Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

"Описание материала: Гипотеза. В картине скрывается сложный ракурс живописи, сочетание геометрических фигур и мелодия. Леонардо да Винчи использовал необычные приёмы живописи. Через 500 лет мы можем услышать мелодию «Тайной вечери». "Цель исследования": изучить детально картину «Тайная вечеря», используя геометрические фигуры. взяв за основу музыкальный нотоносец расшифровать мелодию, скрытую в картине. Методы: Исследование художественной и научной литературы; Анализ информации о творчестве; Задачи:   Проследить историю картины «Тайной вечери» в работах художников разных эпох; Исследовать картину с помощью геометрических фигур. Проиллюстрировать мелодию, скрытую Леонардо.   Мелодия «Тайной вечери» через 500 лет.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»





Геометрия и музыка

«Тайной вечери» Леонардо да Винчи

Научно-практическая работа





Выпонила:

Танаева Елена Геннадьевна.



Омск - 2014

Содержание:

1.Введение:

1.1. Гений эпохи Возрождения;

2.Основная часть:

2.1.«Тайная вечеря» в трактовки художников разных поколений;

2.2.Исследование:«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи;

2.3. характерный приём живописи Леонардо да Винчи;

3.1. геометрия и живопись;

3.2.Открытие: геометрические фигуры и мелодия «Тайной вечери»;

4. Заключение.

5. Литература.







Введение: Гений эпохи Возрождения;

Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения.

Вот уже почти пять столетий неизменный интерес вызывает не только художественное наследие Леонардо да Винчи, но и его теоретические труды. Работы Леонардо да Винчи во многом опередили свое время, но многое осталось неопубликованным. Из-за этого физикам пришлось вновь открывать то, что было уже открыто Леонардо да Винчи столетиями раньше. И это только в физике. Известно множество машин и механизмов, изобретённых Леонардо. Они поражают своим совершенством. Некоторые были воспроизведены в наше время и прекрасно работают.

Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

Творчество Леонардо окутано тайнами. Сколько о нем написано, сколько издано, а сколько ещё не изучено. Он экспериментировал с составом красок, использовал линейную и первым открыл воздушную перспективу. Великолепно знал анатомию. Великий Мастер использовал геометрические многоугольники в набросках своих дневников, изображая фигуры коней, битвы, механических приспособлений и т.д. Особый интерес вызывает «Тайная вечеря», которая покрыта тайной написания, с использованием необычных приёмов техники живописи, музыкальных нот и геометрических фигур

Гипотеза.

В картине скрывается сложный ракурс живописи, сочетание геометрических фигур и мелодия. Леонардо да Винчи использовал необычные приёмы живописи. Через 500 лет мы можем услышать мелодию «Тайной вечери».

Цель исследования:

  • изучить детально картину «Тайная вечеря», используя геометрические фигуры.

  • взяв за основу музыкальный нотоносец расшифровать мелодию, скрытую в картине.

Методы:1.Исследование художественной и научной литературы;
2. Анализ информации о творчестве;

Задачи: 1. Проследить историю картины «Тайной вечери» в работах художников разных эпох;

  • Исследовать картину с помощью геометрических фигур.

  • Проиллюстрировать мелодию, скрытую Леонардо. Мелодия «Тайной вечери» через 500 лет.

Основная часть:

2.1. «Тайная вечеря» в трактовке художников разных поколений;

Веками «Тайная вечеря» привлекала внимание христианских художников. Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов: либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст. На раннехристианской мозаике VI века акцепт сделан полностью на причастии - Иуда вообще не выделен, апостолы спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за полукруглым столом. Христос занимает почетное место слева.

Пьетро Лоренцетти. (Испания). На испанском алтарном фронтоне второй половин XIII века, несмотря на живость индивидуальной трактовки апостолов, также сделан акцент на причастии. Но уже на фреске художника школ - Пьетро Лоренцетти, созданной до 1348 года, внимание сконцентрировано на предательстве: Христос смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба. Появляются дополняющие картину, не связанные с сюжетом изображения слуг и животных.

