- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка Неделя Художественной культуры Урала
Методическая разработка Неделя Художественной культуры Урала
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дёгтева Т.А. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» БОБРОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБОУ СПО СО «УКСАП» Бобровский филиал |
Методическая разработка
Тематической предметной недели
по дисциплине
«Художественная культура Урала»
Разработчик: преп. Бобровского филиала
Дёгтева Т.А.
п.Бобровский
2014г.
Название методической разработки: «Предметная неделя по дисциплине Художественная культура Урала». Данная Методическая разработка (МР) описывает программу проведения тематической предметной недели по дисциплине «Художественная культура Урала (ХКУ)» и содержание мероприятий, проводимых в рамках этой предметной недели.
Автор методической разработки: преподаватель, руководитель Методического объединения общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин - Дёгтева Татьяна Александровна.
Программа предметной недели ХКУ предполагает ряд мероприятий (см. «Программу предметной недели ХКУ»), направленных на формирование интереса студентов к истокам культуры родного края. К сожалению, нынешние студенты мало читают, и следствием этого является недостаточный уровень художественного воображения - мероприятия, связанные с просмотром видеофильмов и презентаций, частично компенсируют отсутствие образно-художественной информации.
Народы Урала имеют очень древнее происхождение. Сегодня Урал - многонациональный, исторический, промышленный и экономический район. Изучение художественной культуры родного края способствует не только формированию эстетического сознания студентов, но и ответственности за сохранение культурных традиций своего края.
Предметная неделя ХКУ, предназначена для организации внеурочной, и частично урочной (открытый урок на 2 курсе специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы») деятельности студентов, а так же для преподавателей - открытый урок предполагает демонстрацию использования ИКТ на уроке.
Содержание.
-
Аннотация ……………………………………………………………………………..2
-
Введение ……………………………………………………………………………….3
-
Программа проведения предметной недели ХКУ …………………………………..4
-
Содержание мероприятий предметной недели ХКУ ………………………………..4
-
План открытого урока по теме: «Народы, населяющие Урал» …………………….6
Введение
Дисциплина «ОП.08. Художественная культура Урала (ХКУ)» относится к вариативной части циклов ОПОП. Данная методическая разработка в доступной форме описывает и представляет опыт моей педагогической деятельности по реализации урочной и внеурочной деятельности в рамках проведения предметной недели.
Цели мероприятия:
-
Формирование интереса к художественной культуре Урала.
-
Формирование у студентов эстетического сознания и художественного восприятия действительности.
-
Воспитание толерантности на примере сосуществования на Урале различных культурных традиций множества народностей, населяющих уральский регион.
-
Описание видов деятельности педагога и студентов.
-
Описание методики использования современных технических и информационных средств обучения.
-
Осуществление связи теории с практикой на занятиях.
Задачи:
-
Проведение Открытого урока по теме: «Народы, населяющие Урал»;
-
Проведение конкурсов «Коллекционер», «Иллюстрируем Бажова»;
-
Просмотр художественного фильма «Серебро».
-
Выставка живописи уральских художников.
-
Описание и трансляция педагогического опыта.
Все мероприятия предметной недели проходят на базе кабинета №210 (художественного проектирования, композиции, истории искусств…). Открытый урок проводится в соответствии с КТП, остальные мероприятия в рамках дополнительного образования (после уроков) для всех желающих.
Поскольку дисциплина ХКУ не является обязательным, а входит в вариативную часть циклов ОПОП, в ФГОС не закреплены компетенции, относящиеся именно к этому предмету, но анализируя обязательные к освоению студентами компетенции, был сформирован перечень знаний и умений:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
-
Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
-
Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
-
Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
-
Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
-
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
-
Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
-
Основные памятники художественной культуры Урала;
-
Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.
Программа предметной недели ХКУ
Мероприятие
Время проведения
Место проведения
1.Линейка открытия предметной недели ХКУ
17.02.14. 10.00
Фойе 3 этажа
2.Конкурс «Коллекционер»
В течение неде-ли, итог 21.02.14 в 14.00
Кабинет № 210
3.Просмотр художественного фильма «Серебро».
17-21.02.14
с 13.00
Кабинет № 210
4.Открытый урок в гр. ДПИ-21, ХКУ, Т.: «Народы, населяющие Урал».
19.02.14
8.30-12.00 (1-2п)
Кабинет № 210
5.Конкурс «Иллюстрируем Бажова»
21.02.14 в 13.00
Кабинет № 210
6.Выставка живописи уральских художников
Всю неделю
Кабинет № 210
7.Книжная выставка «Книги УРАЛА»
Всю неделю
Кабинет № 210
8.Подведение итогов предметной недели ХКУ
21.02.14 в 14.00
Кабинет № 210
СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УРАЛА
Конкурс «Коллекционер».
