Музейный урок по изобразительному искусству

Урок изобразительного искусства в 5 классе с использованием экспонатов школьного краеведческогоуголка по теме: Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки. Цели: 1. Прививать  интерес,  любовь, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций своего народа.  2. Развивать творческую активность, трудолюбие, а также умение  использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели  прялки. 3. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Оборудование: Для учителя: - интерактивная доска, проектор. - изображения русских  прялок.  - художественные материалы. - музыкальный ряд: русские народные песни. - таблицы с элементами традиционного народного орнамента.  - музейные экспонаты: деревянная  прялка, веретено, гребни. - шаблоны, наклеенные на листы бумаги. Для учащихся: - альбомы, простые карандаши, ластики, фломастеры, акварель, гуашь, кисти, палитры, баночки для воды. ение эскиза декоративного украшения русской народной прялки.  
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тивелева Т.В.

Урок изобразительного искусства в 5 классе с использованием экспонатов школьного краеведческого уголка

Тема: Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки.

Цели:

1. Прививать интерес, любовь, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций своего народа.

2. Развивать творческую активность, трудолюбие, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

3. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Оборудование:

Для учителя:

- интерактивная доска, проектор.

- изображения русских прялок.

- художественные материалы.

- музыкальный ряд: русские народные песни.

- таблицы с элементами традиционного народного орнамента.

- музейные экспонаты: деревянная прялка, веретено, гребни.

- шаблоны, наклеенные на листы бумаги.

Для учащихся:

- альбомы, простые карандаши, ластики, фломастеры, акварель, гуашь, кисти, палитры, баночки для воды.

В углу класса перед уроком изображается элемент комнаты с рушниками, пряхой и др. музейными экспонатами.

План урока

  1. Организационный урок

  2. Сообщение темы урока, организационный момент.

  3. Вступительная беседа о быте нашего народа, о росписи русской прялки

  4. Объяснение учебного задания. Выбор сюжета.

  5. Самостоятельная работа учащихся - выполнение линейного рисунка эскиза сюжетной росписи.

  6. Итог урока. Выставка работ.

Ход урока

  1. Организационный момент урока

Звучит русская народная песня «Пряха» на интерактивной доске появляется изображение русской женщины за прялкой. (Приложение 1)

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, посмотрите на доску и представьте, что вы находитесь в этой комнате. Какова может быть ее обстановка? О чем задумалась пряха?

3. Вступительная беседа.

Сколько дум передумано, в какие дальние дали улетели мысли девичьи да женские за работой на прялке! Сколько песен и сказок родилось под шум прялок и свист метели за окном, сколько открылось родничков чистейшей народной поэзии.

Подарил мне батюшка

Чудо - веретёнышко,

Серебряное донышко.

Нитка белая бежит,

Веретёнышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка,

Дорогая мне игрушка.

Мне и весело и жарко,

Я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу

И тихонечко пою.

Пряли в русской деревне все женщины. (Приложение 2). Учились прясть еще детьми - лет с 8-9, а потом с прялкой уже не расставались всю жизнь. Девушке нужно было напрясть и наткать холстов себе в приданое, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обновку. А женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядет, да без рубахи не ходит, а баба и прядет, да не по две носит».

Ой, да кудели - куделицы,

Собирались красны девицы,

На посиделки собирались,

За работу принимались.

Придут на посиделки ребяты,

Они холостые, неженаты.

Они все вокруг примечают,

Помощницу в дом выбирают.

На посиделках любили послушать сказки, разные былички, пели много песен. Но о работе не забывали: если девушка мало напрядет за вечер, мать может и не пустить в другой раз.

Женщина должна была владеть мастерством - прядение, вязание, ткачество, вышивка. О тех, кто не владел этим ремеслом, презрительно говорили «непряха», «неткаха».

Прялок в доме было несколько, у каждой женщины - своя. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Девушкам прялки часто дарили женихи; такую прялку женщина особенно берегла, а после себя завещала дочери. Прялку для дарения жених делал чаще всего сам и в ее изготовление вкладывал все свое мастерство.

Бытует несколько типов прялок, характерных для разных регионов России. Самая трудоемкая деталь пряхи - гребень (показать экспонаты краеведческого уголка). Чтобы изготовить такой гребень, нужно приложить немало усилий. Вместо гребня в некоторых прялках использовали лопатообразные лопасти, а иногда вилкообразную палку (показать экспонаты).

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. В росписях прялок встречаются бытовые сцены, элементы растительного и животного орнамента. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Дети рассматривают изображения русских прялок на доске и у себя на партах на цветных изображениях. Приложение 3, 4.

  1. Объяснение учебного задания. Выбор сюжета.

- Давайте и мы с вами учиться дарить радость людям, чтобы светлее было на душе, когда они посмотрят на ваши прялки . Вам предлагается выполнить эскиз росписи прялки (лопасти).

- Ребята, рассмотрите шаблоны у вас на столах. Выберите свой сюжет росписи. Это может быть Городецкая роспись, мы с вами ее уже изображали. (Приложение 5). Можно построить рисунок, показав резьбу по дереву. В этом варианте можно хорошо использовать условные знаки - символы. Посмотрите, они есть у нас на доске. Если трудно сделать такие рисунки, выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Сказочные птицы» и другие.

Работу можно выполнить в цвете акварелью или гуашью. Можно помочь себе фломастерами, подчеркнув мелкие детали или линии.

Обратите внимание учащихся на сюжеты, представленные на доске «Птицы и кони» (указать на рисунки на доске и стенде).

  1. Самостоятельная работа учащихся - выполнение линейного рисунка эскиза сюжетной росписи.

6. Подведение итогов урока. Оформление выставки работ на доске.

- Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека - прялкой. Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.


© 2010-2022