• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

«НАРТ»




Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

(методическое руководство

для педагогов по ИЗО и ДПИ)


Составитель:

пдо Боранова А.М.











Владикавказ, 2015г

Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ежедневно ребёнок открывает для себя новое в окружающем его мире. Всё, что увидел, что взволновало его, малыш отображает в игре, речи, рисовании. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребёнка является цвет. Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.

Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три любимых цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные и блёклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки цвета. Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребёнка, о недостаточном развитии цветового восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Через цвет дети начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей. Часто всего ребёнок, изображая предметы, даёт им такую цветовую характеристику, которая не связана с реальным изображением.

Ребёнок очень восприимчив к цвету, зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемому герою.Дети интуитивно улавливают цветовой образ, называя цвета они сопоставляют их с сочетаниями добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых - холодными, тёмными и даже чёрными тонами. Тёмные тона у них символизируют зло, страх, а яркие - добро, радость, счастье и так далее.

Цель: Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

  • знакомство с цветовыми эталонами;

  • ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;

  • знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.);

  • знакомство с классификацией цветов и оттенков;

  • воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;

  • использование эмоционального воздействия цвета на развитие и гармонизацию личности.

Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:

  • Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.

  • Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства.

  • Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.

  • Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.

  • Использование дидактических игр в работе с детьми.

  • Эстетическое оформление среды, использование детских работ.

  • Компетентность педагога в вопросах цветоведения.

Ожидаемые результаты:

  • цветовое решение будет соответствовать поставленной изобразительной задаче;

  • цветовые соотношения будут близки к реальным;

  • в цветовых соотношениях образа будут присутствовать элементы фантазии;

  • дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;

  • дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.

  • дети должны будут уметь передавать насыщенностьцвета.

Знакомство младших школьников с теорией цвета следует начинать с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся. Предложения посчитать количество цветов в кабинете, определить цвета одежды детей, объяснить цветовую окраску животных (почему бабочка яркая, заяц летом - серый, зимой - белый и т. д.) вызовут у ребенка интерес к цвету. В качестве практического знакомства с красками можно провести упражнения-эксперименты: нанести краску на бумагу различными способами - оттиском (пальцем, ластиком, ниткой), набрызгиванием, раздуванием; на влажную бумагу с предварительно нанесенным рисунком восковым мелком. Можно предложить ребятам выразить через цвет свое настроение, события прошедшего дня, различные эмоции (радость, страх и т. д.).

Наука об изучении цвета называется цветоведением.

Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.

Основные и составные цвета.

Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами.



Основных цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.



Необходимо ознакомить учеников с понятием цветового спектра - основой любой эстетической теории цвета. В качестве практических работ на закрепление нового материала предлагается изобразить радугу или 7-ступенный цветовой спектр.

Цветовые оттенки основных цветов.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, из красного получится

бледно красный, то есть розовый, а из синего - голубой и т.д. Можно добавлять в краски белила (т.е. белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства - насыщенности цвета.

Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на чёрном фоне будет ещё белее.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.




Теплые и холодные цвета

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Зелёный цвет может быть и тёплым ( в смесях с жёлтым) и холодным ( в смесях с синим).

Важнейшим этапом в обучении техники живописи являются упражнения по цветоведению. Их необходимо ввести в программу до основной практической работы , при этом стоит учитывать возрастную педагогику. Давать сложные упражнения по цветоведению нецелесообразно детям до 9-10 лет. Все упражнения выполняются на листе бумаги формата А 3. Рассмотрим самые простые из них, применимые к работе с дошкольниками и младшими школьниками ( Приложения 1, 2).

