- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по ИЗО Цветик-семицветик
Программа по ИЗО Цветик-семицветик
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Епифанова Н.А. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации Вязниковского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Утверждаю:
Директор ЦДОД
_______________ И.В. Грачева
«___» ____________ 20___ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Цветик-семицветик»
Возраст воспитанников 5-9 лет
Срок реализации 3 года
Разработала педагог дополнительного образования
Епифанова Наталья Александровна
2014 г.
Пояснительная записка
Общепринятое мнение - ребенок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, писать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей и костюмов.
Конечно, не все дети хотят стать художниками, скульпторами, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех.
Программа «Цветик-семицветик» нацелена на взаимосвязь и единство различных видов изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) друг с другом. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, в лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 5-ти до 9-ти лет.
Программа «Цветик-семицветик»является интегрированным курсом, который включает в себя три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года. Программа «Цветик-семицветик» предусматривает чередование занятий по рисованию, лепке и аппликации.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей возраста 5-9 лет.
В образовательной программе "Цветик-семицветик" распределение учебной нагрузки представлено следующим образом:
-
1 год обучения - (2 раз в неделю по 1 часа) х 36 недель = 72 часа;
-
2 год обучения - (2 раз в неделю по 2 часа) х 36 недель = 144 часа;
-
3 год обучения - (2 раз в неделю по 2 часа) х 36 недель = 144 часа;
Форма занятий - групповая. В объединение принимаются все желающие дети 5-9 лет по заявлению родителей или лица их заменяющего.
Количество обучающихся групп составляет 15 человек.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
-
овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, бумажной пластики;
-
формирование творческой активности, художественного вкуса;
-
развитие мелкой моторики;
-
формирование чувства цвета;
-
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
-
воспитание организованности, аккуратности.
-
Умения начатое дело доводить до конца.
На первом и втором году обучения уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, т.к. в скором времени детям предстоит учиться в школе, необходимо привить им сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.
На этом этапе дети знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.
При работе с бумагой дети знакомятся с техникой выполнения аппликации, развивают глазомер, приобретают чувство формы, ритма, учатся соотношению частей и целого, умение действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
Лепка способствует у детей развитию группы мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширению кругозора детей, ребята учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.
На третьем году обучения сюжеты работ усложняются, количество персонажей увеличивается.
В связи с усложнением композиции, растут требования и к цвету. Расширяется цветовая гамма. Дети узнают новые оттенки различных цветов, учатся их составлять. Закрепляются знания полученные ранее.
Повышается сложность выполняемых работ, чаще используются смешанные техники. Дети начинают осваивать приемы рисования с натуры.
На занятиях лепкой дети узнают о новых материалах используемых в лепке и способах их обработки. С использованием новых инструментов усложняется и выполняемая работа. Время на её создание требуется больше. Сделанные работы носят утилитарный характер - это картинки и игрушки.
На занятиях аппликацией дети знакомятся с таким техническим приёмом изобра
зительного искусства как коллаж.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительного курса (2 года обучения).
1-ый год обучения 72 часа, возраст 5-7 лет
№
п\п
Т Е М А
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Знакомство с программой. Техника безопасности.
1
-
1
2.
Рисуем сказки. Ознакомление с тремя основными цветами: жёлтый, красный, синий.
-
1
1
3.
Какого цвета радуга? Ознакомление с 7-ми цветами радуги
1
1
2
4.
Рисуем два яблока: зелёное и оранжевое. Смешивание цветов.
-
1
1
5.
Рисуем осенние листья тополя и дуба. Учимся передавать истинную форму листьев, цвет получать на палитре.
-
1
1
6.
Рисуем листья клёна, цвета смешиваем на палитре.
-
1
1
7.
Рисуем два овальных яблока (маленькое и большое). Учимся соизмерять, знакомимся с геометрической фигурой (овал)
-
1
1
8.
Рисуем цветы. Астра. Учимся технике примакивания.
-
2
2
9.
Рисуем осенний пейзаж. Учимся работать с фона.
1
1
2
10.
