Программа дополнительного образования Мастера Югорского края

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_____________ С. В .Ротарь

« » ________________ 2014 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ «СОШ №5»

от _____________№ _____

__________В. А. Кошкарева





ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»

протокол от___________№ _____



Образовательная программа

объединения дополнительного образования

«Мастера Югорского края»

(программа ориентирована на детей 12-15 лет)

Срок реализации:

1 год





Автор: Тарасова Наталия Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория





г. Нефтеюганск 2014 г.

Пояснительная записка.

Программа художественно-эстетической направленности, предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной.

Программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО.

Программа рассчитана на 72 годовых часа.

Программа по искусству для 5-9 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности

Тематическая направленность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Программно-методическое пособие создано с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству и использование нетрадиционных техник изображения.

Особенностью программы является развивающая образовательная среда творческой мастерской, которая выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, формирует ценности, сам выстраивает собственные знания через реализацию творческой, конструкторской, исследовательской деятельности. Идея творческой мастерской, заключается в том, чтобы увидеть особенности искусства через разные визуальные «языки», и, изобрести новый художественный «язык», которого требует собственная индивидуальность ребенка, как совершенно особый объект в пространстве и времени.

Сделать это позволят:

- современные технологии: технология деятельностного метода, проектная технология, коммуникативно-мыслительная техника «развитие воображения», коммуникативная рефлексия, технология учебного диалога;

- новые образовательные формы: творческая мастерская, образовательное событие, организационно-деятельностная игра, проектная задача, творческие практики;

- особая организация учебной деятельности: любая творческая задача требует индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, всегда предлагается несколько вариантов решения одной и той же творческой задачи; применение сравнительного анализа для всех продуктов творческой деятельности;

- особые условия творческой мастерской;

- особая организация коммуникативного взаимодействия: диалог в сотворчестве, свобода выбора и действий, равенство всех обучающихся, право на ошибку.

Целью программно-методических материалов на основе национально-регионального компонента, включаемого в систему преподавания искусству в общеобразовательной школе является пдготовка всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.

Задачами курса являются:

- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности;

-Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества;

- Развитие познавательной деятельности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб¬разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна¬ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на¬рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур¬ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от¬ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу¬ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении мо¬ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от¬ветственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и со¬трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь¬ной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети-ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро¬ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де-ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де¬ятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ¬ствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея¬тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно¬ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу-ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе¬ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки по окончанию курса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • известные центры народных ремёсел России и округа;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • особенности языка следующих видов изобразительного искус­ства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях советского изобразительного искусства, своей республики, родного края;

  • уметь работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и мастеров Югры, назвать их авторов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Ценностные ориентиры содержания программа рассчитана на художественную деятельность школьников на занятиях в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.

Возраст учащихся участвующих в реализации данной образовательной программы 12-15лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей от 12 до 15 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-15 человек. Занятия 1 раз в неделю. Занятие рассчитано на два учебных часа с учётом перерыва для отдыха, 72 часов в год

Срок реализации программы - 1год.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Изобразительное искусство»;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

 занятия в свободное время;

 обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

 детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

 допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту);

 приобретается опыт в использовании более широкого спектра изоматериалов;

 дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт, пуантилизм, кракле, набрызг);

 познание особенностей и свойств материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные через экспериментирование и создание художественных образов, композиций из разных материалов;

 малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта;

 форма организации занятий носит свободный характер (дети могут работать сидя, стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою);

 особый микроклимат творческой мастерской - дети, объединённые любимым делом, внимательны друг к другу и бережно относятся к результатам деятельности, материалам.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию художественных способностей.

Формы и режим занятий.

Программа предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Организация обучения

Возраст детей

Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы 12-15лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Состав группы постоянный. Количество 10-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю .

Занятие рассчитано на 2 учебных часа в неделю. 72часа в год.

Срок реализации программы -1 год.








Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Распределение часов по триместрам.

Количество часов по учебному плану в неделю - 2 часа.

Количество часов по учебному плану в год - 72 часа

Всего часов по триместрам

Разделы

Кол - во часов

Общее количество часов

теоретических

практических

1 раздел


Природа и богатство ХМАО

24

4

20

2 раздел


Традиции коренных народов севера

24

2

22

3 раздел


Я люблю свой край!

