• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи

Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по музыке и ИЗО в 5 классе.

Тема: «Картины природы в музыке». Времена года в музыке и живописи.

Цель:

Сопоставление музыки и изобразительного искусства в раскрытии образа природы через творческую деятельность учащихся.

Задачи:

Закрепление и обобщение знаний во взаимодействии музыки и живописи;

-понимание выразительных и изобразительных характеристик образов;

-актуализация жизненно творческого опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений и возможности изобразительного творчества).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Начать урок мне бы хотелось такими словами:

Звучит фрагмент из концерта Вивальди (весна).

Эпиграф на доске:

Быть может, вся природа - различность голосов?

Быть может, вся природа - мозаика цветов?

Быть может, вся природа лишь числа и черты?

Быть может, вся природа - желанье красоты.

К. Бальмонт.

Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи музыки и живописи. Только что вы прослушали музыкальный отрывок из произведения А. Вивальди «Времена года.». Какие чувства вам навевает эта музыка?

(Ответы детей).

Какие картины возникают при слушании данной музыки?

А как вы думаете какое время года представил композитор?

Антонио Вивальди - итальянский композитор, основоположник музыкального жанра концерты.

Учитель. Информация о композиторе.

Антонио Лючио Вивальди (1678-1741) - итальянский композитор, дирижер, педагог.

• Родился в Венеции в семье скрипача.

• Первые уроки музыки были получены от отца.

• В 28 лет происходит публичное выступление для французского посольства.

Музыка Вивальди становится популярной.

Именем Антонио Вивальди названы:

• кратер на планете Меркурий[17].

• итальянский институт

• браузер Vivaldi, разрабатываемый бывшими сотрудниками Opera Software.

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.

Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза.

Мы прослушали музыкальный отрывок время года «Весна». Прослушайте следующий отрывок. Как вы думаете, какому времени года он посвящён.

И т.д. музыкальные отрывки.

Учитель. Природа и красота - часто трудно отделить эти слова друг от друга. Известный педагог В.Сухомлинский говорил: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи...

Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее».

Е.А. Максимкина

II. Беседа об искусстве.

Выяснить у учащихся, какие виды искусства они знают, их средства выразительности.

- Какие знаете виды искусства?

- Для чего человек создаёт произведения искусства? Что в них передаёт?

Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передаётся замысел автора.

2. Информационно-практический.

Iвидео просмотр

Составить рассказ о содержании музыки: рассказать о её характере, какими средствами его передаёт композитор.

- Что хотел передать в своём произведении композитор: состояние человека, его чувства, мысли, картину природы, событие?

Прозвучала пьеса из альбома для фортепиано "Времена года" П.И. Чайковского.

- Вспомните, почему композитор так назвал своё произведение? Предположите, какое время года изображено в этой музыке.

Природа занимала особое место в жизни П.И. Чайковского. В письмах и дневниках композитора сохранилось большое количество высказываний о природе, на основании которых можно понять, как он любил русскую природу, и что она для него значила, например: "Даже искусство не может дать тех моментов восторга, которые даёт природа".

Во втором полугодии на уроках будем находить общее между музыкой и изобразительным искусством, и узнаем, что такое "музыкальная" живопись и "живописная" музыка.

Сегодня на уроке ответим на вопрос: "Можем ли мы увидеть музыку?".

- Какими цветами можно передать содержание этой мелодии? Тёплыми или холодными, яркими или приглушенными, насыщенными или спокойными, светлыми или темными?

Передайте красками цветовую гамму музыки: нанесите на лист альбома широкими мазками и заполните всю поверхность листа теми цветовыми пятнами, которые как вы считаете, созвучны этой музыке.

Обсуждение с учащимися полученной на листе цветовой гаммы.

- Вы правильно подобрали цвета холодной гаммы: голубой, сиреневый, лазурный и их неяркие, спокойные, светлые оттенки.

Музыка звучит во времени, чтобы произведение понять, надо дослушать его до конца, вслушаться. Художественные произведения существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаются зрительно




Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой.

- На картинах художников мы можем увидеть: исторические события, портреты, натюрморты, пейзажи. (просмотр слайдов)

Пейзаж - картина, изображающая природу или какую-либо местность

(лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Если видишь на картине поле, речку, лес и луг
Иль заснеженные дали да с берёзками вокруг.
Иль пустынную равнину, или море, или пляж.
Знай: такая вот картина называется "пейзаж"!

- И музыка может передать исторические события, изобразить портрет человека, его особенности, нарисовать картину природы.

- Как вы думаете в произведении, которое вы слушали в начале урока, что передаёт композитор? (пейзаж)

Рассказ об истории пейзажа в музыке.

"Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития; его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в XVI в. У французского композитора К. Жанекена появились произведения, которые изображали пение птиц, например, "Соловей". В XVIII веке итальянский композитор А. Вивальди создал произведение "Времена года", в котором передал не только картины природы, а ещё и четыре состояния человека.

- Сколько в альбоме "Времена года" П.И. Чайковского пьес? Почему?

(12 пьес, посвященных каждому месяцу года)

VII. Завершение практической работы:

На фоне звучания музыки учащиеся дорисовывают картину природы.

3. Итоговый.

VIII. Подведение итога.

Учащиеся демонстрируют свои работы

Источник музыки и ИЗО - это жизнь, каждый вид искусства передаёт его своим языком.

- Можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей)

Вслушиваясь в музыку, мы можем представить её зрительный (живописный) образ и изобразить, используя художественные средства выразительности.


Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.

Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.

Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.

Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.

Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи. Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.

Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.

Практическая работа. Звучит фрагмент музыкального произведения, учащиеся по ощущению выполняют эскиз рисунка времени года, навеянного звуками музыки.

По окончании роботы проводится экспресс-выставка. Учащиеся передают свои ощущения от услышанной музыки, объясняя, почему они выбрали то, или иное время года



© 2010-2022