• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Экспериментальная методика формирования исследовательских умений обучающихся на уроках образовательной области «Искусство»

Экспериментальная методика формирования исследовательских умений обучающихся на уроках образовательной области «Искусство»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Экспериментальная методика формирования исследовательских умений обучающихся на уроках образовательной области «Искусство»

Главный смысл исследовательской деятельности школьников в том, что она является целью развития личности учащегося, приобретения навыка исследования, развития способностей к исследовательскому типу мышления. Конечно, школьник среднего звена никакого научного открытия не совершит, но в процессе изучения проблемы ученик повторяет ход научного исследования, делает свое собственное открытие того, что он раньше не знал.

Каким же образом построить урок, чтобы поставить ребенка в позицию исследователя? Развитию исследовательской деятельности способствуют такие ситуации, в которых ученик защищает свое мнение, приводит аргументы, доказательства. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от ученика требуется умение систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.

Базовыми образовательными методами, способствующими развитию исследовательских умений учащихся в основной школе, являются исследовательский метод и метод проектов (Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева,
Е.П. Полат, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и др.). По мнению ученых педагогов необходимо создавать нестандартные формы организации исследовательской деятельности учащихся, способствующие реализации психолого-педагогических особенностей подростков и повышающие мотивацию к данному виду деятельности. Установлено, что у учащихся
5-7 классов активно развивается абстрактное мышление, следовательно, методы эмпирического, теоретического исследования для них являются наиболее доступными (Г.А. Соболева, Д.И. Фельдштейн и др.).

В качестве компонентов исследовательской деятельности принято выделять: объекты исследования (предметы, явления окружающей действительности); субъекты исследования (ученик, группа учащихся, коллектив), их потребности и мотивы, цели; руководитель исследования (учитель); методы исследования, используемые средства, процесс развертывания исследовательской инициативности и его результаты. Результат исследовательской деятельности может быть представлен в материальном продукте, психологическом изменении личности, знании, исследовательских умениях учащихся и т.д. Продуктом исследования могут являться письменная работа, рисунок, макет, модель и т.д.

Нами были выделены следующие условия формирования исследовательских умений школьников:

Целенаправленность и систематичность.

Для формирования умений исследовательской деятельности, учитель должен постоянно использовать исследовательский метод урочной деятельности.

Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт.

Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Учет возрастных особенностей.

Так как речь идет об учащихся среднего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересными полезным.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, учить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Школа должна переходить от информативного метода обучения к активной творческой деятельности.

Ведущим методом обучения в условиях нашего эксперимента определяем проектно-исследовательскую деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.

Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

  • наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической (работа над проектом - это разрешение данной проблемы);

  • реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - проектирования самого проекта;

  • затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

  • наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

  • представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Проект:

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

6. Портфолио.

Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью учащихся. Преподавание «изобразительного искусства» требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Рассмотрим методические аспекты использования метода проекта, применяемого на уроках изобразительного искусства.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект может быть:

  • исследовательский;

  • ролевой;

  • творческий;

  • поисковый;

  • прикладной и др.

По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными.

Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы проекта:

  • подготовка;

  • защита;

  • самооценка.

Классификация проектов:

  • мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.

Индивидуальные проекты на уроках в 5 классе:

  • «Древние образы в народном искусстве»;

  • «Единство конструкции и декора в народном жилище»;

  • «Народные промыслы их истоки и современное развитие»;

  • «Современное выставочное искусство» и др.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков.

Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы.

Коллективные проекты на уроках изобразительного искусства:

-«Народные праздничные обряды»;

- «Журнал мод Василисы Прекрасной»;

- «Музей народных промыслов» и др.

Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных неделях развивающего цикла.

Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время.

Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра.

План работы над проектом

1. Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

2. Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями («круглый стол», «мозговой штурм» и др.) . Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

3. Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

5. Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

6. Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

Примерные программы основного общего образования по изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Мной был проанализировано содержание учебников и авторской рабочей программы по изобразительному искусству под редакцией
Б.Н. Неменского с целью выявления возможности использования заданий исследовательского характера в ходе изучения предмета. Сделан вывод, что использовать задания исследовательского характера на уроках ИЗО по вышеназванной программе возможно не только на каждом уроке, но и для блока тем с выходом на исследовательский продукт. Методический аппарат учебников по ИЗО под редакцией Б.Н. Неменского обеспечивает навыки самостоятельной учебной деятельности. Существенную роль в учебниках играют самостоятельные исследовательские работы, в том числе работа с научной, художественной литературой и словарями.

Выбор для выявления доли заданий исследовательского характера именно учебников «Изобразительное искусство» под редакцией
Б.Н. Неменского объясняется тем, что:

- большинство учителей изобразительного искусства ГО Богданович работают именно по этому комплекту учебников;

- данный учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Таблица 3

Количество задач исследовательского характера, представленные учебником «Изобразительное искусство» 5-7 классы под редакцией Б.Н.Неменского

Класс

Общее количество задач учебника

Количество задач исследовательского характера

Процент задач исследовательского характера от общего количества задач

5

85

18

21 %

6

76

15

19 %

7

88

23

26 %

Как мы видим, доля задач исследовательского характера в данном учебнике по ИЗО незначительна. Как говорилось ранее, учителя районного методического объединения ИЗО отмечают, что и в учебниках по ИЗО других авторов количество задач исследовательского характера также не является достаточным.

Для организации исследовательской деятельности учащихся основного звена на базе МКОУ Чернокоровской СОШ ГО Богданович был проведен эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 5,6 и 7 в количестве 24 человек.