Андрея Клетаньо, (Италия). Во времена Кватроченто наиболее часто в "Тайной вечери" подчеркивался момент предательства.в картине Андрея Клетаньо, законченной около 1450 года, Иуда сидит отдельно, над его головой - мраморный квадрат стены; мраморный узор похож на грозовое небо, прорезанное молниями. Леонардо, без сомнения, изучал эту картину во времена своего ученичества, однако, когда ему пришлось самому вплотную подойти к разработке этого сюжета, он наполнил его такой динамикой, которая Клетаньо была не под силу.

Тинторетто. (Венеция). Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок «Тайной вечери» принадлежит Тинторетто. Написанная во второй половине XVI века, когда Высокое Возрождение уже уступало место маньеризму, картина великого венецианца трактует сюжет как ночную сцену, ярко освещенную сверхъестественным светом и наполненную движением: апостолы, слуги, ангелы, зрители - все как будто втянуты в бурю.
Никола Пуссен. (Франция). В середине XVII века французский художник Никола Пуссен, мастер классицизма, как бы обходит стороной момент предательства и снова обращает наше внимание на таинство причастия. Хотя художник жил в период барокко, он оставался верным последователем более ранних традиций в искусстве: его спокойные фигуры, напоминающие живопись Леонардо или Рафаэля, находятся в гармонии друг с другом и исполнены необычайной одухотворенности, мира и любви.

Стенли Спенсер.(Англия). Английский художник Стенли Спенсер, глубоко религиозный человек, склонный к мистицизму, обладавший невероятным воображением, создал свою "Тайную вечерю" в 1920 году, вскоре после окончания первой мировой войны, в сражениях которой он участвовал. Местом проведения Тайной вечери он выбрал солодовню (красная стена - перегородка в закромах), где простые люди могли уединиться для причащения. Центральная точка картины - круглый хлеб, преломленный Иисусом Христом.

Эмилю Нольде(Германия, представитель экспрессионизма). Одна из лучших разработок сюжета "Тайной вечери" принадлежит Эмилю Нольде. Картина выполнена в 1909 году. Нольде, немецкий художник, один из родоначальников экспрессионизма, был чрезвычайно восприимчив к страданиям людей. Он выразил их надежду на спасение в символической чаше в руках Христа. Смысл всеобщего братства прекрасно передан с помощью минимума жестов: рука, положенная на плечо соседа, руки, протянутые для рукопожатья. Использование Нольде ярких, "горящих" тонов нередко заставляет сравнивать его картины со средневековыми витражами; концепция его по духу возвращает нас к простоте и искренности средних веков. "Я повиновался непреодолимому импульсу выразить глубокую одухотворенность и пылкое религиозное чувство, - писал он. - Я рисовал и рисовал, едва замечая, стоит ли на дворе день или ночь, рисую я или молюсь".

Сальвадор Дали. На картине художника Сальвадора Дали «Тайная Вечеря» Христос со своими учениками изображён на фоне огромного прозрачного додекаэдра.Форму додекаэдра, по мнению древних, имела ВСЕЛЕННАЯ, т.е. они считали, что мы живём внутри свода, имеющего форму поверхности правильного додекаэдра.

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

2.2. Исследование: Леонардо да Винчи«Тайная вечеря». Моро (в 1496г. - император с титулом герцога Миланского) пожелал, чтобы на северной стене трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие, назначенного усыпальницей Сфорца, Леонардо написал «Тайную вечерю», к чему Леонардо приступил в начале 1496г.

Величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен - дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делаГрацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление.

«Тайная вечеря» до реставрации

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

«Тайная вечеря» после реставрации.

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу - мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие, как бы извечны и закономерны - и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы по силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Петр, прорисован чернилами и пером поверх серебряного карандаша, остальные наброски сделаны красным мелом. Исполненный чувства страха и вины Иуда узнается сразу. Другой апостол, на лице которого печать гнева, иногда определяется как святой Матфей, иногда как святой Варфоломей.

