Дидактический материал о развитии филимоновского промысла

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию администрации муниципального образования Веневский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дьяконовская средняя школа»


«ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»


Викторину подготовила учитель музыки,

изобразительного искусства, технологии

МОУ «Дьяконовская СШ»

Веневский район, Тульская область

Бабурина Ольга Владимировна





2015год

1.Расскажите, где и когда появилась филимоновская игрушка.

Родословной филимоновской игрушке начинается задолго до поры, когда, примерно семь веков назад, жил горшечник Филимон и построилось село Филимоново.

На многие столетия раньше, в этих местах обитало племя вятичей. Они тоже делали из глины игрушки-свистульки. Но не для детских забав, а для исполнения магических ритуалов в честь своих Богов. В книге З.Журавлёвой «Филимонов чародей» написано, что ведовские края пришёл дед. В этих лесах очень красиво, животные, леса, звонкая речка протекает, а самое главное, в этих краях было видимо невидимо глины разных цветов. Дед, которого звали Филимон, соорудил себе избушку, начал принюхиваться и присматриваться к глине, потом взял её и начал лепить. Лепил он горшки, посуду, затем стал раздавать своё ремесло людям и уже продавал на рынке. Товар у Филимона расходился хорошо. Стали люди присматриваться, как это у Филимона получается, пробовали и сами лепить, бегали за советом, вскоре и у них неплохо получалось. Впоследствии в честь Филимона был назван край в Одоевском районе, Тульской области, расположенном вниз по реке Упе.

Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

(В. Василенко)

2. Какая легенда связана с появлением филимоновской игрушки?

Давно это было, так давно, что уж точно никто не помнит, когда именно. Шло на нашу землю жестокое воинство, орда дикая и несметная. Поняли наши предки, что не одолеть им одним вражью силу. А надо вам сказать, что юная и прекрасная дочь нашего предводителя, была без памяти влюблена в Нестора, устюжского витязя. С Великим Устюгом мы всегда, как кумовья были. Нет, конечно, бывало, что и ссорились, и друг дружке кровь пускали, но это от молоденчества, а не по злобе. Вот послала наша красавица Нестору прощальное письмо: " Так и так, друг моего сердца незабвенный, не суждено нам насладиться нашей красотой и молодостью, конец нам приходит, всей земле нашей. Прощай и не поминай лихом". Уговорил влюбленный Нестор отца своего Анфанаила войско собрать, на помощь братьям идти. И вот вышли наши войны к краю. Раздерихинского оврага поджидать вражью силу, чтобы умереть, да не сдаться. А вражья сила тут как тут, в ночь и подошла, лигами гремя, без факелов, чтобы врасплох застать. Всю ночь бились два войска, никакой стороне перевеса не было. А как только утречка наступило, как только солнышка взошло, тут, а живых кровь-то и остановилась. Не с вражьей силой дрались, не с кощеевой ордой, а со своими, с устюжским доблестным воинством. Они, оказывается, есть не ели, пить не пили - на помощь спешили потому и факелов не разожгли. И во время того смертного боя обнажилась в овраге земля, глина красная да мягкая показалось. Вдовы с выплаканными глазами, понаделали из нее свистулек, да засвистели, да решили свистеть до окончания веков, чтобы никогда своих да чужих больше не принять, чтобы кровь свою не проливать, и не губить молодую любовь. По большим праздникам собирается вятский народ на площадях, покупает наши игрушки, свистульки особенно, и весь день ходит и свистит. И такой день называется свистопляской.

Филимоновская игрушка- самая древняя в России.

Кто и когда в Филимоново сделал первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает о гонимом властями гончаре Филимоне, пришедшем в эти края во времена Ивана Грозного неизвестно откуда и давшем начало и деревне и промыслу. К ХVI веку относятся первые письменные упоминания о Филимоново. А орнамент, украшающий игрушки восходит к дохристианским формам славянского языческого культа. Тайн и вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Одна из главных тайн филимоновской игрушки - это до сих пор не расшифрованная ее символика. Что "записано" в ней? Какой смысл вложен в эти глиняные фигурки-свистульки, которые лишь кажутся примитивными, а на деле несут какую-то важную информацию?

Значимые, со смыслом, фигурки людей и животных существовали и на Руси, и в других странах давным-давно. Еще в Древнем Египте, у ацтеков, у майя, у других народов. Смысл, заключенный в них остался загадкой для современных ученых в абсолютном большинстве случаев. Из этого ряда и загадочные статуи на острове Пасхи. Что они значат? С какой целью поставлены? Тут - тайна... Из этого же загадочного ряда и филимоновская игрушка, ту же традицию она продолжает. Есть предположение, что в самой ее композиции, принципах создания "записаны" представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.

3. Назовите монастырь, к которому была приписана деревня Филимоново. В каком веке был построен данный монастырь?

