• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка по теме: «Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Методическая разработка по теме: «Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Сейчас в наше время большое внимание уделяется  вопросу знакомства учащихся с традициями народной культуры на уроках изобразительного искусства. Этот выбор сделан не случайно: 1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. 2. Мир народной художественной традиции открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. 3. Народные художественные традиции воплощены в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая работа.

Сейчас в наше время большое внимание уделяется вопросу знакомства учащихся с традициями народной культуры на уроках изобразительного искусства. Этот выбор сделан не случайно:

1. Народная культура - основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

2. Мир народной художественной традиции открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

3. Народные художественные традиции воплощены в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.

4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

5. Изучение народных художественных традиций не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

В настоящее время изучение национальной культуры в России приобретает свою актуальность, так как направлено на формирование культуры, на становление каждого школьника духовно богатой, творчески активной, гармонически развитой, целостной личностью. Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Поэтому рекомендации по содержанию занятий направленных на изучение народных художественных традиций в процессе дисциплины «Изобразительное искусство и художественный труд» могут быть полезны педагогам и методистам различных образовательных учреждений.

Язык, обряды, ритуалы, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; умения и навыки, связанные с традиционными ремёслами; национальные особенности; костюмы - всё это очень важно сохранить и вернуть к ним интерес. Имеются в виду уходящие вглубь веков народно-культурные традиции России. Они неразрывны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи.

С раннего возраста нужно вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Потому велика роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности. Уроки изобразительного искусства могут стать дополнительным источником для изучения народных традиций. Поэтому, на основе планирования уроков изобразительного искусства рабочей программы Т.Я. Шпикаловой нами был разработан комплекс занятий, направленный на изучение народный культурных традиций не только России, но и включающий в себя региональный компонент.

Таблица . Планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе включающее комплекс занятий, направленный на изучение народных культурных традиций.

№ урока

ИЗО

Тема урока ИЗО. Вид творческой работы

№ урока труда

Тема урока художественного труда. Вид творческой работы

I четверть. Уроки 1-8

Тема четверти: Земля одна,
а цветы на ней разные

Тема четверти: Всяк молодец
на свой образец

1

Чужие цветы краснее, а свои милее. Цветовые нюансы и контрасты. Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь)

1

Р.К. «Наш поселок»

декоративное рисование.

Коллективное панно.

Декоративное рисование.

2

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки. Повтор мотивов традиционных узоров: веточка с листьями и цветок лилии (гуашь)

2

Жостовские фигурные... Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение

3

В жостовском подносе все цветы России. Роспись подноса цветочным узором (гуашь)

3

Необычные превращения соломки. Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Цвет и форма. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши)

4

Р.К.Музеи в жизни города. Хакасский краеведческий музей

5

Лети, лети, бумажный змей! Орнамент и форма. Эскиз украшения воздушного змея(материалы по выбору)

5

Лети, лети, бумажный змей! Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение

6

РК Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика по мотивам наскальных рисунков хакасов (акварель, гуашь, фломастеры)

6

РК Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитье по мотивам наскальных рисунков хакасов. Способы «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани.

7

Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь)

7

РК Завершение темы урока 6. Коллективная лоскутная композиция «Хакасский календарь» из модулей.

8

Гжельская майолика. Растяжение цвета в гжельском мазке. Особенности изображения гжельского пейзажа. Украшение тарелочки по мотивам гжельской майолики

8

Гжельская майолика. Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания

II четверть, уроки 9-16

Тема четверти: Что ни город, то норов

Тема четверти: Каждому молодцу ремесло к лицу

9

Р.К.Памятники архитектуры-наследие вековАрхитектурные памятники Хакасии

9

Теремок для пернатых. Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания

10

Двор что город, изба что терем. Деревянное зодчество России. Изображение терема для сказочных героев (материалы по выбору)

10

Завершение темы урока 9. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги

11

РК Зима не лето, в шубу одета.Орнамент в украшении хакасской народной одежды. Связь декора с формой. Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору)

11

В каждом посаде в своем наряде. Русский народный праздничный костюм. Декоративное рисование.