Приложение 1

3 основных цвета и составные цвета

Недалеко от композиционного центра листа рисуем 3 круга на разном уровне. Заполняем из 3-мя основными цветами цветового спектра: красным, жёлтым, синим. Эти цвета нельзя получить путём смешивания других красок, т. е. они - основные, главные. Далее предлагаем детям «стать волшебником» или «сделать фокус» с помощью волшебной кисточки и палитры-помощницы художника. Смешиваем попарно основные цвета, полученными цветами дорисовываем по одному лепестку от серединок (красной, жёлтой, синей), затем все 3 основных цвета, добавляем лепесток и далее все цвета попарно из набора красок. Таким способом можно нарисовать до 25 сложносоставных по цвету и оттенкам лепестков. Когда «цветы» готовы можно предложить детям дорисовать к ним стебельки и листики, но с условием, что они будут иметь разные оттенки зелёного и их зелёный цвет не должен повторяться. При этом необходимо показать, как меняется оттенок зелёного цвета при смеси его с другими красками в разных пропорциях.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Разноцветные клетки

Это упражнение делает увлекательным процесс работы с красками. Возможны вариации и регулирование сложности. Лист делится на любое количество клеток (чем их больше-тем сложнее задание). Детям предлагается заполнять клетки составными цветами смешивая их попарно и по 3. Это задание можно дать как некое соревнование: кто составит больше оттенков. Возможно предварительно договориться с каждым ребёнком о цветовой гамме (например, в этой части листа -разные оттенки синего, далее-красного или коричневого и т. д.)

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Растяжка цветов цветового спектра к белому

В этом упражнении также возможно регулирование уровня сложности задания. Лист делится на 7 клеток по горизонтали и 7-10 по вертикали. Чем больше клеток по вертикали, тем больше диапазон растяжки и сложнее задание. По горизонтали клетки закрашиваются цветами цветового спектра (радуги). Далее, двигаясь по вертикали сверху вниз необходимо добавлять в каждую клетку цветового спектра белила, добиваясь постепенного высветления каждого предыдущего полученного цвета. Т. е. делать «растяжку» с помощью белил книзу до максимально светлого оттенка. Здесь задача усложняется за счёт планирования ребёнком диапазона растяжки.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тёплые и холодные цвета

Это упражнение даётся после объяснения детям темы о тёплых и холодных цветах и гаммах. Холодные-синие, голубые, фиолетовые цвета и оттенки (цвета моря, неба). Тёплые-жёлтые, красные, оранжевые, коричневые (цвета солнца, земли). Чёрный и белый-нейтральные цвета. Зелёный-может быть и тёплым и холодным, в смесях с теми или иными цветами.Лист делится пополам. В его частях простым карандашом наносятся несложное абстрактные изображения или элементы орнамента. Далее одна его часть выполняется в тёплой, а другая в холодной гаммах.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Приложение 2.

Сказки про краски.

Три барона. (автор П. Корчмарош)

Есть на свете замечательная страна. Страна эта называется Рисовалия. А живут в этой стране... кто бы вы думали? А живут в этой стране разные-разные краски. И вот сегодня я хочу рассказать вам про эту страну и про три краски. Слушайте меня внимательно, я начинаю свой рассказ.

Жила-была в стране Рисовалии королева, и звали ту королеву - Гармония, а имя ее на языке Страны Рисовалии означало «Красота».

Жила она в чудесном замке, а вокруг замка был разбит замечательный сад. Круглый год в том саду цвели цветы: розы, тюльпаны, гладиолусы, георгины, ромашки, колокольчики, незабудки, ландыши. Цветов было очень много, и такие они были красивые, что, казалось, замок утопает в разноцветном благоухающем море цветов. А королева очень любила цветы, и сама была хороша, как самый прекрасный цветок на свете.

И жили в ее стране три барона: Красный барон. Желтый барон и Синий барон. У каждого барона был свой замок.

У Красного барона был замок из красного кирпича, и ворота в замке были из красного дерева, флаги на башнях замка были из красного шелка, и цветы вокруг замка были только красные, и листочки на деревьях были только красные. А сам барон и слуги его носили только красную одежду. Все-все во владениях Красного барона было красного цвета: и земля, и трава, и цветы, и деревья. А в замке - мебель, ковры, стены, потолки, даже стекло в окнах - было красного цвета.

У Желтого барона был замок из желтого камня, а вокруг замка были лужайки с желтой травой и дорожки, посыпанные желтым песком, а кругом росли цветы, но только желтого цвета, а деревья были только с желтыми листочками. И конечно, барон и его придворные носили только желтые одежды. Самый любимый цвет в этом замке был, конечно, желтый. Можно даже сказать, что это был единственный цвет, который признавали в этом замке.

