Конспект занятия по ИЗО Тарарушки

Тарарушки — это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке, пистолеты-хлопушки др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.    Веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.   Как правило, хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими анилиновыми красками. Для этих игрушек характерны строгие, простые, округлые форм...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Тарарушки-тарарушки - очень славные игрушки.


Вид занятия: декоративная работа.

Тип урока: комбинированный.

Творческая работа: Повтор за мастером из Полховского Майдана элементов народной росписи.

Основные цели и задачи:

1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой.

2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом.

Оборудование:

Для учителя - учебные таблицы и пособия - образцы произведений народных мастеров Полховского Майдана, готовые изделия, мультимедийная презентация; гуашь, лист бумаги.

Для учеников - акварель или гуашь, кисти (разные номера), баночки для воды, палитра, тряпочка или салфетка.

Примерный ход урока:

1. « Если не лениться, то можно многого добиться».

Игра-путешествие по местам художественных народных промыслов. - Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов, вспомним народные росписи, с которыми мы с вами знакомы и попробуем побывать мастерами в росписи бытовых предметов.

-А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как вы думаете, ребята, может ли человек называть себя культурным, не зная культуры своего народа?

Мнения детей.

- Верно, ребята. « Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Народная культура многообразна, она включает в себя и народно - прикладное искусство. Все виды искусства связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Многие виды народно-прикладного искусства, впитав в себя всё лучшее созданное народом на протяжении веков, сложились в промыслы. Ни одна страна мира не может похвастаться таким разнообразием, как Россия.

- А какие промыслы знаете вы, ребята? Давайте вспомним, с какими народными росписями вы знакомы? (Просмотр слайдов).

А сейчас мы внимательно рассмотрим элементы изделий, созданные умельцами и постараемся точно определить, к какой росписи они относятся. (Работа по карточкам)

2. Показ презентации на мультимедийном проекторе.

Путешествие в веселое сказочное царство народных мастеров, где расписывали деревянные игрушки. Знакомство учащихся с цветовым контрастом Полхов -Майданской росписи.

3. Показ последовательности изображения любимых полховцами элементов на классной доске: большой розы, бутона с листиками.

4. Самостоятельная работа. Украшение учащимися игрушки в подарок по мотивам народных узоров «тарарушек».

5. Итоги: отмечаем в детских работах чистоту и яркость цветов (синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый, противопоставление друг другу по цветовому кругу). Слушаем суждения второклассников о том, кому они хотят подарить игрушки, что особенно их поразило в майданских «тарарушках».

Справочный материал: ПОЛХОВ-МАИДАНСКАЯ РОСПИСЬ

На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов - Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова после войны 1812 года, когда настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали некрашеную посуду. Несколько позже стали выжигать украшения на деревянных изделиях, а еще позднее, в начале двадцатого века, на полховомайданских работах появились яркие, пестрые краски. Как правило, мужчины делали заготовки из липы - так называемое «белье», а женщины и дети расписывали готовые изделия.

В селах Полхов-Майдан и Крутец и сегодня делают яркие расписные деревянные игрушки - тарарушки - это матрешки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

После сушки точеные изделия «крахмалят» - два-три раза обтирают их руками крахмальным клейстером. Затем металлическим пером наводят орнамент. Растительный орнамент устойчив, это так называемая роза, которая то упрощается до звездчатой розетки, то становится пышной, многолепестковой с подчеркнутой глубиной чашечки и разноцветными серединками.

Матрешки полхов-майданские тоньше и выше семеновских и сергиево-посадских (загорских). Лицо разрисовано только черной краской, туловище - огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наносится тушью, а потом заливается цветом. Роспись кистевая без прорисовки, рисуют сразу мазками, отводками, точками.

Краски яркие, анилиновые. Сначала светлый тон - желтый, которым окрашивают те места, где потом будут красный и зеленый цвета. Перекрывая желтый цвет красным, алым, получают цвет более яркий; если по желтому провести синим, то получают зеленый цвет. Роспись нарядная, веселая. Такой необычной яркости позволяют добиться четыре-пять основных цветов: желтый, алый, голубой, фиолетовый и черный. Ритмично чередуются темные и светлые тона. Фон изделия как светлый, так и цветной (черный, красный, синий).

Узор ложится на изделие, подчеркивает его форму. Ветка, опоясывая бочонок, солонку, подчеркивает округлость. Композиция изменяется при вращении изделия. Стебелек растет, закручивается, из него вырастают цветы и бутоны.

Кроме растительного узора, мастерицы любят и сюжетные композиции, пейзажи. Рисунок условный, цветы фантастические, каких нет ни в саду, ни в поле, ягоды больше дома, а яблони в полнеба. Цветы придумывают сами: какие придумают, такие и рисуют. На всех предметах цветы вроде бы одинаковые, но все же разные и расположены по-разному, но, несмотря на это, игрушки-тарарушки из села Полхов-Майдан (или, по-местному, Полх-Майдан) всегда узнаешь. Делаются и продаются игрушки с прибаутками, приговорками: «Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется», «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».


© 2010-2022