• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ»

Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» -- писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект

«ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ»









Введение

Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» -- писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога .»

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

Рассматриваются условия формирования визуальной культуры в процессе эстетического восприятия природы. Специфический предмет познания природы выдвигает необходимость разработки особых методов.

В Японии детей от 6 до 16 лет возят во время каникул по всей странеи неторопливо показывают им горы, долины, водопады, парки, древнюю архитектуру и новые города, наполняя детские души запасомглубоких эстетических впечатлений и формируя у них первые понятияо красоте. Высокая эстетическая культура этого народа, его образцовое умение беречь красоту родной земли, производить красивыевещи в соответствии с мировыми эстетическими стандартами и даже задавать тон вэтом деле - все берет свое начало в эстетическом развитии детей.

А. Дистервег говорил, что нужно обучать природосообразно и культурообразно!Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее,лучше складывается жизнь, нужно стремиться к гармоничному сочетанию культуры сприродой.

Сухомлинский В.А. писал, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа. Это была не декларация, а собственная учительская позиция, преодолевающая на деле бесконечные нарушения единства образования и воспитания, единства логических и эстетическихоснов мировоззрения, в результате чего выпускники школ нередко знают, а чувствовать не умеют, истины постигают, а убеждений не вырабатывают. «Красота природыкак средство эмоционального, эстетического и морального воспитания,- отмечалпедагог,- звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность». *

*Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979. с.573Воспитание природой называлось, им школой под голубым небом, открывающейперед детьми окно в мир. Специфический предмет познания в ней предполагает иособый, отличный от рационального обучения метод. Он является и должен быть, тончайшим способом влияния на юную душу. Ничто не приходит само собой. Чувство прекрасного можно развить, а можно и задушить, смять, парализовать. Педагогу надоуметь вызвать из глубин это чувство и развить острую восприимчивость природы,сокровенное общение с ней. Каждый человек, разумеется, по-своему эстетическиоткрывает для себя мир. Метод эстетического воспитания природой представляетсобой научение правильно радоваться ей. Для этого надо уметь видеть целое: любойпредмет в его законченности и связях с другими предметами, явление - в единствевсех его характеристических признаков, ландшафт, небосвод, мир - во всем их конкретно-чувственном богатстве. В отличие от логического познания эстетическоепознание природы есть особый способ ее целостного восприятия, который исключаетумертвляющий анализ, расчленение, препарирование предмета. «Красота сама собойвлияет на Душу,- проницательно замечал В. А. Сухомлинский,- и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от цветка лепестки и анализировали, в чем сущностькрасоты».

* Сухомлинский В.А.О воспитании. М.,1973. с.187Все прекрасное, включая бесчисленные его проявления в природе, постигается и может быть постигнуто каждым человеком самостоятельно, путем непосредственного восприятия. Но эстетическое познание мира многосложно. Оно предполагает также возможность учиться и учить красоте. Это важное дело является предметомпедагогики в такой же мере, как и все другие слагаемые образования и формирования личности. Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в миркрасоты и вполне наслаждаться ею. Чтобы открыть глаза на этот мир и поселить в ихдушах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребенка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годыюности, ни, тем более, в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед еекрасотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, ужесовсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец,носят поверхностный, умозрительный характер. Эстетическое чувство природы важноформировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы красоте. Этот период падает более всего на годы обучения в школе. Вот почему передовая педагогическая мысль всегда включала в свои программы эстетическоевоспитание юношества, обучение красоте предметного мира. Уже Аристотель писал,что в воспитании первую роль должно играть прекрасное и что стремление к однойтолько пользе оборачивается для государства большими потерями, а для отдельногочеловека - невоспитанностью по части всего того, что необходимо для жизни.Первые впечатления о вещах, утверждал он, должны быть самыми лучшими. Не только просто полезное или даже необходимое должно быть предметом воспитания, но кнему надо прибавить еще все то, что возвышает и расширяет дух и зарождает понятие о красоте и благородстве, потому что внимание, обращенное только на полезное,мало способствует образованию свободного и благородного характера.

