Рабочая программа по МХК 10 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

27

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

(Протокол от «___»июня2015г №

Руководитель МО Гудименко Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

Тупальская Т.Ю.

«___» июня 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ

«Новогригорьевская СОШДС»

Жабкина В.С.

№ _____от «___» июня 2015г.



РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

(Протокол от «___» августа 2015г №

Руководитель МО Гудименко Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

Тупальская Т.Ю.

«___» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ

«Новогригорьевская СОШДС»

Жабкина В.С.

№ _____от «___» августа 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по мировой художественной культуре

Уровень образования (класс)___среднее общее образование____10 класс

Количество часов ____34 часа в год, 1 час в неделю_______

Уровень изучения предмета - базовый

Учитель__Борисенко Людмила Александровна_______

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования_и примерной программы «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г.



с. Новогригорьевка

2015/2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Мировая художественная культура - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие её различные виды искусств в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ).

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  3. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования».

  4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Примерная программа «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г.

  7. Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Часть 1. МХК, часть 2. РХК / Л.А.Рапацкая - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Настоящая программа по МХК адресована МБОУ «Новогригорьевская средняя общеобразовательная школа - детский сад», 10 классу обучающихся.

Вид реализуемой программы - основная общеобразовательная.

Структура документа

Рабочая программа по предмету «Искусство. МХК» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; тематический план; перечень форм и видов контроля; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика предмета

Курс мировой художественной культуры (МХК) систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.

Цель курса - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).

Проверочных контролирующих уроков - 4

1 полугодие - 2

2 полугодие - 2

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».. Изменения не внесены.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мировая художественная культура» входит в предметную область

«Искусство».

Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение одного года.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» в 10 классе (из расчета 1 учебный час в неделю).

Учебный предмет реализуется за счет часов инвариативной части.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

10 КЛАССА ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ - ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(1) Нравственные законы ислама. Коран - основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность - колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ - «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция - родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже¬ства. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.

Формы и средства контроля


Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом

Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения - умения, навыки и результатом воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Учебные

часы

Проверочные работы

1

Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока

10

1

2

Раздел II. Художественная культура Европы: Становление христианской традиции

14

2

3

Раздел III. . Духовно - нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X - XVIII вв.) -

10

1

4

Итоговое повторение

1

6

Итого:

34

4

Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.

Часы резерва последних уроков тематического плана могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года.

Критерии оценивания


Отметка

Критерии оценивания устного ответа

«5»


- обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма

программного материала;

- понимает сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,

взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделяет

главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами,

фактами;

- самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщения, выводы;

- устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и

внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой

ситуации;

- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный

материал, формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов,

теорий, делает собственные выводы;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы,

учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении

проблем на творческом уровне;

- допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

«4»


- обучающийся показывает знания всего изученного программного материала, даёт

полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

- допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного

материала;

- определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает

одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить

самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

- в основном усвоил учебный материал, подтверждает ответ конкретными примерами,

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на

основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать

внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике, соблюдать

основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать

научные термины;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- наличие неточностей в изложении материала;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения

последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях;

- связное и последовательное изложение;

- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых

явлений.

«3»


- обучающийся усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;

- выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения

понятий дал недостаточно четкие;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач

различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или

в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

- отвечает неполно на вопросы учителя;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении

текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,

допуская одну-две грубые ошибки.

«2»**

- обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений;

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в

пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению

конкретных вопросов и задач по образцу;

- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может

исправить даже при помощи учителя.

«1»

- обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

- полностью не усвоил материал.





Критерии оценивания творческих заданий

  1. Анализ-интерпретация художественного произведения.

Основные критерии:

1) правильность ответа;

2) полнота ответа;

3) точность формулировок и использование специальной терминологии;

4) развернутость суждений об искусстве;

5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.

«5»

- учащийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует

художественное произведение;

- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;

- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное;

- проявляет знания об авторе произведения искусства, указывает принадлежность к

культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению;

- использует знания об основных средствах создания художественного образа:

в музыке: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр;
в живописи: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма;
в архитектуре: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка,

масштаб;

- указывает принадлежность к жанру:

в музыке: по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу

исполнения;
в живописи: к историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу,

натюрморту, интерьеру;

-указывает принадлежности к видам:

в архитектуре: объемных сооружений (общественные, жилые, промышленные),

ландшафтной (садово-парковая, малых форм), градостроительной;




в скульптуре: монументальной, монументально-декоративной, станковой;

- при анализе произведения музыки, указывает принадлежность к музыкальной форме:

одно-, двух- и трехчастная, вариация, рондо, цикл;

- при анализе произведений архитектуры: связь между внешним и внутренним обликом

архитектурного сооружения, как оно вписывается в окружающую среду, использование

других видов искусства в оформлении его архитектурного облика;

- при анализе произведения скульптуры: использование материалов и техника их

обработки лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание

из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла).