Исследование:

Изучая картину, мы выяснили, что Леонардо да Винчи создавая картину, использовал:

  • Особую технику живописи-масло с темперой; Геометрические фигуры; Симметрию, диагонали, кривую линию;

  • Симметричное расположение натюрморта (хлебцы, тарелки); 3-х мерное пространство (стол, комната, окно с пейзажем);

  • Комната в виде параллелепипеда, окна - прямоугольники, потолок - квадраты, стол - прямоугольник; Объёмное изображение фигур;

  • Полуокружности по 3 фигурам, в центре пирамида;

Исследовав литературу, мы нашли, что изучением тонкостей живописи занимались ещё в XVIIвеке. Итальянский художник Зороастро, всматриваясь в картину, видел волны, которые просматриваются поверх голов апостолов и движение крыльев птицы:

«Если волны, распространяющиеся правильными кольцами пересечь воображаемой плоскостью по вертикали, то на срезе мы получим кривую. При этом ближе к своему источнику колебания становятся выше и круче: взглянув на композицию «Вечери», нетрудно в этом удостоверится.Ближний к Иисусу с левой стороны апостол и Иаков, сын Заведеев, наклонив голову к груди, откидывается назад и в изумлении разводит руками - это напоминает движение крыльев птицы, когда, поставляя себя встречному ветру, она опускается на гребень волны.

Кривая линия очертания фигур.

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

Итальянский художник Зороастро говорил, «что в действительности это не что иное, как подпись Мастера. Таким образом, внешность апостола представляет собой аллегорию души живописца».(Гастев А.А. Леонардо да Винчи - 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия. 1984стр. 241 -242)

Мы прослеживаем, что движению пенистого гребня подражает апостол Филипп. Дальше кривая снижается, волна, как бы достигшая берега, от него отшатывается, и происходит некоторая сумятица в жестах апостолов Фаддея и Симона и в выражении недоумения и испуга на их лицах. Кроме того, отстранившиеся от Иисуса предатель поместился в тени, где его не так видно, тогда так Фома находится напротив одного из окон, прорубленных в торцевой стене; поэтому указывающий к верху палец, кручковатый нос и выдающийся, как у беззубого старика, подбородок, отчетливо обрисовываются на светлом небе.

Изучая картину, мы можем наблюдать, что Мастер использует геометрические фигуры, для точной расстановки композиции фигур и комнаты: прямоугольник, квадраты, полуокружности, треугольник. Это подтверждается высказыванием камердинера Джакопо Андрия Феррарского:

«Как око бури просвечивает сквозь кристалл, так, поместившись в апостолах просвечивают правильные тела. Тщательно и терпеливо подражая природе, Мастер создал произведение возвышенное. Апостолы бодрствуют и горячатся, так что, приближаясь к картине, поначалу видишь тела подобные бурям, движению и свету. И, еще не уяснив их причины, зритель охвачен воодушевлением» - говорил, обращаясь к Мастеру философ камердинер Джакопо Андрия Феррарский.

Джакопо Андрия Феррарский исследовал картину, устанавливая стекло, отдалившись на столько, чтобы через него картина была видна целиком. Он увидел, что получался прямоугольник, длинная сторона, которая в двоих превышала короткую, а в пересечении диагонали оказывалась голова и Иисуса.

Мы увидели, что в треугольнике помещается фигура спасителя, а в его вершинах оказывается голова и ладони. Полуокружностями по трое охвачены двенадцать апостолов; при этом Фаддей и Варфоломей один напротив другого на торцевых сторонах стола спинами укрепляют полуокружности изнутри.

Леонардо да Винчи, как известно, большое значение уделял выражению лиц. Он делал до несколько десяток этюдов, чтобы выбрать лучшее. В картине мы видим 12 портретов:у каждого свое выражение лица, поворот головы и туловища, отношение друг к другу, и самое главное - портрет Иисуса Христа. Каждый портрет - это личность, найденная Мастером.

