Методическая разработкаАктивные формы работы на уроках МХК

Методическая разработка "Активные формы и методы работы на уроках МХК " была разработана для выступления на городском семинаре-практикуме "Современные педагогические технологии в преподавании МХК".В работе характеризуются наиболее интересные формы урока искусства: урок-лекция,концерт,интервью, демонстрация фильма, репортаж из музея,презентация, встреча с гостем, урок -панарама.Также дается определение и значение использования на уроке художественной культуры интегрированного и бинарного урока.    
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»



«Активные формы и методы работы на уроках МХК»









Выполнила:

учитель истории,

обществознания, МХК

Ракова Н.О.





Арзамас ,2014

Ирландский поэт, писатель, философ Оскар Уальд сказал:

«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся» (слайд2)

Главной задачей учителя, работающего в области искусства(слайд3) - «влюбить» детей в искусство, которое оказывается не просто объемом информации, а источником постижения окружающего мира и самого себя, указать возможные пути познания жизни через искусство, научить детей владеть основами его языка. Определяя тип каждого из уроков, учитель может опираться на традиционную классификацию.

Но при этом надо помнить, что процесс усвоения материала в области искусства идет на эмоциональном уровне, он нуждается в яркости первоначального восприятия, а повторение и обобщение материала должно разворачиваться для ребенка в несколько иной плоскости, чтобы не стать просто проговариванием известных истин, тогда учащиеся могут осмысленно применить имеющиеся знания и получить удовлетворение от урока. Поэтому, достаточно ответственным моментом является выбор формы урока искусства. (слайд4)

Это может быть:

  • Урок-лекция

  • Урок-концерт

  • Урок-интервью

  • Урок-демонстрация фильма

  • Урок-репортаж из музея

  • Урок-презентация

  • Урок-встреча с гостем

  • Урок-панорама

Одной из наиболее успешных форм работы считается лекция(слайд 5). В чистом виде лекция активизирует репродуктивные способности, а чтобы учащиеся могли создать что-то новое, оригинальное, необходимо дополнить лекцию творческими практическими заданиями (изучая тему «Дизайн» в качестве творческого задания было предложено учащимся разработать дизайнерские проекты : автобусной остановки, телефона, школьного ранца)

- большой интерес у учеников вызывает урок - путешествие (слайд 6)(по страницам романа, по этапам жизненного пути автора, по музеям мира, по городам страны, и т.д.). Как правило, сценарий такого урока определяет именно маршрут.(Например, урок-путешествие « Москва -сердце России».)

- урок - концерт или урок - спектакль (слайд7) интересен тем, что учитель с учениками оказываются в одной роли: слушателя, зрителя, исполнителя. В подготовке обязательно должны участвовать дети, определяя сферу или тему предстоящего действа, материала, который будет привлечен. (С учениками 6 класса подготовили и провели урок-спектакль по теме: «Боги Древней Греции»)

- урок - интервью (слайд8) - как жанр может быть интересен для проведения семинаров, зачетов, обобщающих уроков. Интервьюером может выступать не только учитель по отношению к детям, но и ученик по отношению к товарищам и к учителю. ( В качестве урока повторения и закрепления материала проводился урок-интервью по теме « Вечные образы искусства. Мифология». )

- Изучая тему «Кино», невозможно обойтись без демонстрация фильмов. (слайд9)(Учащиеся с удовольствием анализируют фрагменты из фильмов, высказывают свое мнение.)

- урок - репортаж из музея (слайд10), города, страны, эпохи, дома мастера и т.д. Такой жанр хорош для вводных или углубляющих знания уроков. Репортаж опять же не обязательно может вести учитель, этим может заниматься подготовленный ученик или группа детей. (С активной группой 9 класса проводили урок -репортаж из школьного музея.)

- урок - презентация (слайд11) самая популярная, по моему мнению, форма урока искусства. Связана с подачей материала, вызывающего неоднозначное отношение у учащихся. Такой жанр с успехом можно использовать на вводном уроке. В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Как правило, презентация состоит из:

  • иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что учит школьников грамотно обрабатывать информацию)

  • практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т.д

- свой практике применяла тип урока как встреча с гостем (слайд12). В качестве гостя выступал сотрудник музея патриаршества Алексей Сергеевич Андронов , который рассказал о иконописи и символике цвета одеяний священников.

Обзорный характер содержания, рассчитанный на созерцательный тип восприятия искусства, носит урок - панорама (слайд13). Это бывает необходимым на предварительном или, наоборот, на заключительном этапе изучения темы. В качестве форм, которые могут быть использованы на уроках искусства можно назвать диалог, лекцию, семинар, зачет, турнир знатоков, круглый стол, а также их сочетание. Виды деятельности могут быть очень разнообразными. Ученики вместе с учителем могут быть и зрителями, и актерами, и режиссерами, и философами, и исследователями, и комментаторами, и рецензентами, может происходить дискуссия и дуэль, мозговая атака и коллективное генерирование идеи.(Например, организовала в 9кл. искусствоведческую викторину знатоков изобразительного искусства.)

Перечисленные выше формы работы являются далеко не единственными. Но любой из уроков может быть построен на основе интеграции. Существует много точек зрения по этому вопросу, но многие методисты указывают, что интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Бинарный урок - учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла в одном уроке.(слайд14)

Его особенности - изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. Цель любого бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. Т.е. на таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.

Интегрированный урок - учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Ведут его несколько преподавателей. (слайд 15)

Интегрированный урок предусматривает:

  • Обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к предмету;

  • Может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции, ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;

Это позволяет в большей степени проявить и самостоятельность в применении знаний, максимальном их углублении. Залогом успеха интегрированного урока является четко продуманная организация, совместная деятельность педагогов и готовность обучающихся к нестандартному восприятию темы.

Применяя в школьном обучении интеграцию знаний, реализуя её в ходе бинарных уроков, можно достичь следующих результатов(слайд16):



  • Получение глубоких и разносторонних знаний.

  • Новое осмысление событий, явлений.

  • Формирование умения переноса знаний из одной отрасли в другую.

Такие уроки развивают воображение, творческие способности.(слайд17) Но, самое важное - они помогают учащимся определиться с нравственными приоритетами, выработать правильную жизненную позицию, способствуют формированию духовно богатой личности. Мировая художественная культура - явление бесконечно разнообразное и сложное. Задача педагога: относится к искусству как к важному средству раскрытия духовного, творческого потенциала личности. Стимулировать ее всестороннее развитие.







© 2010-2022