• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Поурочное планирование по изобразительному искусству на тему Конструкция и декор предметов народного быта (5класс)

Поурочное планирование по изобразительному искусству на тему Конструкция и декор предметов народного быта (5класс)

Разработка на тему "Конструкция и декор предметов народного быта" рекомендована учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по ФГОС (соответствующая проекту народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского). В методической разработке содержится название темы, указаны цель и задачи урока (образовательные, воспитывающие, развивающие). А также расписаны планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные). В структуре расписаны этапы урока с применением му...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О Ельшина Любовь Васильевна

Учебный предмет: изобразительное искусство. 5 класс.

Учебник, авторская группа: Горяева Н.А., Островская О.В., под руководством Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2012.

Тема четверти: «Древние корни народного искусства».

Урок 5. Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта. Октябрь 2014 г.».

Цель

и задачи

Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения.

Образовательные

Закрепление теоретических знаний о предметах народного быта, знаний об особенностях пластической формы, единства конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи, соразмерной человеку; формирование художественного вкуса учащихся;

Развивающие:

учимся применять древние знаки-символы, образующие украшение предметов крестьянского быта;

продолжаем развивать навыки умелого пользования языком декоративного искусства и применение их в практической деятельности;

Воспитывающие:

осмысление места декоративного искусства в жизни общества; осознание своей причастности к судьбам культуры; проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту русской деревянной посуды, сохранившей исторический облик, воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в крестьянских предметах быта

Тип урока

Урок- практикум

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к крестьянскому быту. Желание осваивать новую изучаемую область знаний, новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы.

Метапредметные: воспитание уважения к народному искусству и культуре своей Родины, выраженной в предметно - материальной среде. Умение эстетически подходить к изображению предмета крестьянского быта. Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти.

Предметные: выразительное изображение формы предметов и украшение её. Умение трансформировать реальные формы в декоративные. Умение выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Технологии

Здоровьясбережения, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные.

Зрительный ряд:

Работы детские прошлых лет, дидактический материал с элементами украшения прялок, посуды. слайды с изображением предметов быта и др.

Музык. ряд:

Русские народные песни:«В низенькой светелке».

Литератур. ряд

Русская народная песня «Уж ты, прялица, ты прялица моя…»

Материал:

Фломастер, акварель, гуашь, восковой мелок, кисть, бумага. Бумага альбомная «А»4, краски, банка, кисть. Большой лист для коллективной работы.

Задание:

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта в выбранном детьми материале.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Детские работы с изображением прялок, ковшов. Презентация «Конструкция и декор русских народных прялок», учебник, компьютер, фото, рисунки с предметов крестьянского быта.

Основ. понятия

Ковш-конюх, скопкарь, лопаска, донце, птица-сирин, туес, солоница, ендова и др.


Структура урока


1.Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учащихся. Включение в работу. Проверка подготовки детей к уроку. Приветствие учителя. Готовность детей к уроку. УУД Регул .: организация деятельности на уроке. Личн .: отработка навыков самоорганизации

2.Тема, цель, задачи задание. Мотивация к знаниям. (2 мин) Демонстрация перед детьми изображения предметов народного быта.

Продолжаем тему прошлого урока и завершаем проект «Предметы народного быта». Как звучать будет тема сегодняшнего урока? Определение темы урока. Варианты названия темы. По начатым заданиям на предыдущем уроке учащиеся определяют, что будут изображать. Один из обучающихся озвучивает так тему урока «Конструкция и декор предметов народного быта». УУД Коммуник.: вступают в диалог с учителем. Личн.: отработка самоорганизации навыков. Регул.: вникают в суть проблемы.

3.Открытие новых знаний: закрепление, сравнение, обсуждение - (10 мин).

Презентация, рассматриваем слайды, называем изученные предметы. УУД: Коммуник : участвует в общей беседе. Личн : эстетически воспринимают, чувствуют и оценивают увиденные предметы. Регул : принимают и сохраняют учебную задачу. Познав. : рассуждает о связях крестьянского искусства с природой, овладевают способами научной организации труда.

Слайд1. «Конструкция и декор предметов народного быта». Рассматриваем изображения предметов на слайдах, закрепляем изученный материал. Учащиеся рассказывают о предметах.

Слайд 2. Ковш-скопкарь и ковш-конюх сравнивают эти предметы с женским и мужским образами. Рассказывают о знаках-символах

Слайд 3. Туес, иначе его называют бурак. Издавна на Руси знали, что соль, хранимая в туесе, никогда не увлажняется, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В туесе очень хорошо хранить травы, специи, лавровый лист, орешки и сушеные ягоды и др. При этом он не дает продукту впитывать посторонние запахи.

Слайд 4. Рубель: с помощью рубеля крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты.

Слайд 5. Валёк: с помощью него женщины выколачивали при стирке бельё.

Слайд 6. На экране прялки. Узнаём новое о прялках. - Поисковые работы детей.

-Прялка занимала особое место в избе, непременная спутница русских женщин.

-Нарядную прялку добрый молодец дарил в подарок невесте, на память - муж жене, отец - дочери. - Прялка была орудием труда для крестьянок. На ней пряли нитки из овечьей шерсти для тёплой одежды, а из льняных волокон - для летней.