Мастер в труднейшем ракурсе рисует ладони фигуры и воздушную перспективу. Раскинутые ладони Иисуса - правая сложена ковшиком и накрывает приготовленный к причастию сосуд, наполненный кислым соком палестинского растения паропсиды. Левая опрокинута тыльной стороной в низ, а раздвинутые пальцы указывают пасхальный хлебец, - так слышны слова: примите и ядите, сие есть тело мое».

Леонардо долго искал образ Иуды и в своих блокнотах писал: «Я обошёл многие места, где обыкновенно собираются злоумышленники, чтобы незаметно нарисовать, каким образом пороки обнаруживаются в их внешности».

Н. А. Иоанина в своей книге пишет:«Мастер использовал искривлённые зеркала, для рисунка лица Иуды. Нетрудно представить, как, отправляясь нарочно наблюдать за людьми и их поведением, Леонардо задерживаются в винном погребке; и тут им случается присутствовать при ссоре с поножовщиной и убийством, когда кем - ни будь произнесённое невзначай слово, совершенно меняет выражение лица и жесты окружающих этого человека людей. При этом каждый действует соответственно своему характеру и привычкам, отсюда великое разнообразие движений. Учитель берёт книжечку, величиной с ладонь и прямыми движениями изображает всю группу».(Н. А. Иоанина. 100 великих художников. - М., Вече, 2001 г.)

Леонардо да Винчи писал:«Величайший недостаток живописцев повторять теже самые лица в одной и той же исторической композиции. У них всегда одни и те же красивые лица, которые в природе никогда не повторяются». (Гастев А.А. Леонардо да Винчи - 2-е изд. - М.: Мол.Гвардия. 1984Стр. 295)

2.3. Характерный приём живописи Леонардо:

В своем известном трактате «О живописи», Леонардо мало уделяет места технике и отмечает главным образом лишь то, что выходило из общих правил в его время и являлось в этой области как бы открытием или усовершенствованием. Такой является заметка о живописи темперой на холсте. Холст проклеивался в этом случае слабым раствором клея, и на нем выполнялась живопись. Традиционный белый грунт, таким образом, здесь отсутствовал.

В первом периоде своей художественной деятельности Леонардо писал темперой. Свою масляную живопись он выполнял в манере фламандских мастеров Оконченный рисунок Леонардо оттушевывал коричневой прозрачной краской очень черно, причем в светлых местах не оставлял белого грунта, как то видно на неоконченных произведениях его в Ватикане и Флоренции. Небо на неоконченных картинах школы Леонардо подготовлялось тоже прозрачной коричневой краской.

Некоторая чернота, присущая произведениям Леонардо в настоящее время, объясняется сильным просвечиванием темной коричневой тушевки рисунка через тонкие верхние слои красок.

Эрмитажное произведение Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» по характеру своего исполнения очень близка темпере, но при внимательном ознакомлении с фактурой живописи этого произведения и изумительно тонкой моделью тела, которая остается такой же и при исследовании ее в сильное увеличительное стекло, нельзя не придти к заключению, что живопись «Мадонны» выполнена масляными красками. С большой вероятностью можно, однако, предположить, что произведение это начато темперой и только закончено масляными красками (по способу Ван-Эйка), которые в это время в Италии еще были новинкой и потому не проявили в этом произведении всей своей силы.

Художественный приём Леонардо да Винчи:«Леонардо брал сваренную костяную муку и пропитывал её склеенную в несколько слоёв листы бумаги, чтобы уголь лучше держался на поверхности и не осыпался тотчас».(Шаран Ньеюман. 100 великих художников. -М. Вече, 2001 г. )

В картине мы наблюдаем, чтоМастер использует перспективное сокращение и делает более крутым, словно зрительные лучи, а также и ковры, развешанные по бокам стенам на месте окон, удаляясь, сокращают размеры быстрее, чем если бы линейная перспектива была правильно соблюдена. Ковры высокие и маленькие, благодаря этому Леонардо приобрел дополнительную площадь. Другим, интересным на наш взгляд, приёмом Леонардо использует хлеб:

«…накатанным хлебным мякишем он почти дочиста снимал угольную пыль в некоторых местах, а затем нагружал их вновь, но как бы меньшею тяжестью».(В.И. Курбатов.Зашифрованные пророчества да Винчи. Ростов, «АСМО», 2004 г.)

