- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Музейный урок по изобразительному искусству
Музейный урок по изобразительному искусству
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тивелева Т.В. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тивелева Т.В.
Урок изобразительного искусства в 5 классе с использованием экспонатов школьного краеведческого уголка
Тема: Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки.
Цели:
1. Прививать интерес, любовь, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций своего народа.
2. Развивать творческую активность, трудолюбие, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
3. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Оборудование:
Для учителя:
- интерактивная доска, проектор.
- изображения русских прялок.
- художественные материалы.
- музыкальный ряд: русские народные песни.
- таблицы с элементами традиционного народного орнамента.
- музейные экспонаты: деревянная прялка, веретено, гребни.
- шаблоны, наклеенные на листы бумаги.
Для учащихся:
- альбомы, простые карандаши, ластики, фломастеры, акварель, гуашь, кисти, палитры, баночки для воды.
В углу класса перед уроком изображается элемент комнаты с рушниками, пряхой и др. музейными экспонатами.
План урока
-
Организационный урок
-
Сообщение темы урока, организационный момент.
-
Вступительная беседа о быте нашего народа, о росписи русской прялки
-
Объяснение учебного задания. Выбор сюжета.
-
Самостоятельная работа учащихся - выполнение линейного рисунка эскиза сюжетной росписи.
-
Итог урока. Выставка работ.
Ход урока
-
Организационный момент урока
Звучит русская народная песня «Пряха» на интерактивной доске появляется изображение русской женщины за прялкой. (Приложение 1)
2. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, посмотрите на доску и представьте, что вы находитесь в этой комнате. Какова может быть ее обстановка? О чем задумалась пряха?
3. Вступительная беседа.
Сколько дум передумано, в какие дальние дали улетели мысли девичьи да женские за работой на прялке! Сколько песен и сказок родилось под шум прялок и свист метели за окном, сколько открылось родничков чистейшей народной поэзии.
Подарил мне батюшка
Чудо - веретёнышко,
Серебряное донышко.
Нитка белая бежит,
Веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка,
Дорогая мне игрушка.
Мне и весело и жарко,
Я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу
И тихонечко пою.
Пряли в русской деревне все женщины. (Приложение 2). Учились прясть еще детьми - лет с 8-9, а потом с прялкой уже не расставались всю жизнь. Девушке нужно было напрясть и наткать холстов себе в приданое, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обновку. А женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядет, да без рубахи не ходит, а баба и прядет, да не по две носит».
Ой, да кудели - куделицы,
Собирались красны девицы,
На посиделки собирались,
За работу принимались.
Придут на посиделки ребяты,
Они холостые, неженаты.
Они все вокруг примечают,
Помощницу в дом выбирают.
На посиделках любили послушать сказки, разные былички, пели много песен. Но о работе не забывали: если девушка мало напрядет за вечер, мать может и не пустить в другой раз.
Женщина должна была владеть мастерством - прядение, вязание, ткачество, вышивка. О тех, кто не владел этим ремеслом, презрительно говорили «непряха», «неткаха».
Прялок в доме было несколько, у каждой женщины - своя. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Девушкам прялки часто дарили женихи; такую прялку женщина особенно берегла, а после себя завещала дочери. Прялку для дарения жених делал чаще всего сам и в ее изготовление вкладывал все свое мастерство.
Бытует несколько типов прялок, характерных для разных регионов России. Самая трудоемкая деталь пряхи - гребень (показать экспонаты краеведческого уголка). Чтобы изготовить такой гребень, нужно приложить немало усилий. Вместо гребня в некоторых прялках использовали лопатообразные лопасти, а иногда вилкообразную палку (показать экспонаты).
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. В росписях прялок встречаются бытовые сцены, элементы растительного и животного орнамента. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Дети рассматривают изображения русских прялок на доске и у себя на партах на цветных изображениях. Приложение 3, 4.
-
Объяснение учебного задания. Выбор сюжета.
- Давайте и мы с вами учиться дарить радость людям, чтобы светлее было на душе, когда они посмотрят на ваши прялки . Вам предлагается выполнить эскиз росписи прялки (лопасти).
- Ребята, рассмотрите шаблоны у вас на столах. Выберите свой сюжет росписи. Это может быть Городецкая роспись, мы с вами ее уже изображали. (Приложение 5). Можно построить рисунок, показав резьбу по дереву. В этом варианте можно хорошо использовать условные знаки - символы. Посмотрите, они есть у нас на доске. Если трудно сделать такие рисунки, выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Сказочные птицы» и другие.
Работу можно выполнить в цвете акварелью или гуашью. Можно помочь себе фломастерами, подчеркнув мелкие детали или линии.
Обратите внимание учащихся на сюжеты, представленные на доске «Птицы и кони» (указать на рисунки на доске и стенде).
-
Самостоятельная работа учащихся - выполнение линейного рисунка эскиза сюжетной росписи.
6. Подведение итогов урока. Оформление выставки работ на доске.
- Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека - прялкой. Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.