Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ИЗО

На тему: Натюрморт.

Вид урока: рисование с натуры.

Цель урока: научить рисовать натюрморт.

Задачи:

-дать представление о натюрморте;

- научить построению рисунка с натуры;

- способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;

- обучать учащихся навыкам самоконтроля.

Оборудование:

Для учителя: муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы «Контрастные цвета», «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага , акварельные краски, кисти, карандаш, стирательная резинка, банка с водой, салфетки.

Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, стирательная резинка, салфетки, рамки для кадрирования.


Ход урока:


Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Организационный момент

12.40-

  • Приветствие гостей

  • Настрой на урок


  • Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Нам очень приятно Вас видеть!

  • Проверьте свою готовность, настройтесь на урок.

  • Садитесь.



  • Какой у нас сейчас урок?

  • Я постараюсь, чтобы вам на уроке было интересно и познавательно.

(У доски стоит стенд с пособиями и прикрепленным к нему листом для рисования, рядом на стуле лежат: карандаш, стирательная резинка, палитра, краски, салфетки, рамка для кадрирования).

Стоя приветствуют гостей, учителя.

Настраиваются на урок, садятся.

(На партах: альбом для рисования; краски - акварель или гуашь; кисточки - большая, средняя, маленькая; карандаш; стирательная резинка; салфетки; палитра (бумажная); банка-непроливайка с водой, рамки для кадрирования).

- Изобразительного искусства.

2. Самоопределение к деятельности


  • Оглашение темы и цели урока

Урок по ИЗО на тему Натюрморт


  • Тема нашего сегодняшнего урока - «Натюрморт». (Слайд 1). На уроке мы будем знакомиться с новым понятием «натюрморт», и я научу вас правильно его рисовать.

  • А также я надеюсь, что вам захочется повторить наш урок дома!

Внимательно слушают.

3. Подготовка к восприятию теоретического материала












  • Загадки

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

  • Для того, чтобы нам разобраться в теме урока, я хочу, чтобы вы

отгадали мои загадки (Слайд 2 и 3):

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается, друзья. (Яблоко)

- Яблоко какой формы? Цвета? Какие вы знаете фрукты такой же формы?

Так вкусна, желта, пригожа

И на лампочку похожа. (Груша)

- Груша какую имеет форму? Цвет?...

- Яблоко и груша - это что? Как сказать одним словом?


Слушают загадки, поднимают руку, называют отгадки.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

-Фрукты.

4. Работа по тему урока.


  • Определение натюрморта (понятие)

Урок по ИЗО на тему Натюрморт


  • Показ репродукций на доске.

Поль Сезан «Натюрморт с кустом герани и фруктами»

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Винсент Ван Гог «Натюрморт».

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Валентин Серов «Девочка с персиками»

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Кузьма Петров-Водкин «Яблоки»

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

  • Молодцы, все правильно.

  • Теперь послушайте, что же такое натюрморт (Слайд 4):

Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Т.о., натюрморт - это такой жанр в живописи.



  • Известные живописцы часто обращались к этому жанру, они любят этот жанр за то, что в нём можно использовать яркие краски, получать необычайные сочетания цвета:

  • Французские художники: Жан Батист Шарден, Поль Сезанн , Анри Матис; Пьер Ренуар.

  • Испанский художник Франсиско де Сурбаран;

  • Русские художники Валентин Серов (мы с вами писали сочинение по его картине); Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

  • Нидерландский художник Винсент Ван Гог (показ репродукций).

- Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история -художники запечатлили на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое).

Внимательно слушают.

5. Практическая часть























































































12.50-13.00

  • Постановка натюрморта

Урок по ИЗО на тему Натюрморт






  • Композиция

Урок по ИЗО на тему НатюрмортУрок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт



  • Кадрирование

Урок по ИЗО на тему Натюрморт




  • Контрастные цветовые пары.

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт


  • Построение рисунка

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт


-Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт (Слайд 5):

- Посмотрите - фоном является драпировка. Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки.

- Итак, на стул мы весим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком - ткань светлого цвета. ( Учитель на стул весит ткань сначала темного, а рядом - светлого оттенка).

- Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот).

- Теперь давайте вы самостоятельно составите ещё один натюрморт. Паша и Женя, выходите к доске.

(Это нужно для того, чтобы ракурс (вид) у всех при рисовании был примерно одинаков).

-Хорошо, наши натюрморты составлены. Теперь я расскажу вам, как его изобразить на листе бумаги.

Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску 3 таблицы с рисунками:

  • Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?

Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. На третьем рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Второй рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.

-Для правильного расположения на листе, и чтобы не допусткать таких ошибок, мы с вами можем использовать приём, который называется «кадрирование». Делается это с помощью таких вот рамочек. (Лежат на партах учащихся). ( Слайд 6)

Учитель показывает как пользоваться рамочкой. Это нужно для того, чтобы выделить из окружающей картинки собственно натюрморт; фокусирует наше восприятие более точно).

