Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 5 класса составлена  на основании следующих  нормативно – правовых        документов:     - Федеральный Закон  Российской Федерации  №  273-ФЗ  от  29  декабря  2012 г "Об образовании в Российской Федерации";     - Федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования (утверждён приказом           Минобрнауки    России от 17 декабря  2010 года  №1897);    - Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено

на совете методического объединения

________/ Бадертдинов Н.Х../

Протокол № 1 от

« 22_» августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Старочелнинская СОШ» ____________/Галлямова Г.Н../

« 24_» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Старочелнинская СОШ»

___________/ХазиповФ.Х./

Приказ № 117 от

« 25_» августа 2014 г


МБОУ «Старочелнинская средняя общеобразовательная школа» Алькевского муниципального района Республики Татарстан



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 5 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Старочелнинская средняя общеобразовательная школа»

учителя изобразительного искусства

Вагизова Рунара Фоатовича







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №2

от «25» августа 2014г.

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основании следующих нормативно - правовых

документов:

- Федеральный Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом

Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. « Об утверждении федерального

перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»

- Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г № 68 -ЗРТ « Об образовании»;

- Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

№443РТ от 18.07.2004 г ;

- Приказ министерства образования и науки Республики Татарстан № 4154 / 12 от 09.07.2012 г. «Об утверждении базисного и

учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан , реализующих программы начального общего и основного

общего образования»;

- Письмо МО и Н РТ об учебных планах Республики Татарстан (Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от

09.07.2014 №1637);

Учебный план МБОУ «Старочелнинская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015

учебный год, утверждённый решением педагогического совета от 11.08.2014 г. , протокол № 1.

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

Цель: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;

  • формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

  • Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.

  • Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

  • Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО, Примерной программы по ИЗО и авторской программы выявило, что программа разработанная Б.М .Неменским реализует обязательный минимум содержания образования.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по ИЗО предлагает основные разделы в 5-7 классах:


5-7 классы (105 часов) 1 час в неделю


Разделы

Всего часов

1.

Изобразительное искусство его виды и жанры

40

2.

Язык изобразительного искусства и художественный образ

35

3.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве

20

4.

Опыт творческой деятельности

10

Итого

105

Авторская программа Б.М.Неменского предлагает изучить указанные разделы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО по ниже указанному основному содержанию:

Основное содержание

Тема

5

6

7

1.

Основы изобразительной грамоты

35

2.

Основы декоративной грамоты

«Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»

35

3.

Основы визуально-зрелищной культуры

35

4.

Основы конструктивной грамоты и дизайна


5.

Синтез пространственных и временных искусств


Наряду с этим, раздел Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО «Язык изобразительного искусства и художественный образ» изучается в 5-ом классе в основном содержании авторской программы Б.М.Неменского - «Основы декоративной грамоты» по теме «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека».

Учащиеся знакомятся через декоративное искусство с художественным образом и художественно-выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Получают полное представление о композиции: (ритм, симметрия, асимметрия, пространство, статика, динамика), о линейной и воздушной перспективе; пропорциях и пропорциональных отношениях; видах линий, штрихов, пятне, тоне и тональных отношениях; колорите; цвете и цветовых контрастов; характере мазка; объеме; фактуре; формате, что соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по ИЗО добавлен раздел «Опыт творческой деятельности», который через практические занятия дает возможность использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета через светотень и цвет. Построение пространства, через линейную и воздушную перспективу. Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через практическую и творческую деятельность, контрольные и тестовые работы, анализа произведений искусств.

Новизна рабочей программы в том, что в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат следующие компоненты:

знать /понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, свето­тень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их ос­новные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природ­ные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (плас­тических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной вы­разительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, уз­навать изученные произведения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений \Н.А.Горяева, О.В. Островская, под редакцией Б.М.Неменского 2008г.

Последовательность изучения и структурирования учебного материала по ИЗО для 5 класса предусмотрены в соответствии с вышеназванным учебно-методическим комплексом.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и лите­ратурного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использо­вать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материа­лы, отделка готовых изделий).

При организации учебного процесса обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал, обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией.

Содержание примерной программы направлено на реализации приоритет­ных направлений художественного образования: приобщение к искусству как ду­ховному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся по­лучают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детали­зации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изуче­ние к узкотехнологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида дея­тельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрите­лем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ре­бенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - ре­комендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники: использовать видеоматериалы о художествен­ных музеях и картинных галереях.

