И конечно, вы уже догадались, что у Синего барона был синий замок, а построили его из синего льда, а рядом с замком разлилось синее-пресинее озеро, и плавали по озеру красивые синие лодки с синими парусами. А вокруг озера возвышались синие горы, и росли на синих горах синие цветы.

Все три барона были очень важные. Все гордились своими владениями. Каждый барон считал, что его цвет самый важный, самый главный, самый красивый и самый нужный.

Когда наши важные бароны приезжали во дворец к королеве, каждый рассказывал ей про свой любимый цвет.

Есть на свете замечательная страна. Страна эта называется Рисовалия. А живут в этой стране... кто бы вы думали? А живут в этой стране разные-разные краски. И вот сегодня я хочу рассказать вам про эту страну и про три краски. Слушайте меня внимательно, я начинаю свой расказ.

Жила-была в стране Рисовалии королева, и звали ту королеву - Гармония, а имя ее на языке Страны Рисовалии означало "Красота".

-Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мой красный цвет, - говорил Красный барон, - самый чудесный цвет на свете. Это цвет Утренней зари, это цвет заходящего Солнца, это цвет лучистых рубинов, это цвет спелых ягод. Этот цвет веселит глаз и согревает души - что может быть прекрасней красного цвета?

- Мой желтый цвет, - говорил Желтый барон, - это цвет жаркого полуденного Солнца, это цвет горячих бархатистых песков, это цвет спелых колосьев. Желтые, ласковые лучи Солнца обнимают землю и согревают все живое на земле. Что может быть лучше желтого цвета?

- Что вы говорите, и слушать не хочу! - отвечал Синий барон. - Только мой любимый синий цвет - самый-самый-самый синий цвет - это цвет чистого весеннего неба. Синий цвет - это цвет ласковой волны, это цвет безбрежного океана. Синий цвет дарит прохладу и покой. Что может быть чудеснее синего цвета?

Так спорить они могли бесконечно. Слушала их речи королева Гармония, и нерадостно было на душе у нее от этих споров. Знала прекрасная королева, что не будет мира и добра в ее королевстве, пока существуют споры и раздоры между тремя баронами.

Так и случилось. Прилетел на землю Черный дракон, крыльями своими огромными полнеба закрыл, был он черен и страшен, как грозовая туча, глаза его были полны молний, а в крыльях скрывались все самые сильные ветры и ужасные ураганы. Замок дракона стоял высоко-высоко в небе, за черными, огромными грозовыми тучами.

Разорил дракон прекрасную страну Рисовалию. Закрыл небо черными тучами, и не видно стало ласкового Солнышка. Померкли краски королевского дворца, завяли цветы вокруг и погибли деревья. А бароны все ссорились между собой, и некому было защитить страну от беды. Королева умоляла баронов помириться, всем вместе дружно бороться с Черным драконом. Но не слушали ее бароны и продолжали спорить, чей цвет самый прекрасный на свете.

Вот так и случилось страшное горе.

Однажды ночью спустился на землю Черный дракон и разрушил королевский дворец, а прекрасную королеву Гармонию унес в свой Черный замок, высоко в небо, за грозовые тучи.

Только тогда опомнились наши бароны. Загоревали они, запечалились о своей прекрасной королеве, но не знали бароны, что им делать, как помочь великому горю. Так стояли они у развалин королевского дворца и горько плакали. А на рассвете побежали по небу разноцветные лучики, озарилось небо чудесным сиянием. На легком белом облачке опустилась на землю чудесная фея, и была она вся как бы соткана из разноцветных сияющих лучиков.

Изумились бароны.

- Кто ты, чудесное создание? - спросили они хором.

- Я - Светлая фея, я фея добра и любви. Я всю жизнь была рядом с королевой Гармонией. Я с самого ее рождения оберегала ее от темных и злых сил. Но вы так много лет ссорились и так сильно любили только себя, что злые силы Черного дракона победили.

- О, что мы наделали! - заплакали опять бароны. - Как мы будем жить без нашей прекрасной королевы? Скажи, добрая Светлая фея, как нам исправить то, что мы натворили, как вернуть нам свою королеву? Что нужно, чтобы снова процветала наша страна Рисовалия?

