Рабочая программа Изобразительное искусство и художественный труд

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

«Изобразительное искусство и художественный труд»

6 класс

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

УЧЕБНИК: Неменская Л. А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010;

Структура документа

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  • Учебным планом МБОУ СОШ №11 на 2012-2013 учебный год.

  • Перечнем учебников, утвержденных на 2012-2013 учебный год и учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Неменский Б. М. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2010;

Общая характеристика учебного предмета

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стрежень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно - образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим изобразительное искусство и художественный труд. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков

Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: проблемно-поисковое, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядно-образные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые индивидуальные карточки, схемы-опоры, памятки, тесты, демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством родного края, различные виды творчества, содержание которых отражает краеведческую направленность. В программу включены варианты тем с учетом регионального компонента (6-й год обучения - 8 тем)


  1. Изобразительное искусство, его виды и жанры (14 часов)

  1. Вводное: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». Беседа.

  2. Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Беседа: «Реальность и фантазия в творческой деятельности художника».

  3. Человек и предметная среда. Особенности натюрморта. Практическая работа: «Натюрморт».

  4. Использование языка живописи в творческой работе. Практическая работа: «Натюрморт».

  5. Выполнение учебной работы в жанре портрета. Практическая работа: «Изображение головы человека в пространстве» . Наброски.

  6. Графический портретный рисунок. Сатирические образы. Практическая работа: «Карикатура, дружеский шарж».

  7. Образные возможности освещения. Силуэт. Практическая работа: «Изображение головы человека в различном освещении».

  8. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Беседа: «Жанры в изобразительном искусстве».

  9. Особенности анималистического жанра. Практическая работа: «Изображение любимого животного

  10. Выполнение творческой работы. Практическая работа: «Птицы нашего края

  11. Особенности пейзажа. Организация изображаемого пространства. Практическая работа «Выполнение творческой работы в жанре пейзажа».

  12. Выполнение творческой работы в жанре пейзажа». Практическая работа «Кремль

  13. Роль архитектуры в жизни человека и общества. Городской пейзаж. Практическая работа: «Дорога к храму».

  14. Городской пейзаж. Изображение архитектурных сооружений. Практическая работа: «Дорога к храму».


  1. Язык изобразительного искусства и художественный образ (15 часов)

  1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Художественный образ и выразительные средства графики. Композиция как ритм пятен. Практическая работа: «Изображение различных состояний в природе».

  2. Черное и белое - основа языка графики. Тон и тональные отношения. Практическая работа: «Изображение различных состояний в осенней природе».

  3. Художественный образ и выразительные средства живописи. Основы цветоведения. Практическая работа: «Фантазийные изображения сказочных царств».

  4. Цвет в произведениях живописи. Колорит, цветовой контраст, характер мазка. Практическая работа: «Изображение осеннего букета».

  5. Художественный образ и выразительные средства скульптуры. Объём, фактура, формат. Практическая работа: «Объёмные изображения животных».

  6. Понятие формы. Многообразие форм. Линейная перспектива. Практическая работа: «Построение конструкций из геометрических форм».

  7. Изображение объёма на плоскости. Освещение. Моделировка светотенью и цветом. Практическая работа: «Изображение геометрических тел с боковым освещением».

  8. Конструкция головы человека. Пропорции и пропорциональные отношения. Практическая работа: «Построение головы человека».

  9. Использование языка графики в творческой работе. Выразительность образа человека. Практическая работа: «Портрет друга».

  10. Художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет в скульптуре. Практическая работа: «Выполнение скульптурного портрета литературного героя».

  11. Художественно-выразительные средства живописи. Портрет в живописи. Практическая работа: «Выполнение эскиза женского портрета».

  12. Использование языка живописи в творческой работе. Роль цвета в портрете. Практическая работа: «Женский портрет».

  13. Построение пространства. Воздушная и линейная перспектива, плановость. Практическая работа: «Изображение уходящей вдаль аллеи».

  14. Художественно-выразительные средства живописи. Практическая работа: «Уральский пейзаж с разделением планов».

  15. Выставка работ.


  1. Тема, сюжет и содержание изобразительного искусства (5 часов)

  1. По залам Эрмитажа. Беседа: « Язык натюрморта».

  2. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. По залам крупнейших художественных музеев страны. Беседа: «Образ человека - главная тема искусства».

  3. Видеоэкскурсия по музеям страны. Беседа: «Великие портретисты прошлого».

  4. В Русском музее. Беседа: «Пейзаж - настроение. Природа и художник».

