Рабочая программа по изобразительному искусству «Красота обыденного»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принято: ШМО протокол № _______

Утверждено:

приказ директора по школе № ______



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

2-4 классы

учителя изобразительного искусства

МОУ СОШ №12 им. академика В.И.Кудинова

Фарраховой Зульфиры Афнановны








Всего часов: 34 за год по каждому классу (1 час в неделю)

2011-2012

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по изобразительному искусству


Настоящий календарно - тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.

В соответствии с этим реализуется типовая программа в объёме 34 часа, по 1 уроку в неделю. Примерная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне (пр.министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.).

Цели и задачи курса:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  • Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

  • Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Специфика предмета.

Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

В итоге освоения программы учащиеся должны:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

  • развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

  • научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно, использовать художественные термины и понятия;

  • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

  • сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино)

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

3.ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Класс

Всего часов в год

Практическая часть

Экскурсии

2

34

34

-

3

34

33

1

4

34

34

-



4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативного пространственно-образного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе и окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству


5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

  • В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное приятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественной деятельности;

  • В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  • Умения видеть и воспринимать художественные культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

  • Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  • Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

  • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВО 2-ом КЛАССЕ


Название раздела

Кол-во часов

Изучаемые понятия

1.

Чем и как работают художники

8

Основные и составные цвета, палитра, оттенки, мазок, пастель, ритм, пятно, аппликация, лепка, линия, объемные формы - конус, цилиндр, художественные материалы, искусство

2.

Мы изображаем, украшаем, строим

8

Реальность, фантазия, дизайн, композиция, пропорция, торс, архитектура, конструирование (моделирование), панно

3.

О чем говорит искусство

9

Портрет, пейзаж, контраст, пропорции, символика, симметрия, фон

4.

Как говорит искусство

9

Цветовая гамма, колорит, подмалевок, контраст, цветоведение, средства выразительности - ритм линий и пятен, цвет, пропорции, панно

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2-ом КЛАССЕ

№ урока

№ в разделе

Темы разделов, темы уроков.

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Чем и как работают художники

1.

1.

Многоцветие мира и три основные краски (гуашь).

1 ч

Работа гуашью, изображение цветов на картоне зеленого цвета

2.

2.

Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь.

1 ч

Работа гуашью, изображение стихии в природе

3.

3.

Выразительные возможности других материалов - пастель и цветные мелки.

1 ч

Работа восковыми мелками и акварелью, изображение осеннего букета

4.

4.

Выразительные возможности аппликации.

1 ч

Работа с природным материалом, составление композиции из листьев

5.

5.

Выразительные возможности графических материалов.

1 ч

Работа тушью и акварелью, изображение волшебного цветка

6.

6.

Выразительность материалов для работы в объёме (пластилин, глина).

1 ч

Работа с глиной, лепка динозавров

7.

7.

Выразительные возможности бумаги.

1 ч

Работа с разными видами бумаги, изображение земли, усыпанной листьями

8.

8.

Обобщение темы четверти.

1 ч

Работа по интересам, составление выставки



Мы изображаем, украшаем, строим


9.

1.

Изображение и реальность. Птицы родного края.

Работа гуашью, изображение птиц

10.

2..

Изображение и фантазия. Сказочная птица

Аппликация из цветной бумаги, изображение сказочной птицы

11.

3.

Украшение и реальность. Паутинка.

Работа гуашью, изображение паутины в природной среде.

12.

4.

Украшение и фантазия. Кружева.

Работа белой гуашью по цветной бумаге, изображение кружевной салфетки

13.

5.

Постройка и реальность. Мой дом.

Рисование печатками, работа гуашью, фломастерами, рисование дома.

14.

6.

Постройка и фантазия. Город - коробок.

Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином, создание домика

15.

7.

«Братья - Мастера» всегда работают вместе.

Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином, фломастерами, конструирование городка

16.

8.

«Братья - Мастера» всегда работают вместе.

Совместная работа, конструирование из готовых форм, изготовление городка



О чем говорит искусство


17.

1.

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море

Работа с гуашью, изображение моря с передачей состояния природы

18.

2.

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.

Работа черным фломастером или гуашью и тонкой кистью, изображение животного с передачей его характера

19.

3.

Выражение характера человека в изображении (женский образ).

Работа с живописными материалами, изображение контрастных по характеру сказочных женских образов

20.

4.

Выражение характера человека в изображении

Работа с живописными материалами, изображение контрастных образов

21.

5.

Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

Работа с пластилином, лепка сказочного героя.

22.

6.

Выражение характера человека через украшение.

Аппликация из цветной бумаги, украшение готовых форм кокошников и доспехов.

23.

7.

Выражение намерений через конструкцию и декор

Работа гуашью, вырезание формы корабля.

24.