- высказывает личные впечатления от произведений искусства.

«4»


- обучающийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует

художественное произведение;

- правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с

незначительными погрешностями, допускает отдельные неточности;

- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;

- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное.

«3»


- обучающийся невнимательно воспринимает художественное произведение, отвлекается,

не выражает особых эмоций;

- ответ неполный, ограничивается заученными примерами;

- значение терминов используется не всегда верно;

- поставленные задачи выполнены частично, средства выразительности раскрыты

недостаточно;

- допускаются фактические ошибки.

«2»**


- обучающийся не проявляет интереса в процессе восприятия художественного

произведения, часто отвлекается;

- затрудняется дать ответ;

- поставленные задачи не выполняет.

  1. Драматизация и театрализация

Основные критерии:

1) увлечённость деятельностью;

2) естественность поведения;

3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа;

4) воображение и оригинальность образных действий;

5) соответствие образных действий тексту и сюжету;

6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной

композиции игры;

7) выразительность исполнения задуманного движения.

«5»

- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации;

- естественно и выразительно исполняет творческое задание;

- быстро реагирует на смену настроения во время развития образа;

- находит оригинальное решение реализации творческого задания;

- реализует образ в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации

задуманной композиции игры;

- хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации;

- самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие,

кульминация, завершение.

«4»

- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации, но при выполнении

заданий допущены незначительные погрешности.

«3»

- обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая

особых эмоций;

- не естественно и монотонно исполняет творческое задание;


- с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа;

- с трудом реализует образ;

- затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации

задуманной композиции игры.

«2»

- обучающийся не проявляет интереса к данному виду работы, бездействует, мешает

работе коллектива.


  1. Сочинение-эссе

Основные критерии:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения)
при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с

корректным использованием или без использования искусствоведческих понятий в

контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или

собственный опыт.

«5»

- рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие

примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- грамотно применяется категория анализа;
- умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий

и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- обоснованно интерпретируется текстовая информация;

- изложение ясное и четкое;
- приводимые доказательства логичны;
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

«4»

- рассматриваемые понятия определяются недостаточно полно;
- используемые понятия соответствуют теме;
- используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий

и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- интерпретируется текстовая информация;

- изложение понятное;
- приводимые доказательства логичны;
выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- раскрыта своя точка зрения и личная оценка.

«3»

- используемые понятия недостаточно соответствуют теме;
- проблема раскрыта на бытовом уровне;

- не применяется категория анализа;
- приемы сравнения и обобщения слабо проявляются;

- изложение недостаточно ясное и четкое.

«2»

- работа не выполнена.

Информационно - техническое и материально- техническое обеспечение:

1.Компьютер.

2. Электронные презентации.

3.Учебная литература по МХК.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ



Основная литература


Учебники для общеобразовательных учреждений.

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014 г.


Дополнительная литература

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

Образовательные ресурсы сети Интернет:

countries.ru - сайт "Библиотека по культурологии", содержит культуроведческий справочник по теории и истории культуры, биографии культурологов, религиоведов и социологов, тексты по истории и культуре древних цивилизаций, античности, средних веков, Возрождения, Нового времени. Рассматриваются также вопросы, касающиеся самой науки культурологии.

ido.rudn.ru - электронный учебник по курсу "Культурология" (авт.: Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Электронный учебник по курсу "Культурология" предназначен как для оказания методической и теоретической помощи педагогам, преподающим данный предмет, так и для облегчения самостоятельной работы обучающихся, изучающих курс. В учебнике два раздела (Теория культуры и История культуры). Каждый из названных разделов может быть рассмотрен как самостоятельный и по способу изложения материала, и по характеру использования фактов, имен, концепций.

ortlib.narod.ru - страничка "Теория и история культуры в персоналиях" на сайте "Православный библиотекарь". Сведения о более чем 200 персоналиях.

artclassic.edu.ru - коллекция материалов по теме "Мировая художественная культура" на Российском общеобразовательном портале.

smallbay.ru - "Планета Small Bay" ("Малая Бухта" Авторы: Татьяна Веденеева и Валерий Власов. Красиво оформленный и хорошо иллюстрированный сайт.) Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии. Библиотека. - Разделы: Живопись (по разделам (13) - возрождение, классицизм, романтизм, экспрессионизм, живопись, фэнтези, передвижники и т.д.; и по художникам - всего 90 авторов (биография, картины); Архитектура ( 10 разделов: древний Египет, Рим, Русь, Восток, ренессанс, классицизм, модернизм и др. - шедевры и скачать статью).

museum-online.ru - "Виртуальный музей живописи" Картины художников - 52 автора (от 10 до 200 картин). Биографии художников (81).