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта. Свет и тень (акварель)

12

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах

13

Русская зима. Пейзаж в графике. Передача образа заиндевелых растений (перо, тушь, белая гуашь)

13

Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания

14

Народные обряды. Изучение русских народных обрядов и праздников.

14

Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором

15

Зима - за морозы, а мы - за праздники. Карнавальное шествие (материалы по выбору)

15

Рождественские фантазии. Конструирование из соломки объемных конструкций - подвесок на основе октаэдра

16

Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски: образ матушки-зимы (материалы по выбору)

16

РК. Народные обряды. Изучение хакасских традиционных народных обрядов и праздников.

III четверть, уроки 17-26

Тема четверти: В каждом посаде в своем наряде

Тема четверти: Всякий портной на свой покрой

17

РК Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки тамбурным швом по мотивам хакасской вышивки.

17

Тканые узоры. Ткачество на дощечках Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити

18

Узоры-обереги в традиционном русском народном костюме. Завершение орнаментальных полос, которые украшают народный костюм (вышивка).

18

Завершение темы урока 17. Приемы тканья поясов(закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия

19

Город белокаменный. Исторический памятник архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь)

19

Город белокаменный. Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры

20

Город белокаменный. Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город-крепость» (материалы и техника по выбору)

20

Чтение узоров. Вышивка традиционного русского народного орнамента.

21

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет (материалы и техника по выбору)

21

Берестяные бусы. Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега

22

Водные просторы России. Морской пейзаж. Рисование понаблюдению, попамяти картины весенней навигации (акварель, карандаш, фломастер)

22

Богородские потехи. Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания

23

Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция направленная на изучение народных традиций (обрывная аппликация)

23

Герои сказки глазами художника. Декоративно-сюжетная композиция: иллюстрация к сказке в технике бумажной аппликации

24

РК Красны девицы. Объемное конструирование из бумаги кукол в народном хакасском костюме

24

Красота и мудрость народной игрушки. Деревянная игрушка. Зарисовки народных деревянных игрушек (материалы и техника по выбору)

25-26

Продолжение темы 24. Красота и мудрость народной игрушки.

25-26

Красны девицы.

Изготовление традиционных обрядовых кукол из ткани в русском народном костюме.

IV четверть, уроки 27-34

Тема четверти: Ищи добра на стороне, а дом люби по старине

Тема четверти: Всяк на свой манер

27

Защитники земли Русской. Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме

27

Пасхальный сувенир. Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины, пластилина или конструирование из бумаги)

28 - 29

Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка. Повтор, вариация и импровизация по мотивам цветочной композиции павловских узоров (акварель, гуашь, фломастер)

28 - 29

Цветы России на павловских платках и шалях. Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь)

30

В весеннем небе - салют Победы. Декоративно-сюжетная композиция на заданную тему(акварель, фломастеры)

30

Встречаемптиц. Конструирование образа птицы. Оригами

31

РКГербы и флаги городов России.

Символическое изображение:герб республики ,родного села, города(гуашь, фломастер)

31

РК Фантазии из глины. Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам древней керамики хакасов. Декор: рельеф, контррельеф, налепы, оттиски.

32

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: цвет и свет. Рисование с натуры или по представлению увиденных произведений сирени (акварель, гуашь, мелки)

32

Завершение темы урока 31

33 - 34

РК У всякого мастера свои фантазии. Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. Импровизация по мотивам хакасской наскальной живописи.

33 - 34

Мое долгожданное лето. Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа

Уроки изобразительного искусства могут стать дополнительным источником для изучения народных традиций. Поэтому, на основе планирования уроков изобразительного искусства рабочей программы Т.Я. Шпикаловой нами была разработан комплекс занятий направленный на изучение народных художественных традиций России. Также комплекс занятий направленный на изучение народных художественных традиций Республики Хакасия, занятия корректировались нами с учетом требований стандарта регионального компонента.