В наше время педагогика систематически возвращалась к идее воспитаниячувств, придавала большое значение широкому ознакомлению детей с природой, развитию у них зрения и слуха умения рисовать, заниматься лепкой, составлять истинноеи светлое представление о природе. Понимание природы должно даться как чувство,как эстетические эмоции. К.Д. Ушинский в своей педагогической теориии практикепо эстетическому воспитанию, и общению с природой в частности, большое и заслуженное место. Красота природы, считал он является могучим агентом в воспитании человека, и самое заботливое воспитание без этого элемента отличаетсясухостью, oдносторонностью, неприятной искусственностью, душной атмосферойзакрытых домов. Несчастен ребенок, если он вырос, не видя лесистых лугов и нелюбуясь полевыми цветами. «Зовите меня в варваром в педагогике,- писал К. Д.Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».*1 Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К. Д. Ушинский, что без этойэмоциональной силы ограниченным становится само знание. Именно благодаря эстетическому восприятию, указывал педагог, в юной душе развитие ума идет дружно сразвитием фантазии и чувства; логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепляет самую мысль.

Убеждение в огромном воспитательном влиянии красоты вообще и прежде всегопрекрасной природы вынес из своей плодотворной учительской деятельности и В. А.Сухомлинский, как и К. Д. Ушинский, выпускник Полтавского педагогического института. Знаменательно, что именно, красота, которой так поэтично и волшебно воспетаГоголем, дала миру выдающихся педагогов, которые, словно эстафету, продолжилиславянскую традицию природосообразного воспитания, восходящую к Я. А.Коменскому. У нашего современника эстетико-воспитательные убеждения сложилисьв целостную систему воззрений, которая апробировалась им в многолетней работе вшколе. Система В. А. Сухомлинского составляет сегодня поистине золотой фонд отечественной теории и практики. Глубокое гуманное начало, идея всестороннего и гармоничного развития человека - развития умственного, нравственного, физическогои эстетического. Он продумал в своей системе все аспекты воспитания, исходя изубеждения, что нет хорошего учителя без хорошего воспитателя, что дело воспитанияне ограничивается уроком, а включает внеклассную работу, воспитание есть не суммаразличных мероприятий, а передача опыта.

Сухомлинский утверждал: «Важную цель всей системы воспитания я видел втом, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог житьбез красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом» *2.

*1Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М., 1959, т. 1. с.287

*2 Сухомлинский В.А.О воспитании. М.,1973. С.172Как широко и точно понята здесь кардинальная воспитательная задача: вводитьэстетические богатства мира в духовную жизнь детей, делать эти богатства одной изглубочайших потребностей, утверждающих человеческое достоинство! На первомместе в решении данной задачи стоит природа. Отсюда В. А. Сухомлинским делалсявывод принципиального педагогического значения: «Многогранная духовная жизнь вгоды отрочества требует того, чтобы природа стала не каким-то придатком, фономумственных интересов, а самой сутью жизненной среды».*

Следует также готовить и детские глаза, чтобы они правильно видели, и уши - чтобы правильно слышали, т. е. «ставить» эти органы чувств так, как «ставят» голос,чтобы человек мог хорошо петь. Совсем не просто научиться это делать, и далеко невсе люди умеют правильно видеть и слышать. Старое мудрое изречение гласит: правильно слышит один из ста человек, а правильно видит - один из тысячи. Природанаделяет каждого эстетической способностью, но эта способность нуждается, как ивсякая другая, в развитии. Про художников, например, справедливо говорят, что, еслиони умеют гармонично сочетать всего три цвета - они талантливы, если - четыреи более, то гениальны. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве,но и в природе есть великая и трудно постигаемая тайна. Смотреть и видеть - не однои то же. «Зрение многих людей,- писал живописец Э. Делакруа,- искажено илилишено восприимчивости. Они видят вещи буквально, они не различают ничего изысканного». Если эстетическое видение мира есть его чувственное созерцание со вниманием и под действием разума, а не буквальное «глазение», то переживание включаетв себя и образное ощущение предмета, и духовное влечение к нему, и взволнованноеудивление, и радостное внимание. Известная мысль о том, что гений - это внимание,имеет к нашему вопросу прямое касательство; в пробудившемся эстетическом интересе к миру и духовном наслаждении есть подлинно частица человеческой гениальности. Не случайно древние греки считали, что чувство красоты есть последний и высший дар богов людям. Принимая современную поправку о богах, можно сказать, чтоэтот высший дар необходимо обнаруживать в каждом человеке и что школе здесьоткрыто широкое поле деятельности. *1

*Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979. с.577Серьезным препятствием на этом педагогическом поприще является нередколеность духа, психологическая косность, в результате чего бесценные области реального бытия остаются «вещью в себе», не становятся человеческим духовным достоянием. Находить путь к красоте мира мешают поверхностное и легкомысленное отношение к природе, отсутствие ответных реакций, сложившаяся уже снобистская привычка отключать свои чувства от природы и жить единым холодным рассудком.Большим тормозом в эстетическом воспитании детей являются также болезни, семейные неурядицы, всякого рода обиды и огорчения, душевные расстройства и смятения,когда, как говорится, и белый свет не мил, и т. д. Все это, вместе взятое, преграждает путь красоте к сердцу человека и подчас трудно преодолимой громадой встаетперед педагогом. Искусство воспитания состоит в умелом, своевременном и тактичном «снятии», преодолении всех препятствий, которые стоят на этом труднейшем пути.

В.А.Сухомлинский разработал глубокие и разносторонние рекомендации относительно того, каким образом надо осуществлять эстетическое дело в школе. В этомсостоит его огромная заслуга перед учительской наукой и практикой. «Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания,- отмечалпедагог,- звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность».*2 Он раскрыл и сформулировал методологию и методику эстетического воспитания в школе и тем самым «прорубил» в педагогике заветное окно в миркрасоты.

*1Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.

*2Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979. с.573Началом всему на этом пути является пробуждение самой способности бытьэстетически воспитуемым. Чрезвычайно важен педагогический поиск отправной позиции для открытия прекрасного в природе и развития этой эмоциональной доминанты вДуше ребенка. Необходимо находить и организовывать благоприятные обстоятельстваи состояния, при которых у подростка всколыхнулось бы и «заговорило» чувство прекрасного, «зазвенел колокольчик», возвещающий о зародившейся в юном сердцелюбви к жизни и красоте окружающего мира. Случалось, что В. А. Сухомлинский ждалэтого великого мгновения годами... И когда он замечал, наконец, как на очередномуроке любования природой при виде чудных пейзажей Полтавщины и заднепровскихдалей глаза маленького Петрика, Гали или Тани начинали сиять радостью, а их сердценаполнялось счастьем, то безмерно счастлив был и он сам как педагог и человек.Отсюда его предпочтение младшим классам, чтобы уже в самом раннем возрастеуспеть вызвать в сердцах ребят трепет перед красотой и величием родной природы. Эстетическое пробуждение и бытие души, считал он, являются необходимой иочень важной предпосылкой формирования нравственного и гражданского облика учащихся.

Эти убеждения и опыт педагога во многом перекликаются воспитательными воззрениями А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, которые с пробуждениемэстетического чувств связывали тот весьма желательный, счастливый романтизмотрочества и юности, в котором «душа моется», а сердце «радо себе». Такой романтизм благотворен. Он дает мощный толчок моральному и физическому совершенствованию человека. Открыв для себя сияющую красоту внешнего мира, подросток начинает интенсивно выстраивать красоту своего собственного внутреннего мира.Благословенно это стремление «заболеть» нравственной чистотой и совершенством,испытать жажду духовного возвышения и обновления! Только пройдя через очистительное пламя красоты и морального идеала, человек утверждается на всю оставшуюся жизнь в своем обретенном духовном богатстве и благородстве характера.*1

