Программа по декоративно прикладной композиции Уральская вышивка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»









Программа

по декоративно-прикладной

композиции


«УРАЛЬСКАЯ ВЫШИВКА»



Для детских художественных школ и

художественных отделений

Детских школ искусств














г. Качканар, 2014 год

I. Пояснительная записка

Одним из интереснейших проявлений народного творчества является вышивка - особый тип орнаментации ткани. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность вышитых изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением.

Вышитые изделия содержат богатейшие возможности в обучении приемам композиции, декоративной стилизации с учетом функциональности и красоты.

Предлагаемая программа предназначена для обучения искусству "Уральской вышивки" на занятиях декоративно прикладного искусства в детской художественной школе с обучающимися 1 - 3 классов.

Цель программы:

 познакомить обучающихся с наследием Урала;

 с традициями современных художественных промыслов;

 с работами народных мастеров;

 дать представление о художественных законах изобразительно - выразительных средствах народного искусства.

Данная цель достигается путем решения комплекса задач:

1.Обучать учащихся искусству вышивания изделий с учетом утилитарных и эстетических сторон, учить техническим приемам вышивки, а также приемам композиции, гармонизации цветового решения.

2. Развивать чувство ритма и пропорций, чувство силуэта, цветовой гаммы, чувство меры; формировать творческую фантазию, умение самостоятельно составлять композицию орнамента, вводить собственные приемы стилизации, находить свое художественное решение.

3. Воспитывать художественный вкус, эстетическую отзывчивость, чувство гордости за народное художественное творчество.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучащимся. Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.

Занятия вышивкой носят в основном практический характер. На теорию отводитcя примерно 2 % учебного времени. На весь курс отводится 102 часа: 1 класс - 34часа, 2 класс - 34часа, 3 класс -34 часа.

Распределения часов по темам, могут быть изменены в зависимости от конкретных условий работы. Все изменения должны утверждаться педагогическим советом школы.

Программу можно использовать на факультативах и в студиях мастерских по различным видам декоративно-прикладного искусства, созданных при ДХШ и ДШИ.

Допускается разрешать учащимся заканчивать отдельную часть заданий дома.

По итогам четверти проводятся просмотры. Результаты просмотров оцениваются педсоветом.

Структура программы:

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание курса.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

6. Перечень учебно-методического обеспечения.

7. Список литературы.

8. Данные об авторе.

9.Приложения.

.

II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения


Тема

Общее кол-во

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Вводная беседа. Вышивка. Русская народная вышивка.

1.1.

Исторические и художественные особенности уральской вышивки ( оберёжные символы,цветовое решение, орнаментальные узоры).

2


2



2.

Знакомство с видами швов: "роспись", "тамбурным швом".

2.1.








Материалы, инструменты и принадлежности:

Нитки, ткани, ножницы,

Иглы, наперсток, сантиметр, пяльцы, булавки, копировальная бумага.

Техника безопасности при выполнении работы.


9




1




2.2.


Зарисовка швов. Технические приемы выполнения.



8

3

Орнамент. Эскизное выполнение ленточного орнамента

3.1.








Понятие -орнамент, виды орнамента,элементы орнамента:

растительный (травный)

животный (изобразительный)

геометрический.

Стилизация,ритм, мотив, симметрия.

9

2






3.2


Разработка эскиза ленточного орнамента.

Выполнение цветового эскиза. Подбор ниток по цвету.



7

4.


Исполнение ленточного орнамента вышивкой.




4.1




Перевод рисунка на ткань,закрепление нити на ткани,обработка вышитых изделий.

14

1


4.2

Исполнение работы вышивкой



13


Итого

34

6

28






































УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения


Тема

Общее кол-во

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.


Вышивка крестом. Зарисовка и технические приемы выполнения шва «крест».

1.1.





Особенности вышивки швом «крест».

Простой «крест»

Двухсторонний «крест»

Двойной «крест»

4


1



3



2.2.


Зарисовка шва «крест»на бумаге.




3.3.


Технические приемы выполнения шва «крест» на ткани.




4.


Особенности уральского орнамента выполненного швом «крест». Копирование элементов орнамента.

4.1.


Символика уральского орнамента.

Характер образов.

Закрепление понятий - стилизация, ритм, мотив, стиль, симметрия.

Копирование элементов орнамента швом «крест».

6

2

4




5.

Композиция и цвет. Эскизное выполнение орнамента салфетки.

5.1.






Закрепление понятия формат,выявление композиционного центра,цветовое решение.

Разработка эскизов орнамента салфетки.


6


2




5.2.

Выполнение цветового эскиза. Подбор ниток по цвету.



5

6.

Исполнение орнамента швом «крест».




6.1.




Особенности перевода рисунка на ткань швом «крест»,обработка вышитых изделий.


18


1




6.2.


Перевод рисунка на ткань, исполнение работы.



16


Итого

34

6

28




































УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3год обучения


Тема

Общее кол-во

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия


1.

Художественные средства в орнаментальном искусстве. Зарисовка элементов орнамента.

1.1.













Ритмические особенности:

  • Основные приемы ритмического построения.

