Программа краткосрочного курса Бумажная архитектура для 5-х классов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Курс по выбору «Бумажная архитектура» предназначен для обучающихся 5-х классов. Программа курса помогает овладеть предметными умениями и навыками элементарных основ архитектурного моделирования, а именно: построения 3-х мерных объектов на основе развертывания, моделирования и макетирования геометрических тел. При прохождении курса учащиеся приобретают опыт индивидуальной творческой деятельности и профессионального самоопределения.

Цель: программа нацелена на освоение обучающимися инженерной технологии разработки и создания архитектурных сооружений.

Задачи: развивать умения и навыки художественно-конструкторской, проектной деятельности обучающихся на основе анализа геометрической формы сооружения и изготовления моделей геометрических тел из их разверток, а также применять в работе законы рисунка, перспективы, света и цвета, объема, композиции, дизайна экстерьера.

Архитектурное моделирование можно представить в виде следующей логической схемы: выбор области проектирования и поиск идей; проектирование, конструирование, технический контроль, описание области применения, презентация, оценка полученных результатов и формулирование выводов.

Оптимальными условиями прохождения курса являются:

- деление учащихся на рабочие группы по 3 - 5 человек для создания индивидуальных творческих продуктов на основе художественно-конструкторской деятельности с использованием средств макетирования.

- индивидуальные творческие проекты.

Программа рассчитана на 8 академических часов (1 час в неделю)

К отличительным особенностям программы относится ее ориентация на учащихся лицея с углубленным изучением математики и физики. Программа ориентирована на детей 11-12 лет, так как подростки уже выходят из ювенального возраста и готовы к выполнению конструкторской деятельности на основе геометрического анализа.

Педагогическая целесообразность программы подтверждается удачной апробацией ее на практике в течение 2014-2015 учебного года на уроках технологии (технического труда).

В результате прохождения курса «Бумажная архитектура», у учащихся должны быть сформированы такие метапредметные универсальные компетенции как:

• стремление самостоятельно добывать знания и применять их на практике,

• целеустремленность,

• самостоятельность,

• использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и обобщения,

• умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,

• умение взаимодействовать с другими в достижении общих целей;

• оценивать достигнутые результаты.

Курс направлен на достижение учащимися следующих личностных результатов:

• Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения

• Формирование мировоззрения, целостного представления о мире искусства

• Развитие умений и навыков познания и самопознания, оценивания собственных и коллективных результатов

• Подготовка к осознанному выбору индивидуальной учебной и профессиональной траектории

Курс позволяет достичь следующих предметных результатов:

• Освоение особенностей художественного языка колористики, графики и дизайна.

• Иметь представление о проекте и проектировании.

• Воспринимать и анализировать смысл художественного образа.

• Приобретать практические навыки и умения в конструировании, моделировании и макетировании.

• Развивать художественный вкус, фантазию, воображение, глазомер, эмоциональное восприятие, пространственное и логическое мышление.

Основное содержание учебного курса

Занятие 1 «Проект и проектирование» 1 час

Отличие проекта и проектирования. Виды проекта. Цели и задачи проекта. Этапы проекта. Риски проекта. Кроки. Творческая работа: архитектурное проектирование, эскиз фасада дома в цвете (кроки)

Занятие 2 «Инженерная графика»2 часа

Форма (геометрическая, природная, абстрактная) Перспектива. Иллюзия пространства. Объем (геометрические тела и их развертки) Творческая работа: анализ геометрической формы сооружения

Занятие 3 «Теория цвета» 1 час

Колористика - наука о цвете (оптические и физические свойства цвета, эмоциональная и психологическая характеристика цвета.) Гармония цвета (первичные цвета, вторичные, третичные, СМУК.) Свойства цвета (монохромность, насыщенность, яркость, тон, светлота, ахроматические и хроматические цвета.) Цветовой круг (контраст, нюанс.) Творческая работа: разработка палитры экстерьера здания

Занятие 4 «Элементы дизайна» 3 часа

Понятие дизайна и основных функций дизайна: быть нужным, красивым и прочным. Виды дизайна (промышленный, текстильный, дизайн - интерьера, ландшафтный, дизайн костюма, графический). Понятие интерьера, экстерьера. Стили интерьера и архитектуры (классический, модерн, ар-деко, минимализм, лофт, поп-арт, хай-тек, русский). Творческая работа: макетирование, дизайн - проект «Дом мечты».