Содержание занятий направлено на развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, изучения народных художественных традиций.

Комплекс занятий является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд. Один из ведущих моментов урока - выполнение детьми творческого задания. Проблема, приобщения детей к народным художественным традициям в комплексе занятий поднята как важнейшая.



Занятие 1 . Внутренний мир крестьянской избы

Цель: сформировать у учащихся образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства и художественных традиций русской избы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с интерьером крестьянской избы.

  • Формировать умение составлять композицию внутреннего интерьера с опорой на народную традицию.

  • Развивать воображение, фантазию, творческую и познавательную активность, обогащать словарный запас учащихся.

  • Воспитывать интерес и бережное отношение к традициям нашего народа и его культурным ценностям.

Оборудование к уроку.

  • Для учащихся:

  • клей-карандаш;

  • ножницы;

  • фломастеры или цветные карандаши;

  • цветная бумага;

  • эскизы внутреннего помещения крестьянской избы;

  • раздаточный материал;

  • словарик;

  • Для учителя:

  • компьютер или ноутбук;

  • проектор;

  • экран;

  • презентация к уроку

  • демонстрационный и раздаточный материал

  • словарик.

Словарик: изба, духовный центр дома (кранный угол), материальный центр дома (печь), скамья, лавка, сундук, лапти, прялка, поставец, сито, ухват, кадушка.

1. Организационный момент

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? У вас на столах лежат карточки настроения, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению. (Солнышко - хорошее настроение, солнышко за тучкой - не весёлое настроение).

2. Вводная беседа в тему урока с показом презентации

- Посмотрите, пожалуйста, ребята на доску. Что вы видите? (Иллюстрации внутреннего интерьера крестьянской избы).
- А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какая тема нашего урока? Какова будет основная цель нашего урока? Какие задачи будут стоять перед нами?
- Дорогие ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в далёкое прошлое. Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.

- Что подразумевается под понятием «лицо дома»? А что называли «глазами дома»

Перед нами крестьянская изба. Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Его строительство не терпит спешки, всему своё время и свой черёд, свой порядок, который установили деды и прадеды. Если нарушишь устой - не будет тебе житья в новом доме. «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси.
А вы хотите войти в дом? Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нём хозяева встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни.

В низенькой светёлке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол оструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам - укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

- Какой строительный материал в основном использовали крестьяне при строительстве дома и внутренней отделки избы?

Всё в доме, кроме печи, деревянное. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо-золотистый цвет. Его природную красоту особенно остро чувствовал крестьянин.

- А как вы думаете, какой предмет интерьера крестьянской избы был самым главным? (Печь)

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название всей постройке «изба».
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. В одном из задних углов дома располагалась русская печь. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!».
Посмотри, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Обрати внимание на ее форму, отдельные детали.
Перед устьем печи ладно устроен шесток - широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.
- А кто, по вашему мнению, изготавливал эту посуду? Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

- Кто знает, что за предметы расположены рядом с устьем печи? Для чего они предназначены?

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. А в самом низу темным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлениям крестьянина, было жилищем домового - покровителя семьи, хранителя домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами - голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
Пространство около печи служило женской половиной.
- Почему?
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста.
Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.

В переднем углу избы располагался «красный» угол.
- Почему он так назывался?
Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место - духовный центр дома.
Званный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.
В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью - столешником.
Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю.
От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, - так называемый «коник». Верхняя доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы - отсюда, видимо, и название лавки. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами, на лавке хозяин и спал.

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил - полати. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
- Какая мебель была в крестьянской избе?
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели и спади. А знаете, чем они отличались от скамьи?
Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан - кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками - знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию.

3. Обобщение изученного

- В чём же проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?
- Перед вами лежат карточки с изображением интерьера крестьянской избы. Ваша задача назвать предметы интерьера используя словарик.

