Тесты Личностные особенности ребенка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рисуночные тесты

Рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями, выявить личностные особенности ребенка.

Рисуночные тесты относятся к проективным методикам, основаны на принципе проекции, т.е. символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к миру. Рисунок - это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах.

Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша (цветных карандашей, красок) и бумаги. Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны, поэтому не рекомендуется делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одного лишь этого метода. Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она поддержана двумя - тремя признаками, обнаруживающимися в рисунке.

Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений. Если, например, накануне ребёнок поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата. Возможно, он отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение.


Что важно учитывать при проведении рисуночных тестов

  1. Комфортная обстановка.

  2. В кабинете в приделах видимости не должно быть изображений, которые будут использовать дети в тесте.

  3. Желательно детей рассадить так, чтобы они не могли срисовать друг у друга.

  4. Чётко проговаривается инструкция, если ученик задает уточняющие вопросы, то ему говорят: «Рисуйте так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то её частично или полностью повторяют. Если первоначальный рисунок получился схематическим или шаблонно карикатурным, нарисован не по теме, то нужно попросить сделать повторный рисунок.

  5. Если ученик боится выполнить плохой рисунок, тогда надо ободрить его, сказать, что вам интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого, что оценка за рисунок не ставится. Нужно предложить, чтоб он постарался нарисовать как можно лучше - так, как он умеет.

  6. Во время выполнения рисунка не подсказывать, не поправлять («ты забыл нарисовать бабушку», «почему у папы нет ушей» и т.п.) - иначе пропадут те самые детали, которые несут главную смысловую нагрузку.

  7. Не обсуждать с ребёнком результаты теста: то, что вы узнали - это информация к размышлению и тем более - не ругайте ребёнка за то, что вам удалось о нём узнать (особенно опасно в этом плане обвинение: «ты не любишь…»).

  8. Рисунки выполняются на белой бумаге форматом А4, простым карандашом или цветными карандашами, красками.

Самые распространенные рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Человек под дождём». Предлагаю рассмотреть методики «Моя семья», «Кактус», «Про самое интересное» и «В школе».




Методика «Моя семья»

Проективная методика «Моя семья» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Даётся инструкция «Нарисуй, пожалуйста, свою семью», или «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь», или «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом» и «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь».

Когда рисунок закончит - попросите ребёнка объяснить, кто есть кто - и после этого можно оценивать результаты.

Анализ рисунков.

  1. Впечатление.

В первую очередь, обращаем внимание на то, какое первое впечатление производит на нас рисунок. Какое он вызывает у нас настроение: радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует.

  1. Последовательность рисования членов семьи.

  • Первым ребенок рисует эмоционально значимое и привлекательное для него лицо. Это может быть как мама, так и папа. Может быть, старший брат или сестра.

  • Если ребенок первым на рисунке изображает себя - это может указывать на эгоцентризм ребенка.

  1. Содержание правой и левой стороны листа - каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка.

  • Правая часть обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего.

  • Левая - рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери.

  • Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка.

  • Нижняя - с материальным миром.

  1. Размер и расположение рисунка на листе.

  • Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова.

  • Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображаемое в центре листа.

  • Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного Я, пытаются охватить рисунком все пространство.

  1. Расположение членов семьи.

  • Расположение членов семьи на одной прямой с соединенными руками; близкое расположение членов семьи друг к другу указывают на психологическое благополучие в семье, восприятие целостности семьи, включенность ребенка в семью, т.е. указывает на тесные эмоциональные контакты. Однако, если на рисунке оказывается сверхплотное расположение фигур членов семьи, то это указывает на сверхтесные связи в семье, а так же на потребность в эмоциональной близости.

  • Наоборот, если на рисунке наблюдается удаленность всех членов семьи друг от друга, то это говорит о том, что в семье присутствует разобщенность членов семьи, а так же слабость эмоциональных контактов между ними.

  • Если ребенок рисует членов семьи, разделяя их линиями или какими-то объектами, или расположение членов семьи в разных комнатах - то все это указывает на серьезное нарушение внутрисемейных контактов.

  • Иногда ребенок рисует себя отдельно от других членов семьи. Это указывает на то, что ребенок испытывает ощущение своей отверженности в семье.

  • Иногда дети включают в свой рисунок семьи домашних животных - это говорит о том, что они испытывают недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.

  • Если ребёнок «забыл» нарисовать кого-то из родственников, то этот человек и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений.