Учебно-тематический план по изобразительному искусству

5 класс

(1 час в неделю, всего 35 часов)


Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

Язык изобразительного искусства и художественный образ.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (Б.М.Неменский)


Древние корни народного искусства

9

9

1

Древние образы в народном искусстве.

1

1

-

Декор русской избы.

1

1

-

Внутренний мир русской избы

2

2

-

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

1

-

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

1

-

Народный праздничный костюм

2

2

1

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

1

-


СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

7

7

1

Древние образы в современных народных игрушках.

1

1

-

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

1

-

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

1

-

Хохлома

1

1

-

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

2

2

1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

1

-

ДЕКОР-ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ

10

10

1

Зачем людям украшения

2

2

-

Декор и положение человека в обществе

2

2

-

Одежда говорит о человеке

2

2

-

О чем рассказывают гербы и эмблемы

3

3

1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

1

-


ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

9

9

1

Современное выставочное искусство

4

4

-

Ты сам - мастер

декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале

5

5

1

Итого

35

35

4


Содержание учебного предмета


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I ЧЕТВЕРТЬ

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства - условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.

Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага.

Зрительных ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: народные мелодии - плясовые, лирические.

Тема. Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образовательном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонированная бумага.

Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» - беседа с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, № 2).


Тема. Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его «символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземныймир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предме­тов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке...

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой све­телке».

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да - область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание: вырезание из картона или плотной бумаги вырази­тельных форм посуды, предметов труда и украшение их орнамен­тальной росписью.

Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигур­ной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном из­ложении.

Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры

Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варь­ирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народ­ной вышивки (слайды).

Литературный ряд: напевные песенные тексты.

Тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об-[разном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костю­ма разных регионов и народов России с использованием различ­ных техник и материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном из­ложении.

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники - это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее Подготовленном интерьере народного жилища.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный мате­риал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

II ЧЕТВЕРТЬ

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а |в иной среде - городской, и совершенно иной жизнью. Задача - Дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крес­тьянских традиций в современной жизни, а также дать представ­ление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.


Тема. Древние образы в современных народных игрушках

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украше­ние ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи.

Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшеб­ный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных эле­ментов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р.Щедрин. Озорные частушки.

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промыс­ла приемов письма.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.

Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.

Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмо­трение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городец­кой росписи. Розаны и купавки - основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городец­кой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.

Тема. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

Хохломской промысел. Цвета хохломы. Травка- как главный мотив хохломской росписи.. Приём под фон. Кудрина - как один из видов росписи хохломы. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломы.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием образа растительных элементов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с вклю­чением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображе­нием жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жо­стовские подносы; изображение цветов.

Тема. Роспись по лубу и дереву.

Изделия и посуда из бересты. Мезенская роспись. Народные узоры на бересте.

Задание: выполнение фрагмента росписи по лубу или дереву. Выполненные индивидуально фрагменты росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, луб, дерево.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображе­нием фрагментов росписи по лубу или дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.


III ЧЕТВЕРТЬ

ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в от­дельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждо­го человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративно­го искусства.

Тема. Зачем людям украшения

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его со­циальная роль.

Тема. Декор и положение человека в обществе

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастро­вых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древне­египетской символики.

Литературный ряд: мифы Древнего Египта.


Тема. Одежда говорит о человеке

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сосло­вий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпо­ха барокко).

Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершен­но не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими фор­мами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украше­ний) остается та же - выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общ­ности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Задание: индивидуально-коллективная работа - создание де­коративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по моти­вам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявле­ние социальных принципов в изображаемых костюмах).

Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.

Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников.

Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народ­ного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древ­них образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народ­ного искусства.




IV ЧЕТВЕРТЬ

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реа­лизации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) тре­бует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз бу­дущей работы в натуральную величину. Общая композиция де­лится на фрагменты (которые выполняются отдельными ученика­ми), их собирают в более крупные блоки, а затем монтирую в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися реша­ет, учитывая реальные условия, из какого материала будут выпол­няться декоративные работы.

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».



Требования к уровню подготовки учащихся по ИЗО за курс V класса:

В результате данного предмета в 5 классе учащиеся должны знать\понимать:

истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (тради­ционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множествен­ность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь:

различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искус­ства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

пользоваться приемами традиционного письма при выпол­нении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Евро­пы XVII века);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале (макра­ме, батик, роспись и т. п.).

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование



ЛИТЕРАТУРА


  1. О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

  2. О.В.Павлова «Обучение основам изобразительной грамоты» 5-7 классы…- Волгоград: Учитель, 2008г.;

  3. З.А. Степанчук, О.С. Степанчук «Изобразительное искусство 1-8 классы. Опыт творческой деятельности обучающихся» Волгоград. : Учитель, 2009г

  4. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984..