Суть конкурса заключается в том, что студентам предлагается выставить в кабинете (на магнитной доске) свои коллекции магнитов, по тематике связанные с путешествиями по Уралу - виды и достопримечательности уральских городов; изображения природных парков и заповедников; юбилейные магниты и т.п. По итогам конкурса (наибольшее количество магнитов, соответствующих по тематике), подводятся итоги, победитель получает памятный приз - магнит «Екатеринбург».
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Разработка условий конкурса
Изучение условий конкурса, сбор коллекции
Размещение экспозиции личной коллекции
Размещение собственной коллекции, формирование названия коллекции
Проведение мини-экскурсий по экспозиции
Анализ, оценка и самооценка
Подведение итогов. Подготовка приза, награждение.
Выбор победителя открытым голосованием
Средства: коллекция магнитов; магнитная доска; приз победителю (магнит).
Методы: визуализации; демонстрации; анализа; диалога; стимулирования.
Просмотр художественного фильма «Серебро»
Многосерийный художественно-исторический сериал «Серебро», снятый на Свердловской киностудии, демонстрирует быт населения Урала, времён его освоения русскими поселенцами. Детективный сюжет фильма создаст дополнительную мотивацию к просмотру, при этом студенты смогут посмотреть предметы быта, костюмы (из музейных коллекций), архитектуру того времени, показанную достаточно достоверно.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Подготовка фильма к просмотру
Просмотр фильма
Комментарий преподавателя перед каждой серией
Анализ увиденного после каждой серии (диалог с преподавателем и между собой)
Обмен впечатлениями от увиденного по окончании просмотра (не обязательно в день окончания просмотра), обсуждение можно и нужно продолжить ещё в течение нескольких последующих дней.
Средства: DVD-дисковод к компьютеру, DVD-диск с фильмом, места для просмотра.
Методы: визуализации, использование ИКТ, демонстрации, анализа, диалога, беседы, мотивации.
Конкурс «Иллюстрируем Бажова»
Данный конкурс рассчитан на всех студентов, пожелавших участвовать в нём. Тематика иллюстраций ограничена тремя сказами «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер». Для иллюстрирования предлагается техника монотипии, с последующей дорисовкой. По времени конкурс займёт 1 астрономический час (в соответствии с продолжительностью звучания сказа П.П.Бажова «Хозяйка Медной горы» МР3). По окончании конкурса, общими усилиями выбираем наиболее интересную иллюстрацию, победитель получает приз - набор цветных гелевых ручек.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Подготовка аудио-фрагмента к прослушиванию
Подготовка инструмента и материалов; чтение сказов П.П.Бажова
Ознакомление с условиями конкурса, знакомство с алгоритмом деятельности.
Организация прослушивания сказа «Хозяйка медной горы»
Разработка и выполнение творческой композиции в соответствии с предложенным алгоритмом, в процессе прослушивания сказа (1 час).
Подготовка и оглашение критериев оценки
Анализ работ в соответствии с критериями оценивания, выбор лучшей работы
Подведение итогов, вручение приза
Средства: аудио-фрагмент МР3 «Хозяйка Медной горы»; алгоритм действий (для студентов); графический и живописный инструмент; материалы графики и живописи; магнитная доска (для экспонирования).
Методы: визуализации, иллюстрирования, использование ИКТ, беседы, мотивации, частично-поисковый метод, упражнения по выполнению требований (алгоритм).
Выставка живописи уральских художников.
Плакаты с изображением живописных полотен размещаются в информационных зонах кабинета. Репродукции для экспонирования:
-
В.А.Игошев. Песня старого Манси. 1956г.
-
В.Е.Раев. Гулянье на Лисьей горе. 1837г.
-
В.Л.Белых. Пяноборское поселение на Каме.1999г.
-
П.Ф.Худояров. Листобойный цех. 1830г.
-
А.А.Заусаев. Уральский мастер. 1960г.
-
Н.В.Костина. Строительство Екатеринбурга. 2006г.
-
В.И.Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895г.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Подбор и размещение репродукций в информационных зонах
Осмотр выставки
Организация беседы вопрос-ответ (диалог)
Участие в диалоге
Средства: набор плакатов-репродукций; оформленная информационная зона.
Методы: визуализации, демонстрации, анализа, диалога, беседы (экскурсия), создания ситуации познавательной новизны.