  5. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Беседа: «Архитектурный облик старинных русских городов».



Раздел III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

№ п/п

Наименование разделов и подразделов

Всего часов

Из них

Примечания

Практические (тема)

Теоретические

Видео-Экскурсии


Вводное

1


1


1.

Изобразительное искусство, его виды и жанры.

13

12

1


2.

Язык изобразительного искусства и художественный образ

15

14

1


3.

Тема, сюжет и содержание изобразительного искусства.

5


3

2

Итого:

34

26

6

2

Раздел IV. ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока


НРК

Тема урока

Кол-во часов

Разделы

1 четверть

№1



1.Вводное

«Виды изобразительного искусства и основы их

образного языка». Беседа.

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - Т



№2


Язык изобразительного искусства и

художественный образ. Художественный образ и выразительные средства графики. Композиция как ритм пятен. Практическая работа: «Изображение различных осенних состояний в природе».





1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№3

НРК

Черное и белое - основа языка графики.

Тон и тональные отношения.

Практическая работа: «Изображение различных осенних состояний в природе».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№4


Художественный образ и выразительные

средства живописи. Основы цветоведения.

Практическая работа: «Фантазийные изображения сказочных царств».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№5


Цвет в произведениях живописи.

Колорит, цветовой контраст, характер мазка.

Практическая работа: «Изображение осеннего букета».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№6

НРК

Художественный образ и выразительные

средства скульптуры. Объём, фактура, формат. Практическая работа: «Объёмные изображения животных».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№7

Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Беседа: «Реальность и фантазия в творческой

деятельности художника».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - Т

№8

Человек и предметная среда. Особенности натюрморта. Практическая работа: «Натюрморт».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№9

Использование языка живописи в творческой

работе. Практическая работа: «Натюрморт».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

2 четверть

№10

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

По залам крупнейших художественных музеев страны. Беседа: Образ человека-главная тема искусства».

1

Тема, сюжет и содержание в изобразительном

искусстве. - Т

№11

Конструкция головы человека. Пропорции и пропорциональные отношения. Практическая работа: «Построение головы человека».



1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№12

Выполнение учебной работы в жанре портрета. Практическая работа: «Изображение головы человека в пространстве». Наброски.

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№13

Использование языка графики в творческой

работе. Выразительность образа человека.

Практическая работа: «Портрет друга».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№14

Художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет в скульптуре. Практическая работа: «Выполнение скульптурного портрета литературного героя».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№15

Графический портретный рисунок. Сатирические образы. Практическая работа: «Карикатура, дружеский шарж».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№16

Образные возможности освещения. Силуэт. Практическая работа: «Изображение головы человека в различном освещении».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№17

Художественно-выразительные средства живописи. Портрет в живописи.

Практическая работа: «Выполнение эскиза женского портрета».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

3 четверть

№18

НРК

Особенности анималистического жанра.

Практическая работа: «Изображение любимого животного». «Животные на Урале».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№19

НРК

Выполнение творческой работы. Практическая работа: «Птицы нашего края».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№20


Построение пространства. Воздушная и линейная перспектива, плановость.

Практическая работа: «Изображение уходящей вдаль аллеи»

1


Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№21

В Русском музее. Беседа: «Пейзаж - настроение. Природа и художник».

1

Тема, сюжет и содержание в изобразительном

искусстве. - Т-В

№22


НРК

Особенности пейзажа. Организация изображаемого пространства. Практическая работа: «Выполнение творческой работы в жанре пейзажа. Мой город».

1


Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№23

НРК

Художественно-выразительные средства живописи. Практическая работа: «Северный пейзаж с разделением планов».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№24

НРК

Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Беседа: «Архитектурный облик старинных городов».

1

Тема, сюжет и содержание в изобразительном

искусстве. - Т

№25

Практическая работа: «Выполнение творческой работы в жанре пейзажа». «Кремль».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№26


НРК

Роль архитектуры в жизни человека и общества. Городской пейзаж. Практическая работа: «Дорога к храму».

1


Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№27


НРК

Городской пейзаж. Изображение архитектурных сооружений. Практическая работа: «Дорога к храму».

1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

4 четверть

№28

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщающий урок.

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№29

Использование языка живописи в творческой работе. Роль цвета в портрете.

Практическая работа: «Женский портрет».


1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№30

Видеоэкскурсия по музеям страны.

Беседа: Великие портретисты прошлого.