Занятие 5 «Защита проекта» 1 час

Понятие «Закрытие проекта», виды презентаций, реклама как показатель конкурентных преимуществ товара. Творческая работа: деловая игра «Инвесторы и застройщики»

Учебно-тематический план курса « Бумажная архитектура»

п/п

Содержание курса

Наименование занятий

Всего

часов

В том числе аудиторных часов

Самостоятельная работа

Проектная деятельность

1

«Проект и проектирование»

1

1

2

«Инженерная графика»

2

1

1

3

«Теория цвета»

1

1

4

«Элементы дизайна»

3

1

2

5

«Защита проекта»

1

1

Итого:

8

3

5

Календарно-тематическое планирование курса

Класс 5 ; Учитель: Гордеева Надежда Николаевна

Количество часов: всего 8 часов; в неделю 1 час;

№ урока

Содержание

темы, разделы

Количество часов

Даты проведения по неделям

план

факт

1

Проект и проектирование

1

1 неделя

2

Инженерная графика

1

2 неделя

3

Творческая работа «Анализ формы сооружения»

1

3 неделя

4

Теория цвета

1

4 неделя

5

Понятие дизайна

1

1 неделя

6

Макетирование

1

3 неделя

7

Макетирование

1

4 неделя

8

Защита проекта

1

1 неделя

Итого: 8 часов

Предмет оценивания:

Уровень сформированности ключевых компетенций у учащихся.

Объект оценивания:

• Творческий продукт - конструкция 1-квартирного жилого дома (макет дома)

• Стендовая презентация (краткое описание результатов, реклама проекта)

Критерии и параметры оценки в баллах основываются на анализе объектов оценивания:

Объект оценивания

«2 балла»

«3 балла»

«4 балла»

«5 баллов»

Макет дома ,

индивидуальный продукт -конструкция, выполненная из бумажных моделей геометрических тел (максимальное количество баллов - 5)

Геометрическая форма проанализирована,

не совпадает с эталоном,

цветовая гармония не соблюдена,

неаккуратно выполнен макет

Геометрическая форма частично проанализирована,

не совпадает с эталоном,

цветовая гармония соблюдена,

неаккуратно выполнен макет

Геометрическая форма проанализирована,

совпадает с эталоном,

цветовая гармония соблюдена,

неаккуратно выполнен макет

Геометрическая форма проанализирована,

совпадает с эталоном,

цветовая гармония соблюдена,

макет выполнен аккуратно

Стендовая презентация -

защита продукта (максимальное количество баллов - 5)

Не объективно оценивает свой продукт,

речь эмоциональна, неинтересное повествование, описание

результата

непоследовательное

и нелогичное,

не умеет четко отвечать на заданные вопросы

Не объективно оценивает свой продукт,

речь эмоциональна, интересное повествование, описание результата непоследовательное и нелогичное,

не умеет четко отвечать на заданные вопросы

Не объективно оценивает свой продукт,

речь эмоциональна, интересное повествование, описание результата последовательное и логичное,

не умеет четко отвечать на заданные вопросы

объективно оценивает свой продукт,

речь эмоциональна, интересное повествование, описание результата последовательное и логичное,

умеет четко отвечать на заданные вопросы

Примечание: считается, что учащиеся освоили программу курса «Бумажная архитектура» и получают «зачет», если они заслужили «4 балла и более» за оба объекта оценивания. Максимальное количество баллов- 10.

Интернет-ресурсы:

project-manger.com

Методическое обеспечение:

1.Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование.- М; «Архитектура-С»,2004.

2.Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие.-3-е изд.,- М; «Омега-Л», 2007.

3. Учебное издание «Стандарты второго поколения» - М; «Просвещение», 2010.

Литература:

1. Гуров Г.Е., Питерских А.С. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» - М; «Просвещение»,2008.

2. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников»- М., «Просвещение», 2011.

3. Сурина М.О. «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре» - М; «МарТ»,2006.



© 2010-2022