Классный час «Жить в согласии с собой»

                                                                                       Классный час «Жить в согласии с собой» "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу Цели и задачи: 1. Закрепить определение термина“толерантность”, углубить понимание его значения.2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсужда... Определение слова «толерантность»на разных языках земного шара звучит по-разному. Давайте послушаем, как слово толерантностьопределяется на разных язы­ках земного шара....         язык Перевод на русский язык английский Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь французский Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов китайский Проявление великодушия в отношении других арабский Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим персидский Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению 1. Представление и знакомство. Упражнение  «Звали, зовут, будут звать...» Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произ­носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич». Для многих детей их имя и отчество,произносимые вслух, звучат непривыч­но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен­тир на будущее, на взросление. Вывод:Нам хочется, чтоб... Толерантная личность Интолерантная личность Уважение мнения других Непонимание Доброжелательность Игнорирование Желание что-либо делать вместе Эгоизм Понимание и принятие Нетерпимость Чуткость, любознательность Выражение пренебрежения Снисходительность Раздражительность Доверие, гуманизм Равнодушие   Цинизм   Немотивированная агрессивность Вывод (формулируется вместе с детьми) Интолерантный человек - характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорт­ности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов,традиций и обычаев. Толерантный человек- это человек, хорошо знающего себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающий других людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелател...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Жить в согласии с собой»

"Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди."

(Б. Шоу

Цели и задачи:

1. Закрепить определение термина"толерантность", углубить понимание его значения.2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; 3. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей. 4. Сформировать представление о толерантном отношении.

Основные понятия: толерантность, интолерантность, терпение.

План: 1.Введениетемы, актуализация вопроса. 2 Разминка и деление класса по группам

3. Обсуждение групповых работ.

4. Подведение итогов.

5. Рефлексия.

Ход классного часа

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном,и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII)оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом,наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы учащихся).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способ­ность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. Давайте послушаем, как слово толерантностьопределяется на разных язы­ках земного шара....


язык

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произ­носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество,произносимые вслух, звучат непривыч­но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен­тир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст­вовать их настроение, стараться никого не обижать.

2. Разминка на внимание. «Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».

Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз,затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча,подсказывать нельзя.

После разминки просим ответить на вопрос,что помогало и что мешало вы­полнить ее быстро и правильно?

Набирает обороты третье тысячелетие.Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм ассоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло­дежных организаций радикального толка,вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Давайте ребята послушаем внимательно отрывок, а потом ответим на вопросы:

3.Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

-Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

-Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

-Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

-Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует,пьянствует. Зачем ему помогать?

-Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

-Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда,- он попытался увести ее.

-Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее.Она решительно одернула руку.

-Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

-Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

-Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

-Спасибо, леди, спасибо...

-Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

-Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

-Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У васоткрытый перелом, - проговорила она. -Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, -она быстро пошла к телефонному автомату.

-Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась.- Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантн4.РАБОТА ПО ГРУППАМ

Принцип выбора цвета. Сейчас мы разделимся на 2 группы. На столе разложены листы бумаги с красным и синим цветом. Каждый из вас берет понравившийся вам листочек бумаги. Кто выбрал листочек с синим цветом -описывает черты, присущие толерантной личности, выбравшие красный цвет - интолерантной личности. Затем мы все ваши ответы заполним в таблицу.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность

Вывод (формулируется вместе с детьми)

Интолерантный человек - характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорт­ности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов,традиций и обычаев.

Толерантный человек - это человек, хорошо знающего себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающий других людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.

5.Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*любовь;

*прощение;

*терпение.

И в конце листа: сто раз любовь,сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Как вы думаете, ребята, прав был старик?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

6.Составить с учащимися правила толерантного общения.

Например:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

7.Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать,чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ»,узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне то­лерантности».

8. Заключительное действие - «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кла­дут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

Звучит тихая музыка.Заключительное слово преподавателя:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Список использованной литературы:

1. Семина Л.И. Учимся диалогу.Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

4."Волшебный кристалл"(игры на развитие толерантности) Издательский дом "Первое сентября" № 39 2002 г.

5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. - Образование в современной школе. - 2003. - № 7.



© 2010-2022