Рассказ миланского живописца Паоло Ломаццо, который, когда ослеп, занялся литературой и приобрёл известность как историк искусства, также приоткрывает тайну «Тайной вечери»:

«Изумительнейший художник Леонардо да Винчи, написавший «Тайную вечерю», придал Иакову Старшем и Иакову Младшему такую красоту и такое величие, что, пожелав сделать Христа, несмотря на всё искусство, не мог для него найти достаточную полноту совершенства. Придя в отчаяние, он (Леонардо да Винчи) решил посоветоваться с Бернардо Зенале, тот сказал ему: - «О Леонардо, ошибка, допущенная тобой, так велика и такого свойства, что никто, кроме бога, не может помочь тебе.Не в силах твоей власти и не во власти других людей найти большую божественность и красоту, чем божественность и красота, которую ты придал Иакову Старшему и Иакову Младшему. Нужно примириться с этим. Пусть Христос остаётся несовершенным, потому, что ты не сделаешь настоящего Христа рядом с такими апостолами. Леонардо так и поступил, - добавляет Ломаццо». (Ден Браун Код да Винчи М., - 2006 г.)

Обратимся к изучению отдельных лиц.

Мы выяснили, что справа изображен святой Иаков Старший.
Вторая после Христа доминирующая фигура на картине - возможно, святой Филипп, который изображен поднимающимся со своего места. Он приковывает к себе взгляд, так как его голова несколько возвышается над другими. Филипп приложил обе руки к груди, как бы протестуя против предположения, что он может быть предателем. Справа от него святой Иаков Старший опустил голову и замер, раскрыв рот. Но гений Леонардо не только в компоновке фигур. Сервировка стола, покрытого вышитой скатертью, которая показана на фрагменте наверху, представляет собой как бы натюрморт: здесь и стаканы, и оловянная посуда, и маленькие хлебы. Все это расставлено и разложено в гармоничном порядке, создать который были способны немногие художники.

3.1. геометрия и живопись

«Поистине, живопись - наука

и законная дочь природы,
ибо она порождена природой»
Леонардо да Винчи

Изучая картины Леонардо да Винчи, мы поныли, что Мастер использовал геометрические фигуры для точного расположения композиции. Мы заинтересовались, а использовали ли геометрические фигуры другие художники? Мы проследили и выяснили, что да. Многие художники использовали фигуры в своих картинах, придавая им большую значимость и смысл. Например:

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Альбрехт Дюрер «Меланхолия»

Знаменитый художник, увлекавшийся геометрией, Альбрехт Дюрер (1471- 1528), в известной гравюре «Меланхолия» на переднем плане изобразил додекаэдр.

Изящный пример звездчатого додекаэдра можно найти в его работе "Порядок и хаос". В данном случае звездчатый многогранник помещен внутрь стеклянной сферы. Аскетичная красота этой конструкции контрастирует с беспорядочно разбросанным по столу мусором.

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Альбрехт Дюрер «Порядок и хаос»

Наиболее интересная работа Эшера - гравюра "Звезды", на которой можно увидеть тела, полученные объединением тетраэдров, кубов и октаэдров.

Если бы Эшер изобразил в данной работе, лишь различные варианты многогранников, мы никогда бы не узнали о ней. Но он по какой-то причине поместил внутрь центральной фигуры хамелеонов, чтобы затруднить нам восприятие всей фигуры.

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Эшер - гравюра "Звезда"

На картине художника Сальвадора Дали «Тайная Вечеря» Христос со своими учениками изображён на фоне огромного прозрачного додекаэдра.

Форму додекаэдра, по мнению древних, имела ВСЕЛЕННАЯ, т.е. они считали, что мы живём внутри свода, имеющего форму поверхности правильного додекаэдра.

