- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изобразительному искусству «Красота обыденного»
Рабочая программа по изобразительному искусству «Красота обыденного»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орешкина П.А. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Принято: ШМО протокол № _______
Утверждено:
приказ директора по школе № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
2-4 классы
учителя изобразительного искусства
МОУ СОШ №12 им. академика В.И.Кудинова
Фарраховой Зульфиры Афнановны
Всего часов: 34 за год по каждому классу (1 час в неделю)
2011-2012
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по изобразительному искусству
Настоящий календарно - тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
В соответствии с этим реализуется типовая программа в объёме 34 часа, по 1 уроку в неделю. Примерная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне (пр.министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.).
Цели и задачи курса:
-
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
-
Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
-
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Специфика предмета.
Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
В итоге освоения программы учащиеся должны:
-
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
-
развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
-
развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
-
освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
-
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
-
научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно, использовать художественные термины и понятия;
-
овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
-
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
-
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-
приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
-
сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино)
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
3.ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс
Всего часов в год
Практическая часть
Экскурсии
2
34
34
-
3
34
33
1
4
34
34
-
4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативного пространственно-образного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе и окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
-
В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное приятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
-
В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественной деятельности;
-
В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
-
Умения видеть и воспринимать художественные культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-
Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
-
Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
-
Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
-
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
-
в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
-
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
-
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВО 2-ом КЛАССЕ
№
Название раздела
Кол-во часов
Изучаемые понятия
1.
Чем и как работают художники
8
Основные и составные цвета, палитра, оттенки, мазок, пастель, ритм, пятно, аппликация, лепка, линия, объемные формы - конус, цилиндр, художественные материалы, искусство
2.
Мы изображаем, украшаем, строим
8
Реальность, фантазия, дизайн, композиция, пропорция, торс, архитектура, конструирование (моделирование), панно
3.
О чем говорит искусство
9
Портрет, пейзаж, контраст, пропорции, символика, симметрия, фон
4.
Как говорит искусство
9
Цветовая гамма, колорит, подмалевок, контраст, цветоведение, средства выразительности - ритм линий и пятен, цвет, пропорции, панно
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2-ом КЛАССЕ
№ урока
№ в разделе
Темы разделов, темы уроков.
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Чем и как работают художники
1.
1.
Многоцветие мира и три основные краски (гуашь).
1 ч
Работа гуашью, изображение цветов на картоне зеленого цвета
2.
2.
Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь.
1 ч
Работа гуашью, изображение стихии в природе
3.
3.
Выразительные возможности других материалов - пастель и цветные мелки.
1 ч
Работа восковыми мелками и акварелью, изображение осеннего букета
4.
4.
Выразительные возможности аппликации.
1 ч
Работа с природным материалом, составление композиции из листьев
5.
5.
Выразительные возможности графических материалов.
1 ч
Работа тушью и акварелью, изображение волшебного цветка
6.
6.
Выразительность материалов для работы в объёме (пластилин, глина).
1 ч
Работа с глиной, лепка динозавров
7.
7.
Выразительные возможности бумаги.
1 ч
Работа с разными видами бумаги, изображение земли, усыпанной листьями
8.
8.
Обобщение темы четверти.
1 ч
Работа по интересам, составление выставки
Мы изображаем, украшаем, строим
9.
1.
Изображение и реальность. Птицы родного края.
1ч
Работа гуашью, изображение птиц
10.
2..
Изображение и фантазия. Сказочная птица
1ч
Аппликация из цветной бумаги, изображение сказочной птицы
11.
3.
Украшение и реальность. Паутинка.
1ч
Работа гуашью, изображение паутины в природной среде.
12.
4.
Украшение и фантазия. Кружева.
1ч
Работа белой гуашью по цветной бумаге, изображение кружевной салфетки
13.
5.
Постройка и реальность. Мой дом.
1ч
Рисование печатками, работа гуашью, фломастерами, рисование дома.
14.
6.
Постройка и фантазия. Город - коробок.
1ч
Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином, создание домика
15.
7.
«Братья - Мастера» всегда работают вместе.
1ч
Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином, фломастерами, конструирование городка
16.
8.
«Братья - Мастера» всегда работают вместе.
1ч
Совместная работа, конструирование из готовых форм, изготовление городка
О чем говорит искусство
17.
1.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море
1ч
Работа с гуашью, изображение моря с передачей состояния природы
18.
2.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.
1ч
Работа черным фломастером или гуашью и тонкой кистью, изображение животного с передачей его характера
19.
3.
Выражение характера человека в изображении (женский образ).
1ч
Работа с живописными материалами, изображение контрастных по характеру сказочных женских образов
20.
4.
Выражение характера человека в изображении
1ч
Работа с живописными материалами, изображение контрастных образов
21.
5.
Образ человека и его характер, выраженный в объёме.
1ч
Работа с пластилином, лепка сказочного героя.
22.
6.
Выражение характера человека через украшение.
1ч
Аппликация из цветной бумаги, украшение готовых форм кокошников и доспехов.
23.
7.
