• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок-презентация по МХК в 10 классе по теме: Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов

Урок-презентация по МХК в 10 классе по теме: Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов

Хочу извиниться перед коллегами за то что в урок-презентацию по МХК в 10 классе по теме не были скачены иллюстрации и сама презентация "Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов" Возможно у нас разные программы или другой формат. Я добавляю презентацию отдельно. Еще раз, извините меня пожалуйста.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Лицей № 10 имени Д.И.Менделеева














Разработка урока по МХК в 10 классе на тему:

«Греческий храм -

архитектурный образ

союза людей и богов»



Выполнила:
Синякова Людмила Николаевна,
учитель ИЗО и МХК









Московская область

Клин 2013

Слайд 2

Цели и задачи урока:


  1. Сформировать у учащихся представление о греческом храме, как архитектурном образе союза людей и богов.

  2. Дать понятие «ордерной системы» в архитектуре.

  3. Познакомить учащихся с устройством греческого храма и образцом высокой классики - Парфеноном.

  4. Воспитывать интерес к искусству и истории.

  5. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.

Слайд 3

План урока:


1. Объяснение нового материала:

А) греческий храм - «царский дом»;

Б) соразмерность архитектуры пропорциям человеческого тела;

В) ордерная система в архитектуре;

Г) устройство греческого храма;

Д) Парфенон - образец высокой классики.

2. Закрепление. Викторина.


Оборудование к уроку:

Мультимедийная система: компьютер, проектор, экран, презентация.

Древние греки были удивительно талантливым и жизнерадостным народом. Страх перед силами природы был преодолен благодаря созданию мира Олимпийских богов. Боги оправдывали жизнь людей тем, что жили так же, как и они. И под ярким светом олимпийцев люди ощутили себя равными богам.

Слайд 4

Доступность небес, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику. Базилика в переводе, «царский дом». Храм отражал отношение людей и небожителей (т.е. богов): не люди взирали снизу вверх на небо, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям. Греки были удивительно талантливыми архитекторами. Они стремились к тому, чтобы около построенного ими здания человек чувствовал себя выше, шире в плечах, стремились, чтобы архитектура вселяла в сердце бодрость и уверенность.

Слайд 5

В период высокой классики храм стал символом победы разумного человеческого начала над необузданными силами природы. «Человек - мера всех вещей» - сказал древнегреческий философ Пифагор. Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и природные стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела, и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога - человека.

Слайд 6

Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества, которая находилась в святилище. Свет в святилище проникал через дверь, так что в нем царил полумрак, создававший особо торжественное настроение.

Слайд 7

Сам храм строился на каменном основании - стереобате и окружался по периметру колоннами. Такой тип храма получил наибольшее распространение и назывался перинтер.

Слайд 8

В процессе развития архитектуры эллинские мастера разработали строгую систему соотношений между частями зданий, между колоннами и перекрытиями. Эта система впоследствии получила название ордера, что значит «строй», «порядок». В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом. И много позднее появился коринфский ордер. Ордер был общей системой правил и эстетических норм. Весь ордерный строй делится по вертикали на три части:

1) опору - стилобат (ступенчатое основание);

2) несущую часть (колонны, стены);

3) несомую часть - антаблемент (балки и перекрытия).

Стилобат - это верхняя ступень основания, на которой стоят колонны. Роль колонн в греческой архитектуре была велика и многообразна. В каждом ордере колонны имели свои особенности. Дорические колонны не имеют базы, их капитель напоминает сплошную подушку. Ионические колонны, напротив, тонкие легкие, вырастающие из круглой базы. Их капитель (верхняя часть) имеет два изящных завитка - валюты. Коринфский ордер самый легкий и стройный. Вдоль колонн проходили углубления - канавки, которые назывались канилюрами.

Верхняя часть здания, опиравшаяся на колонны, получила название антаблемента. Он состоит из архитрава (балки, которая лежит на колоннах), фриз и карниз. В дорическом ордере архитрав гладкий, фриз украшают триглифы и менотопы. Выше антаблемента расположен фронтон - величественный треугольник под двухскатной крышей.

Слайд 9

Элегантным синтезом стилей и выражением идеала красоты Древней Греции стал ансамбль афинского Акрополя (город на высоком холме).

Слайд 10

Жемчужиной архитектуры Акрополя стал Парфенон. Совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, храм посвящен богине Афине, покровительнице Афинского государства. Парфенон построили в 447 - 438 гг. до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат. По своему плану - это дорический перинтер, окруженный 46 колоннами. Но он органично включает и элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз.

Слайд 11

Восточный фронтон Парфенона украшали скульптурные композиции на тему рождения Афины из головы громовержца Зевса, западный - ее спора с Посейдоном за власть над Атикой. Крышу по углам венчали стилизованные лепестки лотоса.

Слайд 12

Внутри храма, в святилище находилась статуя богини Афины, выполненная скульптором Фидием. Скульптуры Парфенона - подлинный кладезь красоты, воплощение самых высоких устремлений человеческого духа. Все скульптуры Парфенона были созданы Фидием и его талантливыми учениками.

Слайд 13

Закрепление пройденного материала.

Викторина.

  1. Чем руководствовались греческие архитекторы при постройке храмов?

(Высотой храма)

  1. Как называется система соотношений между частями здания и перекрытиями?

(Ордер)

3. Где помещалась статуя греческого бога?

(В святилище)

4. Как назывался тип храма, окруженного колоннадой?

(Перинтер)



Слайд 14

Урок-презентация по МХК в 10 классе по теме: Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов

Слайд 15

Урок-презентация по МХК в 10 классе по теме: Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов

Слайд 16

Урок-презентация по МХК в 10 классе по теме: Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов

Слайд 17

Библиография

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Изд. центр «Академия» Москва. 2007 г.

  2. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Изд. «Спец.литература» С-Петербург. 1997 г.

3.Энциклопедия для детей. Искусство т.7, часть I. Изд. «Аванта +» - М.: 1997

Презентация к уроку

Урок-презентация по МХК в 10 классе по теме: Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов

© 2010-2022