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

3.4.открытие: геометрические фигуры и мелодия «Тайной вечери»;

Леонардо обращался к музыке на протяжении всей жизни. Он изучал звук, волну и колебания.В книге «Леонардо да Винчи» автор А.Гастев приводит следующие высказывания Леонардо: «Наименования звуков октавы предоставляют благоприятные возможности остроумному изобретателю ребусов, - сказал Леонардо и нарисовал рыболовный крючок, amo по-итальянски, и после на нотной линейке показал звучание от ре до ля; на самом верху написал буквами слог za, а опустившись затем четырьмя линиями ниже, повторил ноту ре. Тогда получилось: Амо-ре-ми-фа-соль-ля-ца-ре, или amoremifasollazzare, то есть - любовь меня воодушевляет».(Гастев А.А. Леонардо да Винчи - 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия. 1984. Стр. 255)

Регент соборного хора флорентинец ФранкиноГафури нашел, что перспективное сокращение или шаги в «Тайной вечери», какими удаляются потолочные балки, в своем уменьшении соотносятся как секста, кварта и терция».(Гастев А.А. Леонардо да Винчи - 2-е изд. - М.: Мол.Гвардия. 1984стр.249)

Используя музыкальные термины секста, кварта и терция мы прослеживаем, что перспективное сокращение удаляются на 6 (секста), затем на 4 (кварта), и на 3 (терция) шага. !!!!!

Своды тайной вечери образуют фигуру октарэда, охватывающую музыкальную октаву. !!!!

Также, в этой книге мы можем найти высказывание Луки «О божественной пропорции». Перечисляя 13 свойств пропорции, Лука замачает, что таким было число лиц, присутствующих на трапезе; а когда он рассматривает 5 соответствий пропорции с богом, то в 4 находит аналогию с небесными добродеятелями, которых столько же. Отсюда Пачоли приходит к простым телам и далее к четырём элементам: земле, воздуху, воде и огню. Остающееся 5 соответстие францисканец приводит к додекэдру, ограниченному 12 пятиугольниками, тому из 5 правильных тел, которое согласно Платону прямо соотносится с небом. Поэтому, если кто попытается, как это удалось Леонардо, иллюстрировавшему трактат Луки Пачоли, с помощью линейки и циркуля построить икосаэдр, то есть фигуру с 12 треугольными гранями, а затем, отсекая вершину каждой из состасляющих пирамид, построить икосаэдрабсциссус, или усечённый, где шестиугольные грани чередуются с пятиугольными, а потом, действуя протовоположным образом и выстраивая пирамиды на гранях икосаэдра, показать икосаэдр элеватус или - ещё лучше- фигуру, которая получается при одновременном усечении и наращивании через одну граней десятигранника, то есть гекосаэдрабсциссусэлеватус, то, имея в виду, что каждую из понадобившихся для трактата Луки Пачоли фигур Леонардо строил в двух видах: солидус - полную, и вакуус- порожнюю, как бы сделанную из прозрачного материала, - этот человек поймёт, какие здесь нужны терпение и муравьиная тщательность».

Геометрические фигуры

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

Прямоугольник - стол, на стене ковры и окна.

Полуокружности - по 3 фигуры апостолов.

В центре фигура Иисуса Христа - в виде треугольника.

Диагональ с пересечением вершиной треугольника

Симметрично друг к другу расположены хлебцы, тарелки, стаканы.

Параллелепипед - комната

Мелодия «Тайной вечери»

Мы попробуем предположить, что в картине кроме геометрических фигур, Леонардо расположил музыкальные ноты. Если провести нотоносец, взяв за основу первую линию стола, а руки апостолов, которые художник расположил в разном положении друг от друга, мы схематично выведем их в длительности нот. Мы предполагаем, а может это будет и великим открытием - что в картине скрыта мелодия «Тайной вечери».

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

Используя музыкальный инструмент, можно проиллюстрировать эту мелодию.

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»Научная работа «Геометрические фигуры и мелодия Леонардо да Винчи»

4. Заключение:

Трудно быть гением.