*1Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.с.72

*2Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979.с.532Осуществляя свою эстетико-педагогическую программу, В. А. Сухомлинскийуказывал, что при восприятии прекрасной природы «к чувству надо подвести» и что«для этого необходимы эмоциональные ситуации».*2 В данном случае негодятся ни дидактика, ни принуждение, ни искусственное умиление красотами природы,- одним словом, никакой учительский трафарет. Здесь необходимо свободноеорганизационное и психологическое приготовление к восприятию, например, цветущихсадов, половодья или снегопада, а также немногие, но точные, согретые собственнымощущением природы слова учителя, подсказывающие красоту, помогающие увидетьее, увидеть так проникновенно и светло, чтобы она «пронзила» сердце слушателейсладостным чувством радости. Сам педагог уподоблялся в такие минуты художнику,раскрывающему сокровенный смысл какого-нибудь живописного шедевра. Все это иесть, говорил он создание эмоциональной ситуации, т. е. «чудесное прикосновение»к глубине человеческой души.… На заре жизни очень важно, чтобы нашелся человек,который вывел бы тебя на правильную дорогу. Восхищаясь цветовым великолепиемприроды, ее сиянием, блеском, совершенством творений, игрою причудливых форм,Василий Александрович увлекал ребят и волновал их воображение, порой до слез,после чего они сами начинали видеть и находить красоту. Это было, утверждал он,настоящим эстетическим прозрением, заданным на всю жизнь поиском радости и бодрости.

Учить умению правильно видеть и слышать мир - значит формировать вкус кприроде, следовательно, и вкус к жизни, к бытию вообще. Здесь мы имеем дело сосложнейшим педагогическим искусством и огромным, неустанным трудом. Так ужповелось, что материальные потребности складываются у людей довольно быстро иболее легко, чем духовные потребности. Еще более сложен и тернист путь к высшимпроявлениям последних. Воспитатель констатировал очевидную истину, что именно«добрые чувства даются ценой великой затраты сил».*

*Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979.с.562Результат эстетических усилий школы невозможно выразить в существующейотчетности с ее баллами и цифрами, непросто бывает охватить эти усилия расписанием. Тут многое «держится» на энтузиазме и самоотверженности педагога, горячолюбящего свое дело и не жалеющего для него времени. Таким был В. А.Сухомлинский. Участник Великой Отечественной войны, он вкладывал душу в делоформирования нового поколения людей, настойчиво учил детей поведению в природеи чувству природы. С большой ответственностью относился педагог к каждому занятию под голубым небом, неизменно следуя своему девизу: учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь!

И еще одну сторону дела следует отметить. Открытие красоты природы сходно спервой любовью, которая приходит к человеку тоже в счастливой эмоциональнойситуации, когда другой человек обратил на себя наше внимание, потом приковал своейкрасотой наш взор, опалил сердце, и оно вдруг распахнулось навстречу великой радости. Эстетическое восприятие природы при всем его бескорыстии и своеобразии естьв сущности своей тоже постижение природы любовью. Вне этой глубокой эмоциональной основы нет и не может быть эстетической связи с миром. Любовь могущественнакрасотой, а красота - любовью.

Воспринимать и понимать природу сердцем - значит познавать ее в истинномсвете и полноте проявлений. Нисколько не умаляя логическое познание, следуетотметить, что оно не дает и не может дать нам всей картины окружающего мира, тогдакак эстетическое познание улавливает эту картину: оно схватывает красоту природы иодухотворяется красотой. Здесь по-своему, в конкретно-чувственных образах познается объективный мир. Отсутствие эмоционального знания природы, сердечная атрофияв отношении к ней есть такая же утрата для человека, как и жизнь, прожитая безлюбви, такое же невежество, как и незнание, например, таблицы умножения.

