Методическая разработка Неделя Художественной культуры Урала

  Название методической разработки: «Предметная неделя по дисциплине Художественная культура Урала». Данная Методическая разработка (МР) описывает программу проведения тематической предметной недели по дисциплине «Художественная культура Урала (ХКУ)» и содержание мероприятий, проводимых в рамках этой предметной недели. Автор методической разработки: преподаватель, руководитель Методического объединения общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин – Дёгтева Татьяна Александровна. Программ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» БОБРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ГБОУ СПО СО «УКСАП» Бобровский филиал











Методическая разработка


Тематической предметной недели

по дисциплине

«Художественная культура Урала»













Разработчик: преп. Бобровского филиала

Дёгтева Т.А.













п.Бобровский

2014г.

Название методической разработки: «Предметная неделя по дисциплине Художественная культура Урала». Данная Методическая разработка (МР) описывает программу проведения тематической предметной недели по дисциплине «Художественная культура Урала (ХКУ)» и содержание мероприятий, проводимых в рамках этой предметной недели.

Автор методической разработки: преподаватель, руководитель Методического объединения общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин - Дёгтева Татьяна Александровна.

Программа предметной недели ХКУ предполагает ряд мероприятий (см. «Программу предметной недели ХКУ»), направленных на формирование интереса студентов к истокам культуры родного края. К сожалению, нынешние студенты мало читают, и следствием этого является недостаточный уровень художественного воображения - мероприятия, связанные с просмотром видеофильмов и презентаций, частично компенсируют отсутствие образно-художественной информации.

Народы Урала имеют очень древнее происхождение. Сегодня Урал - многонациональный, исторический, промышленный и экономический район. Изучение художественной культуры родного края способствует не только формированию эстетического сознания студентов, но и ответственности за сохранение культурных традиций своего края.

Предметная неделя ХКУ, предназначена для организации внеурочной, и частично урочной (открытый урок на 2 курсе специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы») деятельности студентов, а так же для преподавателей - открытый урок предполагает демонстрацию использования ИКТ на уроке.









Содержание.


  1. Аннотация ……………………………………………………………………………..2

  2. Введение ……………………………………………………………………………….3

  3. Программа проведения предметной недели ХКУ …………………………………..4

  4. Содержание мероприятий предметной недели ХКУ ………………………………..4

  5. План открытого урока по теме: «Народы, населяющие Урал» …………………….6

















Введение

Дисциплина «ОП.08. Художественная культура Урала (ХКУ)» относится к вариативной части циклов ОПОП. Данная методическая разработка в доступной форме описывает и представляет опыт моей педагогической деятельности по реализации урочной и внеурочной деятельности в рамках проведения предметной недели.

Цели мероприятия:

  • Формирование интереса к художественной культуре Урала.

  • Формирование у студентов эстетического сознания и художественного восприятия действительности.

  • Воспитание толерантности на примере сосуществования на Урале различных культурных традиций множества народностей, населяющих уральский регион.

  • Описание видов деятельности педагога и студентов.

  • Описание методики использования современных технических и информационных средств обучения.

  • Осуществление связи теории с практикой на занятиях.

Задачи:

  • Проведение Открытого урока по теме: «Народы, населяющие Урал»;

  • Проведение конкурсов «Коллекционер», «Иллюстрируем Бажова»;

  • Просмотр художественного фильма «Серебро».

  • Выставка живописи уральских художников.

  • Описание и трансляция педагогического опыта.

Все мероприятия предметной недели проходят на базе кабинета №210 (художественного проектирования, композиции, истории искусств…). Открытый урок проводится в соответствии с КТП, остальные мероприятия в рамках дополнительного образования (после уроков) для всех желающих.

Поскольку дисциплина ХКУ не является обязательным, а входит в вариативную часть циклов ОПОП, в ФГОС не закреплены компетенции, относящиеся именно к этому предмету, но анализируя обязательные к освоению студентами компетенции, был сформирован перечень знаний и умений:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;

  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;

  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;

  • Основные памятники художественной культуры Урала;

  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

Программа предметной недели ХКУ


Мероприятие

Время проведения

Место проведения

1.Линейка открытия предметной недели ХКУ

17.02.14. 10.00

Фойе 3 этажа

2.Конкурс «Коллекционер»

В течение неде-ли, итог 21.02.14 в 14.00

Кабинет № 210

3.Просмотр художественного фильма «Серебро».

17-21.02.14

с 13.00

Кабинет № 210

4.Открытый урок в гр. ДПИ-21, ХКУ, Т.: «Народы, населяющие Урал».