8.

Выражение намерений человека через конструкцию и декор

Работа гуашью, вырезание корабля, украшение его паруса.

25.

9.

Обобщение темы четверти. Космическое путешествие.

Работа с разными материалами. Урок - игра.



Как говорит искусство


25.

1.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.

Работа гуашью и цветной бумагой, изображение чудо - ковриков

26.

2.

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

Работа гуашью, изображение волшебного леса

3.25

3.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Работа с графическими материалами, изображение мыльных пузырей.

5.27

4.

Ритм пятен как средство выражения.

Работа с гуашью и с черной цветной бумагой, изображение силуэтных композиций.

6.28

5.

Пропорции выражают характер. Автопортрет.

Работа восковыми мелками и акварелью, изображение автопортрета.

7.29

7.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Работа с разными материалами, создание коллективной работы «Весна, шум, птицы».


8.

Ритм линий, пятен, цвета, композиции. «Весна, шум птиц»

Работа с разными материалами, создание коллективной работы

8.30

8.

Обобщающий урок.

Урок - путешествие, подведение итогов года.

6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 3-ем КЛАССЕ

Название раздела

Кол-во часов

Изучаемые понятия

1.

Искусство в твоем доме

8

Игрушка, народная игрушка: дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская,, посуда - сервиз, платок, ритм, растительный и геометрический узор, колорит, эскиз, цветовая гамма, орнамент, трафарет, штамп, интерьер, книжная иллюстрация, обложка, шрифт, буквица, тиражная графика, открытка, техники - граттаж, гравюра, наклейка, графическая монотипия, дизайн.

2.

Искусство на улицах твоего города

8

Архитектура, линейная перспектива, памятники архитектуры, архитектура садов и парков, сквер, коллаж, ограды, деревянный ажур, бульвар, решетки, витрина, реклама, проект, объемный макет, виды транспорта, аппликация, панно, виды города.

3.

Художник и зрелище

10

Зрелищные искусства - цирк, театр, декорации, костюм, театрально-сценическое оформление, спектакль, маска, куклы - петрушка, перчаточные, тростевые, марионетки, конструкция куклы, плакат, афиша, шрифт, элементы праздничного оформления - панно, транспаранты, декоративно-праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги и т.д., спектакль, театрализованное действие.

4.

Музеи искусств

8

Музеи, жанры и виды ИЗО - натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой, исторический, скульптура, картина, шедевр, галерея, выставочный зал, экспозиция, художники, скульптура - парковая, памятники, экскурсия, выставка.

Итого

34

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 3-ем КЛАССЕ

№ урока

№ в разделе

Темы разделов, темы уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Искусство в твоем доме

1.

1.

Твои игрушки.

Лепка из пластилина, декоративное рисование

2.

2.

Твоя посуда.

Рисование гуашью, декоративное рисование

3.

3.

Мамин платок.

Декоративное рисование, работа с гуашью

4.

4.

Обои и шторы в твоём доме.

Декоративное рисование, работа с гуашью

5.

5.

Твои книжки.

Тематическое рисование

6.

6.

Твои книжки.

Конструирование книжки-раскладушки

7.

7.

Декоративная закладка.

декоративное рисование

8.

8.

Обобщение темы четверти. Букет цветов.

Коллективная работа, декоративное рисование, конструирование


Искусство на улицах твоего города

9.

1.

Памятники архитектуры - наследие предков. Декор русской избы.

Графика, конструирование

10.

2.

Памятники архитектуры - наследие предков.

Графика, конструирование

11.

3.

Парки, скверы и бульвары.

Рисование, конструирование

12.

4.

Фонари на улицах и в парках.

Рисование, кон6струирование

13.

5.

Ажурные ограды.

Рисование, конструирование

14.

6.

Витрины магазинов.

Лепка, конструирование

15.

7.

Транспорт в городе.

Рисование по памяти, конструирование

16.

8.

Обобщение темы четверти. Выставка работ за 1 полугодие.

1 ч

Коллективная работа, составление выставки.


Художник и зрелище

17.

1.

Образ театрального героя. Эскиз куклы.

Живопись, графика

18.

2.

Образ театрального героя. Силуэт-загадка.

Графика, рисование по памяти.

19.

3.

Театр кукол. Голова куклы.

Конструирование, работа с папье-маше.

20.

4.

Театр кукол. Костюм для кукол.

Конструирование, работа с тканью, папье-маше.

21.

5.

Театральный занавес. Пальчиковый театр.

Эскиз театрального занавеса.

22.

6.

Карнавальные маски.

Конструирование из бумаги, лепка.

23.

7.

Плакат. Афиша к спектаклю.

Декоративное рисование.

24.

8.

Художник и цирк.

Тематическое рисование.

25.

9.

