Тема: Учитель, родитель и трудный ребенок

Путей работы с трудными детьми в начальной школе немало. Прежде всего, это предельная чуткость, исключительная индивидуальность подхода в каждом случае к ребенку со стороны учителя. Выяснив причину, породившую трудность характера, учитель намечает методы работы. Здесь имеет место и метод убеждения, и метод воспитания на положительных примерах, и поощрение, и наказание. Важно выбрать в каждом индивидуальном случае нужный, наиболее правильный метод воспитания, а чаще всего и не один, а в тесном вз...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: УЧИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ И ТРУДНЫЙ УЧЕНИК

«Как много стало трудных детей!» - часто слышишь от опытных, уже немолодых педагогов.

«Обратите, пожалуйста, особое внимание на мою девочку, она у меня трудный ребенок!» - говорит при записи в I класс молодая мама.

Почему же среди 7-8-летних детей так часто встречаются дети, которые не понимают обычных слов, простых распоряжений взрослых, на воспитание которых приходится тратить огромное количество энергии, времени, нервов?

Казалось бы, все направлено на благополучное воспитание детей: и громадная сеть дошкольных учреждений, и материальная обеспеченность родителей, и из года в год улучшающиеся бытовые и жилищные условия, и разнообразная программа детских зрелищных мероприятий. И все-таки трудные дети в наших школах - нередкое явление. Каковы же его причины? Чаще всего их надо искать в семье, в семейном неблагополучии. И большинство учителей так и делают: идут в семью, знакомятся с бытом ребенка, вникают в порой очень сложную семейную обстановку, пытаясь понять причину плохого поведения или настроения ребенка.

В одних случаях мы сталкиваемся с полным безразличием в семье к ребенку. Безнадзорность, частые побои и за провинность, и без вины, невнимание даже к питанию и одежде ребенка.

С самых первых шагов в жизни маленький человек не знает слов «нельзя» или «нет». Свое собственное «хочу» становится для него для взрослых членов семьи неписаным законом. От него ничего не требуют, ему все разрешено, он центр вселенной. И вот такой барчук приходит в школу, в класс, где его «хочу» не находит быстрого от клика ни со стороны ребят, ни с стороны учителя. А к тому же подобные дети бывают крайне ленивы, так как они не привыкли к чему-либо прилагать усилия, следовательно, они не блещут и в учебе. И ребенку кажется, что к нему несправедливы, что его не оценили. Он претендует на исключительное внимание, отношение и не получает его. Отсюда - взрыв негодования, обиды, грубый и заносчивый тон.

К сожалению, с родителями таких детей порой очень трудно договориться о совместных действиях по исправлению характера ребенка. Не все и не сразу понимают, что только настойчивость, последовательность и терпение помогут исправить характер ребенка. Учительница вызвала к себе мать одного из своих учащихся и сказала ей, что ее сын груб с товарищами оскорбил девочку и не хочет извиниться перед ней и классом. Мат заявила: «Я давно уже замечала, что к моему мальчику то и дело придираются. Ребенок просто погорячился. Это и со взрослым бывает. Видно, не ко двору вам пришел» мой Гриша, я его лучше в другую школу переведу».

Изо дня в день, настойчиво и кропотливо приходится работать учителю с такими родителями, чтобы дать понять им, какой вред они наносят прежде всего своему ребенку. Родители понимают свои ошибки слишком поздно, когда ребенок поистине невыносим в своем поведении, когда, чтобы исправить его требуется вмешательство сотрудников детской комнаты полиции.

Но было бы ошибкой утверждать, что только недостатки в семейном воспитании порождают трудные характеры. Нет, порой зачастую виновата и школа. Какой бы не была семья, именно школа, учитель должны вовремя заметить перемену в настроении или поведении ребенка, прийти к нему на помощь, отвлечь от вредной компании, занять его досуг.

Нельзя не замечать ежедневного настроения ребенка, неожиданных поворотов в его поведении. Ведь бывает так, что ребенок раскаялся в дурном поступке, он стремится доказать свои добрые намерения, а мы все со старой меркой подходим к его поведению не верим в его искренность, не доверяем ему. Что может из этого? Ребенок совсем перестает верить в справедливость взрослых и уже совершенно осознанно грубит учителю, мешает классу заниматься, он назло взрослым ломает пособие, разбивает стекло, подставляет ножку любимчикам учительницы. И уж теперь требуется куда больше усилий и времени, чтобы исправить создавшееся положение.

Бывает, к сожалению, и так, что ребенок страдает каким-либо недугом или имеет какой-то физический недостаток. Он, как правило, застенчив, даже робок, но, пытаясь прикрыть свою застенчивость, держится развязно, иногда даже вызывающе. И если учитель сразу, с первых дней пребывания ребенка в коллективе, не поддержит его, не поможет ему найти друзей, не подскажет верный тон, впоследствии ребенком будет очень трудно работать.