1

Тема, сюжет и содержание в изобразительном

искусстве. - Т-В

№31

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Практическая работа Зарисовки по жанрам в изобразительном искусстве.



1

Изобразительное

искусство, его виды и жанры. - П

№32

По залам Эрмитажа.

Беседа: « Язык натюрморта».

1

Тема, сюжет и содержание в изобразительном

искусстве. - Т

№33

Понятие формы. Многообразие форм.

Линейная перспектива. Практическая работа: «Построение конструкций из геометрических форм».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

№34

Изображение объёма на плоскости.

Освещение. Моделировка светотенью и цветом. Практическая работа: «Изображение геометрических тел с боковым освещением».

1

Язык изобразительного

искусства и художественный

образ. - П

В ПРИМЕЧАНИИ:

П - практическое занятие

Т - теоретическое занятие









Раздел V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 6 КЛАССА


  • Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.


  • Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.



Раздел VI. КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

• Викторины

• Кроссворды

• Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

• Тестирование

Контрольно измерительные материалы

По теме: Цвет. Основы цветоведения.

1. Назовите основные цвета.

(Красный, желтый, синий.)

2. Какие цвета называются составными? Как получить оранжевый (составной) цвет?

(Желтый+красный.)

3. Закончите пары дополнительных цветов.

Красный

Желтый

Оранжевый

(Зеленый, фиолетовый, синий.)

4. На какие две группы делятся цвета?

(Теплые и холодные.)

5. Вставь пропущенные слова.

1. Цветовой тон, насыщенность и ... - основные свойства цвета. (Светлота.)

2.... - это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов. (Колорит.)

6. Как получить разные оттенки одного цвета? (Смешением с разным количеством белого или черного.)

По теме: Виды изобразительных, пластических искусств

1. Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?

Скульптура Дизайн

Живопись

Графика

2. Исключи лишнее. Объясни свой выбор.

Скульптура Дизайн

Опера

Графика Архитектура Живопись

Декоративно-прикладное искусство Театр (Виды пластических искусств.)

3. Что Микеланджело называл «первым из искусств» и «искусством убавления лишнего»?

(Скульптуру.)

4. Какие из перечисленных средств изображения не относятся к графике?

Линия

Цвет

Штрих

5. Назовите виды станковой графики. (Рисунок, эстамп.)

6. Назовите виды скульптуры. (Круглая и рельеф.)

7. В таблице представлены виды (по назначению) графики, скульптуры, живописи. Но слова первой строки расставлены неверно. Исправь ошибку.

Графика

Скульптура

Живопись

Станковая

Станковая

Станковая

Монументальная

Книжная

Монументальная

Декоративная

Прикладная

Декоративная

Плакат

Садово-парковая

8. Сгруппируй материалы: глина, уголь, пастель, мрамор, металл, карандаш, гипс, гранит, сангина.

Материалы скульптуры:..

Графические материалы:...


По теме: Жанры изобразительного искусства


1. Как называется художник, изображающий животных?

Баталист

Анималист

Пейзажист

2. Вставь пропущенное слово.

Портрет, пейзаж, натюрморт - это ... изобразительного искусства. (Жанры.)

3. Продолжи определение. Натюрморт-это... (Изображение предметного мира.)

4. Как называется портрет в русском искусстве, выполненный с использованием иконописных приемов? (Парсуна.)

5. Как называется юмористическое изображение, в котором с соблюдением сходства карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека? (Шарж.)

6. К какому жанру относится данная классификация: парадный и камерный? (Портрет.)

7. Художники какой страны первыми стали изображать природу? Эти пейзажи они писали тушью на шелковых свитках. (Китай.)

8. Назовите жанр, к которому относится эта классификация. Городской, сельский, марина. (Пейзаж.)

По теме: Художники и их произведения


  1. Соотнеси названия произведений натюрмортного жанра с их авторами.

1. «Скрипка»

К.С. Петров-Водкин

И.Э. Грабарь

И.И. Машков

2. «Неприбранный стол»

3. «Утренний натюрморт»

4. «Синие сливы»

2. Сгруппируйте имена художников: Ф.А.Васильев, О.Кипренский, А.К.Саврасов, В.А.Тропинин, А.И.Куинджи, В.Л.Боровиковский.

Художники-пейзажисты:..

Художники-портретисты:...

3. Назови имя художника.

Один из крупнейших русских художников (1865-1911). Ученик И.Е.Репина, друг М.Горького. Уже в детстве проявил необыкновенные способности к рисованию. Ему было 22 года, когда он написал свою известную картину «Девочка с персиками». Большую известность принесли ему портреты. (В.А.Серов.)