В XVl веке князья Воротынские подарили деревню Филимоново Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге написано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анасов монастырь деревня Филимоново».

4. Как называется место, где добывают глину для производства филимоновской игрушки?

Уникальна и глина, из которой филимоновская игрушка изготовлена. Ее называют синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Добывается она только в окрестностях Филимонова, расположенная в оврагах, среди пластов других пород, на окраине деревни.

5. Какие глины добывают в районе деревни Филимоново? Какую используют для изготовления игрушки?

Есть такая легенда.

Вечером, когда никого поблизости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее две заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы, прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут - красная глина, куда лунные - белая.

В районе деревни Филимоново добывают красножгучую глину и масленисто-чёрную, её называют «синики». Из-за жирности и пластичности для изготовления игрушки используют «синики».

6. В какое время года заготавливали глину?

По воспоминаниям старых мастериц, заготавливливали глину по первому морозу.

7.Как приготовить глину для лепки игрушки?

Прежде чем приступить непосредственно к лепке игрушки мастеру приходилось немало потрудиться, чтобы приготовить глину нужного качества. Рылся колодец до трех метров глубиной, у самого дна колодца ведется подкоп по окружности, по бокам колодца, и выбиралась глина. Подкопы делались иногда до двух и более метров. Все это делалось только при морозе. Сверху гончару подавали ведро на веревке, тот его наполнял глиной, и ведро с глиной вытаскивали из колодца наружу. Морозец землю прихватывает и колодец не обваливается. Так испокон веков. Накопав, глину складывали в прохладное и, по возможности, в сырое место. Затем готовили небольшими партиями, необходимыми для работы. Технология примитивная и начинается она с того, что глину засыпали в деревянное или железное корыто, заливали водой денька на два-три, чтобы намокла. Потом обыкновенной штыковой лопатой раза три в день нужно было перевернуть ее, голубушку, лопаточкой похлопать - она это очень любит. И так денечка два. Потом вынимали глину на деревянный пол или специально выложенное из кирпича место, в стожок, и начинали ее топтать. Раньше мужик брал балалайку, играл «барыню» или «русского», а бабы-молодухи надевали лапти или босиком начинали топтать глину с частушками да прибаутками.

Растопчут в большой блин, посыпят мелким песочком, да чуть-чуть золой через сито по всему блину, затем снова сворачивают в стожок. И так несколько раз.

Последний блин режут лопатой вдоль и поперек на квадратики по тридцать-сорок сантиметров. Квадратики кладут один на другой, покрывают мокрой тряпкой, периодически смачивают, чтобы не высохла глина. Дальше по мере надобности берут квадратики и начинают месить глину, как тесто на лапшу, несколько раз подряд. Когда месишь, камушки из глины выбрасываешь. Глина считается готовой, когда начинает отходить от рук, делается маслянистой, тянучей, пластичной. Такие кусочки готовой глины кладут в сырую тряпочку, чтобы не засохли.

8. Какие инструменты использует мастер для лепки игрушки?

Дощечки, деревянная палочка «пичужка», стека, нож

9. Какие характерные особенности имеет пластика филимоновской игрушки?

Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает - так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.

10. Назовите приёмы лепки филимоновской игрушки.

Синика сама подсказывает метод работы с нею, приемы ручной лепки. Вязкая, однородная, как тесто, масса легко мнется, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая ее друг к другу.

Для этого используются следующие приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, налепливание, сплющивание, защипывание .

11. Сколько кусочков глины необходимо для лепки:

а) Барыни

Филимоновская «барыня» лепится целиком из одного куска глины, не считая свистульки-птички, которая располагалась в руках барыни, как правило, вместо ребёнка, да небольшого налепа на шляпке.

б) Барыни с уточкой

Все филимоновские игрушки-свистульки, значит, свисток заключен в самой уточке, она лепится отдельно. Барыня лепится целиком, не считая налепов на шляпке или фартуке.

в) Оленя

Олень лепится из двух кусков, не считая налепов в виде глаз, т.к. у всех филимоновских животных для более эмоциональной передаче образа, мастерицы делали небольшие налепы, подчёркивая глаза. Из запаса глины, который предусматривается заранее, лепят задние ноги. Отдельно лепят туловище, передние ноги, голову и рога. Готовые части соединяют друг с другом, смочив места соединения водой или жидкой глиной.

Можно слепить оленя из одного куска глины. Для этого скатывают шарик, который расплющивают до тех пор, пока не получится круглая пластинка. Пластинку сгибают пополам и соединяют края крестиком. В результате получается вытянутая пустотелая форма с двумя выступами. Из одной её части лепят свисток ( мундштук), а из другой, более вытянутой, - шею, голову, рога.

г) Наседки с тремя цыплятами

Наседка вылеплялась по принципу Оленя, из одного или двух кусков глины, цыплята соответственно количеству, каждый отдельно. Затем раскатывался пласт глины, на котором располагалось всё семейство.