5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

6. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

7. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

8. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

9. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

10. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для обучающихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.

11. Фотографии художников.

12. Таблицы, схемы.

13. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

14. CD Рассказы о жанрах русской живописи.

15. И.Б. Полякова, Т.А. Мухина. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс..Методическое пособие.- М.: Просвещение, 2010.













Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству

5 класс

(1 час в неделю, всего 35ч.)


Тема,

тип урока


Вид учебной деятельности

Планируемый результат освоение материала

Дата

Примечание

Обще учебные

специальные

План

Факт

1.

Древние образы в народном искусстве.

Комбинированный урок

Урок- практикум

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Учащиеся должны знать: - истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (тради­ционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множествен­ность вариантов

Знать конструкции и декора в традиционном русском жи­лище.

Проводить анализ произведений искусств.

Уметь пользоваться художественными принадлежностями.

Пользоваться основными источниками информации и базами данных. Находить информацию в сети Интернет

3.09

2

Декор русской избы.

Комбинированный урок

Урок- практикум

Единство конструкции и декор в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Задание: работа над украшением элементов избы(фронтон, наличники, причелина ,лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами ,геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.(восковые мелки , уголь, сангина, тонированная бумага)

- варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов
(древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Уметь выполнять эскиз русского жилища.

Составлять план творческой работы.

10.09

3

Внутренний мир русской избы.

Урок обучения умениям и навыкам.

Урок-практикум

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол - земля, окна-очи и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома.

Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе».

(выбор композиции ,выполнение акварельного подмалевка) выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

Уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выпол­нении практических заданий

Уметь изображать пространство, знать устройство крестьянской избы, его символики

17.09

4

Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь.

Рисунок на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалёвка). Вырезание из картона предметов быта

Знать жизненно важные участки крестьянского дома.

Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства

24.09

5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Урок обучения умениям и навыкам.

Урок-практикум

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда- область конструктивной фантазии, умелого владение материалом. Органичное единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление .символического значения декоративных элементов

Задание: вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды ,предметов труда и украшение их орнаментальной росписью

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Евро­пы XVII века);

Уметь конструировать, фантазировать, владеть материалом. Знать символику декоративных элементов быта.

1.10

6

Образы имотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Урок обучения умениям и навыкам.Урок-практикум

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка! орнамента, его символическое значение. Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Уметь различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

Знать виды орнаментов, мотивы, вариативность их символическое значение. Применение цвета.

8.10

7

Народный праздничный костюм.

Урок обучения умениям и навыкам.

Урок-практикум

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костю­ма разных регионов и народов России с использованием различ­ных техник и материалов.

Уметь выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


Уметь разнообразить форму костюма и украшений к нему. Конструировать женский головной убор праздничной одежды.

15.10


8

Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы татар РТ.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Народные женский и мужской праздничные костюмы татар РТ.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Знать крестьянский костюм - образная модель мироздания.

Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы

22.10


9

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Обобщающий урок.

Урок-беседа

Календарные народные праздники - это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Уметь обосновать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.

Уметь сравнивать, сопоставлять, оценивать. Пользоваться основными источниками информации и базами данных. Находить информацию в сети Интернет

30.10


10

Древние образы в современных народных игрушках.

Комбинированный урок

Урок- практикум

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности] пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Уметь создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

Различать особенности и формы игрушек, различных художественных промыслов. Умело применять формы и декор в игрушке. Знать цветовой строй росписи.

13.11

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный урок.

Урок- практикум.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данною промыс­ла приемов письма.

Уметь владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

Знать цветовые особенности Гжельской росписи. Разнообразие и скульптурность посудных форм.

20.11

12

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Комбинирован ный урок.

Урок - практикум.

Из истории развития Городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы) предмета и его декора. Птица и конь - главные герои Городецкой росписи. Розаны и купавки - основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Оcновные приемы Городецкой росписи.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи

Уметь владеть навыком работы в конкретном материале (гуашь)

Уметь составлять композицию орнаментальной и сюжетной росписи. Показать изящество изображения, отточенность линейного рисунка.

27.11

13

Хохлома.

Комбинированный урок.

Урок- практикум.

Хохломской промысел. Цвета хохломы. Травка- как главный мотив хохломской росписи.. Приём под фон. Кудрина - как один из видов росписи хохломы. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломы.