История живописи ( направления и эпохи в истории живописи). Музеи живописи - ссылки на музеи живописи России (117) и много ссылок на

зарубежные музеи всех континентов.

hermitagemuseum.org - "Эрмитаж" История. Шедевры. Выставки, Обучение и образование и др.

museum.ru - "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" История. Коллекции и проч.

tretyakov.ru "Государственная Третьяковская галерея" История, экспозиция, выставки, образовательные программы.

rusmuseum.ru - "Государственный Русский музей" Санкт-Петербург История. Выставки. Коллекции. Реставрация.

arthit.ru "ART HIT - Галерея современной живописи" (Сюрреализм, модернизм, фэнтези, иконы, экспрессионизм и др.)

artyx.ru - Энциклопедия искусств. На сайте выложенные для чтения два тома (1956, 1961) известной энциклопедии в 6-ти томах "Всеобщая история искусств". На главной стр. представлена текстовая часть, а в разделе "Библиотека" полностью, с иллюстрациями и картами.

worldleonard.h1.ru - сайт "Мир Леонардо" Мир Леонардо да Винчи - биография, творчество, живопись.

taralex.da.ru - "Галерея русской классической живописи". Айвазовский, Брюллов, Васнецов, Врубель, Перов, Репин, Тропинин.

neofit.ru "Библейский сюжет" - электронная версия одноименной программы на телеканале "Культура". Рассказы о сюжетах и картинах. Иллюстрации хорошего качества.

nearyou.ru - сайт "Музеи Европы"

kontorakuka.ru - раздел "Лучшие музеи Европы и мира" на тур. сайте "Контора Кука". Краткие описания, изображения экспонатов, прямые ссылки.

belcanto.ru - "Belcanto.Ru - в мире оперы". Энциклопедия оперы: сюжеты, комментарии, статьи, книги; биографии певцов, дирижёров, композиторов; информация об оперных театрах, фестивалях; каталог оперных ссылок; записи в mp3. Новости оперной жизни.

classic-music.ru - "Классическая музыка.Ру" Биографии и творческие портреты композиторов, дирижеров, певцов, пианистов, скрипачей, виолончелистов и др. Интересные и малоизвестные факты из жизни великих музыкантов, афоризмы. Энциклопедия старинных и современных

инструментов, музыкальный словарь.

artcyclopedia.com - "Энциклопедия искусства". Разделы: Top 30 самых известных художников (их работы, музеи, галереи, статьи и т.п.). Статьи. Новости. Художественные музеи мира/Art Museums Worldwide (выбрать континент, страну, город, музей - всего, наверно, больше 1000). Шедевры/Masterpieces - 30 отобранных произведение, обновляются ежедневно. Раздел ссылок - ссылки на другие галереи и музеи и пр.

Лувр. Официальный сайт музея Лувр. Париж. - louvre.fr .

Метраполитен-музей. Нью-Йорк. - metmuseum.org .

Национальная галерея, Лондон. - nationalgallery.org.uk .

Музей Прадо. Мадрид - museoprado.mcu.es .

Дрезденская картинная галерея. Германия. - skd-dresden.de .

Галерея Уффици во Флоренции. Италия - polomuseale.firenze.it .

Музеи Ватикана. - christusrex.org .

Египетский музей в Турине. Италия - museoegizio.org .

Музей истории искусств, Вена. - khm.at .


Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата

план


Дата

факт

Тема урока

Содержание

Контроль знаний


1

04.09

Тема1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности(2)

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей .Пирамиды в Гизе. Наземный храм-символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона Ра в Карнаке.


2

11.09

Египетское изобразительное искусство и музыка.

Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.


3

18.09

Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)

Роль скульптурного декора. Будда Гаутама. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство

4

25.09

Храмовое зодчество Индии.

Индуисткий храм-мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.


5

02.10

Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая


6


09.10

Изобразительное искусство и музыкадьный театр Китая.

Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты. Храм Неба в Пекине.


7

16.10

Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)

Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Райский сад монастыря Бедоин в Удзи. Философский сад камней Реандзи в Киото Чайный сад.


8

2310

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.

Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований.


9

06.11

Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)

Нравственные законы ислама. Коран - основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета.


10

13.11

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.

«Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

Тестирование.


11

20.11

Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)

Афинский Акрополь, Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона.


12

27.11

Римская художественная культура.

Фреска и мозаика - основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут., Октавиан Август, Константин Великий.


13

04.12

Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2)

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь


14

11.12

Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры.


15

18.12

Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.


16

25.12

Пламенеющая готика» европейских соборов.

Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Творческая работа


17

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

18

Художественная культура Франции.

Франция - родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

19

Тема11. Художественная культура XVII : многоголосие школ и стилей

.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции.

20


Художественная культура Италии и Франции XVII в.

Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль.

21

Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы.

22

«Венская классическая школа»

Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

Выполнение разноуровневых заданий

23

Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси.

24

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

25

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София,

26

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека

27

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля

Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века

28

Храмовое искусство Московской Руси в

XVI в.

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

29

Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров

Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в.

30

Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи».

Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи».

31

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе.

32

Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование.

Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.

33

Итоговое повторение

34

Итоговый контроль

Тест





© 2010-2022