Эстетическое раскрытие природы могущественно для человека еще и в томплане, что дает ему видение самого себя в объективном мире, а также острое чувствособственного бытия, ощущение полноты и радости своей жизни. «Видение и переживание красоты окружающего мира,- утверждал В. А. Сухомлинский,- один из главных источников понимания и переживания радости бытия, красоты жизни, неповторимости и уникальности той мысли, что я живу...».*

Красота природы есть первая и самая доступная человеку красота.Эстетический вкус обнаруживает себя рано. Важно вовремя накапливать у детейэстетические впечатления, интенсивно развивать у них чувство цвета, тона, объема,контура, перспективы и всего природно высшего. В актах эстетического созерцанияраскрываются дремлющие задатки человеческого духа, обнаруживается опыт поколений, тысячелетиями воспринимавших красоту и величие природы. Дети в своемдуховно-эстетическом развитии повторяют историю человечества, которая началась струда и удивления перед миром, отчего все древнее сознание людей поэтически озарено светом открывшейся красоты. «Сознательные движения руки для созданиясредств производств первая искра человеческой мысли были вместе с тем и первойступенью на пути к открытию мира красоты».* Детство человеческого общества начиналось с поэзии мировосприятия.

Единство с природой в филогенезе и онтогенезе достигали не только практикой,но и эстетической связью с миром, причем для индивидуального развития эта связь- первичная. Еще до того как человек научится что-либо производить, а также отражать мир в системе понятий, он способен уже сильно чувствовать природу, сильнопереживать наплыв сознательно-бессознательных ощущений при виде ее красоты ивеличия. Отсюда проистекает особая и, так сказать, опережающая, предвосхищающаяpoль эстетического воспитания человека в масштабе всей его жизни. Отсюда -значение этой воспитательной формы во всей школьной работе. Педагогический опыт.В. А. Сухомлинского и в этом отношении неоспорим, существенен и поучителен.

Конечно, городские школы располагают меньшими возможностями для эстетического воспитания детей природой; мало способствует этому и организация громадных по количеству учащихся школ (супершкол), чему противился выдающийся педагог, тем не менее всюду при желании и умении можно найти многие способы эстетического приобщения учащихся к природе.

*Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979Как научить детей отзываться на все это великолепие природы, проникаться довосторга ее смыслом и певучей гармонией? Как отдавать им вместе с сердцем своезрение и слух, чтобы состоялся молчаливый, но многозначительный разговор с природой? Отыскиванние всякий раз ответов на эти вопросы и было решением важнейшейпедагогической задачи воспитания природой. Чтобы испытать эстетическую радость ипросветлеть душой, не обязательно иметь, например, много цветов. Достаточно одного цветка или одной ветки, покрытой инеем, чтобы усмотреть в них и почувствоватьВселенную. Зимние букеты из нескольких цветков и веточек хороши бывают как разтем, что не перегружены и свободно расположены в пространстве, являя собой рисунок и причудливую схему живой природы. Бестолкова и разорительна давно осмеянная, но живучая страсть к собиранию огромных букет! В этих безвкусных вениках иснопах нет воздуха, окутывающего цветы, не просматривается изящество и живое расположение их формы. Надо стремиться к тому, утверждал педагог, чтобы каждыйлепесток, каждая былинка радовали ребят. Надо уметь доходить в духовном развитииименно до этих прекраснейших подробностей, а не только восхищаться обилием красоты или экзотическими видами и ландшафтами.

Результат эстетического воспитания посредством природы есть проявление того,что древние греки называли катарсисом - очищением и возвышением духа передлицом всего прекрасного, движением жизнеутверждающего чувства, порождениемрадостной мысли и умной радости. Все это необычайно важно в плане истинного жизнепонимания: здесь закладывается фундамент светлого, сильного, прочного мироощущения, мирочувствования, миросозерцания. Таким путем достигается крепчайшаяэмоционально-психологическая связь с природой, понимание универсальных взаимодействий в ней, а также гармонизация собственной души человека. Так формируютсяжизнеспособные люди с пламенным сердцем и солнцем в крови. Эстетическое воспитание своеобразно предопределяет участь человека, т. е. оно существенно влияет то,каким духовно складывается человек уже в детстве - свет или мрачен он душой,высок или низок в своих чувствованиях, исполнен любви или бессердечен и болен равнодушием.