Уметь владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания декоративных композиций по мотивам хохломы

Знать цветовые особенности хохломской росписи. Разнообразие форм.

4.12

14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный урок.

Урок- практикум

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с вклю­чением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.

Уметь выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


Уметь строить цветочные композиции в свободной кистевой живописной импровизации. Показать объемность букета цветов.

11.12

15

Роспись по лубу, дереву.

Комбинированный урок.

Урок- практикум.

Изделия и посуда из бересты. Мезенская роспись. Народные узоры на бересте.

Уметь обосновать и аргументировать суждения, давать общие утверждения, писать конспект.

Уметь разбираться в современном декоративном искусстве. Составлять конспект, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

18.12


16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Уметь обосновать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.

Уметь сравнивать, сопоставлять, оценивать. Пользоваться основными источниками информации и базами данных. Находить информацию в сети Интернет

25.12



17

Зачем людям украшения.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Уметь выдвигать гипотезу и понимать необходимость декоративно-прикладного искусства.

Уметь наполнить вещь общественно-значимым смыслом, определять ее роль.

15.01


18

Какую роль играет декоративное искусство в организации общества.

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений.

Украшения в древнем Египте .

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

22.01










19-

Декор и положение человека в обществе.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастро­вых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Уметь выявлять в произведениях декоративно-прикладного искус­ства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Знать общие сведения о Древнем Египте и его искусстве. Знать символику цвета в украшении.

29.01

20

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастро­вых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)определяется ролью его хозяина.

Уметь работать с выбранным материалом

5.02

21

Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком-- знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эп ха барокко).

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;


Уметь составлять эскизы одежды людей Древнего Китая. Знать формы орнамента и цветовой гаммой.

12.02

22

Индивидуально-коллективная работа - создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»

Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершен но не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими фор­мами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же - выявлять роли людей, их отношений в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;

Уметь

творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

19.02

23-

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Уметь выдвигать гипотезу и понимать необходимость геральдики в искусстве.

Умело применять условности в геральдике, цвет в гербе и эмблеме. Уметь разбираться в символах на эмблемах в современном обществе, знать значение их элементов.

26.02

24

Символы и эмблемы в совре­менном обществе, значение их элементов.

Герб- это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений

Уметь выдвигать гипотезу и понимать необходимость геральдики в искусстве.

Уметь разбираться в символах на эмблемах в современном обществе, знать значение их элементов.

5.03

25

Создание проекта собственного герба или герба сво­ей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.

12.03

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привле­чением учебных работ, показом слайдов произведений декоратив­но-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие зада­ния, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображе­нии костюмов, или задания на развитие чувства стиля.

На каникулах дети должны присмотреться к образцам совре­менного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общест­венных зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоратив­но-прикладного искусства.

Уметь обосновать и аргументировать суждения, давать общие утверждения, писать конспект.

Уметь разбираться в современном декоративном искусстве. Составлять конспект, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

19.03


27

Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народ­ного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древ­них образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;


Уметь применять знания: технологии работы с выбранным материалом: коллаж, папье-маше, расписные доски. Выполнять поэтапно задуманное. Уметь описывать произведение искусства.

2.04

28

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства.

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;

Уметь применять знания: технологии работы с выбранным материалом: коллаж, папье-маше, расписные доски

9.04

29

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников.

Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народ­ного (крестьянского) искусства

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;

Выполнять поэтапно задуманное

16.04

30

Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Творческая интерпретация древ­них образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;

Уметь описывать произведение искусства.

23.04

31

Ты сам - мастер

декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале.

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реа­лизации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз бу­дущей работы в натуральную величину. Общая композиция де­лится на фрагменты (которые выполняются отдельными ученика­ми), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися реша­ет, учитывая реальные условия, из какого материала будут выпол­няться декоративные работы.

Должны уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);


В практической деятельности умело использовать древние образы в изготовлении коллажа, панно. Учитывать использованный материал, цветовое соотношение.

30.04

32

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) тре­бует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно.

Должны уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

7.05

33

Выполнение деталей панно

Общая композиция де­лится на фрагменты (которые выполняются отдельными ученика­ми), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно.

Должны уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

14.05

34

Монтирование панно. Окончательная отделка

Педагог вместе с учащимися реша­ет, учитывая реальные условия, из какого материала будут выпол­няться декоративные работы.

Должны уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

21.05

35

Истоки декоративного искусства села Старые Челны (экскурсия в школьный краеведческий музей).

Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

28.05




© 2010-2022