Программа курса Народное и декоративно - прикладное искусство Урала

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

"Народное и декоративно- прикладное искусство Урала"


Пояснительная записка

Любовь к родному краю. Знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д. С. Лихачев.


Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре. Введение в культуру как осуществление социального наследования - важнейшая функция, смысл образования. Причем культура представляется не как линейный процесс необратимой временной последовательности, а как система, в которой существует прошлое, настоящее и будущее.

Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.

Уральская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном внимании исследователей к старине русского Урала не менее своеобразные произведения уральской земли изучались мало. Однако, и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества:

-резьба и роспись по дереву;

- кованый металл;

- плетение;

-керамика;

-одежда;

-ткачество;

-вышивка.

Народное искусство живет и сегодня.

Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Уральской земли на уроках изо содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.

При изучении культурно-бытовых традиций на занятиях изо необходимо решить задачу органичного соединения в технологическом обучении на основе декоративно-прикладного искусства двух видов художественной активности учащихся: восприятия искусства (потребления) и овладения навыками (производства).

Данный курс предполагает знакомство и изучение народных промыслов и декоративно - прикладного искусства Уральской земли. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают о творчестве и эстетике родного края. Мы так много говорим о природе нашей местности, художниках, писателях, ученых и совсем мало уделяем внимания простым людям, которые своими руками создают шедевры. Именно народ трудится на заводах и фабриках, расписывая посуду, вышивая тонкими нитками великолепные узоры. Народные ремесла во все времена считались ценными, красивыми и модными. Наш край богат умельцами и мастерами.

Цели курса:

  • сформировать целостное восприятие народного искусства и декоративно-прикладного творчества как части культуры народа;

  • расширить знания учащихся о родном крае, изучая основные виды народных и декоративно-прикладных промыслов;

  • развить интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству Уральской земли;

  • воспитать любовь, гордость и глубокое уважение к родному краю.

К числу основных задач относятся:

  • дать представление о народных промыслах и промышленных зонах родного края;

  • показать связь прошлого с современностью, влияние традиций народного искусства на обустройство современного быта.

  • познакомить учащихся с историей возникновения и технологией изготовления изделий народного промысла и декоративно-прикладного искусства края.

  • способствовать развитию воображения, творчества, художественного и эстетического вкуса, активизировать мыслительные процессы, побуждать желание самостоятельного воплощения своих идей.

Задачи программы

Познавательная: развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению техник декоративной работы.

Развивающая: развить личность учащихся, их активность, самостоятельность, умение общаться.

Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, их функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:

  • безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений.

  • владение различными видами декоративной работы (лепка, папье-маше, рисунок, аппликация, вышивка)

  • различение видов промыслов края;

  • выполнение различных видов декоративных работ.

Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Курс предназначен для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю). Всего 3 4 часа.

Основные принципы обучения:

  • адаптивность;

  • сотворчество и ответственность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • доброжелательность и достоинство;

  • природосообразность и учет возрастных особенностей.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы и методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; презентации.

  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, ярмарки.

Дидактический материал.

  • Журналы, статьи;

  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий;

  • эскизы будущих изделий;

  • Презентации

  • Видеофильмы.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

  • виды декоративного творчества края;

  • историю возникновения промыслов;

  • инструменты и принадлежности;

  • основные приемы работы: лепка, папье-маше, аппликация, рисунок.

УМЕТЬ:

  • графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках ;

  • грамотно и эстетично выполнять рисунки;

  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;






Содержание программы.


Введение. Декоративно-прикладное искусство, его виды.

Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.

Народные художественные промыслы края. Разнообразие промыслов - ремесел Урала: ювелирное искусство Урала; каслинское литье; златоустовская гравюра; южноуральский фарфор; история куклы на Урале; овчинный (выделка шкур и дубление овчины); ковроткачество; ткачество; вязальный; корзиноплетение и т.д.

I. Пермский звериный стиль.

Теоретическое обучение. Зарождение пермского звериного стиля. Дерево, глина , металл - материалы оберегов. Три уровня мироздания. Птица. Лось, медведь. Человек. Сходство и многообразие художественных образов.

II. Убранство русской избы. (Уральской)

Теоретическое обучение. Единство конструкции и декора в традиционном уральском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземный мир). Деревянное кружево. Плотничество. Деревянная архитектура Прикамья. Хохловка.

Практическое обучение. Рисунок на тему деревянное зодчество. Творческая работа на тему «Грустное окно» и «Радостное окно».

III. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

Теоретическое обучение. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т.д.) Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Предметы утилитарного назначения.

Практическое обучение. Рисунок интерьера уральской избы.

IV. Конструкция и декор предметов народного быта.

Теоретическое обучение. Русские уральские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение северных прялок, выявление символического значения декоративных элементов. Изделия из бересты и дерева.

Практическое обучение. Выполнение изделий предметов обихода из бересты. Изготовление украшения из бересты.

V. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки.

Теоретическое обучение. Народная вы­шивка пермского края - сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Познакомит учащихся с народной вышивкой, её традициями и особенностями, историей возникновения.

Практическое обучение. Учащиеся пробуют нарисовать полотенце, соблюдая все особенности коми-пермяцкой вышивки. Украшение кокошника.

VI. Народный праздничный костюм.

Теоретическое обучение. Народный празд­ничный костюм -целостный художе­ственный образ. Северорусский и среднерусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Головные уборы.

Практическое обучение. Создание комплекта одежды (аппликация).

VII. Народные праздничные обряды.

Теоретическое обучение. Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символистическое значение.

Практическое обучение. Рисунок на тему: святки в уральском праздничном календаре.

VIII. Искусство Обвинской росписи.

Теоретическое обучение. Обвинская роспись - художественное богатейшее наследие Прикамья, ценнейший историко-этнографический источник. Из истории развития промысла.Знакомство с элементами Обвинской росписи, стилизация простых листьев и цветов. Подробное рассмотрение произведений Обвинского промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность линейного рисунка. Приемы росписи.

Практическое обучение. Роспись доски для разделки хлеба.

IX. Программа курса Народное и декоративно - прикладное искусство Урала Программа курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаИскусство урало - сибирской росписи.

Теоретическое обучение. Из истории развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения. Разнообразие растительного орнамента. Приемы росписи. Техника рисования двухцветной краской. Передача отличительной особенности уральской росписи - разбел.

Практическое обучение. Роспись тарелки.

X. Нижнетагильский подносный промысел.

Теоретическое обучение.Из истории развития промысла. Время расцвета и упадка. Подробное рассмотрение произведений тагильской росписи. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета. Основные приемы тагильского письма (животворный инструмент - палец). Сюжетная роспись.

Практическое обучение. Роспись подноса.

XI. Гончарный промысел.

Теоретическое обучение. История возникновения фабрики. От артели до ЗАО «Кунгурские народные промыслы». Развитие форфоровой промышленности и особенности производства, росписи. Материалы и оборудование для производства посуды. Знаменитые мастера завода. Мастера-горшечники. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки. В настоящее время: керамическая посуда, панно, вазы, светильники. Современный уральский фарфор - предприятий «Богдановичский фарфор» и «Сысертский художественный фарфор».

Практическое обучение. Разработка эскизов, роспись.

XII. Уральская глиняная миниатюра.

Теоретическое обучение. Основные тенденции развития. Появление расписной игрушки. Мастер Г.Медведева и её влияние на местных мастеров. Традиционная тематика: восходящие к формам «индюка» нарядные птицы, народные гуляния. «Костюмная миниатюра». Искусство глиняной миниатюры: распространение и приобретение устойчивой черты современного регионального ремесла. Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках. Практическое обучение. Изготовление игрушек из соленого теста. Разработка эскизов по назначению игрушки, роспись.

XIII. Камнерезное и ювелирное искусство Урала.

Теоретическое обучение. Истоки развития камнерезного и ювелирного искусства. Художественная обработка камня твердых пород на Урале. Резьба по мягкому камню: селениту, гипсу, кальциту и стеатиту. Мастера уральского края. Зарождение «уральской ювелирной школы» Музей истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге.

Практическое обучение. Рисунок на тему: какие они, вечерние закаты Урала? (имитация каменной крошки).

XIV. Суксунские самовары.

Теоретическое обучение. Первенство в изобретении самовара. Суксунский медеплавильный завод. Основатель завода. Мастера меднолитейного дела Суксуна. История самовара. Художественная ковка. Златоустовская гравюра на стали. Каслинское литье. Художественное чугунное литьё Пермского края. Практическое обучение. Рисунок на тему: у самовара. Эскиз декоративной решётки или ворот.

XV. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Теоретическое обучение. Верхне-Чусовских городках - центр народных промыслов и ремесел. В г. Перми появилась мастерская, где делают глиняные свистульки, копилки и подвески. Возникает спрос на кузнечные изделия, появляются в г. Перми и мастера-кузнецы, готовые изготовить ажурные кованые решетки и подсвечники.










.



Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Дата проведения занятия

Количество часов

1

Введение. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы Пермского края.

ноябрь

1

2

Народные художественные промыслы Пермского края.

ноябрь

1

Раздел №1. Пермский звериный стиль.

3

Зарождение пермского звериного стиля. Дерево, глина , металл - материалы оберегов. Три уровня мироздания. Птица. Лось, медведь. Человек. Сходство и многообразие художественных образов.

ноябрь

1

4

Разработка эскизов.

декабрь

1

Раздел №2. Убранство русской избы.

5

Единство конструкции и декора в традиционном уральском жилище. Деревянное кружево. Плотничество.

декабрь

1

6

Творческая работа на тему «Грустное окно» и «Радостное окно».