24

3

21


ИТОГО:


72

9

63
























Основное содержание (72часа)

  1. Тема

    Содержание

    Формы

    Виды деятельности учащихся

    1

    Красота осеннего пейзажа Югры

    Знакомство с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

    Учебная дискуссия

    2

    Красота осеннего пейзажа Югры

    Рисование приманиванием кусочком поролона. Акварель. Тренировочные задания.

    Практическое занятие

    Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. Рассматривать иллюстрации. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Овладевать первичными навыками изображения объёмных фигур на плоскости. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

    3

    Югорские мотивы

    Нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Частично-поисковая деятельность.

    Коллективная работа

    4

    Югорские мотивы

    Создание композиции в цвете

    выставка

    5

    Осенние мотивы

    Учебная дискуссия. Создание декоративного панно. Разработка эскиза

    индивидуальная

    6

    Осенние мотивы

    Выполнение работы в цвете

    Коллективная работа

    7

    Подарки северной осени

    Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер.

    Коллективная работа

    8

    Подарки северной осени

    Завершение работы в цвете

    Коллективная работа

    9

    Сибирский урожай

    Диалог. Разработка эскиза

    Введение в технику рисования ладошками

    10

    Сибирский урожай

    Выполнение работы в цвете. Создание композиции.

    Коллективная работа

    11

    Таёжный натюрморт

    техника «по-сырому». Акварель. Маркер. Творческое задание.

    Практическая работа

    12

    Таёжный натюрморт

    Передача формы и цвета конструкции предметов натюрморта

    Индивидуальная работа

    13

    Северное -дерево!

    Коммуникативная рефлексия. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

    Коллективная работа

    Воспринимают красоту обычных предметов. Овладевают элементарными правилами смешения красок. Уметь строить монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, понимать позицию партнера, вступать в коллективное сотрудничество. Восприятие искусства как диалога художника и зрителя, осознанное и произвольное речевое высказывание в речевой деятельности.

    14

    Северное -дерево!

    Завершение работы

    Практическая работа

    15

    Народные мастера нашего края

    Конструктивное рисование. Акварель. Цветные мелки. Сочетание акварели с восковым мелком.

    Практическая работа

    16

    Народные мастера нашего края

    Завершение работы

    Практическая работа

    17

    Красота рук по свету ходит

    Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель.

    коллективная работа

    18

    Красота рук по свету ходит

    Создание эскиза

    коллективная работа

    19

    Красота рук по свету ходит

    Выполнение работы

    коллективная работа

    20

    Красота рук по свету ходит

    Завершение работы в цвете

    коллективная работа

    21

    Портрет народного Югорского мастера

    Композиционный анализ. Узоры геометрические, гуашь .

    Теоретические основы.Учебная дискуссия

    22

    Портрет народного Югорского мастера

    Создание эскиза

    Практическая работа

    23

    Портрет народного Югорского мастера

    Выполнение работы

    Практическая работа

    Рассматривание иллюстраций. Создание своей иллюстрации. овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное. Научиться определять пропорции, различать форму предметов. уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное.

    24

    Портрет народного Югорского мастера

    Завершение работы в цвете

    Выставка и защита работы

    25

    Портрет героев национальных сказок

    Составление композиции Аппликация. Поисковая деятельность.

    Знакомство с произведениями художниками нашего края

    26

    Портрет героев национальных сказок

    Создание аппликации в технике коллаж

    Практическая работа

    27

    Традиционный орнамент

    Создание эскиза

    Практическая работа

    Освоение новой техники

    28

    Традиционный орнамент

    Выполнение работы

    Практическая итоговая работа и выставка работ

    29

    Традиционное летнее жилище коренных народов севера

    Завершение работы в цвете

    Защита сообщение о техники набрызг

    30

    Традиционное летнее жилище коренных народов севера

    Создание эскиза

    Практическая работа

    Освоение новой техники

    31

    Традиционное летнее жилище коренных народов севера

    Выполнение работы

    Практическая итоговая работа и выставка работ

    32

    Традиционное летнее жилище коренных народов севера

    Завершение работы в цвете

    Подготовка к просмотру

    33

    «Птицы нашего края».

    Выполнение набросков птиц в графике. Поисковая деятельность.

    Практическая работа

    34

    «Птицы нашего края».

    Завершение работы

    Практическая работа

    35

    Деревянные постройки зимних поселений хантов

    Использование знакомых способов и техник рисования. Творческое задание.

