Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

«КОЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г. КОЗЛОВКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



направление: общекультурное


«Волшебная палитра»


для детей младшего школьного возраста

(6,5-7 лет)


Срок реализации: 1 год



Составила: Дмитриева О.Н.

учитель изобразительного искусства



Козловка -2015

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения.

За основу рабочей программы взята авторская программа «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.

Внеурочная работа по изобразительному искусству - органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ. Данная программа внеурочной деятельности предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной

Целью учебной программы является - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением поставленных образовательных задач:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;

  • обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

  • развитие нравственных чувств

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности;

  • совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

Основными принципами образовательного процесса в рамках данной образовательной программы являются:

  • Принцип преемственности (содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыков, полученных на более ранних этапах)

  • Принцип практической направленности (умение применять полученные ЗУН в другие сферы, осознание ребёнком того, что это ему всё пригодится)

  • Принцип доступности (процесс усвоения знаний, умений и навыков учитывает возрастные особенности обучающихся)

  • Принцип сотрудничества (ребёнок всегда может обратиться за помощью к педагогу, педагог -его друг и старший помощник)

  • Принцип гуманно- личностного подхода к каждому ребёнку (поддержка личности, уважения и любви к ребёнку, веру в его творческие силы)

  • Принцип опоры на личный опыт педагога.

  • Принцип комплексности обучающих, развивающих и воспитательных воздействий (это даёт гарантию на развитие творческого потенциала личности ребёнка.

Режим и форма занятий

Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Программа ориентирована на учащихся 1-х классов.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

рисование с натуры,

рисование на тему и иллюстрирование,

декоративная работа с элементами дизайна, аппликация,

беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие типы:

 приобретение новых знаний (руководитель сообщает учащимся теоретические сведения); с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем;

 занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством руководителя);

 повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;

 комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.

Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. В зависимости от особенностей темы и содержания работы предполагается сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Общая характеристика учебного курса.

Данная программа внеурочной деятельности НОО «Волшебная палитра» поможет учащимся освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга. Программа «Волшебная палитра» предназначена для детей с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Деятельность педагога направлена на достижение успеха своего воспитанника, для этого необходимо:

  • Мотивация ребёнка на освоение нового и интересного для него вида деятельности (экскурсии, выставки работ педагога и ребят)

  • Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса (показ готовых изделий и возможность их использования в повседневной жизни)

  • Определение содержания учебно-воспитательного процесса

  • Постановка воспитательных задач

  • Запланированная конкретная деятельность в учебно- воспитательном процессе

  • Использование форм и методов воспитания (похвала, поощрение, одобрение)

  • Организация и проведение учебно-воспитательных занятий. Усложнение и повышение требовательности к обучающемуся в ходе совместной деятельности, изготовления подарка родным и друзьям.

  • Организация и проведение итогового дела (выставки, открытого занятия, конкурсных работ)

  • Анализ и оценка результатов деятельности (подведение итогов, анкетирование, выдача благодарственных писем, фотографирование лучших работ и их авторов)

  • Коррекция учебно-воспитательного процесса (анализ педагогом своей собственной деятельности, корректировка учебной программы)

В процессе обучения огромное внимание уделяется практическим занятиям, на которых выполняется творческие работы.

Успех реализации программы зависит от определённых условий:

  • Высокий профессионализм педагога

  • Оснащённый кабинет

  • Методическое обеспечение и адаптация образовательной программы к особенностям обучающихся

  • Создание доброжелательной, радостной, дружеской атмосферы занятий

  • Учебный процесс:

- ¾ всего времени отводится на практическую деятельность

- объекты творчества должны быть значимы для самих обучающихся

- система усложняющихся заданий

- на занятиях предусматривается творческий и исполнительский компонент

- создание увлекательной атмосферы занятий

- знакомство с историческим наследием, народными традициями

- использование различных методов диагностики для определения уровня развития творческого потенциала личности детей.

  • - Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

  • - Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

  • - В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

  • - Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

  • - Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

  • - Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных, декоративно-прикладных;

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Способами определения результативности внеурочной деятельности являются:

  • наблюдение за работой учеников,

  • устный фронтальный опрос,

  • беседа,

  • выставки:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

  • создание портфолио (сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, также в портфолио ученика могут включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.д.)

Содержание учебного предмета .

Программа по внеурочной деятельности НОО «Волшебная палитра» включает в себя относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные между собой разделы

Раздел 1. Введение. (1 час)

Тема 1. Вводный инструктаж по техники безопасной работы. Введение в образовательную программу. (1 час)

Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Инструкции по технике безопасности


Раздел 2. Основы рисунка.

