





















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5а, 5б класс

№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Дата урока

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)

Древние корни народного искусства (9 часов)



1

Древние образы в народном искусстве

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

Умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.

Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой.

2

Убранство русской избы

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Уважительно относятся к национальному искусству, используют фантазию, воображение при выполнении работы.

Умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России.

Знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки).


3

Внутренний мир русской избы

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей.

Умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности.

Умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности

4

Конструкция и декор предметов народного быта

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов.

Умение работать в группе, объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение.

Освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции.

5

Русская народная вышивка

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины).

Приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.


6

Русская народная вышивка

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей.

Умение выстраивать связи между смежными предметными областями (литература, история, география).

Знают символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Умеют работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).

7

Народный праздничный костюм

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Развитие воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат - художественный «ответ» - на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Создают объекты предметной среды, используют фантазию, воображение при выполнении работы. Сравнивают, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов.

8

Народный праздничный костюм. Контрольная работа

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

Оценивают собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода).

Приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

9

Народные праздничные обряды

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

Развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти.

Проявление себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

10

Древние образы в современных народных игрушках

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни.

Умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями.

Умение выявлять в русской народной игрушке связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности.

11

Искусство Гжели

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества.

Умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён.

Освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции.

12

Городецкая роспись

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца

Формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками - представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку.

Приобретение опыта выполнения городецкой росписи, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

13

Хохлома

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения хохломского промысла.

Умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу.

Приобретение опыта выполнения хохломской росписи, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

14

Жостово. Роспись по металлу

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.

Приобретение опыта выполнения жостовской росписи, творческих проектов, эскизов на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями.

Освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции.


16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни Контрольная работа.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.

Умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

Приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

Декор - человек, общество, время (10 часов)

17

Зачем людям украшения

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству - сокровищнице мировой цивилизации.

Умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства.

Осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций.

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно - прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени.

Умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат.

Расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора.

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека.

Приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания

Приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

20

Одежда «говорит» о человеке

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

Научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства.

Умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия.

21

Одежда «говорит» о человеке

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества.

Умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат.

Соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе.

22

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека.

Интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география).

Понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

23

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (эскиз) в конкретном материале.

Смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы обучающихся.

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства.

24

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора.

Научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения.

Умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (эскиз) в конкретном материале.

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно - прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы обучающихся.

Умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Контрольная работа

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины.

Формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.

Умение ориентироваться в широком зрительном материале - в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики.

Систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)

27

Современное выставочное искусство

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников.

Смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы обучающихся.

Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.).

28

Современное выставочное искусство

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства

Воспитание интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству.

Научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала.

Расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора.

29

Ты сам - мастер

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения.

Формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства.

Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства.

30

Ты сам - мастер

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.

Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.)

Умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой.

Приобретение опыта работы над декоративной композицией (панно): освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона).

31

Ты сам - мастер

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств, в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений.

Выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу.

Экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).

32

Ты сам - мастер

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени.

Смогут работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы обучающихся.

Выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества.

33

Ты сам - мастер

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта.

Умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.

Умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале.

34

Ты сам - мастер. Контрольная работа

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности.

Умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества.

Расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора.

Итого по программе

34 ч.

34ч.

Фактически проведено






Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

Средства обучения:

Учебник:

Горяева Н. А., Островская О.В. Изобразительное искусство: Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Просвещение, 2014

Учебно - методические средства обучения для учителя:

  1. Программа Б.М. Неменский «Изобразительное искусство 5- 9 класс». Москва, Просвещение, 2015

Для ученика:

  1. Горяева Н. А., Островская О.В. Изобразительное искусство: Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Просвещение, 2014

  2. Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», Титул, 1998

  3. Н.М. Сокольникова «Основы рисунка». Титул, 2000

  4. Н.М. Сокольникова «Основы живописи». Титул, 2000

  5. Н.М. Сокольникова «Основы композиции».Титул, 2000

Оборудование:

Рабочие тетради:

  1. Ю.Г. Дорожин «Простые узоры и орнаменты». МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2003

  2. Ю.Г. Дорожин «Сказочная Гжель». МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005

  3. Ю.Г.Дорожин «Жостовский букет». МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2000