  • Исключение себя из рисунка говорит о чувстве своей отверженности в семье, отсутствии чувства общности с семьей, неприятие себя в семье.

  1. Величина фигур.

  • Когда чья-то фигура нарисована явно выше других - это говорит о значимости и доминировании этого члена семьи.

  • Если ребенок рисует себя равным по величине с родителями - это может указывать на эгоцентризм ребенка, стремление к равноправным отношениям.

  • Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания.

  1. Анализируя рисование отдельных частей фигуры можно выделить следующее:

  • Рисование кулаков, поднятых вверх рук с крупными ладонями, острые ногти, оружие в руках говорит об агрессивном поведении данного члена семьи;

  • Когда ребенок пропускает в рисунке части лица у себя (рот, глаза) - это указывает на серьезные нарушения в сфере общения;

  • Отсутствие глаз указывает на наличие аутизации (ослабление контактов с окружающими);

  • Пустые глаза, без радужки и зрачков так же указывает на аутизацию, страхи;

  • Большие зачерненные глаза указывают на наличие страха;

  • Человека, изображённого с большими глазами, ребёнок воспринимает как тревожного и беспокойного, с маленькими (в виде точек или щёлочек) - как замкнутого.

  • Выделение зубов указывает на вербальную агрессию данного члена семьи;

  • Персонаж без ушей - это человек, «не слышащий» окружающих, игнорирующий то, что ему говорят;

  • Человек с большим ртом - источник угрозы (тот, кого ребёнок боится),

  • Человек, нарисованный с большой головой, ребёнок считает умным,

  • Персонаж с длинными руками и большим количеством пальцев на руках - сильным (и наоборот).

  • Когда ребенок штрихует все лицо другим членам семьи, или рисует кого-то без головы - это указывает на конфликтное отношение ребенка с этим человеком и враждебное отношение к нему;

  • Штриховка, множественные линии, повышенный нажим на карандаш при изображении всех членов семьи или большинства из них - указывает на напряженную эмоциональную атмосферу в семье;

  • Одного из членов семьи - напряженное конфликтное отношение к этому члену семьи;

  • Себя - неблагополучное эмоциональное отношение к этому члену семьи.

  • Выражение лица говорит о чувствах ребенка к этому человеку.

  • Обилие мелких деталей (пуговицы, шарфы и т.п.) говорит о множестве запретов.

  1. Линии.

  • Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш.

  • Нерешительный же ребёнок, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными. Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость.

  • И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность. Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро исписывает фломастер. Нажим настолько силен, что такие дети нередко карандашом рвут бумагу, на которой рисуют.

  • Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких линий. Дети с волевым характером, реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам, редко используя кружочки и овальные формы.

  1. Цвета.

  • В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке. В рисунке они как бы воплощают все краски жизни. Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета - это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении.

  • Если же рисунок выполнен в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка.

  • Зеленый - ребенок стремится к безопасности, акцентирует свою независимость и уравновешенность, упрям.

  • Красный - проявляется эксцентричность, агрессивность, возбудимость и сила воли.

  • Желтый - свидетельствует об оптимизме, любознательности, положительных эмоциях.

  • Фиолетовый - проявление фантазии и интуиции.

  • Коричневый - физический дискомфорт, медлительность, выражение отрицательных эмоция.

  • Черный - выражение протеста, потребность в изменениях, подавленность.

  • Серый - испытывает отстраненность, желание уйти, подавить тревоги и переживания, безразличие

Что должно НАСТОРАЖИВАТЬ в рисунках:

- детально прорисованные половые органы (признак наличия проблем в сексуальной сфере);

- наличие крови (признак перенесенной травмы);

- пораженные участки тела в рисунке человека (язвы, болячки, темные пятна), наличие дупла в рисунке дерева (признак переживания органического поражения, наличия медицинских заболеваний);

- наличие заштрихованных, зачеркнутых предметов (признак повышенной тревожности)

- «пропуски» или «забытые» в рисунке части тела (признак нарушения представления об общей структуре тела, наличие тяжелой травмы).


Проективная методика «Кактус»

Цель: определение эмоционального состояния ребёнка, наличия агрессивности, её направления и интенсивности.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение

  • размер рисунка

  • характеристики линий

  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Методика «Несуществующее животное»

Данная методика используется для изучения уровня тревожности и самооценки младшего школьника.