Трудно переоценить роль эстетического воспитания. Восприятие прекрасного вприроде приучает детей к наблюдательности, сосредоточенности и вдумчивости,укрепляет нервы и закаляет характер. Оно развивает воображение, - собственные деятельные духовные усилия ребят в освоении природы, формирует в них полифонические эмоции, от которых растет душа. «Одно несомненно хорошо,- признавалсяживописец М. В. Нестеров,- это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний, и не бессмысленных... а глубоких, вдумчивых, вековечных».*

*Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.с.77Эстетическое воспитание, понятое во всем объеме его важных воздействий начеловека, имеет огромное мировоззренческое значение. Так именно и понимал эстетическое дело в школе В. А. Сухомлинский. Важным способом эстетического воспитания является живое познание родного края. Это - зрительное открытие детьмиокрестностей своего села, посёлка или города, ближайших селений с их ландшафтами, садами и полями, озерами, реками и речушками, родниками и болотами, заливными лугами, оврагами и лесами, а также непосредственное знакомство с районнымцентром, областью и всей «родимой стороной». Наш прославленный педагог организовывал игры учеников по ориентировке на местности, что всегда было необыкновенноувлекательно, намечал «школьные тропы», организовывал дальние походы и поездки.Он придавал большое значение прежде всего походам. Чтобы полнее ощутить красоту родной земли, эту землю надо по возможности прошагать. Как ни соблазнительносвоими удобствами путешествие в автобусе или в поезде, все-таки для эстетическогодела лучше всего ступить на земную, твердь и «ногами» осваивать красоту природы:острее видишь и больше замечаешь! Есть при этом возможность остановиться, рассмотреть что-то, залюбоваться, подумать, т. е. собственно эстетически созерцатьмир. Такое восприятие активно, оно осуществляется не только умом, глазами, сердцем, но и всем существом человека. Он в данном случае как бы вбирает в себя мирплотью и кровью.

Среди многих других способов действенного эстетического знания природыодним из важнейших В. А. Сухомлинский считал рисование: общеизвестно, что почтивсе дети являются страстными рисовальщиками. Кто-то мудро сказал, что нация способна успешно решал множество своих задач, когда ее дети умеют рисовать. В томкак они рисуют и в какие игры играют, выражается духовный потенциал народа.Гимназическое образование в России включало в себя рисование в качествеважного предмета обучения. А. С. Пушкин,М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и многие другие наши писатели и поэты хорошо, и даже очень хорошо, рисовали. Это свидетельствовало о высоком эстетическом развитии и весьма благоприятно сказывалось на всей их жизни и литературном творчестве. В школах Чехословакии, например,рисование считается одной из обязательных дисциплин, а лучшие рисунки учащихсяпредлагаются для использования в текстильном производстве.*

В.А.Сухомлинский придавал рисованию весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека. Однако он был убежден, что этой цели не достигаютни уроки черчения, ни срисовывание кубов, шаров, чайников в классах. Педагог выводил ребят в поле, на речку, в лес, чтобы они могли рисовать живую натуру, сообщалим при этом необходимые первые сведения о свойствах и смешении красок, цветныхкарандашах и приемах изображения природы. Такие занятия, основанные на непосредственном ощущении мира, научали ребят не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, не бессмысленно срисовывать, а пристально наблюдать,сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них и передавать на бумаге этукрасоту, проникновенно схваченную воображением и чувством.

*Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.Все это приводило постепенно к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению сложных отношений света и тени, к различению великого множества цветов,тонов, полутонов, рефлексов и ощущению гармонии между ними, к четкому осознаниюизящества и красоты природной формы и меры в самих вещах.