Место художника в зрелищных искусствах (обобщающий урок).

Выставка работ,


Музеи искусств


26.

1.

Музеи искусств. Интерьер музея.

беседа

27.

2.

В музеях хранятся картины-натюрморты.

Беседа, рисование с натуры, по памяти.

28.

3.

В музеях хранятся известные пейзажи.

Беседа, рисование с натуры, по памяти.

29.

4.

В музеях хранятся известные портреты.

Беседа, рисование с натуры, по памяти.

30.

5.

В музеях хранятся известные скульптуры.

Беседа, лепка с натуры, по памяти.

31.

6.

Музеи архитектуры.

Беседа, рисование по памяти.

32.

7.

Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Декоративное творческое конструирование.

33.

8.

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас.

Конструирование, декоративное творчество.

34.

9.

Выставка работ учащихся.

1 ч

Беседа, экскурсия в музей.

6. СОДЕРЖАНИК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 4-ом КЛАССЕ.


Название раздела

Кол-во часов

Изучаемые понятия

1.

Истоки родного искусства.

8

Виды ИЗО, жанры ИЗО, пейзаж, портрет, костюм, русский дом - изба, конструкция, сельские деревянные постройки, деревянное зодчество, деревянная храмовая архитектура, моделирование, кукла, труд, образ, праздники, виды, назначение, этнографический музей.

2.

Древние города нашей земли.

8

Строительство, город, «вертикаль», «горизонталь», конструкция, пропорции зданий, собор, архитектура, храм, символика, украшение, моделирование, постройки древнего города, кремль, торг, посад, орнамент, дружина - воины, былина, архитектура исторических центров, храмы - памятники, теремная архитектура, интерьер, экстерьер, изразцы, палаты, пир.

3.

Каждый народ - художник.

9

Культура, пейзаж, экзотика, храм-пагода, кимоно, сакура, икебана, японское искусство, Юрта, кочевники, мечеть, минарет, мавзолеи, восточный базар, греческая культура, вазопись, гармония, симметрия, асимметрия, дизайн, олимпийские игры, мифы, готика, витраж, ратуша, скульптура, единство форм костюма и постройки, украшения, памятник.

4.

Искусство объединяет народы.

9

Жанры и виды ИЗО, материнство, мудрость старости, автопортрет, драматизм, героизм, памятники, эпохи, иллюстрации, язык искусства, среда жизни, предметный мир, зрелищные виды искусства, роль художников в жизни общества.

Итого

34



7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4-ом КЛАССЕ.


№ урока

№ в разделе

Темы разделов, уроков

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности



Истоки родного искусства

1.

1.

Пейзаж родной природы.

2.

2.

Гармония жилья с природой.

1 ч

3.

3.

Образ традиционного русского дома.

1 ч

4.

4.

Украшения деревянных построек и их значения.

1 ч

5.

5.

Образ красоты человека.

1 ч

6.

6.

Образ красоты человека.

1 ч

7.

7.

Народные праздники.

1 ч

8.

8.

Народные праздники.

1 ч

Древние города нашей Земли.

9.

1.

Древние Соборы.

10.

2.

Древний город.

1 ч

11.

3.

Города русской земли.

1 ч

12.

4.

Образ богатыря.

1 ч

13.

5.

Узорочье теремов.

14.

6.

Храмы-памятники.

1 ч

15.

7.

Праздничный пир в теремных палатах.

1 ч

16.

8.

Праздничный пир в теремных палатах.

1 ч

Каждый народ - художник.

17.

1.

Образ художественной культуры Древней Греции.

18.

2.

Образ художественной культуры Древней Греции.

1 ч

19.

3.

Образ художественной культуры Японии.

1 ч

20.

4.

Образ художественной культуры Японии.

1 ч

21.

5.

Образ художественной культуры Японии.

1 ч

22.

6.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

1 ч

23.

7.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

1 ч

24.

8.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

1 ч

25.

9.

Многообразие художественных культур.

1 ч

Искусство объединяет народы.

26.

1.

Все народы воспевают материнство.

1 ч

27.

2.

Все народы воспевают мудрость старости.

1 ч

28.

3.

Искусство всех народов объединяет людей в радости и в горе.

1 ч

29.

4.

Искусство всех народов объединяет людей в радости и в горе.

1 ч

30.

5.

Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость.

1 ч

31.

6.

Все народы скорбят о павших в борьбе за справедливость.

1 ч

32.

7.

Все народы скорбят о павших в борьбе за справедливость.

1 ч

33.

8.

Искусство объединяет.

1 ч

34.

9.

Экскурсия в городской музей.

1 ч

Список литературы.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207 с

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. - 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007. - 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. - М.: Аквариум, 1998. - 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». - Волгоград: Учитель, 2007. - 119 с.


© 2010-2022