Путей работы с трудными детьми в начальной школе немало. Прежде всего, это предельная чуткость, исключительная индивидуальность подхода в каждом случае к ребенку со стороны учителя. Выяснив причину, породившую трудность характера, учитель намечает методы работы. Здесь имеет место и метод убеждения, и метод воспитания на положительных примерах, и поощрение, и наказание. Важно выбрать в каждом индивидуальном случае нужный, наиболее правильный метод воспитания, а чаще всего и не один, а в тесном взаимодействии несколько методов. И опять-таки один учитель, без поддержки семьи, родительского актива, детского коллектива, вряд ли чего сумеет достигнуть.

Применяя тот или иной метод, мы должны во всем соблюдать меру. Как бы ни полезен был метод убеждения, но, если сегодня ребенка убеждают, завтра опять длинно убеждают, он привыкает к подобным «нотациям» и уже никак не реагирует на них. Достаточно вспомнить указание великого физиолога академика И. Павлова: когда однообразные раздражения длительно попадают на одни и те же клетки больших полушарий головного мозга, эти клетки перестают на них реагировать.

А есть категория детей, очень отзывчивых на похвалу, на доброе слово. Я считаю, что учитель не должен скупиться на поощрения. Пусть очень маленький сдвиг в лучшую сторону, пусть почти незаметный, но, если ребенок приложил усилия, хотел исправиться, его надо! поддержать, подбодрить похвалой. В следующий раз он будет стараться еще больше. Важно здесь, как и во всем, все-таки знать меру и не перехвалить его. Иначе он настолько привыкнет к похвале, что и замечать ее перестанет. В равной мере это положение относится и к наказанию. Применение мер воздействия должно сочетаться со справедливым отношением к ребенку. Как часто и родители, да и учителя порой наказывают ребенка сгоряча, не разобравшись как следует в обстоятельствах его проступка. А тем не менее следует прежде всего помнить, что наказание - неприятность и оно достигает цели своей лишь при условии, что наказанный считает его правильным, справедливым. В противном случае наказание не исправляет, а лишь озлобляет ребенка. Как наказать - тоже имеет немаловажное значение. Здесь необходим большой такт, ведь порой взрослый человек, наказывая маленького, испытывает какую-то непонятную радость. А ребенок это отлично видит, чувствует. Он наперекор воле воспитателя упрямо будет держать себя вызывающе, поступать назло тому, кто его наказал.

Ребенок, трудный или нетрудный, живет не обособленно, он находится в детском коллективе. И от того, насколько спаян, в хорошем смысле этого слова, коллектив, зависит очень многое. Ведь только первые два-три месяца школьной жизни ребята представляют собой группу первоклассников, а потом в классе создается коллектив, и уже не только учитель, а и сами ребята могут выступать в роли воспитателей трудных детей. Не только на хорошо известных примерах из опыта А. С. Макаренко, но и из опыта работы многих школ наших дней мы знаем, что там, где крепкий детский коллектив, как правило, нет трудных учеников. Вот поэтому задачей самой главной и самой первой у учителя, взявшего класс, является создание перестанет. В равной мере это положение относится и к наказанию. Применение мер воздействия должно сочетаться со справедливым отношением к ребенку. Как часто и родители, да и учителя порой наказывают ребенка сгоряча, не разобравшись как следует в обстоятельствах его проступка. А тем не менее следует прежде всего помнить, что наказание - неприятность и оно достигает цели своей лишь при условии, что наказанный считает его правильным, справедливым. В противном случае наказание не исправляет, а лишь озлобляет ребенка. Как наказать - тоже имеет немаловажное значение. Здесь необходим большой такт, ведь порой взрослый человек, наказывая маленького, испытывает какую-то непонятную радость. А ребенок это отлично видит, чувствует. Он наперекор воле воспитателя упрямо будет держать себя вызывающе, поступать назло тому, кто его наказал.

Ребенок, трудный или нетрудный, живет не обособленно, он находится в детском коллективе. И от того, насколько спаян, в хорошем смысле этого слова, коллектив, зависит очень многое. Ведь только первые два-три месяца школьной жизни ребята представляют собой группу первоклассников, а потом в классе создается коллектив, и уже не только учитель, а и сами ребята могут выступать в роли воспитателей трудных детей. Не только на хорошо известных примерах из опыта А. С. Макаренко, но и из опыта работы многих школ наших дней мы знаем, что там, где крепкий детский коллектив, как правило, нет трудных учеников. Вот поэтому задачей самой главной и самой первой у учителя, взявшего класс, является создание целеустремленного, крепкого здорового коллектива. Будет такой коллектив создан - никакие «крепкие орешки» не страшны! Научившись подчинять свои непосредственные влечения интересам близких ему людей, ребенок уже с большой охотой и большой легкостью усваивает правила поведения в коллективе. Конечно, до вполне сознательной дисциплины еще далеко, так как ему еще многое надо понять, подняться до уровня активного члена коллектива, но и это уже значит многое.



© 2010-2022