Изобразительные средства рисунка.(3 часа)


Тема 1. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. (1 час)

Обучающий компонент

Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.

Ведущие элементы изобразительной грамоты - линия, штрих, тон в рисунке.

Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Практическая часть.

- пользование рисовальными материалами;

- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;

- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;

- выполнять зарисовки и наброски.

Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.

Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.

Тема 2. «Изображать можно пятном» (1 час)

Обучающий компонент.

Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе и т.п. и постараться увидеть какие-либо изображения.

Воспитывающий компонент.

Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни.

Практическая часть.

Превратить пятно в изображение зверюшки.

Формы занятия.

Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.

Тема.3. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. (1 часа)

Обучающий компонент.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета осеннего дерева.

Воспитывающий компонент.

Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Практическая часть.

Изображение осеннего дерева с натуры.

Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.

Методическое обеспечение. альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.

Раздел 3. Основы цветоведения.

Живопись - искусство цвета.(5 часов)

Тема 1. Первичные цвета. Цветовая гамма. (1 час)

Обучающий компонент

Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.

Воспитывающий компонент.

Обогащение восприятия окружающего мира.

Практическая часть.

-Правильное обращение с художественными материалами;

-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;

-получение различных цветов и их оттенков;

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 2. Красоту нужно уметь замечать. (2 часа)

Обучающий компонент

Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.

Воспитывающий компонент.

Умение ценить то, что создано руками человека и природой.

Практическая часть.

Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной и многоцветной монотипии.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы, практическая деятельность.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Материалы: для учителя - валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей - дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.

Тема 3. Рисуем зимнее дерево тампованием (1 час)

Обучающий компонент

Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)

Воспитывающий компонент.

Проведение беседы «Здравствуй, зима!»

Практическая часть.

Изображение зимнего дерева с использованием тампона.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 4. «Узоры на крыльях» (1 час)

Обучающий компонент

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей - формы, окраски.

Воспитывающий компонент.

Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И конечно же он не увидел подлинную красоту природы.

Практическая часть.

Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Раздел 4. Изображение растительного мира.

Изображение животного мира.

(7 часов)

Тема 1. В гостях у осени. (2 часа)

Обучающий компонент

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»

Воспитывающий компонент.

Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.

Практическая часть.

Выполнение осеннего пейзажа акварелью без предварительного карандашного наброска.

Формы занятия.

Рассказ с последующей практической деятельностью.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 2. Изображение осеннего листа. (1 час)

Обучающий компонент

Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.

Воспитывающий компонент.

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. Изображение осеннего листа дерева.

Практическая часть.

Создание рисунка осеннего листа акварелью или гуашью.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Тема 3. Изображение даров осени. (1 час)

Обучающий компонент

Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.

Воспитывающий компонент.

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Изображение даров осени (яблок).

Практическая часть.

Создание композиции рисунка яблок методом пуантилизма (точками) акварелью или гуашью.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 4. Красивые рыбы. (1час)

Обучающий компонент

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Воспитывающий компонент.

Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Практическая часть.

Выполнение набросков рыб в цвете.

Формы занятия.

Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 5. Мы в цирке. (2 часа)

Обучающий компонент

Обучение простейшими средствами передавать основные события. Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания.

Воспитывающий компонент.

Воспитание любви к изобразительному искусству, к окружающему миру.

Практическая часть.

Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель).

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Раздел 5. Основы композиции.

Взаимосвязь элементов в произведении.(2 часа)


Тема 1. Узор из кругов и треугольников. (1 час)

Обучающий компонент

Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

Воспитывающий компонент.

Воспитание любви к изобразительному искусству.

Практическая часть.

Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;

Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, , пространственного положения, цвета предметов.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.

Тема 2. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» (1 час)

Обучающий компонент

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

Воспитывающий компонент.

Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, и передавать их типичные черты.

Практическая часть.

Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

Формы занятия.

Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.


Раздел 6 Основы декоративно-прикладного искусства.

Приобщение к истокам.

(6 часов)

Тема 1. Орнамент из геометрических фигур. (1 час)

Обучающий компонент

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.

Воспитывающий компонент.

Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.

Практическая часть

Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.

Формы занятия.

Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.

Тема 2. Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. (1 час)

Обучающий компонент

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к произведениям искусства.

Практическая часть.

Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 3. Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. (1 час)

Обучающий компонент

Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.

Практическая часть.

Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 4. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. «Синее чудо» Гжели. (1 час)

Обучающий компонент

Ознакомление с произведениями современных художников России. Знакомство с промыслом Гжели. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды.

Практическая часть.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам..

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 5. Городецкая роспись. (1 час)

Обучающий компонент

Художественные промыслы: Городецкая роспись. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшениях народных мастеров.

Практическая часть.