Ребенку предлагается нарисовать «Несуществующее животное» и назвать его несуществующим названием. Тест проводится в форме индивидуального исследования. Рисунок выполняется простым карандашом на стандартном листе белой бумаги.

Интерпретация.

1. Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен на средней линии (вертикально). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих. Тенденция к самоутверждению, признанию. Положение рисунка в нижней части листа - обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, потребность в признании. Отсутствие тенденции к самоутверждению.

2. Центральная смысловая часть фигуры (голова, уши).

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает реализовываться (хотя и не доводится до конца). Человек активно переходит к реализации своих намерений. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, размышлениям, лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередко это страх, нерешительность, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно). Положение «фас» (голова направлена на рисующего) трактуется как эгоцентризм.

Глазам придается особое значение. Если радужка особенно резко прорисована - это переживание страха человеком. Обратить внимание на наличие ресниц. Ресницы обозначают заинтересованность человека в восхищении окружающих, а также истероидно-демонстративные манеры в его поведении.

Уши. Прямое значение - заинтересованность в информации, значимость и мнение окружающих о себе.

Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерненный, трактуется как легкость возникновения страхов, опасения, недоверия. Для тревожных детей и подростков характерен рисунок зачерненного рта округлой формы. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии губ трактуется как большая речевая активность, в сочетании с прорисованной губой - чувственность. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная. Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы, говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто бывают расположены дополнительные детали: рога - защита; ногти, щетина, иглы - агрессия.

Крылья и перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

3. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент).

Отсутствие лап рассматривается как поверхностность, неосновательность суждений, легкомыслие в выводах, иногда импульсивность в принятии решений.

Разнообразие положения этих деталей - свидетельство самостоятельности творческого начала.

4. Части возвышающиеся над уровнем фигуры (крылья, дополнительные ноги, щупальца, перья, бантики).

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, трактуются как уверенность в себе, любознательность, увлеченность своей деятельностью, смелость. Крылья, перья, бантики - показатель демонстративности, склонность обращать на себя внимание.

Хвосты - выражают отношение к собственным действиям и поступкам. Положительная или отрицательная оценка своих действий выражается направленностью нарисованного хвоста. Хвост направлен влево - трактуется как размышление об упущенном моменте из-за собственной нерешительности. Хвост, направленный вправо, трактуется как размышление о своих действиях, поступках в настоящее время. Хвост, направленный вверх, трактуется как уверенность, положительная оценка своих действий, поступков. Падающий вниз - сожаление о содеянном, раскаяние.

5. Контур фигуры.

Контур фигуры, выполненный в острых углах, выступах, шипах, панцире - трактуется как агрессивная защита от окружающих.

Запачкивание контурной линии фигуры - тревога, страх. Линии удвоены, поставлены шипы, заслоны - опасение, подозрительность. Верхний контур - трактуется как защита против людей, реально имеющих возможность наложить запреты, ограничения, т.е. старших по возрасту людей: родителей, учителей, руководителей.

Нижний контур - протест против насмешек, боязнь осуждения.

Боковые - готовность к защите и самозащите.

Методика «Про самое интересное» и «В школе»

Цель: диагностика мотивации учения младших школьников.

Рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса. С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.

Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «В школе».

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами - получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т.е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно-значимой деятельностью;

2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

К формальным характеристикам относятся следующие:

а) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д.) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном - рисуется нарочито небрежно.

в) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать: а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому; б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков «В школе»:

а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое интересное» и ни одного рисунка «В школе», несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;

б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему - это свидетельствует о его положительном отношении к учению.

2. Включена ли школьная тема в рисунок «Про самое интересное». Если да, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.

3. Какой момент школьной жизни отражен в рисунке: а) урок; б) перемена; в) ситуация, внешне связанная со школой - «уход от школы» - при изображении только школьного здания; рисунок на тему с измененным названием - «В школу».

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного либо отрицательного отношения к учению. Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания обучения: а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами; б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Изображение себя с другими субъектами: а) с учителем, б) со сверстниками; в) изображен сам автор, г) изображен учитель и ученики, д) изображен ученик того же класса, но не он.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть проинтерпретированы различным образом, в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, свидетельствует о его личной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники боятся рисовать людей.

Выделенные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение для диагностики имеет цвет. Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно-значимой деятельностью, может дать, например, то, включил ли ребенок школьную тему в рисунок «Про самое интересное».

Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

7


© 2010-2022