Обучающиеся рассказывают о последовательности выращивания льна и как из него получали волокно, а потом пряли из волокна нити.

Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина. "Ручное прядение» было очень медленным.

Слайд 7. Женщина за прялкой прядёт под лучину. Слушаем русскую народную песню «В низенькой светелке».

- Ребята, вы сейчас и представить не можете, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста изо льна!

Слайд 8 .Чтобы скрасить тяжелый труд, прялку украшали.

-Вспоминаем устройство прялки, говорим об украшении их.

Рассматриваем прялки со знаком солнца в виде кругов, цветов - символы восходящего и заходящего солнца; в нижней части - "серьги" на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца, а также изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками

Слайд 9. Прялку украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно.

Слайд 10. Изображали на прялках Царственную птицу Сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Рассказывают дети: -В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность. Люди верили, что эта птица обитает в райских садах и своим сладкоголосым пением может усыпить любого, что она приносит счастье. В «Повести временных лет» написаны слова: По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу, и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила - все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными

Прилетала птица райская,

Садилась на высокий дуб.

Пела она песни царские.

А кто поутру умоется

росою с того дуба,

Тот здрав будет.

Слайд 11. В двухъярусных изображениях в нижней части лопасти изображена жизненная сценка - катание парня в санях или чаепитие. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю тому дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди не ленися" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада прясти, меня в гости звали»

Слайд 12. Пряха за работой.

- Донце устанавливалось на лавку, на него садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15метров ткани для приданого, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Слайд 13. Для сравнения - слайд с изображением механической прялки, которая была изобретена у нас в России в 19 веке. Такая прялка действует и в наши дни.

- Что же мы можем конкретно сказать о прялке?

- Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства .

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками.

Слайд 14. Слова старинной народной песни:

Уж ты, прялица, ты прялица, моя,

Ты, красавица, красавица, моя.

Ты расписана листочками,

Ты украшена цветочками.

Ой ты, прялица, ты прялица, моя,

Сослужи мне службу верную.

Ты спряди мне нитку тонкую,

Нитку тонкую, шелковую.

4. Физкультминутка. Здоровьесберегающие технологии.

5. Практическая самостоятельная работа детей - (20 мин)

УУД. Коммуник .: определяют последовательность своих действий, воспринимает красоту окружающего мира в процессе личного и совместного творчества. Личн.: участвует в творческом процессе. Регул.: принимает и сохраняет учебную задачу, регулирует план своей работы. Познав.: познают и используют древние знаки - символы, геометрические и растительные элементы в декоре предметов крестьянского быта.

Для рисования эскиза декоративного украшения русской прялки в практической работе придерживаются следующего плана:

Учащиеся по цветному фону предметов подбирают:

-гармоничное сочетание цветов для росписи;

-рисуют крупные и мелкие цветные элементы узора, согласно подобранному гармоничному сочетанию цветов;

-завершают украшение, придав выразительности с помощью «оживок» белилами, а также чёрной или цветной «обводки».

-подбирают цвет картона для выполнения эскиза прялки в технике аппликации.

-с помощью геометрических элементов из картона выполняют геометрический узор на прялке, имитируя резьбу по дереву.

5. Анализ выполненного задания (5 мин). Коммуник: учатся основам коммуникативной рефлексии. Вступают в учебный диалог с учителем и сверстниками, Личн.: участвуют в тактичном обсуждении работ, подтверждают приобретённые на уроке знания.

Регулят.: планирует необходимые действия, контролирует и оценивает их как по результату, та и по способу действия . Учитель контролирует анализ детских работ и простановку оценок. Самостоятельно оценивают работу свою и соклассников. Учащиеся учатся находить сильные стороны в работе своих одноклассников. Отмечают даже самые маленькие удачи в слабых работах.

Коллективный анализ является определённым стимулом в работе, настраивает учащихся на серьёзное отношение к ней.

6 Рефлексия. Определяют эмоциональное состояние на уроке. А теперь, оцените наш урок и нашу работу с помощью цвета: жёлтого: если вам понравилось на уроке изображать прялки, посуду? Если не понравилась работа на уроке - покажите синий цвет.

7.Итог. Обобщение (1 мин)

Вопросы для закрепления материала:

- Назовите старинную деревянную посуду крестьянского быта.

- Какое отличие формы ковша-скопкаря от ковша-конюха?

- Для чего применяли рубель в крестьянском быту? Другое.

- О чем узнали на уроке? Дети отвечают на вопросы.

На уроке мы закрепили материал о старинных крестьянских бытовых предметах, узнали больше о прялке, о том, как относились к ней крестьяне, как работали за прялкой женщины?

С предметами, украшенными красивым орнаментом лучше спорится работа, в нарядной посуде еда вкуснее.

Солнечные знаки служили оберегами, на прялке. Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию предметов народного быта.

Задание на дом. 30 сек. Записать задание Уборка рабочего места 30 сек . Личн.: формирование навыков самостоятельной работы

Примечание: учащиеся для выполнения проекта «предметы крестьянского труда» работают коллективно. Одни рисуют интерьер на большом листе, другие - маленькие эскизы-рисунки с изображением предметов быта на четверть альбомного листа (по 2-3 рисунка). Остальные учащиеся создают образ русской прялки.

4

© 2010-2022