Выполнение узора декоративной росписи доски.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белый лист.

Тема 6. «Русская матрешка в весеннем уборе» (1 час)

Обучающий компонент

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.

Практическая часть.

Самостоятельное выполнение росписи наряда матрёшки по образцам.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература.


Раздел 8 Жанры изобразительного искусства:

пейзаж, портрет, натюрморт.

(4 часа)

Тема 1. Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. (1 час)

Обучающий компонент

Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям художественной литературы.

Практическая часть.

Рисование на основе наблюдений или по представлению простейшего пейзажа

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 2. Фигуры человека. (1 час)

Обучающий компонент

Первичные навыки рисования с натуры человека.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть.

Рисование с натуры.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Белая бумага, карандаш, репродукции.

Тема 3. Основы натюрморта. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей. (1 час)

Обучающий компонент

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть.

Рисование с натуры.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение.

Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.

Тема 4. Женский образ. (1 час)

Обучающий компонент

Первичные навыки рисования портрета человека.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть.

Рисование по представлению, с натуры.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Раздел 9. Тематическое рисование (5 часов)

Тема 1. Создание коллективной работы «Любимые герои новогодних сказок» (2 часа)

Обучающий компонент

Обучение умению простейшими средствами передавать сказочные персонажи сказок. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Воспитывающий компонент.

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам.

Практическая часть.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Выполнение коллективного панно.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 2. Рисование на тему «Пейзаж с радугой» (1 час)

Обучающий компонент

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.

Практическая часть.

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 3. «В сказочном снежном царстве» (1 час)

Обучающий компонент

Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Воспитывающий компонент.

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.

Практическая часть.

Передача настроения в творческой работе с помощью холодного цвета, композиции, объёма.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 4. Итоговое занятие(1 час)

Обучающий компонент

Обобщение изученного.

Воспитывающий компонент.

Воспитание любви к изобразительному искусству.

Практическая часть.

Дизайнерское оформление работ.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводная часть

1

1

0

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

3

1

2

3

Основы цветоведения. Живопись - искусство цвета.

5

1

4

4

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

7

1

6

5

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

2

1

1

6

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

6

1

5

7

Жанры изобразительного искусства: пейзаж

портрет

натюрморт

4

1

3

8

Тематическое рисование.

5

0

5

Итого:

33


Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Отметка о выполнении

1

Вводный инструктаж по технике безопасной работы. Введение в образовательную программу

Перечисляют основные правила по организации места занятий, руководствуются этими правилами во время организации самостоятельных занятий. Соблюдают правила техники безопасности во время самостоятельных занятий.

2

Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.

Знакомятся с правилами, законами, приёмами, графическими и живописными техниками, материалами, инструментами необходимыми для работы.

3

Первичные цвета. Цветовая гамма

Знакомятся с основами цветоведения, материалами, инструментами, техниками акварельной живописи и гуашевыми красками. Учатся различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах. Правильное обращаются с художественными материалами;

-осваивают различные приемы работы акварелью, гуашью;

-получают различные цвета и их оттенки

4

Изображение осеннего листа

Наблюдают за природой, учатся видеть красоту в природе, в ее элементах. Создают рисунок осеннего листа акварелью или гуашью.

5

Изображение даров осени

Наблюдают за природой, учатся видеть красоту в природе, в ее элементах. Создание композиции рисунка яблок методом пуантилизма (точками) акварелью или гуашью

6

Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображение осеннего дерева

Знакомятся с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Передают в своих самостоятельных работах формы, очертания и цвета осеннего дерева

7

В гостях у осени

Передают настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомятся с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень», учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Выполнение осеннего пейзажа акварелью без предварительного карандашного наброска

8

В гостях у осени

Продолжают работать над осенним пейзажем акварелью без предварительного карандашного наброска

9

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись

Осваивают основы декоративно-прикладного искусства. Знакомятся с произведениями народных художественных промыслов в России.

Самостоятельно выполняют узоры Хохломской росписи.

10

В сказочном снежном царстве

Обучаются умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Передают настроение в творческой работе с помощью холодного цвета, композиции.

11

Рисуем зимнее дерево тампованием

Беседуют на тему «Здравствуй, зима!». Создают творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть).

Изображение зимнего дерева с использованием тампона.

12

Изображать можно пятном

Пользуются рисовальными материалами, присматриваются к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе и т.п.,- и стараются увидеть какие-либо изображения. Превращают пятно в изображение зверюшки.

13

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. «Синее чудо» Гжели

Знакомятся с произведениями ДПИ художников России,с промыслом Гжели. Рисуют узоры и декоративные элементы по образцам.