Моё настроение. Учимся передавать своё настроение красками.
1
1
2
11.
Рисуем веточку дуба. Закрепляем навыки рисования листьев дуба.
-
1
1
12.
Осенняя листва. Закрепляем технику примакивания.
А) Солнечный день, б) Осенний день.
-
2
2
13.
Конструирование поздравительной открытки ко Дню матери. Учимся рисовать фон нежными тонами, вырезывание лепестков, приклеивание на готовый фон.
1
1
2
14.
Рисуем новогодние игрушки (шар, шишку, сосульку, бусы)
-
1
1
15.
Рисуем Деда Мороза (ознакомление с портретом)
-
1
1
16.
Рисуем снегурочку (учимся рисовать девочку)
-
2
2
17.
Аппликация Ёлочка, игрушки на ёлочку.
-
2
2
18.
Лепим снеговика, собачку, зайчика. Учимся делать шарики для снеговика, из целого куска пластилина лепим собачку, зайчика вытягиванием.
-
1
1
19.
Закрепление лепки путём вытягивания из целого куска пластилина. Кошка.
-
2
2
20.
Лыжный поход. Учимся рисовать людей в движении.
-
2
2
21.
Мальчик и девочка лепят снеговика. Учимся рисовать детей в движении.
-
2
2
22.
Девочка (мальчик) везёт санки. Учимся рисовать детей в движении, санки
-
2
2
23.
Дети съезжают на санках с горы.
-
2
2
24.
Конструирование. Портрет, папы, дедушки. Учимся делать объёмное изображение лица человека, делать накрутки карандашом (нос и т.д.)
-
2
2
25.
Сюрприз для мамочки. Учимся делать открытку - монотипия - через стекло, мелкие цветы из бумаги.
-
2
2
26.
Рисуем колобка. Учимся создавать свой образ сказочного персонажа.
-
1
1
27.
Рисуем сказочный лес. Знакомство с чёрной тушью и палочкой.
-
1
1
28.
Колобок катится по лесной тропинке. Закрепляем навыки рисования колобка и леса. Иллюстрация.
-
1
1
29.
Мир животных. Учимся рисовать домашних животных (кошка, собака)
-
1
1
30.
Рисуем зайчика. Закрепляем навыки рисования овала, круга.
-
1
1
31.
Рисуем лисичку. Учимся составлять целую композицию: к лисичке добавляется солнышко, дождь и т. д.
-
1
1
32.
Рисуем волка. Учимся показывать индивидуальные особенности данного животного.
-
1
1
33.
Рисуем крокодила. Знакомство с экзотическими животными.
-
1
1
34.
Рисуем весёлого клоуна. Учимся показывать радость мимикой, цветом, создавать свой образ клоуна)
-
1
1
35.
Цирк. Учимся рисовать животных на арене. Учимся работать самостоятельно.
-
2
2
36.
Конструирование. Кувшинка (лилия) на воде (листе). Учимся складывать цветную бумагу в несколько раз. Работать с шаблоном (вода, лист), аккуратное приклеивание.
-
2
2
37.
Лепка животных. Лисичка.
-
1
1
38.
Лепим волка.
-
1
1
39.
Лепим из цветного пластилина синичку.
-
1
1
40.
Лепим снегиря.
-
1
1
41.
Композиция «Снегири на ветках». Учимся лепить зимнюю веточку.
-
2
2
42.
Самостоятельная работа «Синички сидят на кусте»
-
4
4
43.
Лепка на свободную тему.
-
2
2
44.
Учебно-тематические экскурсии.
7
-
7
ИТОГО
12
60
72
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительного курса (2 года обучения).
2-ой год обучения 72 часа, возраст 5-7 лет
№
п\п
Т Е М А
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Знакомство с программой. Техника безопасности.
1
-
1
2.
Рисуем сказки. Ознакомление с тремя основными цветами: жёлтый, красный, синий.
-
1
1
3.
Какого цвета радуга? Ознакомление с 7-ми цветами радуги
1
1
2
4.
Рисуем два яблока: зелёное и оранжевое. Смешивание цветов.