    Практическая итоговая работа и выставка работ

    Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. Рассматривать иллюстрации. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Овладевать первичными навыками изображения объёмных фигур на плоскости. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

    36

    Деревянные постройки зимних поселений хантов

    Применение знаний на практике.Конструкция жилища

    Практическая итоговая работа и выставка работ

    37

    Деревянная архитектура севера

    Учебная дискуссия Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

    Практическая и итоговая работа и выставка работ

    38

    Деревянная архитектура севера

    39

    Деревянная архитектура севера

    40

    Деревянная архитектура севера

    41

    Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки

    Акварель. Тушь. Тренировочные задания.

    Учебная дискуссия.

    42

    Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки

    43

    Художники нашего края

    Подготовка презентации

    Защита презентации о художнике ХМАО

    44

    Художники нашего края

    45

    Я люблю свой край!

    Выбор сюжета.

    Групповая работа

    46

    Животное и его повадки. Медведь

    Лепка. Солёное тесто. Поисковая деятельность.

    Идивидуальная практическая работа

    47

    Животное и его повадки. Медведь

    Выполнение эскиза на формате а-3

    Оформление в паспарту

    48

    Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

    Выполнение орнамента. Гуашь. Частично-поисковая деятельность.

    Защита работы

    Воспринимают красоту обычных предметов. Овладевают элементарными правилами смешения красок. Уметь строить монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, понимать позицию партнера, вступать в коллективное сотрудничество. Восприятие искусства как диалога художника и зрителя, осознанное и произвольное речевое высказывание в речевой деятельности

    49

    Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

    Составление композиции

    Поисковая деятельность Коллективная работа

    50

    Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

    Разработка эскиза

    51

    Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

    Выполнение эскиза на формате а-3. Цветная бумага. техника коллаж.

    52

    Народная кукла обских угров

    Диалог.. Моделирование.

    53

    Народная кукла обских угров

    . Знакомство с техникой «тряпичная кукла».

    Учебная дискуссия. Знакомство с картинами

    54

    Народная кукла обских угров

    Знакомство с техникой «рисование воском».

    Практическая работа

    55

    Народная кукла обских угров

    Завершение работы

    Подготовка к выставке

    56

    Портрет хантыйской девочки

    Диалог. Знакомство с жанром портрета. Смешанные техники.

    Совместная творческая работа с родителями.

    57

    Портрет хантыйской девочки

    Передача характера в портрете

    Учебная дискуссия

    58

    Природные пейзажи ЮГРЫ

    Выявление одарённых и творческих семей. Творческие задания.

    Коллективная работа по организации мастер-классов

    59

    Природные пейзажи ЮГРЫ

    Выполнение заданий по группам

    60

    Природные пейзажи ЮГРЫ

    Защита групповой работы

    61

    Природные пейзажи ЮГРЫ

    Подготовка мини-проекта

    Поисковая деятельность.

    Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное. Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.-применять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических композициях с

    62

    Коллективная композиция «Народы севера»

    Диалог. Тестопластика. Гуашь

    Практическая работа

    63

    Коллективная композиция «Народы севера»

    Диалог. Тестопластика. Гуашь

    Практическая работа

    64

    Коллективная композиция «Народы севера»

    Диалог. Тестопластика. Гуашь

    Итоговая выставка работ

    65

    Коллективная композиция «Народы севера»

    Диалог. Тестопластика. Гуашь

    Изучение теоретических основ обьемного изображения.

    66

    Проектная здача

    Формирование элементов сотрудничества при работе в групп

    67

    Проектная здача

    -защита итоговой работы

    68

    Рисование по замыслу

    Подготовка к выставке

    69

    Рисование по замыслу

    Учебная дискуссия Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

    Учебная дискуссия

    70

    Рисование по замыслу

    Выполнение эскиза

    Работа в группах

    71

    Персональная выставка

    Выполнение эскиза в цвете

    Работа в группах

    72

    Персональная выставка

    Подготовка к защите работ

    Защита итоговой работы







    Содержание разделов программы

Раздел 1. Природа и богатство ХМАО

Дети знакомятся с графическими и живописными материалами, которые дают возможность донести до других свой взгляд на мир природы. Истоки творчества находятся там, где возникает эмоциональный отклик, порождающий чувство, которое побуждает к творческому процессу. Отклика­ясь на явления природы, жизни, человек пользуется языком и инструментами того вида ис­кусства, которым владеет. Он выражает свои чувства, мысли, побуждения, пользу­ясь как материалом: словом и музыкой речи, если он писатель и поэт, звуком и тишиной, если он композитор, линией, цветом, светом, объемом, фактурой, если он художник или скульп­тор. Творчество способствует осознанию себя носителем сил добра и созидания, активным инструментом гармонии.