Книжная выставка «Книги Урала»
В информационной зоне кабинета № 210 оформлена мини-выставка книг об Урале: Сказания и легенды, сказы, поэзия уральских авторов, историческая литература, литература по изобразительному искусству Урала.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Подбор книг
Знакомство с экспозицией
Подготовка анкеты для студентов
Заполнение анкеты
Чтение стихов на закрытии недели
Средства: книги из личной коллекции преподавателя, анкеты (опросники для студентов).
Методы: визуализации, демонстрации, анализа, диалога, беседы (экскурсия), создания ситуации эмоциональных переживаний, создания ситуации познавательной новизны.
Открытый урок - «Народы, населяющие Урал».
План открытого урока по дисциплине «Художественная культура Урала».
Данный урок разработан в рамках «Учебно-методического комплекса» по дисциплине «Художественная культура Урала», для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) - резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина «Художественная культура Урала» относится к вариативной части циклов ОПОП.
Тема урока №1.3.: «Народы, населяющие Урал» - 2 часа (1 учебная пара).
Цели урока:
-
Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
-
Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
-
Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
-
Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.
План проведения урока:
№
Этапы
Дидактические задачи
Деятельность
Студентов
Преподавателя
1
Организация начала занятия
2мин.
Подготовка студентов к работе на уроке
-
Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.
-
Выполненное домашнее задание.
-
Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);
-
Компьютерная презентация: «Народы, населяющие Урал»,
-
Видеофрагменты: «Мой Урал», «Народное жилище».
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2
Проверка выполнения домашнего задания
8мин.
Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми
-
Актуализация опорных знаний.
-
Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.
-
Фронтальный опрос студен-тов по теме: «Аркаим - древ-ний город Урала» Пр.(2-3 сл.)
-
Контроль деятельности студ.
-
Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3
Подг.к осн. Этапурока
Обеспечение мотива-ции студентов
-
Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом).
-
Знакомство с темой и целями урока.
-
Демонстрация видеофрагмен-та «Мой Урал» - 2 мин.
Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4
Усвоение новых знаний и способов действий
35мин
5мин.-пере мена.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
-
Запись даты и темы урока в конспект.
-
Просмотр презентации с параллельным конспектированием.
-
Участие в диалоге и обсуждении увиденного.
-
Слайды презентации 7-34 новая тема «Коренные народы Урала»; 35-40 слайды «Освоение Урала и Сибири русскими»; 41-51 сл. «Народ-ный костюм»; 52-62 сл. «Тра-диционное жилище» + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).
-
Организация работы студен-тов (конспектирование).
-
Организация диалога в ходе беседы.
Активные действия студентов с объектом изучения;
5
Первичная проверка понимания
5 мин
Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала.
-
Самостоятельное обобщение информации.
-
Участие во фронтальном опросе.
-
Фронтальный опрос;
-
Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.
-
Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.
Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6
Закрепление знаний и способов действий
20мин
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
-
Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.
-
Выполнение эскиза.
-
Выполнение орна-мента (аппликация)
-
Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы - слайды презентации 62-66.
-
Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).
-
Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.
-
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
-
Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
7
Обобщение и сис-тематизация зна ний 5мин
Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу,
-
Участие в диалоге.
-
Ответы на контрольные вопросы (67слайд).
-
Обсуждение символики выполненных орнаментов.
-
Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.
Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8
Контроль и самопроверка знаний
5мин
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
-
Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)
-
Самооценка работ.
-
Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.
-
Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.
-
Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.
Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9
Подведение ито-гов
5 мин
Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели.
-
Участие в подведении итогов урока.
-
Приведение рабочее го места в порядок.
-
Подведение итогов урока
-
Определение перспективы последующей работы.
-
Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.
10
10
Домашнее задание
5 мин.
Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания.
-
Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.
-
Запись домашнего задания в конспект.
-
Окончательное приведение в порядок рабочего места.
-
Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).
-
Инструктаж по его выполнению.
-
Проверка соответствующих записей.
-
Рекомендация литературы (презентация слайд 71).
-
Организованное завершение урока.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Контрольные вопросы:
-
Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
-
Как в наше время называют «остяков» и «вогулов»?
-
У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
-
У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
-
Что общего у всех народов, населяющих Урал?
Практическое задание:
Задание:
-
Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
-
Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
-
Размер основы для аппликации - лист бумаги А8 (15х20 см.).
А. Б. В.
-
Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
-
При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).
Презентация данного урока опубликована на странице: videouroki.net/filecom.php?fileid=98669380 сайта videouroki.net/
сертификат публикации:
Литература по курсу «Художественная культура Урала»:
-
Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г.+ CD «Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.».
-
Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982г.
-
Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
-
Иванова В.В. и др. Лики и тайны «земли туманной». Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
-
Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992г.
-
Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781-1831 гг. Екатеринбург. «Издательство Баско». 2004г.
-
Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991г.
-
Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990г.
-
Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18-19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002г.
-
Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД «Сократ». 2001г.
11