-
1
1
5.
Рисуем осенние листья тополя и дуба. Учимся передавать истинную форму листьев, цвет получать на палитре.
-
1
1
6.
Рисуем листья клёна, цвета смешиваем на палитре.
-
1
1
7.
Рисуем два овальных яблока (маленькое и большое). Учимся соизмерять, знакомимся с геометрической фигурой (овал)
-
1
1
8.
Рисуем цветы. Астра. Учимся технике примакивания.
-
2
2
9.
Рисуем осенний пейзаж. Учимся работать с фона.
1
1
2
10.
Моё настроение. Учимся передавать своё настроение красками.
1
1
2
11.
Рисуем веточку дуба. Закрепляем навыки рисования листьев дуба.
-
1
1
12.
Осенняя листва. Закрепляем технику примакивания.
А) Солнечный день, б) Осенний день.
-
2
2
13.
Конструирование поздравительной открытки ко Дню матери. Учимся рисовать фон нежными тонами, вырезывание лепестков, приклеивание на готовый фон.
1
1
2
14.
Рисуем новогодние игрушки (шар, шишку, сосульку, бусы)
-
1
1
15.
Рисуем Деда Мороза (ознакомление с портретом)
-
1
1
16.
Рисуем снегурочку (учимся рисовать девочку)
-
2
2
17.
Аппликация Ёлочка, игрушки на ёлочку.
-
2
2
18.
Лепим снеговика, собачку, зайчика. Учимся делать шарики для снеговика, из целого куска пластилина лепим собачку, зайчика вытягиванием.
-
1
1
19.
Закрепление лепки путём вытягивания из целого куска пластилина. Кошка.
-
2
2
20.
Лыжный поход. Учимся рисовать людей в движении.
-
2
2
21.
Мальчик и девочка лепят снеговика. Учимся рисовать детей в движении.
-
2
2
22.
Девочка (мальчик) везёт санки. Учимся рисовать детей в движении, санки
-
2
2
23.
Дети съезжают на санках с горы.
-
2
2
24.
Конструирование. Портрет, папы, дедушки. Учимся делать объёмное изображение лица человека, делать накрутки карандашом (нос и т.д.)
-
2
2
25.
Сюрприз для мамочки. Учимся делать открытку - монотипия - через стекло, мелкие цветы из бумаги.
-
2
2
26.
Рисуем колобка. Учимся создавать свой образ сказочного персонажа.
-
1
1
27.
Рисуем сказочный лес. Знакомство с чёрной тушью и палочкой.
-
1
1
28.
Колобок катится по лесной тропинке. Закрепляем навыки рисования колобка и леса. Иллюстрация.
-
1
1
29.
Мир животных. Учимся рисовать домашних животных (кошка, собака)
-
1
1
30.
Рисуем зайчика. Закрепляем навыки рисования овала, круга.
-
1
1
31.
Рисуем лисичку. Учимся составлять целую композицию: к лисичке добавляется солнышко, дождь и т. д.
-
1
1
32.
Рисуем волка. Учимся показывать индивидуальные особенности данного животного.
-
1
1
33.
Рисуем крокодила. Знакомство с экзотическими животными.
-
1
1
34.
Рисуем весёлого клоуна. Учимся показывать радость мимикой, цветом, создавать свой образ клоуна)
-
1
1
35.
Цирк. Учимся рисовать животных на арене. Учимся работать самостоятельно.
-
2
2
36.
Конструирование. Кувшинка (лилия) на воде (листе). Учимся складывать цветную бумагу в несколько раз. Работать с шаблоном (вода, лист), аккуратное приклеивание.
-
2
2
37.
Лепка животных. Лисичка.
-
1
1
38.
Лепим волка.
-
1
1
39.
Лепим из цветного пластилина синичку.
-
1
1
40.
Лепим снегиря.
-
1
1
41.
Композиция «Снегири на ветках». Учимся лепить зимнюю веточку.
-
2
2
42.
Самостоятельная работа «Синички сидят на кусте»
-
4
4
43.