Раздел 2. Традиции коренных народов севера

Этот раздел способству­ет осознанию удивительной красоты растительного мира нашего края, мира насекомых и рыб, пониманию того, что очень многое в природе мы просто не замечаем, но рядом с нами существует удивительный мир, который можно увидеть и изобразить. Важно осознание ребенком своих потенциальных возможностей, подведение ребенка к понима­нию того, что природа и человек используют единые принципы, методы и универсальные законы творчества; в человеке есть все, чтобы свободно творить и понимать искусство и природу.

Раздел 3. Я люблю свой край!

Здесь ребенку даются представления об удивительном мире живых существ, живущих рядом с нами: птиц и зверей, домашних животных. Эти темы позволяют также детям увидеть, что рядом с нами есть живые существа, которые нуждаются в нашем внимании и заботе. Реализация проектной технологии.


  1. Методическое обеспечение

Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок - уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого - свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 7-8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-11 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Методическое обеспечение

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы

Аннотированный каталог дидактических материалов к программе

«Основы изобразительного искусства»


Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное пособие

«Природные формы»

«Азбука рисования»

Наброски

Рисунок:

-зарисовки трав, цветов;

-силуэты деревьев

Визуальная форма объяснения задания

2

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»

«Линия и образ»

Рисунок:

-линейный рисунок с натуры, по памяти;

-объёмный рисунок с натуры, по памяти

Объяснение технических приёмов работы

3

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

-цветовая гамма осени;

-дары природы;

-холодная гамма зимы;

-танец контрастных цветов;

-царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

4

Наглядные пособия

Подборка демонстрационных карточек

Образцы лучших работ из фонда студии

«Азы композиции»

«Композиционный центр»

«Статика, движение в композиции»

Композиция:

-космические дали;

-праздник в городе;

-любимая сказка;

-цирк;

-зоопарк

Определение различных вариантов построения композиции

5

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент:

-деревянное кружево;

-ковер из снежинок;

-гжельские узоры

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

6

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Выразительные возможности графических материалов»

Графика:

-рисуем пером птиц, растения;

-рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;

-рисуем палочкой и цветной тушью;

-рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;

-рисуем углем деревья;

-рисуем пастелью букеты

Наглядная помощь в решении учебных задач

7

Наглядные пособия

Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»

«Поэтапная работа над натюрмортом»

«Формы и строение предметов»

«Изображение перспективы с 1,

с 2 точками схода»

Натюрморт:

-натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);

-натюрморт из геометрических фигур;

-натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

8

Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии

Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики

Конструирование из бумаги:

-бумажные «вырезанки»;

-объемная аппликация;

-сувенирные открытки;

-карнавальные маски

Визуальная форма объяснения материала

9

Наглядные пособия

Выставочные работы из фонда студии

«Пропорции головы человека»

«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

-портрет мамы;

-автопортрет с другом;

-спортивные игры;

-веселый и грустный клоун

Помощь в объяснении задания

10

Наглядное пособие

Лучшие пленэрные работы из фонда

«Линейная и воздушная перспектива»

«Различные формы деревьев»

«Образ дерева»

Пейзаж:

-этюды деревьев с натуры;

-зарисовки природных мотивов;

-живописные этюды неба на состояние;

-тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)

Повышение результатов исполнения

Примерная форма для подражания

Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

  1. Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

  1. Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

  2. Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).

  3. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).

  4. Муляжи (грибы, фрукты, овощи).

  5. Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).

  6. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры - бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

  7. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

Техническое оснащение программы

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).









Список литературы

  1. Банников В. Н., Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе; методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2005.- 61с.

  2. Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно- методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2004.-116 с.

  3. Белявская-Ерныхова Е. А. Этнотворческая лаборатория «Утренняя заря».- Саранпауль, 2005-66 с.

  4. Валов А. А. Художники города Ханты- Мансийска: альбом.- Ханты-Мансийск, 1997.-62 с.

  5. История Ханты- Мансийского автономного округа с древности до наших дней /Отв. Ред. Редик Д. А.- Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. - 467 с.

  6. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. - Екатеринбург, 2001. - 117 с.