- Я очень рада, что вы поняли, что нельзя только любоваться собой, а надо позаботиться о королеве и нашей волшебной стране.

Ох, нелегко это будет сделать, долгий путь вам предстоит. Вы должны найти высоко в горах волшебное озеро, построить над озером чудесный семицветный мост. И только тогда исчезнет Черный злой дракон, а наша прекрасная королева сможет по этому мосту вернуться к нам на землю, - сказала так Светлая фея и тут же исчезла.

Собрались бароны в долгую дорогу и отправились в дальнее странствие.

Много дней и ночей путешествовали бароны, в дороге они ни разу не спорили, все тяготы пути пережили вместе, и каждый чем только мог помогал другим.

Долго ли, коротко ли они шли и вышли наконец к чудесному озеру. Вокруг озера росли прекрасные разноцветные цветы, а вода в озере была так чиста и прозрачна, что видно было каждый камушек на дне. Вокруг озера возвышались высокие горы, покрытые могучим вечнозеленым лесом, а верхушки гор уходили высоко в небо и кутались в мягкие пушистые облака.

Долго стояли бароны и как завороженные смотрели на окружающую их красоту и не могли оторвать глаз, не могли налюбоваться чудесным озером.

Первым очнулся Красный барон.

- Друзья мои, вспомните, зачем мы пришли к этому волшебному озеру. Нам нужно построить семицветный мост через это озеро, высокий-превысокий, до самых небес, а как нам это сделать - мы ведь не знаем.

- Да, ты прав, друг наш, - отвечал ему Желтый барон.

- Утро вечера мудренее, друзья мои. Давайте-ка переночуем у озера, а завтра утром будем решать, что нам дальше делать, - предложил им Синий барон.

Красный и Желтый бароны без споров согласились с ним и легли спать. А рано утром с первыми лучами ласкового Солнышка заискрилось небо, стало переливаться разноцветными лучами и на пушистом белом облаке опустилась на землю, усыпанную цветами Светлая фея.Увидели ее бароны, обрадовались, поклонились фее низко, поздоровались и стали у нее совета спрашивать. Улыбнулась им Светлая фея и отвечала ласково:

- Здравствуйте, милые мои друзья! Вижу я, что переменились вы к лучшему. Открылись ваши сердца навстречу добру и любви, нет теперь между вами споров и раздоров.

Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Помогу я вам, научу, как построить мост семицветный, высотой до самого неба, а сейчас слушайте меня внимательно и делайте все, как я вам велю.

- Красный барон, зайди в волшебное озеро, - молвила фея.

Зашел Красный барон в чудесное озеро, и вода в озере вокруг барона стала красная, запели в лесах птицы звонкие, понеслась их песня высоко в небо, и над озером появилась красная дуга - высокая-высокая, до самого неба.

Вышел Красный барон из озера - а вода в нем опять стала прозрачной.

- Теперь, Красный барон, возьми Желтого барона за руку и вместе войдите в волшебное озеро, - проговорила Светлая фея.

Вошли оба барона. Красный и Желтый, взявшись за руки, в прозрачную воду, и вода в озере стала оранжевая - это два цвета, красный и желтый, перемешались в волшебном озере и превратились в новый чудесный цвет - оранжевый. А над озером, под красной дугой, встала вторая дуга - оранжевая.

Вышли из озера Красный и Желтый бароны - и озеро вновь стало прозрачным.

- Желтый барон, сейчас ты один войди в волшебное озеро, - молвила Светлая фея.

Так он и сделал. И вновь переменилось озеро. На этот раз оно стало желтым-желтым, а над озером появилась третья дуга, и была она желтая.

- Желтый барон, возьми за руку твоего друга Синего барона, сейчас вы вместе войдите в озеро

И когда они с улыбками на лицах вошли вдвоем в чудес ное озеро, забурлила вода в озере, а когда успокоилась - то увидели они, что все озеро зеленого цвета. Зашумели вечнозеленые деревья в лесу, закачали веточками, и над озером образовалась дуга - зеленая.

Вышли они из озера, а фея говорила им, как быть дальше:

- Синий барон, зайди в озеро да посильнее поплескайся в его чудесных водах. Посмотрим, что из этого получится.