Лепка на свободную тему.
-
2
2
44.
Учебно-тематические экскурсии.
7
-
7
ИТОГО
12
60
72
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
2 года обучения (дети 5 - 7 лет).
-
Закрепить работу по смешиванию красок на палитре.
-
Научить класть мазки по форме. (Акварель).
-
Продолжить закрепление умений и навыков в рисовании людей, животных. (В статике, движении).
-
Усвоить знания теоретических понятий: палитра, пейзаж, иллюстрация.
-
Продолжить работу над приёмом лепки - «вытягивание» из целого куска пластилина (птицы, рождественский ангел).
-
Закреплять на практике приёмы изображения пейзажа: примакивание кистью, по-сырому, работа тушью с заострённой палочкой, техникой «Монотипия», работу в смешанной технике.
-
Научить иллюстрировать сказку: «Доктор Айболит».
-
Рисовать на темы: «Мы идём в поход», «Все спешат под осенним дождём», «Мы танцуем и поём вокруг новогодней ёлки», «Детские забавы зимой».
-
Познакомить с жанром изобразительного искусства - портретом (доктор Айболит, Бармалей).
-
Учить рисовать с натуры (веточка рябины, простейший натюрморт - «цветок в вазе»).
-
Учить конструировать в объёме (портрет Деда Мороза, богатыря, клоуна, веер по мотивам японского пейзажа (сакуры, птицы, бабочки), панно «Подсолнухи», панно «Город - крепость» (башенки, ворота, стены из «Камня» - листы альбома, цветная бумага).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основной курс (1 год обучения).
(дети с 7-9 лет, ), 144 часа в год - 4 часа в неделю,
№
п\п
Т Е М А
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Знакомство с программой. Техника безопасности.
2
-
2
2.
Какого цвета радуга? Ознакомление с 7-ми цветами радуги
1
3
4
3,
Лепим мухомор.
-
2
2
4
Учимся рисовать осенние листья.
-
2
2
5
Рисуем два яблока: зелёное и оранжевое. Смешивание цветов.
-
2
2
6.
Рисуем осеннее дерево «береза» (акварель, гуашь).
-
2
2
7.
Пластилинография , «Золотая осень». (пластилин, картон).
-
2
2
8.
Конструирование и рисование фруктов
-
2
2
9
Изображение сказочных домиков в форме овощей ,фруктов ,грибов.
1
3
4
10
Придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.
1
3
4
11.
Рисуем цветы. Астра. Учимся технике примакивания.
1
3
4
12
Натюрморт «Цветок в вазе»
1
3
4
13.
Рисуем осенний пейзаж. Учимся работать с фона.
1
3
4
14.
Рисуем на свободную тему.
1
3
4
15.
Лепим животных.(путем вытягивания из целого куска пластилина)
-
4
4
16.
Изобразить животных.
1
3
4
17.
Конструирование поздравительной открытки ко Дню матери. Учимся рисовать фон нежными тонами, вырезывание лепестков, приклеивание на готовый фон.
1
3
4
18.
Рисуем новогодние игрушки (шар, шишку, сосульку, бусы)
-
4
4
19.
Рисуем Деда Мороза (ознакомление с портретом)
-
2
2
20.
Рисуем снегурочку (учимся рисовать девочку)
1
3
4
21
Складывание и вырезание снежинок или гирлянд.
1
3
4
22.
Аппликация Ёлочка, игрушки на ёлочку.
1
3
4
23.
Лепим снеговика, собачку, зайчика. Учимся делать шарики для снеговика, из целого куска пластилина лепим собачку, зайчика вытягиванием.
-
2
2
24.
Лыжный поход. Учимся рисовать людей в движении.
1
3
4
25.
Мальчик и девочка лепят снеговика. Учимся рисовать детей в движении.
1
3
4
26.
Смешенная техника «зимний пейзаж» (восковые мелки, акварель, соль).
1
3
4
27.
Пластилинография «Красавица зима» (пластилин, картон).
1
3
4
28.