  7. Кудрявцев В. Т,, Решетникова Р. Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: Издательство ИКАР, 1993. - 208 с.

  8. Лукина Н. В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа).- Томск.: Изд. Томского университета, 2000. - 239 с.

  9. Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. - Берёзово, 1997.- 207 с.

  10. Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.- 65 с.

  11. Шпикалова Т. Я. Яживу в России. - М.: Просвещение, 2006.-32 с.








ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематический план 5-9 класс

Тема раздела

Тема занятия

ДАТА

план

факт

Природа и богатство ХМАО

1

Красота осеннего пейзажа Югры

2

Красота осеннего пейзажа Югры

3

Югорские мотивы

4

Югорские мотивы

5

Осенние мотивы

6

Осенние мотивы

7

Подарки северной осени

8

Подарки северной осени

9

Сибирский урожай

10

Сибирский урожай

11

Таёжный натюрморт

12

Таёжный натюрморт

13

Северное -дерево!

14

Северное -дерево!

15

Народные мастера нашего края

16

Народные мастера нашего края

17

Красота рук по свету ходит

18

Красота рук по свету ходит

19

Красота рук по свету ходит

20

Красота рук по свету ходит

21

Портрет народного Югорского мастера

22

Портрет народного Югорского мастера

23

Портрет народного Югорского мастера

24

Портрет народного Югорского мастера


Портрет героев национальных сказок


Портрет героев национальных сказок

Итого:24 часа



Тема раздела

Тема занятия

ДАТА

план

факт

Традиции коренных народов севера

25

Портрет героев национальных сказок

26

Портрет героев национальных сказок

27

Традиционный орнамент

28

Традиционный орнамент

29

Традиционное летнее жилище коренных народов севера

30

Традиционное летнее жилище коренных народов севера

31

Традиционное летнее жилище коренных народов севера

32

Традиционное летнее жилище коренных народов севера

33

«Птицы нашего края».

34

«Птицы нашего края».

35

Деревянные постройки зимних поселений хантов

36

Деревянные постройки зимних поселений хантов

37

Деревянная архитектура севера

38

Деревянная архитектура севера

39

Деревянная архитектура севера

40

Деревянная архитектура севера

41

Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки

42

Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки

43

Художники нашего края

44

Художники нашего края

45

Я люблю свой край!

46

Животное и его повадки. Медведь

47

Животное и его повадки. Медведь

48

Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

Итого:24 часа


Тема раздела

Тема занятия

ДАТА

план

факт

Я люблю свой край!

49

Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

50

Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

51

Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

52

Народная кукла обских угров

53

Народная кукла обских угров

54

Народная кукла обских угров

55

Народная кукла обских угров

56

Портрет хантыйской девочки

57

Портрет хантыйской девочки

58

Природные пейзажи ЮГРЫ

59

Природные пейзажи ЮГРЫ

60

Природные пейзажи ЮГРЫ

61

Природные пейзажи ЮГРЫ

62

Коллективная композиция «Народы севера»

63

Коллективная композиция «Народы севера»

64

Коллективная композиция «Народы севера»

65

Коллективная композиция «Народы севера»

66

Проектная здача

67

Проектная здача

68

Рисование по замыслу

69

Рисование по замыслу

70

Рисование по замыслу

71

Персональная выставка

72

Персональная выставка

Итого:24 часа

Итого за год 72 часа


Оценочно-методические материалы


Текущий контроль

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Сроки

Художники нашего края

Проверка уровня знаний теоретического материала по теме «Художники нашего края»

Практическая работа

1.10-1.11

Природа и богатство ХМАО

Проверка уровня знаний практического материала по теме «Югорский орнамент»

Творческая работа

2.11-1.12

Экологическая тема в плакате. Сохраним «ЮГРУ»

Умение применять теоретические знания на практике

Творческая работа

1.12-30.12

Традиционное летнее жилище коренных народов севера

Проверка уровня знаний теоретического материала по теме

Творческий проект

15.03-15.05

Итоговая оценка проектов

Критерии оценки

Самооценка

Коллективная оценка

Оценка преподавателя

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы (0, 5, 10, 20 баллов)

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений ( 0, 5, 10, 20 баллов )

3. Реальность и практическая ценность (0, 5, 10, 20 баллов)


4. Качество оформления (0, 5, 10, 20 баллов)