Выражение намерений через конструкцию и декор
1ч
Работа гуашью, вырезание формы корабля.
24.
8.
Выражение намерений человека через конструкцию и декор
1ч
Работа гуашью, вырезание корабля, украшение его паруса.
25.
9.
Обобщение темы четверти. Космическое путешествие.
1ч
Работа с разными материалами. Урок - игра.
Как говорит искусство
25.
1.
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.
1ч
Работа гуашью и цветной бумагой, изображение чудо - ковриков
26.
2.
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
1ч
Работа гуашью, изображение волшебного леса
3.25
3.
Линия как средство выражения: ритм линий.
1ч
Работа с графическими материалами, изображение мыльных пузырей.
5.27
4.
Ритм пятен как средство выражения.
1ч
Работа с гуашью и с черной цветной бумагой, изображение силуэтных композиций.
6.28
5.
Пропорции выражают характер. Автопортрет.
1ч
Работа восковыми мелками и акварелью, изображение автопортрета.
7.29
7.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
1ч
Работа с разными материалами, создание коллективной работы «Весна, шум, птицы».
8.
Ритм линий, пятен, цвета, композиции. «Весна, шум птиц»
1ч
Работа с разными материалами, создание коллективной работы
8.30
8.
Обобщающий урок.
1ч
Урок - путешествие, подведение итогов года.
6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 3-ем КЛАССЕ
№
Название раздела
Кол-во часов
Изучаемые понятия
1.
Искусство в твоем доме
8
Игрушка, народная игрушка: дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская,, посуда - сервиз, платок, ритм, растительный и геометрический узор, колорит, эскиз, цветовая гамма, орнамент, трафарет, штамп, интерьер, книжная иллюстрация, обложка, шрифт, буквица, тиражная графика, открытка, техники - граттаж, гравюра, наклейка, графическая монотипия, дизайн.
2.
Искусство на улицах твоего города
8
Архитектура, линейная перспектива, памятники архитектуры, архитектура садов и парков, сквер, коллаж, ограды, деревянный ажур, бульвар, решетки, витрина, реклама, проект, объемный макет, виды транспорта, аппликация, панно, виды города.
3.
Художник и зрелище
10
Зрелищные искусства - цирк, театр, декорации, костюм, театрально-сценическое оформление, спектакль, маска, куклы - петрушка, перчаточные, тростевые, марионетки, конструкция куклы, плакат, афиша, шрифт, элементы праздничного оформления - панно, транспаранты, декоративно-праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги и т.д., спектакль, театрализованное действие.
4.
Музеи искусств
8
Музеи, жанры и виды ИЗО - натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой, исторический, скульптура, картина, шедевр, галерея, выставочный зал, экспозиция, художники, скульптура - парковая, памятники, экскурсия, выставка.
Итого
34
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 3-ем КЛАССЕ
№ урока
№ в разделе
Темы разделов, темы уроков
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Искусство в твоем доме
1.
1.
Твои игрушки.
1ч
Лепка из пластилина, декоративное рисование
2.
2.
Твоя посуда.
1ч
Рисование гуашью, декоративное рисование
3.
3.
Мамин платок.
1ч
Декоративное рисование, работа с гуашью
4.
4.
Обои и шторы в твоём доме.
1ч
Декоративное рисование, работа с гуашью
5.
5.
Твои книжки.
1ч
Тематическое рисование
6.
6.
Твои книжки.
1ч
Конструирование книжки-раскладушки
7.
7.
Декоративная закладка.
1ч
декоративное рисование
8.
8.
Обобщение темы четверти. Букет цветов.
1ч
Коллективная работа, декоративное рисование, конструирование
Искусство на улицах твоего города
9.
1.
Памятники архитектуры - наследие предков. Декор русской избы.
1ч
Графика, конструирование
10.
2.
Памятники архитектуры - наследие предков.
1ч
Графика, конструирование
11.
3.
Парки, скверы и бульвары.
1ч
Рисование, конструирование
12.
4.
Фонари на улицах и в парках.
1ч
Рисование, кон6струирование
13.
5.
Ажурные ограды.
1ч
Рисование, конструирование
14.
6.
Витрины магазинов.
1ч
Лепка, конструирование
15.
7.
Транспорт в городе.
1ч
Рисование по памяти, конструирование
16.
8.
Обобщение темы четверти. Выставка работ за 1 полугодие.
1 ч
Коллективная работа, составление выставки.
Художник и зрелище
17.
1.
Образ театрального героя. Эскиз куклы.
1ч
Живопись, графика
18.
2.
Образ театрального героя. Силуэт-загадка.
1ч
Графика, рисование по памяти.
19.
3.
Театр кукол. Голова куклы.
1ч
Конструирование, работа с папье-маше.
20.
4.
Театр кукол. Костюм для кукол.
1ч
Конструирование, работа с тканью, папье-маше.
21.
5.
Театральный занавес. Пальчиковый театр.
1ч
Эскиз театрального занавеса.
22.
6.
Карнавальные маски.
1ч
Конструирование из бумаги, лепка.
23.
7.
Плакат. Афиша к спектаклю.