- Держите в левой руке (если правша), один глаз можно закрыть, и смотрим сквозь рамку на наш натюрморт, как показано на слайде.

-Как должен быть расположен альбом , вертикально или горизонтально?

-Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст - значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ не репродукциях одновременно).

- В каком ряду ярче цвет? В верхнем или нижнем?

- Итак приступим. Делаем всё вместе со мной - не спешим, и не отстаём.

- Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты.

- Затем необходимо провести сверху вниз центральную линию.

-Затем намечается нижний край яблока.

-Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже груши?

- Намечаем нижний край груши.

-Какое яблоко по форме?

- Правильно. А круг хорошо вписывается в квардрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квардрат, и внутрь него вписываем круг.

-Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается?

-Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу.

- Вспомогательные линии стираем. (Всё это время учитель ходит по классу, исправляет ошибки учащихся.)













Учащиеся под руководством учителя составляют ещё один натюрморт.






Берут рамочки по инструкции учителя, начинают смотреть с их помощью на натюрморт.




-Горизонтально.


Отвечают на вопрос, поясняя своё мнение.


- В нижнем.


Выполняют действия по инструкции учителя.



  • Ниже.



  • Круглое.


- В прямогоугольник.

6. Физминутка

13.00

  • Выполнение зрительной гимнастики и минутка релаксации.

-Ребята, давайте немножко отдохнем - выполним зрительную гимнастику.

-Посмотрите на зеленый кружок, затем на жёлтый, снова на зелёный снова на жёлтый, так несколько раз. Зажмурьте глазки, поморгайте. Встряхните ручками, снимите напряжение, молодцы.

-Продолжаем работать.


7. Продолжение работы по теме

13.00-13.15

  • Живопись

Урок по ИЗО на тему Натюрморт


  • Приступаем к живописи, т.е. к раскрашиванию нашего натюрморта.

  • Берём в руки кисточку среднего размера и на палитре получаем нужный цвет (показывает). Всё время смотрим на наш натюрморт, цвет должен быть максимально близким как на нём.

Учитель обращает внимание на основные свойства материалов:

  • Кисточку всегда класть на палитру;

  • Акварель - чтобы получить более светлый оттенок, нужно добавить воды;

  • Гуашь - чтобы получить более светлый оттенок, добавляем белый цвет (на палитре).

  • Стараемся писать красками «по-сырому», чтобы получить более мягкие переходы.

  • В традиционной живописи никогда не используется чёрный цвет, поскольку чисто чёрного цвета нет в природе - похожий цвет получаем, смешивая, например синий и зелёный.

  • Живопись - по-сырому, по-сухому («многослойная»), примакивание.

  • Беру красный цвет, смешиваю его с оранжевым на палитре… Сравниваю с натюрмортом. Если похоже, переношу его на рисунок.

  • Обязательно нужно вначале обозначить блики - отражения света на фруктах. Эти места будут самыми светлыми, практически белыми. (Приём - осветление водой, салфеткой).

  • Чем дальше от блика, тем цвет ярче.

  • Падающие тени - тёмные, цвет предмета + какой-то тёмный цвет. Тени располагаются с противоположной стороны от источника света.

  • Когда фрукт раскрашен, берём более тонкую кисть, и прорисовываем детали - черенок.

- Ребята, мы заканчиваем. У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. Давайте я повешу их на доску, Саша и Геля, помогите мне.


Выполняют действия по

инструкции учителя.

Для тех, кто успешно раскрасил фрукты, можно дать задание раскрасить фон.


Урок по ИЗО на тему Натюрморт








Отдают работы. Саша, Геля и учитель вывешивают их на доску.

8. Итог урока

13.15-13.20

  • Подведение итогов

  • Рефлексия

  • Оценка работ

  • Организационное окончание урока.







Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Урок по ИЗО на тему Натюрморт

Учитель предлагает назвать самые вкусные натюрморты (при этом без внимания не остаётся ни одна работа).

Анализируя работы ребят, учитель акцентирует внимание на художественных приёмах, с помощью которых фрукты получились такими аппетитными.

- Мы использовали правила построения рисунка, правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования акварели и гуаши, использовали технику по-сырому и по-сухому…


  • Я надеюсь, что вы поняли, что натюрморт это … изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта.


  • Сегодня мы попробовали нарисовать натюрморт из двух фруктов, надеюсь, вам понравилось, и дома вы ещё потренируетесь в составлении натюрмортов, а также в их рисовании. А на следующем уроке мы будем учиться рисовать другие, более сложные натюрморты.


  • Итак, что же такое натюрморт? (Слайд 7)


  • В переменку дадите дневники, я поставлю вам оценки.


  • Вы хорошо поработали, спасибо за урок! (Слайд 8).

Отмечают все работы.








Ответы учащихся.



© 2010-2022