Консультация: «Роль сюжетно-ролевых игр в трудовом воспитании детей»

Зачем детям игра? Игра  – это их школа жизни. Школа, в которой они могут по практиковать кусочки взрослого мира на моделях взаимоотношений, выстроенных в игре. Если Вы обратите внимание, в играх детей, как правило, присутствуют сюжеты, взятые ими из повседневных окружающих их ситуаций. Дети впитывают, копируют и переносят в игру то, с чем сталкиваются в жизни, в первую очередь, в домашней атмосфере. Отыгрывать, то есть, отражать или выражать через действие – это естественный спонтанный процесс д...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль сюжетно-ролевых игр в трудовом воспитании детей

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для физического нравственного и трудового воспитания, для познания окружающего мира.

В дошкольном детстве, сюжетно - ролевая игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка и имеет большое значение для его физического и нравственного развития, формирования детского коллектива. Игра для дошкольника - это и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Как известно, в игре нет прямой зависимости ребёнка от взрослого и он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых, и этот процесс начинается очень рано.

Наблюдая за игровой деятельностью, с первых дней заметно, что каждый играет со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединяются, а часть из них вообще не играла, а только наблюдала. Часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с пушистой кошкой, маленьким самосвалом, которых не хватало.

Первоначально сама принимаю активное участие в играх - подсказываю ребятам, как построить сюжет, распределить роли, подобрать игрушку, подводя их к самостоятельной организации игры.

При объединении для совместных игр я использую различные приёмы. Например, Рамиль возит грузовую машину, а Данила что -то начал строить, беря время от времени детали из ящика «строителя». Предлагаю Рамилю на машине подвозить Даниле детали и, чтобы была быстрее закончена постройка, подключаю к ней Тимура. «Тимур, помоги пожалуйста, Даниле»- прошу я. Так игра обрела новый характер - в ней участвовала уже группа детей. В конце игры обратила их внимание на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. Потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.

Сюжеты детских игр развивались, как через самостоятельные, так и через игры во время занятий. В каждой игре есть новое содержание, обучение, которое давало конкретные примеры нравственного отношения друг к другу, а так же к игрушкам и предметам. Так, на занятиях мы провели дидактическую игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом.

Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Постепенно учу детей самостоятельно строить сюжет игры и реализовать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушания сказок, потешек, рассказов. Наблюдения строила так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий трудовую деятельность, например, наблюдали с детьми работу шофёра, няни, врача: обращали внимание на то, что шофёр работает на машине и привозит нам продукты, няня наводит чистоту в группе и накрывает столы, моет посуду. Такие наблюдения помогали переключать детей от ролевых игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного ознакомления было недостаточно для возникновения игры.

Остановлюсь на формировании сюжета наиболее любимой ребятами игры в «больницу». Первое, что я сделала, это познакомила их с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате, рассмотрели иллюстрации о том, как Айболит лечит зверят. Все дети проявили большой интерес к содержанию книги, увлеклись красочными иллюстрациями.

Коллективно посетили кабинет медсестры в детском саду, посмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т. д. в другой раз дети непосредственно наблюдали за работой медсестры. Она объяснила ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы никто не болел. Затем в игровой комнате появился халат с шапочкой, сумка врача, в которой лежали градусник, трубка для врача. Познакомила детей с этими атрибутами, объяснила детям их значение, показала как нужно действовать, дала самим детям попробовать послушать кукол, мишек, поставить градусник, в другой раз непосредственно перешла к игре.

Все дети приходили на приём со своими любимыми игрушками, даже которые раньше не принимали участие в игре. В дальнейшем в игру вводила новые медицинские атрибуты: шприц, банки. Постепенно усложняла сюжет. Заинтересовавшись, дети более активно включались в игру. А когда у них стало больше знаний о профессии и появился некоторый опыт мы провели игру в «больницу».

Чтобы поддержать интерес к игре, усложнить её содержание, я наметила ввести ещё одну роль медсестры, но предварительно рассказала детям о том, что медсестра - это первый помощник врача: врач осматривает больных и делает назначения, медсестра их выполняет. Роль медсестры поручила наиболее активным ребятам, игра стала более оживлённой, руководя играми, я уделяла наибольшее внимание воспитанию в детях дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом, в нужную минуту включалась в игру.

Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Учитывая, что содержание игры оказывает большое внимание на формирование личности ребёнка, я развиваю интерес к таким играм, как «Больница», «Магазин», в которых формируются доброта, забота и вежливость.

Сюжетно- ролевые игры оказывают большие возможности для воспитания у детей желаниями умения трудиться. «Вика, у твоей куклы не убрана постель, аккуратно заправь одеяло», - говорю я, и девочка охотно принимается за работу, приучаясь в игре выполнять элементарные трудовые действия.

Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общество товарищей - всё это заставляет играть с удовольствием, с хорошим настроением. Наблюдая за ходом игры, я следила за речью детей, незаметно вмешивалась, исправляя её, и они воспринимали это как вполне естественное явление, усваивали правильное выражение.

Нужно не только научить детей играть, но и дать им через игру знания, воспитать у них нравственные качества. Во время игры я старалась всегда прийти им на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределить роли. В результате проделанной работы игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у них появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и главное - дружить.



© 2010-2022