  • Явление симметрии, асимметрии.

  • Виды симметричного и асимметричного орнамента.

  • Построение орнамента ленточного, сетчатого.

  • Современная трактовка орнамента

  • Характер образов и символов.


4



2








1.2.

Зарисовка элементов орнамента.



2

2.

Вышивка швом «счетная гладь», швом «роспись». Зарисовка швов. Технические приемы выполнения швов.

2.1.







Особенности вышивки швом «счетная гладь».

Виды «счетной глади»

Мотивы «счетной глади»

Продолжение знакомства с более сложными швами «роспись».

Зарисовка швов.


4


1





2.2


Практическое выполнение швов на ткани.



3

3.

Выполнение эскиза орнамента к полотенцу или декоративному панно (по выбору обучающихся)


Подготовка ткани для вышивки.

Подбор ниток по цвету.


6




6

4.

Исполнение орнамента вышивкой.


20




20


Итого

34

3

31

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 год обучения.


  1. Тема: Вводная беседа. Вышивка.

1.1 Знакомство с русской народной вышивкой, с наиболее распространенными видами вышивального творчества, 1час.

1.2.Особенности уральского орнамента. Основные виды орнамента, 1часа.


2. Тема: Знакомство с видами швов. Зарисовка швов. Технические приемы выполнения швов. Карандаш, бумага 1/8 л, ткань, иглы, пяльцы, нитки мулине, 8 часа.

2.1.Знакомство с материалами, инструментами и принадлежностями. Подготовка к вышиванию. Техника безопасности при выполнении работы,1час.

2.2. Зарисовка швов на листе бумаги, 1 час. Приложение. Рис. 1. Разновидности двухстороннего шва «роспись»

а) шов вперед иголку (горизонтальный, вертикальный, наклонный)

б) двухсторонний шов «роспись» (горизонтальный, вертикальный, наклонный)

в) шов «елочка»

г) шов «кустик»

д) шов «вьюнок»

к) шов «завиток»

н) шов «звездочка».

Приложение. Рис. 16. Тамбурный шов и его виды. Технические приемы выполнения швов на ткани, 6 часа.


3. Тема: Орнамент.

Эскизное выполнение ленточного орнамента, бумага 1/8 листа, цветные карандаши, фломастеры, нитки мулине, 9 часов.

3.1. Понятие об орнаменте и его основных видах. Знакомство с элементами орнамента: растительным, животным геометрическим. Использование изученных швов при составлении несложного ленточного орнамента. Подбор гармоничного сочетания цветов при выполнении ленточного орнамента, 2 час.

3.1. Эскизная работа. Выполнение ленточного орнамента

Выполнение цветового эскиза. Подбор ниток по цвету, 7 часа.

4. Тема: Исполнение ленточного орнамента вышивкой.

Ткань, копировальная бумага, булавки, ножницы, пяльцы, нитки мулине, 14 часов.

4.1.Знакомство со способами перевода рисунка на ткань, последовательное выполнение работы. Закрепление нити на ткани. Обработка вышитых изделий,1час.


4.1. Перевод рисунка на ткань. Выполнение вышивки, 14 часов.


2год обучения


1.Тема: Вышивка крестом.

Зарисовка и технические приемы выполнения шва «крест». Карандаш, бумага 1/8 листа, ткань, нитки мулине, иглы, пяльцы, 4часа.

1.1.Знакомство со швом «крест» особенности вышивки «крестом». Последовательность ведения работы швом «крест», 1 часа.

1.2. Зарисовка шва «крест» на бумаге, 1 час

Приложение рис. 11

а) крест простой а, б, в, г, д

б) двухсторонний а, б".

в) двойной а, б.

1.3. Технические приемы выполнения шва «крест на ткани», 2 часа.


2.Тема: Особенности уральского орнамента, выполненного швом «крест» Копирование элементов орнамента. 6 часов. Ткань, нитки мулине, иглы, пяльцы, образец элемента орнамента , 6 часов.

2.1.Продолжение знакомства с уральской вышивкой, с особенностями уральского орнамента. Характер образцов и символов уральского орнамента, их применение при составлении творческой композиции,2часа.

2.2. Копирование несложных элементов орнамента швом «крест», 4 часа.


3. Тема: Композиция и цвет.

Эскизное выполнение орнамента салфетки. Карандаш, бумага 1/8 листа, цветные карандаши, фломастеры, нитки мулине, 6 часов.

3.1.Понятия о цельности композиционного решения в выбранном формате (квадрат, прямоугольник) использование симметричного расположения элементов композиции, выделение главного. Самостоятельное составление композиции орнамента, использование собственных приемов стилизации. Подбор гармонического сочетание цветов при выполнении орнамента салфетки, 2часа.

Эскизная работа. Выполнение орнамента салфетки, 2 часа.

3 2.. Выполнение цветного эскиза. Подбор ниток по цвету, 2 часа.

4.Тема: Исполнение орнамента салфетки швом «крест».

Ткань, копировальная бумага, булавки, ножницы, пяльцы, нитки, мулине, 19 часов.