5. Оценка рецензентом


6. Качество доклада

7. Проявление глубины и широты знаний по этой теме (0, 5, 10, 20 баллов)

8. Проявление глубины и широты знаний по данному учебному предмету (0, 5, 10, 20 баллов)

9. Ответы на ответы учащихся (0, 5, 10, 20 баллов)

10. Ответы на вопросы преподавателя (0, 5, 10, 20 баллов)

11. Оценка творческих способностей докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)

12. Субъективная оценка деловых качеств докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)

Итого:


Оценка:

Средняя арифметическая величина:

180-220 баллов - «отлично»

120 -180 баллов - «хорошо»

90-120 баллов - «удовлетворительно»

Менее 90 баллов - «неудовлетворительно

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- выставка работ;

зачеты и зачетные работы;

-участие в конкурсах;

-защита творческих и исследовательских проектов;

- проектные задачи;

- образовательные события;

- творческие практики;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

Механизм оценки результатов по программе

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (ноябрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) - итоговая диагностика.

По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики - выявить уровень развития:

- координации и тонкой моторики;

- умения изображать рисунок в цвете;

- творческого мышления ребенка;

- умение представлять объекты в различных пространственных положениях;

- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия.

Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики Н.А.Лепской (приложение)

В качестве форм подведения итогов применяются открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ с привлечением родителей.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Основными критериями оценки полученных знаний за период обучения является итоговая творческая работа, выполненная самостоятельно и получение свидетельства об окончании студии.

Критерии оценки творческой работы при коллективном обсуждении

Таблица 1

Критерий

Количество баллов

1

Общая художественная выразительность и компоновка

5

2

Оригинальность замысла и содержательность сюжета

3

3

Самостоятельность выполнения и аккуратность

4

4

Проявление наблюдательности, воображение

2

5

Правильная передача пропорций, цвета, пространства

2

6

Владение художественной техникой и материалом

4

7

Законченность и умение представить выполненную работу

5





Контрольно-измерительные материалы

тест № 1

Вариант 2

ФИ __________________________________________________________________

1)К каким видам искусства относятся: графика, живопись, скульптура (выберите один ответ):

a)Зрелищно-игровые;

b)Технические;

c)Прикладные (трудовые) искусства;

d)Изобразительные?

2)Какие искусства воспринимаются зрением и слухом одновременно (выберите несколько ответов):

a)Архитектура;

b)Музыка;

c)Хореография;

d)Декоративно-прикладное искусство;

e)Живопись, графика;

f)Литература;

g)Эстрада;

h)Цирк;

i)Театр;

j)Скульптура;

k)Художественная фотография;

l)Кино;

m)Телевидение?

3)Какими новыми видами искусства пополнилась семья муз Аполлона в последнее время (выберите несколько ответов):

a)Светомузыка;

b)Живопись;

c)Телевидение;

d)Цирк;

e)Графика;

f)Литература?

4)Какая муза изображена на картинке:

a)Урания;

b)Евтерпа;

c)Мельпомена;

d)Клио?

5)С каким атрибутом изображалась муза истории:

a)С двойной флейтой;

b)С лирой;

c)С комической маской;

d)Со свитком;

e)С кифарой;

f)С глобусом;

g)С трагической маской?

Тест № 1

Вариант 3

ФИ __________________________________________________________________

1)К каким видам искусства относятся: Архитектура, Декоративно-прикладное искусство (выберите один ответ):

a)Зрелищно-игровые;

b)Технические;

c)Прикладные (трудовые) искусства;

d)Изобразительные?

2)Какие искусства воспринимаются слухом (выберите несколько ответов):

a)Архитектура;

b)Музыка;

c)Хореография;

d)Декоративно-прикладное искусство;

e)Живопись, графика;

f)Литература;

g)Эстрада;

h)Цирк;

i)Театр;

j)Скульптура;

k)Художественная фотография;

l)Кино;

m)Телевидение?

3)На какой горе жил Аполлон и его музы (выберите один ответ):

a)Олимп;

b)Арарат;

c)Парнас;

d)Афон?

4)Какая муза изображена на картинке:

a)Терпсихора;

b)Мельпомена;

c)Полигимния;

d)Каллиопа?

5)С каким атрибутом изображалась муза лирической поэзии и музыки:

a)С двойной флейтой;

b)С лирой;

c)С комической маской;

d)Со свитком;

e)С кифарой;

f)С глобусом;

g)С трагической маской?









8


© 2010-2022