4. Кто был первым из русских художников, чей автопортрет вошел в знаменитую коллекцию автопортретов в галерее «Уффици» во Флоренции? (О.Кипренский.)

5. Назовите направление в изобразительном искусстве, которое произошло от французского слова «впечатление». (Импрессионизм.)

6. Соотнесите названия картин с их авторами.

1. «Вечерний звон»

И.И.Левитан

2. «Весна. Большая вода»

3. «Дубовая роща»

4. «Над вечным покоем»

И.И.Шишкин

5. «Рожь»

6. «Осенний день. Сокольники»

7. Назовите имя художника.

Рабочая программа Изобразительное искусство и художественный труд

Его картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала название целому художественному на­правлению - «импрессионизм». Он жил во Франции (1840-1926). Писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать непрерывное изменение освещения. Краски и формы в его картинах как бы вибрируют, почти растворяются.

В Эрмитаже хранятся его работы «Берег реки», «Поле маков» и другие. (К.Моне.)


  1. Как вы считаете, чем является природа для художника?


  1. Наш соотечественник, художник-маринист, за свои восхитительные картины получил право на ношение адмиральского мундира и стал почетным гражданином Феодосии. Кто он? (И.К.Айвазовский.)

10. Назови автора и произведение по описанию.

Высокая полная луна торжественно проплывает в бездонной глубине ею же освещенного неба. Зеленоватая лента тихой реки искрится и трепещет, словно подернутая фосфоресцирующей рябью. Все полно поэтического очарования: и темный передний берег реки, и мазанки на нем с мерцающими в окнах огоньками, и одинокая мельница, черный силуэт которой отчетливо вырисовывается над от­ливающей зеленым блеском днепровской гладью. (А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».)

11. Самый известный скульптор эпохи Возрождения. (Микеланджело Буонарроти.)


По теме: Средства художественной выразительности


1. Вставьте пропущенное слово.

... - это построение (расположение и соподчинение частей) художественного произведения в соответствии с замыслом художника. (Композиция.)

2. Назовите средства передачи объема предмета на плоскости.

(Перспектива, светотень.)

  1. Что такое блик?

  2. Что помогает художнику передать пространство на плоскости изображения?

(Знание правил линейной и воздушной перспективы.)

5. Назовите основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве.
(Линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива, композиция.)

6. Филворд. Найди в сетке загаданные слова.

Рабочая программа Изобразительное искусство и художественный труд

(Живопись, графика, портрет, перспектива, колорит, тон, образ, штрих, пятно, пейзаж.)

Контрольное тестирование

«Основы изобразительного языка».

1 вариант

Часть А

1 Цвет - это язык -

А архитектуры

Б скульптуры

В живописи

2 Цвета, которые образуются путём смешения других цветов называют -

А основные

Б контрастные

В дополнительные

3 Основные цвета это -

А цвета, которые есть в природе

Б цвета, которые нельзя получить путём смешения красок

В цвета, которые образуются путём смешения других цветов

4 Изображение человека, животных в трёхмерном пространстве называют -

А архитектура

Б скульптура

В витраж

5 Средством выразительности в рисунке является -

А линия

Б цвет

В объём

Часть Б

1 Найдите ошибки в утверждениях и запишите правильный ответ.

А Серый и белый цвета являются - контрастными.

Б Тёплыми называют цвета воды, а холодными цвета льда.

В Тёплые цвета это цвета огня, к ним относятся : желтый ,синий, красный, оранжевый, розовый, бордовый.

2 Запишите в первую колонку тёплые цвета, а во вторую холодные.

Красный, синий, зелёный, розовый, серый, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый, сиреневый, бордовый.

3 Разберите по назначению парами.

Живопись линия

Скульптура здание

Архитектура цвет

Графика объём

Часть В

Запишите с какими жанрами ИЗО вы знакомы.

Контрольное тестирование« Основы изобразительного языка».

6 класс.

2 вариант

Часть А

1 Средством выразительности в рисунке является -

А линия

Б цвет

В объём

2 Основные цвета это -

А цвета, которые есть в природе

Б цвета, которые нельзя получить путём смешения красок

В цвета, которые образуются путём смешения других цветов

3 Цвета, которые образуются путём смешения других цветов называют -

А основные

Б контрастные

В дополнительные

4 Изображение человека, животных в трёхмерном пространстве называют -

А архитектура

Б скульптура

В витраж

5 Цвет - это язык -

А архитектуры

Б скульптуры

В живописи

Часть Б

1 Разберите по назначению парами.