СЛОВАРИК

Кадушка - небольшая кадка.
Лапти - обувь, плетёная из лыка, бересты или верёвок, которую прежде носили крестьяне.
Светец - подставка для лучины, освещающей жильё, а также старинное осветительное устройство из подставки и укреплённой в ней лучины.
Сундук - большой ящик с крышкой и замком для хранения вещей, ценностей.
Ухват - длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны.
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Решето - хозяйственная утварь в виде деревянного обода, на котором натянута сетка, служащая главным образом для просеивания муки.

1) прялка

2) поставец
3) ухват
4) лапти
5) кадушка
6) сундук
7) решето

Физминутка:

Потянулись к солнышку
Раз, два, три.
Поклонились до земли
Раз, два, три.
Вправо - влево повернулись
И друг другу улыбнулись.

4. Практическая работа

- Вы сегодня уже несколько раз слышали слово «интерьер». А что же это такое? Каков смысл этого слова? Как вы думаете? (Интерьер - внутренняя часть здания, помещения, архитектурного и художественного оформления.)

- Вам сегодня предстоит выполнить эскиз интерьера крестьянской избы. Перед вами на столе лежат заготовки, которые вы будете использовать в своей работе. Но, прежде чем начать работу, нужно продумать композицию, как вы разместите предметы на листе. Каких предметов интерьера вам недостаёт? Как и из чего их изготовить?
При работе не забывайте важное правило: «Сделал сам - помоги товарищу».

5. Анализ детских работ

- Чья работа вам больше нравиться? Почему? Отметьте её достоинства и недостатки.

6. Итог

- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Чем захотелось поделиться с друзьями и родителями?

7. Оценивание

- Мы сегодня славно потрудились! Оцените, пожалуйста, свою работу в группе. Аргументируйте свой ответ.
- А какую оценку вы поставите мне за урок? Почему?

№ слайда

Слайд

Содержание

2

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.

- Что подразумевается под понятием «лицо дома»? А что называли «глазами дома»

3

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Перед нами крестьянская изба. Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Его строительство не терпит спешки, всему своё время и свой черёд, свой порядок, который установили деды и прадеды. Если нарушишь устой - не будет тебе житья в новом доме. «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси.
А вы хотите войти в дом?

4

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нём хозяева встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни.

5

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

В низенькой светёлке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.

6-7

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол оструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам - укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

- Какой строительный материал в основном использовали крестьяне при строительстве дома и внутренней отделки избы?

Всё в доме, кроме печи, деревянное. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо-золотистый цвет. Его природную красоту особенно остро чувствовал крестьянин.

- А как вы думаете, какой предмет интерьера крестьянской избы был самым главным? (Печь)

8

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название всей постройке «изба».
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. В одном из задних углов дома располагалась русская печь. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!».
Посмотри, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Обрати внимание на ее форму, отдельные детали.
Перед устьем печи ладно устроен шесток - широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.
- А кто, по вашему мнению, изготавливал эту посуду? Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

9

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

- Кто знает, что за предметы расположены рядом с устьем печи? Для чего они предназначены?

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. А в самом низу темным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлениям крестьянина, было жилищем домового - покровителя семьи, хранителя домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами - голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
Пространство около печи служило женской половиной.
- Почему?
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста.
Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.

10-11

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

В переднем углу избы располагался «красный» угол.
- Почему он так назывался?
Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место - духовный центр дома.
Званный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.
В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью - столешником.
Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю.
От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, - так называемый «коник». Верхняя доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы - отсюда, видимо, и название лавки. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами, на лавке хозяин и спал.

12

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил - полати. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
- Какая мебель была в крестьянской избе?
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели и спади. А знаете, чем они отличались от скамьи?
Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа

13

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан - кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками - знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

14

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

15

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию.







Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»



Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»











Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Рис 3.Предметы интерьера крестьянской избы

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Рис 1

Методическая разработка по теме:«Формирование творческих способностей школьников в процессе изучения народных традиций»

Рис. 2. Крестьянская изба



© 2010-2022