Послушал ее Синий барон и стал весело плескаться в волшебном озере. Его синий цвет смешался с чистыми водами озера и получился новый цвет - голубой, а над озером появилась новая, пятая дуга - голубая.

И снова заговорила Светлая фея, обращаясь к Синему барону:

- Теперь постой спокойно, милый мой барон, в чудесном озере.

Перестал плескаться Синий барон, встал спокойно в волшебном озере, и озеро стало синим-синим. Зазвенели на полянке синие колокольчики, и выросла над озером шестая дуга - синяя.

Вышел из озера Синий барон, а озеро вновь стало прозрачным.

- Ну вот, нам осталось еще немного потрудиться, - сказала Светлая фея, - у нас уже есть шестицветный мост, остался еще один цвет, одна дуга - и мост наш будет совсем готов. Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Потрудитесь еще немного. Синий барон и ты. Красный барон, возьмитесь за руки и войдите в последний раз в волшебное озеро.Так и сделали бароны. Снова зашли они в воду, взявшись за руки, и снова забурлила вода в озере, а когда успокоилась, вода в нем стала фиолетовая-фиолетовая, и захлопали в ладоши маленькие нежные фиалки, а над озером встала последняя - фиолетовая - дуга. В эту самую минуту на чудесном семицветном мосту появилась королева Гармония, она увидела своих дорогих баронов и поняла, что они больше не ссорятся, а крепко держат друг друга за руки.

- Спасибо вам, мои милые бароны, за то, что вы перестали ссориться и своей дружбой и любовью спасли меня из плена злого Черного дракона, - молвила королева Гармония и медленно стала спускаться по чудесному семицветному мосту. Спустилась на землю и обняла трех баронов.

А семицветный мост, который построили три барона, решили назвать мостом Радуги. И мы, когда видим в небе разноцветную дугу, невольно улыбаемся и говорим друг другу: "Смотрите, смотрите - Радуга на небе!" Радуга - это дуга радости.

Так вернулась в свою страну королева Гармония, и стала ее страна еще прекраснее, а злой Черный дракон растаял вместе со своими грозовыми тучами, и больше никто его никогда не видел.

Но, я думаю, что мы еще вернемся в страну Рисовалию. Как вы считаете, а?..

Сказка про нежные краски

В волшебной стране Рисовалии жители королевства не просто ждали весну, они все готовились к ее приходу. В самом конце зимы каждая семья, все-все жители брали самые нежные, какие только существуют на свете, краски и рисовали на листах бумаги чудесные весенние цветы. Создавали из цветов целые картины.

В ту пору в стране Рисовалии был конец зимы. И все жители королевства ждали прихода весны, ждали с нетерпением, так как зима успела уже всем порядком наскучить.

Даже малыши перестали играть в снежки и строить ледяные замки и все чаще спрашивали взрослых: "Когда она придет, Красавица Весна?"

Когда все рисунки были готовы, на волшебной птице прилетала Красавица Весна. А вместе с ней прилетали стаи певчих птиц. Небо наполнялось волшебным пением, чудесная музыка лилась с неба и проникала во все уголки королевства.

И была она так прекрасна, что нарисованные цветы оживали, а Красавица Весна осыпала этими цветами землю, леса, поля страны Рисовалии. И все королевство превращалось в огромный цветущий сад. Так в страну Рисовалию приходила Весна.

Вот и в конце этой зимы все жители королевства уже придумывали, какие они будут рисовать и какими красками будут их раскрашивать. Тем временем в королевском дворце Гармонии все придворные, и сама королева тоже готовились к приходу Весны. Все уже мечтали поскорее начать рисовать, как вдруг горестный крик разнесся по замку

- Что случилось? - заволновалась королева Гармония.

В этот миг в покои королевы вбежал Главный Хранитель красок.

- О, горе нам, моя королева! - закричал и заплакал Главный Хранитель красок.

Так он рыдал, и никак не могли успокоить его придворные, и никак не могли добиться от него, что же такое случилось. Но вот, немного придя в себя, Главный Хранитель красок заговорил:

- О, горе нам, моя королева! Я не знаю, как мы сможем нарисовать весенние цветы, милая моя королева Гармония.