19.02.14

8.30-12.00 (1-2п)

Кабинет № 210

5.Конкурс «Иллюстрируем Бажова»

21.02.14 в 13.00

Кабинет № 210

6.Выставка живописи уральских художников

Всю неделю

Кабинет № 210

7.Книжная выставка «Книги УРАЛА»

Всю неделю

Кабинет № 210

8.Подведение итогов предметной недели ХКУ

21.02.14 в 14.00

Кабинет № 210

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УРАЛА


Конкурс «Коллекционер».

Суть конкурса заключается в том, что студентам предлагается выставить в кабинете (на магнитной доске) свои коллекции магнитов, по тематике связанные с путешествиями по Уралу - виды и достопримечательности уральских городов; изображения природных парков и заповедников; юбилейные магниты и т.п. По итогам конкурса (наибольшее количество магнитов, соответствующих по тематике), подводятся итоги, победитель получает памятный приз - магнит «Екатеринбург».

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Разработка условий конкурса

Изучение условий конкурса, сбор коллекции

Размещение экспозиции личной коллекции

Размещение собственной коллекции, формирование названия коллекции

Проведение мини-экскурсий по экспозиции

Анализ, оценка и самооценка

Подведение итогов. Подготовка приза, награждение.

Выбор победителя открытым голосованием

Средства: коллекция магнитов; магнитная доска; приз победителю (магнит).

Методы: визуализации; демонстрации; анализа; диалога; стимулирования.

Просмотр художественного фильма «Серебро»

Многосерийный художественно-исторический сериал «Серебро», снятый на Свердловской киностудии, демонстрирует быт населения Урала, времён его освоения русскими поселенцами. Детективный сюжет фильма создаст дополнительную мотивацию к просмотру, при этом студенты смогут посмотреть предметы быта, костюмы (из музейных коллекций), архитектуру того времени, показанную достаточно достоверно.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Подготовка фильма к просмотру

Просмотр фильма

Комментарий преподавателя перед каждой серией

Анализ увиденного после каждой серии (диалог с преподавателем и между собой)

Обмен впечатлениями от увиденного по окончании просмотра (не обязательно в день окончания просмотра), обсуждение можно и нужно продолжить ещё в течение нескольких последующих дней.

Средства: DVD-дисковод к компьютеру, DVD-диск с фильмом, места для просмотра.

Методы: визуализации, использование ИКТ, демонстрации, анализа, диалога, беседы, мотивации.

Конкурс «Иллюстрируем Бажова»

Данный конкурс рассчитан на всех студентов, пожелавших участвовать в нём. Тематика иллюстраций ограничена тремя сказами «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер». Для иллюстрирования предлагается техника монотипии, с последующей дорисовкой. По времени конкурс займёт 1 астрономический час (в соответствии с продолжительностью звучания сказа П.П.Бажова «Хозяйка Медной горы» МР3). По окончании конкурса, общими усилиями выбираем наиболее интересную иллюстрацию, победитель получает приз - набор цветных гелевых ручек.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Подготовка аудио-фрагмента к прослушиванию

Подготовка инструмента и материалов; чтение сказов П.П.Бажова

Ознакомление с условиями конкурса, знакомство с алгоритмом деятельности.

Организация прослушивания сказа «Хозяйка медной горы»

Разработка и выполнение творческой композиции в соответствии с предложенным алгоритмом, в процессе прослушивания сказа (1 час).

Подготовка и оглашение критериев оценки

Анализ работ в соответствии с критериями оценивания, выбор лучшей работы

Подведение итогов, вручение приза

Средства: аудио-фрагмент МР3 «Хозяйка Медной горы»; алгоритм действий (для студентов); графический и живописный инструмент; материалы графики и живописи; магнитная доска (для экспонирования).

Методы: визуализации, иллюстрирования, использование ИКТ, беседы, мотивации, частично-поисковый метод, упражнения по выполнению требований (алгоритм).

Выставка живописи уральских художников.

Плакаты с изображением живописных полотен размещаются в информационных зонах кабинета. Репродукции для экспонирования:

  • В.А.Игошев. Песня старого Манси. 1956г.

  • В.Е.Раев. Гулянье на Лисьей горе. 1837г.

  • В.Л.Белых. Пяноборское поселение на Каме.1999г.

  • П.Ф.Худояров. Листобойный цех. 1830г.

  • А.А.Заусаев. Уральский мастер. 1960г.

  • Н.В.Костина. Строительство Екатеринбурга. 2006г.

  • В.И.Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895г.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Подбор и размещение репродукций в информационных зонах

Осмотр выставки

Организация беседы вопрос-ответ (диалог)

Участие в диалоге

Средства: набор плакатов-репродукций; оформленная информационная зона.

Методы: визуализации, демонстрации, анализа, диалога, беседы (экскурсия), создания ситуации познавательной новизны.