Рисование развивает руку, приготовляя ее к разнообразной тончайшей работе,фантазию, эстетическую ориентацию в мире, остронегативное эмоциональное отношение ко всему безобразному и уродливому, что есть в жизни. Рисование, следовательно, интенсивно воспитывает вкус. Кроме того, поскольку оно требует уединенногосозерцания красоты природы, то учит и самому способу истинного эстетического восприятия, не ослабленного или сведенного на нет обычной окружающей суетой. В немвырабатывается столь необходимое каждому человеку сосредоточенное духовноеобщение с природой, ибо надо уметь индивидуально осваивать эстетические ценности.Иного пути в сфере прекрасного нет и не может быть.

Посредством рисования в детях впервые обнаруживается способность художников и творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия природы, с поэтического мироощущения и умения его выразить.Великий Микеланджело признавался, что и дня провести не мог, чтобы не освежитьсвои глаза внимательным созерцанием прекрасной природы и рисованием. Он испытывал «жажду» таких восприятий. Рисование пробуждает к жизни и действию художественные таланты, дает педагогам возможность разглядеть среди школьников «поэтовв душе» в отличие от «теоретиков», т. е. выявить учеников, способных дивиться красоте и благоговеть перед ней. Только из их числа и формируются настоящие художники.

Но даже если «поэты в душе» не становятся впоследствии живописцами, скульпторами или стихотворцами, уроки рисования имеют для них непреходящее значение,поскольку формируют побуждение к творчеству вообще, художественное начало вовсяком труде. «Радость труда,-утверждал В. А. Сухомлинский... немыслима безчувствования красоты...».*1 Это очень важное педагогическое положение:оно раскрывает истоки и подлинный характер коммунистического труда. К такомутруду надо готовить детей исподволь и задолго до того, как станут они у станка илиповедут по полям свои комбайны. Рисование воспитывает благородный строй мыслей и чувств, поддерживает живой эстетический интерес к природе. Жалки те люди,справедливо считал В, А. Сухомлинский, которые не имеют эстетической духовнойопоры в своей жизни. Ребят нельзя оставлять ожесточенными или равнодушными.Человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское - страшно.Чрезвычайно важно предотвратить очерствение души, притупление внимания к внешнему миру, остановку в духовном развитии детей. Рисование как раз и является однимиз эффективных средств одухотворения человека. Подобно тому как необходимопосредством спорта работать над развитием детского тела и лепить физическую красоту, надо целенаправленно творить кpacoту потенции духа.*2

*1 Сухомлинский В.А.О воспитании. М.,1973.

*2Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. Глазов., 2008. Книга 2.Весьма способствует эстетическому познанию также и фотографирование природы. Оно учит отбирать и выявлять красоту объектов. Наряду с организацией выставок, рисунков и фотографий, выполненных школьниками, созданием фотоальбомовродного села и края В.А.Сухомлинский настойчиво осуществлял рекомендовал такиеформы эстетического воспитания, как сочинение стихов о природе, коллекционирование марок, открыток, репродукций с изображением явлений и видов природы, организацию музеев местной флоры и фауны, кружковую природоведческую работу, создание в школе аквариумов и уголков естественной красоты, торжественное проведениеДня птиц и Дня природы, Дня хлеба, праздников цветов - подснежников, сирени, колокольчиков, ромашек, роз и хризантем. Каждое из таких начинаний, когда ононе формально, есть целое эстетическое событие в жизни школы, которое учит высокому пониманию естественной красоты и глубоко западает в душу каждого ребенка.

Важнейшим способом эстетического воспитания является охрана природы иукрашение земли собственным трудом. Школьный участок у В.А.Сухомлинского былцарством зелени и цветов - множества цветов, среди которых особо выделяласьаллея роз, выращиваемых учениками. Все следовали девизу: что связано с жизньючеловека, должно быть красиво. Ребята обсадили дубками овраг за селом и расчистили окружающие пустыри. Считалось обязательной для каждого работа в школьномсаду, разведение цветов и постоянное ухаживание за ними. Это увлекало, становилосьтворчеством, привычкой и потребностью.