В качестве исходных критериев нами были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А.Ивашовой [16, с. 54]:

  1. исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя;

  2. начальный уровень - характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое;

  3. продуктивный уровень - устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности;

  4. креативный уровень - проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

На основе этого мы выделили такие критерии:

  1. ученик сам выдвигает гипотезу;

  2. ученик сам работает с информацией;

  3. ученик самостоятельно формулирует вопросы;

  4. ученик сам составляет план своих действий;

  5. ученик умеет выделять причинно-следственные связи;

  6. ученик может делать выводы на основе прочитанного/ увиденного/услышанного;

  7. ученик сам предлагает несколько вариантов решения поставленной проблемы.

В ходе эксперимента мы выявили пять групп исследовательских умений учащихся (таблица 4).

Таблица 4

Группы исследовательских умений

Исследовательские умения

УУД

1

Умения организовать свою работу (организационные);

Регулятивные

2

Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

Регулятивные

Познавательные

3

Умения работать с информацией, текстом (информационные);

Познавательные

4

Умения оформить и представить результат своей работы;

Познавательные

Коммуникативные

5

Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Регулятивные

Коммуникативные

При этом исследовательские умения детей среднего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценить сформированность исследовательских умений учащихся позволяют выявленные нами критерии:

  1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что он самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

  2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

  3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

  4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью среднего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления на первом этапе эксперимента учащимся предлагались задания разных видов. Наиболее полно приемы умственной деятельности такие, как сравнение, обобщение, абстрагирование, проявлялись при выполнении заданий следующих видов:

  • на нахождение общего признака изображенных предметов (например, цвет у разных геометрических фигур, размер предметов и т.д.);

  • нахождение отличий между ними (например, геометрические фигуры изображены одного цвета, но разные по форме или размеру, два рисунка с виду одинаковых, но имеющие несколько отличий и т.п.);

  • на продолжение числового ряда или ряда фигур (например, продолжи закономерность чисел: 2, 5, 8, …, или продолжи ленту по орнаменту, или составь похожий рисунок и продолжи его и т.д.);

  • поиск недостающей в ряду фигуры (например, магические квадраты, ленты, пятиугольники и т.д.);

  • нахождение признака отличия одной группы фигур от другой (например, матрешки: загорская, семеновская, вятская и тверская или транспорт: наземный, воздушный, водный и т.п.).

Для выполнения таких заданий ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них.

Затем с учащимися работали над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать
материал и др.

Ребятам предлагались задания для развития умения видеть проблемы, которые применяли на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняли следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ: мое любимое домашнее животное; моё село самое..; мой дедушка…; я люблю рисовать…, и т.д.;

  • составь рассказ от имени другого персонажа: от имени конька Горбунка; от имени котенка Гав; от имени Деда Мороза и т.п.;

  • опишите сказочного героя: Василису Прекрасную, Серебряное копытце, Невиданного зверя и т.д.;

  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, пластиковой бутылки, дерева, картона и т.п.);

  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы учащиеся учились выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. Здесь ребятам потребовалось проявить оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождались и в результате логических рассуждений, и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий могла предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладала и тем интересней становилось ребятам. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна - она просто не определена. Затем эти гипотезы подвергались проверке в ходе исследования. Построение гипотез - это основа исследовательского, творческого мышления.

Для развития умения выработать гипотезы использовались следующие упражнения: давайте вместе подумаем, почему весной снег серый; почему рельсы у горизонта сходятся; почему удалённые предметы уменьшены т. д. Делая предположения, мы обычно использовали следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для того чтобы этому могли учащиеся научиться использовались следующие упражнения с сюжетными и предметными картинками с изображением людей, животных и предлагалось детям задавать к ним вопросы. Другое задание проводилось в игровой форме: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?». Или игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Мы готовим детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому надо было научить ребят задавать и такие вопросы: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждали любопытство, бросали вызов воображению ребёнка, особенно когда этот вопрос задавал ученик - ученику.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений используются задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

На уроках изучения форм предметов и геометрических фигур учащимся предлагались задания на классификацию «Животный мир: земноводные и остальные», «Транспорт», «Посуда», «Домашняя утварь» и т.п. Ученик выполняет работу на компьютере, затем производится проверка и дается попытка на исправление ошибок. Работу можно выполнять индивидуально и в парах.

Ещё мы учились наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления. Игры «Кто внимательнее?» (вспомнить и назвать все детали предмета), «Найди различия» (работа с парными картинками), «Повтори» (работа с ПК) и. т.д.

С ребятами учились проводить эксперимент - важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учились анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Эти и другие виды заданий позволяют нам сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы на уроках.

Смысл технологии исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения исследовательских заданий.

Схема проведения исследования с школьниками выглядит следующим образом:

1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.

Каковы же умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Остановимся на некоторых из них.

Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др.

С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых треугольника» и др.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), почему дорога чем ближе к линии горизонта, тем уже?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Изображение дороги сужается к линии горизонта по законам перспективы ».

В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.

Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; самовары; новые мобильные телефоны.

Схема - «дом с колоннами». Главную идею обозначим большим треугольником, а колонны - это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. Как видим, даже такая простая схема - хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста.

Используемые нами методические и дидактические материалы для работы с школьниками в плане развития у них умений исследовательского поведения позволили сделать реальный шаг на этом пути. Дальнейшие исследования, направленные на решение этой задачи, вероятно, принесут нам массу интересных профессиональных решений.


© 2010-2022