Живопись линия

Скульптура здание

Архитектура цвет

Графика объём

2 Запишите в первую колонку тёплые цвета, а во вторую холодные.

Красный, синий, зелёный, розовый, серый, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый, сиреневый, бордовый.

3 Найдите ошибки в утверждениях и запишите правильный ответ.

А Серый и белый цвета являются - контрастными.

Б Тёплыми называют цвета воды, а холодными цвета льда.

В Тёплые цвета это цвета огня, к ним относятся : желтый ,синий, красный, оранжевый, розовый, бордовый.

Часть В

Запишите с какими жанрами ИЗО вы знакомы.

Контрольное тестирование по теме: « Виды и жанры ИЗО».

1 вариант

Часть А

1 Разновидностями портрета могут быть -

А классный

Б погрудный

В коллективный

2 К жанрам ИЗО относятся -

А портрет

Б натюрморт

В скульптура.

3 Разновидностями какого жанра живописи могут называться : городской, морской, сельский, индустриальный.

А портрет

Б натюрморт

В пейзаж

4 Назовите вид искусства произведения которого могут быть - миниатюрами, монументами.

А живопись

Б скульптура

В архитектура

5 Искусством строительства и декорирования зданий является -

А скульптура

Б архитектура

В дизайн

Часть Б

1 Перечисли художников писавших в жанре -

А портрет

Б пейзаж

В натюрморт

2 Закончи предложение -

Композиция из цветных стёкол называется - ………….

Изображение человека, группы людей называется -……………..

Изображение неодушевлённых предметов, собранных художником в композицию называют -………….

Часть С

1 Выберите нужные слова для каждого вида ИЗО.

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

Линия, пятно, колорит, точка, гипс, колорит, чертёж, долото, колонна, цвет.

2 Перечисли виды -

А портрета

Б пейзажа

В натюрморта

Раздел VII. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

1. ЛИТЕРАТУРА:

1.1. Учебно-методическое обеспечение


  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Л.А.Неменская «Искусство в жизни человека» 6 класс Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ Москва «Просвещение» 2009

а) основная литература:

  • Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. - 144 с.

  • Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - Волгоград: Учитель, 2008. -286 с.

  • Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

  • Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. - 64 с.

  • Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

  • Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. - М.: Аквариум, 1998. - 54 с.

  • Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.

  • Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.

  • Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 136 с.

б) дополнительная литература для учителя

  • Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с.

  • Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с.

  • Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

  • Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с.

  • Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с.

  • Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 234 с.

  • Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

  • Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

  • Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с.

  • Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

  • Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

  • Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1998. Под ред. Т. Я. Шпикаловой.

  • Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  • Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

  • Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

  • Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

  • Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с.

  • Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с.

  • Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. - Киев, Рад. шк., 1989. - 75 с.

  • Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.

Документы


  • п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «Об образовании».

  • Концепция «Модель школы - 2020г.»

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы.

  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Экран

  • Музыкальный центр

  • Компьютер

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома

  • Гжель

  • Урало-сибирская роспись

  • Полхов-Майдан

  • Мезенская роспись

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Введение в цветоведение.

  • Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования (2 набора)

  • Коллекция насекомых для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  • Дымковские игрушки

  • Гжель

  • Слайды картин В. Васнецова

  • Слайды иллюстраций И. Билибина

  • Слайды картин отечественных художников

  • Западно-европейское искусство нового времени

  • Русское искусство 18 века. Архитектура

  • Изобразительное искусство начала 20 века

  • Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее

  • Старинные русские работы из бисера

  • Хохлома - древнее и вечно живое

  • Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа

  • Исаакиевский собор

  • Павловский дворец

  • Фактура в природе и в народном искусстве

  • Мир животных в изобразительном искусстве

  • Русское искусство 18 века. Скульптура

Видеоматериалы

  • Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»

  • Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

  • Используются видеоматериалы из личного фонда (по необходимости)

Развивающие и обучающие программы по изодеятельности на электронных носителях

  • Гжель

  • Жостово

  • Городец

  • Лаковая миниатюра

  • Шедевры Русской Живописи

  • Фактура. Форма. Весёлая каллиграфия

  • Древний мир. Иллюстративный материал по курсу МХК

  • Волшебные превращения

  • Азбука Искусства

  • Учимся рисовать

  • Весёлая геометрия

  • Тематические презентации, выполненные учителем и учащимися


© 2010-2022