Конструирование. Портрет, папы, дедушки. Учимся делать объёмное изображение лица человека, делать накрутки карандашом (нос и т.д.)
1
3
4
29.
Сюрприз для мамочки. Учимся делать открытку - монотипия - через стекло, мелкие цветы из бумаги.
1
3
4
30.
Рисуем колобка. Учимся создавать свой образ сказочного персонажа.
-
2
2
31.
Рисуем сказочный лес. Знакомство с чёрной тушью и палочкой.
-
2
2
32
Колобок катится по лесной тропинке. Закрепляем навыки рисования колобка и леса. Иллюстрация.
-
2
2
33
«Весна пришла» весенний пейзаж посырому.(акварель).
-
2
2
34.
Пластилинография «первые весенние цветы».
-
2
2
35.
-
2
2
36.
Рисуем волка. Учимся показывать индивидуальные особенности данного животного.
-
2
2
37.
Рисуем крокодила. Знакомство с экзотическими животными.
-
2
2
38.
Рисуем весёлого клоуна. Учимся показывать радость мимикой, цветом, создавать свой образ клоуна)
-
2
2
39.
Цирк. Учимся рисовать животных на арене. Учимся работать самостоятельно.
1
3
4
40.
Конструирование. Кувшинка (лилия) на воде (листе). Учимся складывать цветную бумагу в несколько раз. Работать с шаблоном (вода, лист), аккуратное приклеивание.
1
3
4
41.
Лепка животных. Лисичка.
-
2
2
42.
Лепим волка.
-
2
2
43.
Лепим из цветного пластилина синичку.
-
2
2
44.
Лепим снегиря.
-
2
2
45.
Композиция «Снегири на ветках». Учимся лепить зимнюю веточку.
1
3
4
46.
Самостоятельная работа «Синички сидят на кусте»
1
3
4
47.
Лепка на свободную тему.
-
4
4
ИТОГО
24
120
144
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности. На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
К концу 2-го года обучения дошкольник умеет проявлять инициативу: самостоятельно на занятиях в школе или дома выполняет задания на пройденные темы по представлению и памяти; дает оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждения стремиться выражать свою точку зрения.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.
Принцип тематики в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Изображение природы, животного мира, сказочных сюжетов связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства, уметь передавать радостное настроение праздника, используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный, нетрадиционный). Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Результативность образовательной программы.
Рисование
Воспитанники должны знать:
-
названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
-
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
-
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
-
название материалов и инструментов и их назначение;
-
правила безопасности и личной гигиены.
Воспитанники должны уметь:
-
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
-
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
-
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
-
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
-
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
-
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Лепка
Воспитанники должны уметь:
-
скатывать ком из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями. Лепить колобки, колбаски, тарелочки;
-
пользоваться набором стек;
-
лепить посуду ленточным способом;
-
лепить фигуру с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, строение, пропорции;
-
лепить животных, птиц и людей передавая характерные движения туловища и конечностей;
-
создавать несложные композиции из 2-3-х фигур (сюжетная лепка);
-
устойчиво устанавливать поделки на подставку.
Список литературы.
1. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова. - М. : Академия Развития, 2009. - 128 с.
2. Шайдурова, Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам / Н. В. Шайдурова. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 64 с.
3. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет / Т. В. Королева. - М. : Сфера, 2009. - 112 с.
4. Основные требования к составлению образовательной программы. //Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003г.№28-02-484/16
5. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования/ Т.С. Комарова - М., Педагогическое общество России, 2005
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова - М., Мозаика - Синтез, 2006
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко - М., Владос, 2003
8. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ Е.А.Янушко - М., Мозаика - Синтез, 2007
9. Ашикова С. Подружись с карандашами/ С. Ашикова// Дошкольное воспитание - 2004. - №4, с. 19- 23
10. Казакова Р.Г. "Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" ООО "ТЦ Сфера", 2009г.
11. Борисова Е. "Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании" Дошкольное воспитание. - 2002. - №2
12. Доронова Т.Н "Обучаем детей изобразительной деятельности" - М., 2005. - 96 с.