1ч
Декоративное рисование.
24.
8.
Художник и цирк.
1ч
Тематическое рисование.
25.
9.
Место художника в зрелищных искусствах (обобщающий урок).
1ч
Выставка работ,
Музеи искусств
26.
1.
Музеи искусств. Интерьер музея.
1ч
беседа
27.
2.
В музеях хранятся картины-натюрморты.
1ч
Беседа, рисование с натуры, по памяти.
28.
3.
В музеях хранятся известные пейзажи.
1ч
Беседа, рисование с натуры, по памяти.
29.
4.
В музеях хранятся известные портреты.
1ч
Беседа, рисование с натуры, по памяти.
30.
5.
В музеях хранятся известные скульптуры.
1ч
Беседа, лепка с натуры, по памяти.
31.
6.
Музеи архитектуры.
1ч
Беседа, рисование по памяти.
32.
7.
Музеи народного декоративно-прикладного искусства.
1ч
Декоративное творческое конструирование.
33.
8.
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас.
1ч
Конструирование, декоративное творчество.
34.
9.
Выставка работ учащихся.
1 ч
Беседа, экскурсия в музей.
6. СОДЕРЖАНИК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 4-ом КЛАССЕ.
№
Название раздела
Кол-во часов
Изучаемые понятия
1.
Истоки родного искусства.
8
Виды ИЗО, жанры ИЗО, пейзаж, портрет, костюм, русский дом - изба, конструкция, сельские деревянные постройки, деревянное зодчество, деревянная храмовая архитектура, моделирование, кукла, труд, образ, праздники, виды, назначение, этнографический музей.
2.
Древние города нашей земли.
8
Строительство, город, «вертикаль», «горизонталь», конструкция, пропорции зданий, собор, архитектура, храм, символика, украшение, моделирование, постройки древнего города, кремль, торг, посад, орнамент, дружина - воины, былина, архитектура исторических центров, храмы - памятники, теремная архитектура, интерьер, экстерьер, изразцы, палаты, пир.
3.
Каждый народ - художник.
9
Культура, пейзаж, экзотика, храм-пагода, кимоно, сакура, икебана, японское искусство, Юрта, кочевники, мечеть, минарет, мавзолеи, восточный базар, греческая культура, вазопись, гармония, симметрия, асимметрия, дизайн, олимпийские игры, мифы, готика, витраж, ратуша, скульптура, единство форм костюма и постройки, украшения, памятник.
4.
Искусство объединяет народы.
9
Жанры и виды ИЗО, материнство, мудрость старости, автопортрет, драматизм, героизм, памятники, эпохи, иллюстрации, язык искусства, среда жизни, предметный мир, зрелищные виды искусства, роль художников в жизни общества.
Итого
34
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4-ом КЛАССЕ.
№ урока
№ в разделе
Темы разделов, уроков
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Истоки родного искусства
1.
1.
Пейзаж родной природы.
1ч
2.
2.
Гармония жилья с природой.
1 ч
3.
3.
Образ традиционного русского дома.
1 ч
4.
4.
Украшения деревянных построек и их значения.
1 ч
5.
5.
Образ красоты человека.
1 ч
6.
6.
Образ красоты человека.
1 ч
7.
7.
Народные праздники.
1 ч
8.
8.
Народные праздники.
1 ч
Древние города нашей Земли.
9.
1.
Древние Соборы.
1ч
10.
2.
Древний город.
1 ч
11.
3.
Города русской земли.
1 ч
12.
4.
Образ богатыря.
1 ч
13.
5.
Узорочье теремов.
1ч
14.
6.
Храмы-памятники.
1 ч
15.
7.
Праздничный пир в теремных палатах.
1 ч
16.
8.
Праздничный пир в теремных палатах.
1 ч
Каждый народ - художник.
17.
1.
Образ художественной культуры Древней Греции.
1ч
18.
2.
Образ художественной культуры Древней Греции.
1 ч
19.
3.
Образ художественной культуры Японии.
1 ч
20.
4.
Образ художественной культуры Японии.
1 ч
21.
5.
Образ художественной культуры Японии.
1 ч
22.
6.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
1 ч
23.
7.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
1 ч
24.
8.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
1 ч
25.
9.
Многообразие художественных культур.
1 ч
Искусство объединяет народы.
26.
1.
Все народы воспевают материнство.
1 ч
27.
2.
Все народы воспевают мудрость старости.
1 ч
28.
3.
Искусство всех народов объединяет людей в радости и в горе.
1 ч
29.
4.
Искусство всех народов объединяет людей в радости и в горе.
1 ч
30.
5.
Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость.
1 ч
31.
6.
Все народы скорбят о павших в борьбе за справедливость.
1 ч
32.
7.
Все народы скорбят о павших в борьбе за справедливость.
1 ч
33.
8.
Искусство объединяет.
1 ч
34.
9.
Экскурсия в городской музей.
1 ч
Список литературы.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207 с
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. - 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007. - 251 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. - М.: Аквариум, 1998. - 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». - Волгоград: Учитель, 2007. - 119 с.