Леонардо да Винчи оставил после себя огромное творческое наследство. Он преуспел в искусстве, естественных науках, философии и литературе, ремеслах. На протяжении своей жизни мудрый Леонардо оставлял записи. Очевидно, что Леонардо в отличие от многих современников мыслил и действовал по - иному.

Леонардо всерьез интересовали вопросы, которые даже не появляются в голове у «обычных» людей, например, почему небо синее или как летают птицы. Уметь задавать вопросы, не бояться быть смешным, любить знание, ибо замечательным человеком может быть лишь человек, который замечает жизнь вокруг себя и внутри себя. Но мало того, Леонардо да Винчи всегда стремился на опыте проверить свои и чужие умозаключения. Он постоянно подвергал сомнению устоявшиеся мнения, старался не ходить проторенным путем. Так, изучая анатомию человека, он собственноручно рассек более тридцати тел трупов, став, по сути, основоположником современной сравнительной анатомии. Сам он писал: «Никому не следует подражать манере какого-нибудь другого художника, поскольку тогда ему следовало бы называться внуком природы, а не ее сыном. Ведь если природные вещи существуют в столь великом изобилии, то скорее хочется и следует идти прямиком к природе, а не к мастерам, которые научились у нее…».

Леонардо оставил после себя примерно 13000 страниц различных рукописей - заметки, дневники, рисунки, трактаты, каноны, "кодексы". Надо сказать, что работы мастера не были строго упорядочены, хотя автор и пытался как-то систематизировать их, нумеруя страницы. Леонардо да Винчи известен как изобретатель-механик, физик-экспериментатор, математик, геолог, ботаник, анатом, ученый-естественник, универсальный человек-творец.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).

Еще одной отличительной чертой Леонардо являлось сознательное отношение к своему здоровью. Будучи человеком наблюдательным, он замечал, от чего болеют, страдают и умирают люди, поэтому старался поддерживать хорошую физическую форму. Леонардо предпочитал пешеходные прогулки, верховую езду, плавание и фехтование, отличался огромной физической силой, гнул подковы и дверные молотки. Он воспитывал в себе умение использовать одинаково обе половины своего тела, в частности занимаясь живописью, писал обеими руками. Кроме того, Леонардо постоянно совершенствовал органы чувств, особенно зрение, чтобы достичь большей свежести и непосредственности восприятия. К примеру, в «Рукописи о полете птиц» ему удалось зарисовать столь мелкие детали движения перьев и крыльев во время полета, что вплоть до появления замедленной киносъемки наука была не в силах ни подтвердить, ни опровергнуть его наблюдения.

Вывод:

Наша Вселенная, природа, человек - всё находится в гармоничном цельном единстве. Порядок и гармония - это единое правило для мира. В картине «Тайная вечеря» мы выявили, что существует тесная взаимосвязь через наукуи искусство, архитектуру и музыку, живопись и геометрию. Создавая свои шедевры, Леонардо да Винчи создавал гармонию живописи. Картина «Тайная вечеря» - это правда самой жизни.

  • Мы исследовали картину с помощью геометрических фигур.

  • Проследили историю картины «Тайной вечери» в работах художников разных эпох;

  • Расшифровали мелодию, скрытую в картине.

Процитируем слова Леонардо да Винчи «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит».





Литература:

1. А.А. Гастев Леонардо да Винчи - 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия. 1984г.

2. . Э. Гарэи Проблемы итальянского Возрождения. -М., 1996 г.

3. Ден Браун Код да Винчи М., - 2006 г.

4. А.В. Ворошилов Математика и искусство. - М. просвещение, 1992. - 352

5.В.И. Курбатов. Зашифрованные пророчества да Винчи. Ростов, «АСМО», 2004 г.

6.К.А. Рыбников История математики: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495 с

7. История искусств зарубежных стран. - М., 2004 г.

8. Шаран Ньеюман. 100 великих художников. -М. Вече, 2001 г.

9. Н. А. Иоанина. 100 великих художников. - М., Вече, 2001 г.

10.Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. - М: Аванта плюс, 2002.

11.Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Математика. - М: Издательство АСТ, 1999.


© 2010-2022