12. В чём схожесть и различие Филимоновской и Дымковской глиняных игрушек?

Дымковская и Филимоновская игрушки схожи в технике изготовления, роспись наносится на белый фон, так же, обе глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно если сравнивать с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись.

13. Какие цвета используются в росписи филимоновской игрушки?

В росписи филимоновской игрушки использовали три главных цвета - малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

14. Расскажи последовательность росписи филимоновской игрушки.

После обжига начинают расписывать игрушку. Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске, и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый - получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, "жарный" (оранжевый).

Животные и птицы окрашиваются по определённой схеме: поперёк туловища и шеи наносят разноцветные полосы, голова потом окрашивается одним, чаще зелёным цветом.

В раскраске человеческих фигур- барынь и толстоногих кавалеров- меньше всего внимания уделяется лицам. Сначала, наносятся зелёные, черные или синие мазки, точки, изображающие брови и глаза, малиновый штрих, подчёркивающий рот, затем приступают к росписи наряда, это главное в игрушке, здесь мастерица показывает все свои умение.

15. Назовите символы и знаки, используемые в Филимоновской игрушке. Назовите элементы росписи.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине причудливыми полосочками желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Попадаются в узорах и очень древние мотивы - круг-солнышко, елочка, крест, звезда, розетка, которые часто встречаются и в других видах народного искусства.

Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», розетки, цветы, решётки, сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы.

Символичны были и сами глиняные изделия, так например, женская фигурка олицетворяет великую богиню "Природу". Женское начало несло знак добрых сил: Мать - кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха - вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ - продолжение рода всего живого.

Медведь - один из ведущих персонажей народных сказок - предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень - изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну.

Конь - считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды.

16. Какие краски использовали для росписи игрушки в старину и какие сейчас?

Раньше филимоновские мастерицы пользовались природными красителями: желтками куриных яиц ("желтили игрушку"), варили зеленую краску из трав и т.д.

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили "на полном яйце", и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали

использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно - ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно"- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка - ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками - желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый - получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый.

17. Чем отличается филимоновский петушок от филимоновской курочки?

Петушок и курочка самые популярные персонажи лепки свистулек. Свисток расположен у курочки, с помощью двух дырочек можно исполнить даже небольшую мелодию, или издавать приятные трели. Две фигурки петушка и курочки имеют идеальные пропорции, поэтому находятся в прекрасной гармонии друг с другом. Эта композиция - воплощение образа идеальной романтической пары, не случайно на промысле эту игрушку называли еще «Целующиеся курочки». Для детей это просто игрушка-свистулька, а для взрослых - прекрасный образ чистоты и гармонии.

18. С какого возраста начинали обучать лепке игрушки?

Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки".

19. Почему девушки из деревни Филимоново считались в округе «завидными « невестами?

С тех пор так и повелось - старшие женщины учили своих дочерей лепить игрушку. Зачастую, когда торговля на ярмарках игрушками шла хорошо, деньги, вырученные от продажи, откладывали на приданое девушкам. Так что "свистульки" (так называли девушек) были богатыми невестами. Даже замуж их отдавали за молодых людей из своей деревни, «чтобы промысел сохранить».

20. Что мастерицы называли «товарняком»?

Это небольшие игрушки-свистульки около 7-8 см, имеющие весьма устойчивую традиционную форму : коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого - отверстие для свистка, а на другом - одна, реже несколько фигурок. «Товарняк» раньше готовили тысячами, продавали оптом тряпичникам, которые разносили незатейливые сопелки по всей округе, меняя их на куриные яйца, утильную кость, тряпьё.

21. Чем расписывали филимоновскую игрушку в старину?

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно"- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка - ложится чисто и ровно.

22. Где и как проходил обжиг игрушки?

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни - Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием - итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда - появления преображенных огнем глиняных изделий.

23. Почему игрушка при обжиге иногда покрывалась глазурью?

При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие, которые и придают блеск изделию.

24. Кто автор игрушки « Любота»?

Шедевром филимоновской игрушки стала композиция «Любота» («Жених и невеста»), которую первой стала лепить мастерица А. И. Дербенева.

25. С именем какого художника связано возрождение филимоновской игрушки в 80-е годы xx века?

Истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

26.Назовите известных мастериц, работавших в промысле в 50-80-е годы xx века.

А.Ф. Масленникова, А.И. Князева, А.И. Дербенева, П.Г. Масленникова, П.П. Илюхина и Е.Г. Евдокимова, А.Г.Зайцева, А.Г.Карапова, А.И. Карпова, Е.И. Кузнецова, И. Левитина

27. Назовите современных мастеров филимоновской игрушки.

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Першин В.Б., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н.

Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края - Туле, где с упоением и радостью трудятся Марченкова М.Н., Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.






© 2010-2022