  4. Т. Логунова «Первые уроки дизайна». МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005

  5. Ю.А. Межуев «Сказочная Гжель». МОЗАИКА - Синтез, 2007

  6. Л.А. Неменская «Твоя мастерская». Просвещение, 2005

Печатные пособия:

  1. Портреты русских и зарубежных художников

  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

  3. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте:

  1. С. Вохринцева «Хохломская роспись 1», Страна Фантазий, 2003

  2. С. Возринцева «Хохломская роспись 2», Страна Фантазий 2003

  3. «Народное творчество. Дымковская игрушка», Страна Фантазий, 2006

  4. «Народное творчество. Филимоновская игрушка», Страна Фантазий 2006

  5. «Наш дом», Страна Фантазий, 2006

Информационно-коммуникационные средства:

Электронные обучающие художественные программы:

  1. Учимся рисовать

Электронные учебники:

  1. Большая энциклопедия живописи

Электронные библиотеки по искусству:

  1. 5000 шедевров рисунка

  2. История искусства

  3. Шедевры архитектуры

Технические средства обучения:

  1. Аудио - магнитофон

  2. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

  3. Видеомагнитофон

  4. Компьютер с художественным программным обеспечением

  5. Мультимедиа проектор

  6. Интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование:

  1. Бумага А3, А4

  2. Бумага цветная

  3. Краски гуашевые

  4. Ножницы

  5. Пластилин

  6. Подставки для натуры

  7. Ручки с перьями

Модели и натурный фонд:

  1. Античные головы

  2. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  3. Муляжи фруктов (комплект)

  4. Муляжи овощей (комплект)

  5. Модуль фигуры человека

  6. Обрубовочная голова

Презентации к урокам:

  1. Пейзаж родной земли

  2. Деревня - деревянный мир

  3. Красота человека

  4. Народные праздники

  5. Родной угол

  6. Древние соборы

  7. Города Русской земли

  8. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

  9. Узорочье теремов

  10. Пир в теремных палатах

  11. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

  12. Народы гор и степей

  13. Древняя Эллада

  14. Европейские города средневековья

  15. Многообразие художественных культур в мире

  16. Материнство

  17. Мудрость старости

  18. Сопереживание

  19. Герои - защитники

  20. Юность и надежды

  21. Искусство народов мира

DWD, CD

  1. Гжель

  2. Жостовский букет

  1. О чём говорит искусство

  2. Павловский платок

  3. Прогулки по Лувру

  4. Энциклопедия искусств

Список литературы

Основная:

  1. Горяева Н. А., Островская О.В. Изобразительное искусство: Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Просвещение, 2014

  2. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 5-9 кл. / Б. М. Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011;

Методические журналы по искусству:

Учебно - методическая газета «Искусство»

Энциклопедии по искусству, справочные пособия:

1. М. Аксёнова

Энциклопедия «Искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения». Аванта, 1999

2. Е. Григорьева, Энциклопедия «Чудеса света». РОСМЭН, 2000

3. И. Долгополов «Мастера и шедевры» т.1, т.2, т.3

4. С. Исмаилова

Энциклопедия «История искусства». Русская энциклопедия, 1998

5. В.М. Полевой «Популярная художественная энциклопедия» А - М.

6. В.М. Полевой «Популярная художественная энциклопедия» Н - Я.

Советская энциклопедия 1986

Дополнительная:

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры:

  1. Т. Гармаш «Рисуем орнаменты». ОНИКС, 2001

  2. Ю. Дорофеева «Русский праздничный народный костюм». МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2004

  3. С. Жегалова «Росписи Хохломы». Детская литература, 1991

  4. Н. Казак «Цветы на платке». МАЛЫШ, 1988

  5. А. Конев «Рисуем кошку». Харвест, 2003

  6. А. Конев «Рисуем собаку». Харвест, 2003

  7. Паррамон Эдисионес «Живопись акварелью, маркерами, акриловыми красками». Барселона, 1992

  8. Паррамон Эдисионес «Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами». Барселона, 1992

  9. Уолтер Фостер «Рисуем кошку»

  10. Тони Керн «Рисуем птиц». Современное слово, 2002

  11. Уолтер Фостер «Цветы в акварели». АСТ Астрель, 2004

  12. Уолтер Фостер «Рисуем собак». АСТ Астрель, 2003

  13. Фиона Уотт «Я умею рисовать». РОСМЭН, 2004

15


© 2010-2022