В таком регулярном труде воспитывалось умение все делать самому. Здесьскладывались навыки строителей жизни, творцов прекрасного мира. Самостоятельнаяэстетическая практика научила детей еще более любить и ценить красоту природы, атакже вырабатывала в них активную жизненную позицию. Создавая и сохраняя красоту, они приобретали на всю жизнь умение и привычку быть такими же славнымимастерами в разных своих профессиях. Эти ребята приблизились к осуществлениюзаветной чеховской мечты: если каждый человек на куске земли своей сделал бы все,что он может, как прекрасна была бы земля наша! Тот мальчик или, девочка, которыесами вырастили розы в школьном саду, уже не вытопчут общественный газон, необломают, походя верхушки саженцев на улице поселка, не оборвут цветы на клумбахв городском сквере.

В. А. Сухомлинский ввел традицию торжественно дарить цветы своим матерям.Цветы выращивались не только затем, чтобы создать, прекрасную среду, в которойпроходили занятия, но и затем, чтобы они доставляли радость другим-людям. «Жизньубедила меня,- писал педагог,- что, если ребенок вырастил розу для того, чтобылюбоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд сталонаслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,- он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».*1 В красоте заложена основа всего нравственного развития личности, в ней - исток морали, родник чуткой совести. Если ребенок принес «свой» цветок матери, он принесет егосо временем Родине, своему народу. Этика и эстетика взаимопроникаем мы. «Красотаокружающего мира,- писал педагог, - является могучим источником веры в добро»*1, силой, творящей преданных сынов и дочерей своей страны, граждан своегогосударства. Главное сочинение, в котором он системно изложил свои педагогическиевоззрения, включая взгляды на прекрасную природу, способную пробуждать в человекевеликие мысли и поступки, так и названо было им - «Рождение гражданина».

Создавая для всех науку о том, как красота мира должна творить красоту всамом человеке, педагог видел высшую воспитательную задачу в формированиилюдей не только любящих природу, но и способных благоустраивать ее для всеобщего счастья, украшать нашу землю садами и лесами, превращать страну в цветущийкрай.

На уроках природоведения и изобразительного искусства учитель должен активно формировать у учащихся эстетическое восприятие природы. Психолог успешноможет использовать в своей работе ландшафотерапию посредством проведения экскурсии на природу применяя как катарсис восприятия красоты природы, арт-терапию- восприятия произведений художников-пейзажистов, фотохудожников и видеофильмы о природе. Еще лучше, когда дети сами активно учатся отображать красоту природы в рисунках, фотографиях, видеофильмах. Этому должны научить в детских изостудиях, фотостудиях, киностудиях и видеостудиях в сфере дополнительного образования. В качестве психотерапии я использую свои работы - более 300 живописных пейзажных работ, более 10000 фотопейзажей и несколько десятков фильмов о природе.*2

*1Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979

*2Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. Глазов., 2008. Книга 2.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М., 1967

  2. Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С.М. Даниэль. - М.: Амфора,2006. - 206с.

  3. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. Глазов., 2008. Книга

  4. Зорин С.С., Веретенникова Л.К. Формирование визуальной культуры. - Глазов, 2002

  5. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и

понимает мир [Текст] / В.М. Розин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 272с

  1. Савицкая Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы [Текст]/ Т.Е. Савицкая // Обсерватория культуры. - 2008. - № 2. - С. 32-40.

  2. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. - Тула,1993.

  3. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.

  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев,1979.

  5. Сухомлинский В.А.О воспитании. М.,1973.

  6. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М., 1959, т. 1

  7. art-in-school.ru/art/index.php?page=00

  8. sibac.info

  9. refsru.com/referat-833-5.html

  10. nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/formirovanie-ekologicheskoi-kultury-detei-starshego-doshkolnogo-vozr


© 2010-2022