Графические задачи в процессе обучения черчению

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексейчикова Л.Е.

Учитель черчения «МОУ СОШ № 17»

г. Ангарск



Графические задачи в процессе обучения черчению

Графические изображения являются одним из важнейших средств, способствующих активному восприятию и сознательному усвоению учащимися нового материала во многих школьных дисциплинах. Они обеспечивают основу знаний и имеют цель: создание у учащихся ясных, точных и правильных представлений и образов предметов окружающего нас реального мира.

В программе курса черчения обращается особое внимание на развитие творческих способностей учащихся в процессе их графической подготовки, на необходимость формирования у ни приемов не сложных компьютерных задач.

Для реализации требований программы необходимо обучить школьников приемам творческой деятельности, необходимым для овладения умениями, связанными с конструированием.

Процесс решения графических задач позволяет учащимся осмыслить используемые операции и усвоить структуру графических действий, соединить воедино логические и фактические построения. На этой основе был сделан вывод, что только использование учебных графических задач как средство активизации мыслительной деятельности учащихся позволяет уйти от репродуктивной деятельности школьников и дает возможность сформовать у них тот объем знаний и умений, который необходим для успешного овладения основами графической грамоты.

Задачи в курсе черчения могут использоваться на различных этапах обучения:

  • при подготовке учащихся к изучению нового материала;

  • в процессе объяснения нового материала с поэтапным решением задачи;

  • во время проверки усвоенных учащимися знаний, умений и навыков

Это дает возможность выяснить, на сколько учащиеся овладели тем или иным приемом.

Сложность графических задач характеризуется суммарными количественными данными о составе и степени загруженности чертежей линиями построений и числом конструктивных элементов изображаемых предметов.

Трудность графических задач характеризуется показателями психологических особенностей восприятия изображений школьниками и результатов выполнения чертежа учащимися с учетом допускаемых ошибок.

Выявление сложности работ как объективного показателя трудоемкости их выполнения можно строить на основе учета количественных данных, определяющих графический состав изображений.

Иной подход, естественно, должен быть принят для определения трудности графических работ. В основу его следует положить степень насыщенности образного мышления различными преобразованиями пространственных свойств изображаемых предметов в соответствии с условием поставленной задачи. Степень трудоемкости меняется и при различных направлениях изменения пространственного положения предметов и т.п. Установлено, что деятельность учащихся, направляемая на решение двух пространственных - задач мысленное преобразование предмета и изменение его формы, оказывается более затрудненной во втором случае.

Относительно трудности заданий надо сказать, что, помимо, названных объективных показателей, большая роль в ее определении связана с индивидуальными особенностями образного и логического мышления школьников, их способностью правильно воспринимать и анализировать графические изображения.

Обязательные требования графической деятельности учащихся:

  • планирование учебных занятий с учетом условий (количество, последовательности);

  • разработка приемов творческой графической деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы;

  • выбор методов и средств изучения, наиболее подходящих для конкретных видов графической работы;

  • выделение конкретного времени на выполнение отдельных видов графических задач;

  • учет индивидуальных особенностей школьников;

  • создание творческой атмосферы во время урока;

Формирование обобщенных приемов решения графических задач состоит из ряда условий:

  1. специальный подбор задач, на которых формируется обобщение;

  2. разделение процесса решения задач на отдельные части, звенья;

  3. наличие системы задач;

  4. постепенное усложнение характера графической деятельности.

Решающие значение в успешном формировании у учащихся приемов графической деятельности имеет система задач. Эта система способствует возрастным особенностям учащихся, целям графической подготовки: каждая последующая задача сложнее предыдущей; при решении последующей задачи можно опереться на предыдущую.

Особая значимость успешной деятельности графических работ придается графическому мышлению и деятельности, связанной с различными преобразованиями исходных данных, в том числе по аналогии и комбинаторного характера.

Из сказанного следует, что благоприятные условия для выполнения учащимися графических задач в процессе обучения создаются при определенной направленности специальных видов заданий, развивающих способность к различным изменениям и комбинированию исходных графических данных в условиях творческого поиска решений.

Таким образом изучение предмета черчение должно помочь учащимся облекать графическую форму в свои творческие замыслы, рационализаторские предложения, возникающие в процессе их трудовой деятельности.

© 2010-2022