декабрь

1

7

Деревянная архитектура Прикамья. Хохловка.

декабрь

1

8

Рисунок на тему деревянное зодчество.

январь

1

Раздел №3. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

9

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Единство пользы и красоты. Предметы утилитарного назначения.

январь

1

10

Рисунок интерьера уральской избы.

январь

1

Раздел №4. Конструкция и декор предметов народного быта.


11

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Изделия из бересты и дерева. Берестяная кладовая.

февраль

1

12

Изготовление украшения из бересты.

февраль

1

13

Изделия из бересты и дерева.

февраль

1

Раздел № 5. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки

14-15

Народная вы­шивка пермского края - сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Познакомит учащихся с народной вышивкой, её традициями и особенностями, историей возникновения.

март

2

Раздел №6. Народный праздничный костюм.


16-17

Народный празд­ничный костюм -целостный художе­ственный образ. Северорусский и среднерусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Головные уборы.

март

2

Раздел №7. Народные праздничные обряды.

18

Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символистическое значение.

Рисунок на тему: святки в уральском праздничном календаре.

март

1

Раздел №8. Искусство Обвинской росписи.

19-20

Обвинская роспись. Из истории развития промысла. Знакомство с элементами Обвинской росписи. Подробное рассмотрение произведений Обвинского промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Приемы росписи. Роспись доски для разделки хлеба.

апрель

2

Раздел №9. Программа курса Народное и декоративно - прикладное искусство Урала Программа курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаПрограмма курса Народное и декоративно - прикладное искусство УралаИскусство Урало - сибирской росписи

21-22

Из истории развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения. Разнообразие растительного орнамента. Приемы росписи. Техника рисования двухцветной краской. Передача отличительной особенности уральской росписи - разбел.

Роспись тарелки.

апрель

2

Раздел №10. Нижнетагильский подносный промысел.

23-24

Из истории развития промысла. Время расцвета и упадка. Подробное рассмотрение произведений тагильской росписи. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета. Основные приемы тагильского письма (животворный инструмент - палец). Сюжетная роспись.

Роспись подноса.

апрель

2

Раздел №11. Гончарный промысел.

25-26

История возникновения фабрики. От артели до ЗАО «Кунгурские народные промыслы». Развитие форфоровой промышленности и особенности производства, росписи. Материалы и оборудование для производства посуды. Знаменитые мастера завода. Мастера-горшечники. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки.

Разработка эскизов, роспись.

апрель

2

Раздел №12. Уральская глиняная миниатюра.

27-29

Основные тенденции развития. Появление расписной игрушки. Традиционная тематика: восходящие к формам «индюка» нарядные птицы, народные гуляния. Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках. Изготовление игрушек из соленого теста

май

3

Раздел №13. . Камнерезное и ювелирное искусство Урала.

30-33

Истоки развития камнерезного и ювелирного искусства. Художественная обработка камня твердых пород на Урале. Резьба по мягкому камню: селениту, гипсу, кальциту и стеатиту. Мастера уральского края. Зарождение «уральской ювелирной школы» Музей истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге.

Рисунок на тему: какие они, вечерние закаты Урала? (имитация каменной крошки).

май

3

Раздел №14. Суксунские самовары.

34

Первенство в изобретении самовара. Суксунский медеплавильный завод. Основатель завода. Мастера меднолитейного дела Суксуна. История самовара. Рисунок на тему: у самовара. Златоустовская гравюра на стали. Художественное чугунное литьё Пермского края. Каслинское литье.

май

2

Раздел №15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

35

Центры народных промыслов и ремесел. Появление мастерских народных промыслов в г. Перми. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Проведение викторины.

май

1


Литература.


  1. Н.А.Князева. Маленький пермяк.- Пермь: Книжный мир, 2000.

  2. Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова Страницы истории земли Пермской. - Пермь: Книжный мир, 1995.

  3. Л.Данилова. Окно с затейливой резьбой. - М., 1986.

  4. Г.Н. Чагин. Культура и быт русского крестьянства Среднего Урала. - Пермь, 1992.

  5. Г.Д.Канторович. Памятники архитектуры Пермской области. - Пермь, 1971.

  6. К.А.Буровик. Родословная вещей. - М., 1986.

  7. В.А.Оборин. По следам далёких предков. - Пермь, 1977.

  8. М.И. Вилисов. Моя крестьянская усадьба. - М., 1992.

  9. В.Б.Семёнов. Уральский камнерез. - Пермь, 1974.

  10. Пермская деревянная скульптура. - Пермь, 1985.

  11. Народная роспись по дереву. - Пермь, 1987.

  12. Чудские древности Рифея. - Пермь, 1988.

  13. А. В. Бородина Шатровый храм в русской архитектуре. - Материалы к урокам МХК- Библиотечка « Первого сентября», серия «Искусство», выпуск 6 - Москва, Чистые пруды, 2005.



© 2010-2022