4.1. Особенности перевода рисунка швом «крест» на ткань. Последовательное выполнение работы.

Обработка вышитого изделия,1час.

4.2.. Перевод рисунка на ткань, выполнение вышивки,17часов.

3 год обучения


1. Тема: Художественные средства в орнаментальном искусстве.

Зарисовка элементов орнамента.

Простой карандаш, бумага 1\8 листа. 4 часа.

1.1.Ритмические особенности. Основные элементы ритмического построения. Явление симметрии. Виды симметричного орнамента: ленточный, сетчатый, орнамент, украшающий лишь часть предмета. Примеры построения ленточного и сетчатого орнаментов. Современная трактовка орнамента. Характер образов и символов в уральском орнаменте. Приложение. Рис. 18, 19. 2 часа.

1.2.Зарисовка элементов орнамента на листе бумаги, 2 часа. Приложение Рис. 21. Элементы орнамента «Птицы». Рис. 22. Элементы орнамента «Женщина», «Конь». Рис. 10 . «Дерево жизни», «Женщина».


2. Тема: Вышивка швом «счетная гладь», швом «роспись».

Зарисовка швов. Технические приемы выполнения швов. Карандаш, бумага 1/8 листа, ткань, иглы, пяльцы, нитки мулине, 4 часа. Продолжение знакомства с более сложными швами «роспись» знакомство со швом «счетная гладь». Особенности вышивки швом «счетная гладь».

2.1.. Зарисовка швов на листе бумаги, 1 час. Приложение. Рис.1. Разновидности двухстороннего шва «роспись»

е) «клетка»

ж) «чешуйка»

з) «ромб»

л) «розетка»

м) «шашки»

Приложение. Рис. 17. «Счетная гладь»

а, б) прямая гладь

в) гладь косая

г) гладь в елочку

2.2. Практическое исполнение швов на ткани.

Приложение. Рис. 3, 4. схемы выполнения швов, 3 часа.

3. Тема: Выполнение эскиза орнамента к полотенцу или декоративному панно (по выбору обучающихся), 6 часов. Карандаш, булавки, нитки мулине. Подготовка ткани для вышивки, способы перевода рисунка на ткань. Подбор ниток по цвету.


4. Тема: Исполнение орнамента вышивкой. Ткань, иглы, пяльцы, булавки, нитки мулине, 20 часов.

Изделие выполняется в традициях уральской вышивки, с использованием ранее изученного материала.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся ДХШ должеы иметь достаточные знания и умения при выполнении учебных работ по вышивке.

Обучающиеся должены знать:

1. Основные законы декоративно-прикладной композиции.

2. Наследие старых и современных мастеров русской народной вышивки (Поволжья, центральной части России, Русского Севера).

3. Исторические и художественные особенности уральской вышивки и уральского орнамента.

4. Особенности уральского орнамента.

5. Современную трактовку уральского орнамента.

6. Характер образов и символов уральского орнамента.

7. Художественные средства в орнаментальном искусстве.

8. Виды швов

 Двухсторонний шов «роспись»

 шов «тамбурный»

 шов «крест»

 шов «счетная гладь»

9. Правила техники безопасности при работе инструментами.

Обучающиеся должены уметь:

1. Успешно, творчески, осознано, решать композиционные задачи;

2. Владеть техническими приемами традиционной уральской вышивки.

3. Вводить собственные приемы стилизации.

4. Находить свое художественное решение.

5. Добиваться цельности и единства цветового строя, колористического решения.

6. Пользоваться инструментами необходимыми для вышивания.

4. Перечень учебно-методического обеспечения


Методика и учебные пособия:

  • методические пособия и видео презентации к теоретическим занятиям,

  • учебные работы обучающихся из методического фонда школы,

  • творческие работы мастериц,

  • фотографии с работ обучающихся ДХШ,

  • схемы,

  • таблицы.

Оборудование и инструменты:

  • столы,

  • стулья,

  • настольные лампы,

  • подрамники,

  • пяльцы,

  • ножницы,

  • булавки,

  • копировальная бумага,

  • ткань,

  • иглы,

  • нитки,

  • сантиметровая лента,

  • наперсток,

  • моноблок.

Список литературы.




  1. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М., 1972.

  1. Бадяева Т. Орнамент и современное искусство. Советское искусствознание. М., 1986.

  1. Грекулова А. Л. Рукоделие. М., 1993.

  1. Еременко Т. И. Рукоделие. М., 1989.

  1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. М., 1982.

  1. Маслова Д. С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978. Основы художественного ремесла (под ред. В. А. Барадулина. М., 1987).

  1. Максяшин А. С. Уральский орнамент: традиции и современность. Екатеринбург, 1993.

  1. Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.

  1. Русская вышивка XVII - начала ХХ века. М., 1948.

  1. Соболев Н. Н. Русский орнамент. М., 1948.

  1. Фалеева В. Л., Кокуина Е. И. Пособие по вышивке. М., 1954.

  1. Художественная вышивка Урала. Методическое пособие. Свердловский государственный историко-краеведческий музей. Екатеринбург, 1994.



© 2010-2022