В нашем королевстве кончились запасы голубой, розовой, сиреневой и белой красок!

Что мы теперь будем делать без этих самых нежных, самых прекрасных весенних красок? Красавица Весна не прилетит к нам на своей волшебной птице, и не наступит пора цветения в нашем королевстве!

- Да, ты прав. Главный Хранитель красок. Пока мы не нарисуем чудесных весенних цветов, не наступит весна в нашем королевстве. Поэтому нам необходимо во что быто ни стало разыскать эти чудесные краски. Но как это сделать, я не знаю, - сказала королева Гармония.

И когда она закончила говорить, в окнах замка заиграли разноцветные лучики и в зале появилась Светлая фея.

Придворные окружили Светлую фею, зашумели, стали все хором рассказывать, что случилось. Но Светлая фея подняла руку и тем самым попросила всех помолчать.

- Я уже знаю, что произошло, - молвила Светлая фея. - Я не знаю, где можно найти весенние краски, но я знаю, кто сможет нам помочь. Высоко-высоко в горах, где не цветут цветы, не растут деревья, а склоны покрыты белым снегом, на вершине самой высокой горы живет в своем Белом замке Белый Маг. Он так долго живет на свете и так много видел, что разные тайны открылись ему и множество добрых дел сотворили его честные руки. Вот к этому Белому Магу и надо пойти за советом.

- Но кто пойдет к Белому Магу, кто не испугается трудного пути? - печально молвила королева.

Притихли придворные, задумались рыцари, тихо стало в зале. Королева Гармония молча смотрела на своих рыцарей и ждала, кто из них решится пойти к Белому Магу. И вот из строя рыцарей вышел один молодой рыцарь.

- Недавно я служу у тебя, прекрасная королева, и не успел еще совершить никаких подвигов, но вижу, сейчас пришел мой черед в путь собираться. Если ты позволишь, я отправлюсь к Белому Магу, - обратился молодой рыцарь к королеве.

- Как зовут тебя, храбрый рыцарь? - улыбаясь, спросила его королева.

- Рыцарь получает свое имя в боях, или совершая подвиг во имя своей страны. А у меня еще нет имени, моя королева, - отвечал ей молодой рыцарь.Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

- Хорошо, мы придумаем тебе имя, когда ты вернешься от Белого Мага. А сейчас собирайся в путь, и пусть удача всегда будет с тобой, - пожелала ему королева

А Светлая фея подошла к молодому рыцарю со словами:

- Трудный путь тебе предстоит, храбрый рыцарь, но я помогу тебе. Вот, возьми этот волшебный цветок.

Посмотри, какое сияние исходит от его лепестков. Пока ты будешь на правильном пути, он будет светить негаснущим огнем и поможет тебе выбрать нужную дорогу в любую непогоду, днем или ночью. А сейчас иди, и будет с тобой всегда наша надежда.

чудесным сиянием помогал ему выбрать правильный путь.
Вот поднялся рыцарь высоко-высоко в горы и на самой высокой горе увидел красивый Белый замок. Подошел он к самому замку, у ворот замка стражники стоят.

- Кто ты такой, зачем пожаловал? - спрашивают они его.

- Я рыцарь прекрасной королевы Гармонии, пришел к Белому Магу по очень важному делу, - отвечал молодой рыцарь.

Пропустили его стражники, зашел рыцарь в Белый замок, рассказал Белому Магу про горе, которое приключилось со страной Рисовалией, и попросил Мага помочь, посоветовать, где достать нежных красок для весенних цветов.

- Но как мы оживим Белый родник? - воскликнул молодой рыцарь.

- О, это будет нелегко, но я верю, что ты справишься, мой молодой друг, - ответил Белый Маг, и морщины на его лице разгладились, а в белой бороде заиграла улыбка. - Сегодня ночью ты отправишься к Матушке Луне и у нее попросишь ее серебряных лучиков.

- Можно помочь вашему горю, - произнес Белый Маг, -вижу я, что ты добр и честен. Научу я тебя, как быть, что делать. Около моего замка раньше бил родник, а вода в том роднике была не прозрачная, а белая-белая. Но родник несколько лет назад высох. Нам необходимо оживить этот родник, а потом я тебя научу, как с помощью его белой водицы делать нежные весенние краски.