14

Мы в цирке

Обучаются простейшими средствами передавать основные события. Выполняют рисунок в карандашом.

15

Мы в цирке

Обучаются простейшими средствами передавать основные события. Выполняют рисунок в цвете (гуашь, акварель).

16

Создание коллективной работы «Любимые герои новогодних сказок»

Обучаются умению простейшими средствами передавать сказочных персонажев сказок. Работают над выразительными средствами в рисунке. Передают настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Выполняют коллективное панно.

17

Создание коллективной работы «Любимые герои новогодних сказок»

Продолжают работать над выразительными средствами в рисунке. Передают настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Завершают работу над коллективным панно.

18

Красоту нужно уметь замечать

Рассматривают различные поверхности: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Получают опыт зрительных впечатлений. Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной и многоцветной монотипии.

19

Красоту нужно уметь замечать

Рассматривают различные поверхности: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Получают опыт зрительных впечатлений. Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной и многоцветной монотипии.

20

Женский образ

Знакомятся с произведениями мирового искусства в жанре портрета, передача женского образа. Осваивают первичные навыки рисования портрета человека. Рисуют женский образ (мам, бабушка, сестра)

21

Основы натюрморта. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей

Знакомятся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Используют краски (смачивание, разведение, смешение), изменяют цвета в зависимости от освещения. Создают с натуры рисунок натюрморта.

22

Узор из кругов и треугольников

Знакомятся с основными законами композиции, выбор главного композиционного центра. Выполняют упражнение на заполнение свободного пространства на листе; совершенствуют навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цвета предметов.

23

Орнамент из геометрических фигур

Используют различные художественные техники и материалы в аппликации. Соблюдают технику безопасности при работе с ножницами. Знакомятся с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации. Выполняют орнамент из различных геометрических фигур.

24

Городецкая роспись

Знакомятся с художественным промыслом: Городецкая роспись, с элементами орнамента и его видами. Выполняют узор декоративной росписи доски.

25

Красивые рыбы

Осваивают правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Самостоятельно выбирают и применяют выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты рыб. Выполнение набросков рыб в цвете. Выполняют коллективное панно «В аквариуме»

26

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

Знакомятся с произведениями живописи русских художников, с произведениями литературы русских поэтов. Рисуют на основе наблюдений или по представлению простейшего пейзажа родного края.

27

Фигуры человека

Знакомятся с произведениями мирового искусства в жанре портрета. Осваивают первичные навыки рисования с натуры человека. Рисуют с натуры фигуру человека

28

Русская матрешка в весеннем уборе

Знакомятся с произведениями народных художественных промыслов России. Самостоятельно выполняют росписи наряда матрёшки по образцам.

29

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка

Знакомятся с произведениями современных художников ДПИ в России. Знакомятся с Дымковской игрушкой, создают узоры и декоративные элементы по образцам.

30

Узоры на крыльях

Самостоятельно выбирают и применяют выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательно выполняют работы. Изображают с натуры, по памяти и воображению бабочки.

31

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек

Закрепляют правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Наблюдают за растительным и животным миром. Ведут наблюдения в окружающем мире. Учатся анализировать, сравнивать, и передавать их типичные черты. Выполняют рисунок в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

32

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

Закрепляют знания об особенностях художественного творчества, знакомятся с произведениями мастеров живописи русского искусства. Рисуют на основе наблюдений или по представлению всенний или летний пейзаж с радугой.

33

Итоговое занятие

Обобщают изученное. Самостоятельно выполняют рисунок на свободную тему. Вместе с педагогом дизайнерски оформляют работы за год.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Оборудование для занятий в кабинете: стол учительский, столы ученические, стулья, шкафы, тумбочки для хранения инструментов, стенды для выставки рисунков, полки для выставки поделок, мольберт, школьная доска, пособия и таблицы, объяснительно-иллюстративный материал, изделия народных промыслов и современного декора, репродукции картин, натюрмортный фонд, компьютер, проектор, экран.

Художественные материалы: краски разнообразных составов (акварель, гуашь, акриловые, витражные, темперные, масляные), средства для декупажа, гипс для коллажа, восковые и масляные карандаши, клей для аппликаций, макаронные изделия и крупы для декорирования, картон, цветная бумага, ножницы, канцелярские ножи, кисти, ткани, пряжа, гербарий, бросовый материал и др.

Для проведения занятий, объяснения нового материала имеется большое количество литературы по изобразительному искусству: методические книги, подписные журналы, наглядно-дидактические пособия по народным промыслам, дидактические таблицы, тематические компьютерные презентации. Большой резерв наглядного материала составляют работы педагога и лучшие работы обучающихся прошлых лет.

© 2010-2022