Книжная выставка «Книги Урала»

В информационной зоне кабинета № 210 оформлена мини-выставка книг об Урале: Сказания и легенды, сказы, поэзия уральских авторов, историческая литература, литература по изобразительному искусству Урала.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Подбор книг

Знакомство с экспозицией

Подготовка анкеты для студентов

Заполнение анкеты

Чтение стихов на закрытии недели

Средства: книги из личной коллекции преподавателя, анкеты (опросники для студентов).

Методы: визуализации, демонстрации, анализа, диалога, беседы (экскурсия), создания ситуации эмоциональных переживаний, создания ситуации познавательной новизны.









Открытый урок - «Народы, населяющие Урал».

План открытого урока по дисциплине «Художественная культура Урала».

Данный урок разработан в рамках «Учебно-методического комплекса» по дисциплине «Художественная культура Урала», для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) - резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина «Художественная культура Урала» относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: «Народы, населяющие Урал» - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).

  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.

  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).

  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока:

Этапы

Дидактические задачи

Деятельность

Студентов

Преподавателя

1

Организация начала занятия

2мин.

Подготовка студентов к работе на уроке

  • Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

  • Выполненное домашнее задание.

  • Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

  • Компьютерная презентация: «Народы, населяющие Урал»,

  • Видеофрагменты: «Мой Урал», «Народное жилище».

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

8мин.

Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми

  • Актуализация опорных знаний.

  • Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

  • Фронтальный опрос студен-тов по теме: «Аркаим - древ-ний город Урала» Пр.(2-3 сл.)

  • Контроль деятельности студ.

  • Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подг.к осн. Этапурока

Обеспечение мотива-ции студентов

  • Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом).

  • Знакомство с темой и целями урока.

  • Демонстрация видеофрагмен-та «Мой Урал» - 2 мин.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

35мин

5мин.-пере мена.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

  • Запись даты и темы урока в конспект.

  • Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

  • Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

  • Слайды презентации 7-34 новая тема «Коренные народы Урала»; 35-40 слайды «Освоение Урала и Сибири русскими»; 41-51 сл. «Народ-ный костюм»; 52-62 сл. «Тра-диционное жилище» + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).

  • Организация работы студен-тов (конспектирование).

  • Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;

5

Первичная проверка понимания

5 мин

Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала.

  • Самостоятельное обобщение информации.

  • Участие во фронтальном опросе.

  • Фронтальный опрос;

  • Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

  • Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

6

Закрепление знаний и способов действий

20мин

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

  • Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.

  • Выполнение эскиза.

  • Выполнение орна-мента (аппликация)

  • Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы - слайды презентации 62-66.

  • Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

  • Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

  • Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

  • Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7

Обобщение и сис-тематизация зна ний 5мин

Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу,

  • Участие в диалоге.

  • Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

  • Обсуждение символики выполненных орнаментов.

  • Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

5мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

  • Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)

  • Самооценка работ.

  • Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

  • Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

  • Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.

9

Подведение ито-гов

5 мин

Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели.

  • Участие в подведении итогов урока.

  • Приведение рабочее го места в порядок.

  • Подведение итогов урока

  • Определение перспективы последующей работы.

  • Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

10

10

Домашнее задание

5 мин.

Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания.

  • Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

  • Запись домашнего задания в конспект.

  • Окончательное приведение в порядок рабочего места.

  • Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).

  • Инструктаж по его выполнению.

  • Проверка соответствующих записей.

  • Рекомендация литературы (презентация слайд 71).

  • Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?

  2. Как в наше время называют «остяков» и «вогулов»?

  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?

  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?

  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?













Практическое задание:

Методическая разработка Неделя Художественной культуры Урала

Задание:

  • Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).

  • Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.

  • Размер основы для аппликации - лист бумаги А8 (15х20 см.).

АМетодическая разработка Неделя Художественной культуры УралаМетодическая разработка Неделя Художественной культуры Урала. Методическая разработка Неделя Художественной культуры УралаБ. Методическая разработка Неделя Художественной культуры УралаВ.



  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.

  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

Методическая разработка Неделя Художественной культуры Урала

Презентация данного урока опубликована на странице: videouroki.net/filecom.php?fileid=98669380 сайта videouroki.net/

сертификат публикации:

Методическая разработка Неделя Художественной культуры Урала

Литература по курсу «Художественная культура Урала»:

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г.+ CD «Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.».

  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982г.

  1. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.

  2. Иванова В.В. и др. Лики и тайны «земли туманной». Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.

  3. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992г.

  4. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781-1831 гг. Екатеринбург. «Издательство Баско». 2004г.

  5. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991г.

  6. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990г.

  7. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18-19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002г.

  8. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД «Сократ». 2001г.

11


© 2010-2022