- Хорошо, я пойду к Матушке Луне, - согласился молодой рыцарь.

Ночью, как взошла Луна, Белый Маг и рыцарь вышли из замка. Взмахнул Белый Маг своим волшебным белым посохом, и в небе образовалась звездная дорожка, она переливалась множеством разноцветных звезд и убегала высоко-высоко в ночное небо.

- Не бойся, мой молодой друг, и смело шагай по звездной дорожке. Она приведет тебя в Лунное царство, - проводил рыцаря Белый Маг.

Рыцарь пошел по мерцающей звездной дорожке в высокое небо, пока не пришел к Матушке Луне.

Рассказал он Матушке Луне, зачем послал его к ней Белый Маг. Улыбнулась Матушка Луна и сказала:

- Хорошее дело задумали вы с Белым Магом, а в хорошем деле помочь - значит и самому добро сделать.

Дала она рыцарю своих серебряных лучиков. Возвратился рыцарь в Белый замок по волшебной звездной дорожке и только вступил на землю ногой - в тот же миг исчезла звездная дорожка, как будто ее никогда и не бывало.

Отдал рыцарь лучики Белому Магу, а Маг ему и говорит:

- Серебряные лунные лучики - еще не все, что нам необходимо. На рассвете спустись, храбрый рыцарь, в долину между двух гор. Там течет речка, и каждое утро, когда встает Солнце, Старик Туман укрывает ее своим пушистым белым покрывалом. Ты попроси у Старика кусочек тумана и принеси его мне.

Так и сделал молодой рыцарь. Сходил он к Старику Туману, не отказался Старик помочь ему в добром деле. Принес рыцарь кусочек тумана Белому Магу.

- Ну вот, теперь осталось самое легкое, - промолвил Белый Маг, - принеси с вершины горы ослепительно белого снега.
Принес снег молодой рыцарь. Белый Маг соединил серебряные лучики Луны, таинственный туман и ослепительно белый снег, произнес волшебное заклинание - и забил возле замка вновь чудесный родник. А вода в нем светилась, как лунный свет, и была ослепительно бела, как снег на вершинах гор.

- Вот теперь, когда мой родник снова весело журчит, я открою тебе тайну нежных красок. Слушай меня внимательно. Если любую краску соединить с водой из этого чудесного Белого родника, то та краска сразу станет в несколько раз светлее и нежнее. Красная краска станет розовой, синяя - голубой, зеленая станет нежно-зеленой, фиолетовая -сиреневой. Я дам тебе золотое ведерко, ты наберешь воды из Белого родника в это ведерко и унесешь его в свое королевство. Ты научишь всех жителей Рисовалии, как создавать чудесные нежные краски.

Внимательно слушал молодой рыцарь Белого Мага и запомнил каждое его слово. Когда рыцарь вернулся в страну Рисовалию с чудесной белой водицей, он рассказал тайну нежных красок королеве Гармонии и всем-всем жителям королевства.

Немедленно все жители принялись за дело. Они создали прекрасные весенние краски, нарисовали множество чудесных цветов и раскрасили их нежными красками. И как только все было готово. Красавица Весна прилетела на своей волшебной птице, цветы ожили, и в стране Рисовалии наступила пора цветения.

Королева Гармония, придворные и все жители королевства были счастливы. Рисовалия была спасена. А храброго рыцаря с тех пор стали звать Рыцарем Нежных красок за то, что он спас страну Рисовалию и научил всех жителей создавать нежные светлые краски. Много еще добрых дел совершил этот молодой рыцарь, но самый главный его подвиг был совершен, когда он ходил к Белому Магу. И все жители королевства помнили об этом и очень любили Рыцаря Нежных красок.












Литература

1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М., 2006.

2. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М., 2007.

4. Евдокимова М. М. Учимся рисовать красками. М. «Дрофа», 2006.

5. Комарова Т. ,С. Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России,2005.

6. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург«Детство-Пресс», 2004.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2004.

Трофимова М. В. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра изобразительное искусство. Ярославль «Академия развития», 1997.Методическое руководство для педагогов по ИЗО и ДПИ Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

© 2010-2022