Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (ФГОС)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Углегорская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ

Директор: ___________ Н.Ю. Астафьева




Рабочая программа


по изобразительному искусству для 3 класса

на2015-2016 учебный год




Составитель программы:

учитель начальных классов

Лисеенкова Н.Н.



2015 г.





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год)

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- планируемых результатов начального общего образования

- Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского,

В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования

- Образовательной программы начальной школы

- учебника Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс, издательства «Просвещение», 2012 и «Рабочей тетради» к учебнику, издательства «Просвещение», 2012.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах

Цель изучения учебного предмета.

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Всего 35 учебных недель. В неделю-1 час. В связи с тем, что 22.02, 23.02, 7.03,8.03,2.05,3.05,7.05,8.05,9.05 являются праздничными днями запланировано 32 часа.)


ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

1

Вводный урок

2

Искусство в твоём доме

3

Искусство на улицах твоего города

4

Художник и зрелище

11ч

5

Художник и музей

8 ч

Всего 35 часов

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Характеристика предметных результатов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится / получит возможность:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство);

  • высказывать небольшие суждения о художественном произведении, изображающем природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • называть выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений.


  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

  • навыкам коллективного творчества, умением взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  • понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре.

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • называть ведущие художественные музеи России и родного края;

  • общаться через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • иметь представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится / получит возможность научиться:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет.

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета,

  • изображать предметы различной формы.


  • различать названия цветов и оттенков;

  • правилам смешивания красок и получения составных цветов;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства (композицию, форму, ритм, линию, цвет) для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образы предметного мира (растения и животных);

  • изображать пространства на плоскости и пространственным построениям;

  • первичным представлениям об изображении человека на плоскости и в объеме;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • различать богатство и разнообразие художественных культур народов Земли и основы этого многообразия;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Выпускник научится / получит возможность научиться:

  • осознавать главные темы искусства;

  • передавать характер объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления) в живописи, выражая свое отношение.

  • различать виды изобразительного искусства: графику, живопись, скульптуру, декоративно - прикладное искусство;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы и передачи своего отношения к ней;

  • решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий;

  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё эмоциональное отношение.


  • анализировать произведения искусства;

  • называть конкретные произведения выдающихся художников в различных видах искусства;

  • использовать в речи художественные термины и понятия;

  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя предмета, явления и т.п.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта;

  • изображать портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение.

  • понимать роль художника в различных сферах жизнедеятельности человека, роль художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Личностные универсальные способы действий

У обучающегося будут сформированы:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России;

  • первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру;

  • элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур;

  • стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран;

  • уважение к иному мнению и культуре других народов.

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных стран;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;

  • ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;

  • дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;

  • любознательность и стремление расширять кругозор.


  • элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;

  • первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • первоначальный опыт межкультурной коммуникации;

  • ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;

  • дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;

  • первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности учащегося;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;


  • первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина.

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами;

  • доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм.

  • первоначальный опыт межкультурной коммуникации;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;


- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;

- эстетические потребности - потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

уважение к иному мнению и культуре других народов.

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;

- отношение к учёбе как творческой деятельности.

- первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;


Регулятивные универсальные способы действий

Обучающийся научится:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • осуществлять действие по образцу и заданной инструкции;

  • принимать и понимать алгоритм выполнения задания;

  • оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем действия при выполнении задания;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов выполнения учебной задачи;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

  • принимать участие в учебном сотрудничестве.

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа выполнения задания;

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

  • отбирать средства достижения цели деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учета допущенных ошибок.

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

  • различать способ и результат действия;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки о допущенных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками


  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные способы действия

Обучающийся научится:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации;

  • понимать различные произведения изобразительного искусства;

  • использовать выразительные возможности различных материалов для передачи собственного замысла;

  • конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

  • моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д.

  • выполнять простые макеты.

  • различать произведения ведущих народных художественных промыслов России.

  • называть известные центры художественных ремесел России

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

  • использовать простые формы для создания выразительных образов в скульптуре.

  • моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или инопланетян на плоскости и в объеме.

  • использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения фантастических образов.

  • использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

  • изображать в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа.

  • выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

  • осуществлять поиск нужной информации из учебника и дополнительных источников, расширять свои представления об изобразительном искусстве

  • использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

  • овладевать на практике основами цветоведения.

  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях

  • изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека.

  • сравнивать и оценивать возможности традиционного изображения персонажа и его компьютерной интерпретации.


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

  • овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

  • понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

  • использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

  • использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

  • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

  • использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам изобразительного искусства (цвет, тень и др.);

  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства.

  • осуществлять поиск дополнительной информации;

  • соотносить различные тексты по настроению, стилю, средствам изобразительного искусства;

  • строить рассуждения о воспринимаемых свойствах изобразительного искусства.

  • использовать возможности компьютерных технологий для выполнения художественной работы;

  • сравнивать средства художественной выразительности в живописи и других видах искусства (литературе, музыке);

  • представлять информацию в виде сообщения (презентации).

  • использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния на плоскости;

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам изобразительного искусства (цвет, тень, динамика, стиль);

  • строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

  • произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме , компьютерной презентации.

Коммуникативные универсальные способы действий

Обучающийся научится:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

- воспринимать художественное произведение и мнение других людей об изобразительном искусстве;

- учитывать настроение других людей, их эмо­ции от восприятия изобразительного искусства;

- принимать участие в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллектив­ной работе.

- использовать простые рече­вые средства для передачи сво­его впечатления картин;

- учитывать настроение дру­гих людей, их эмоции от восп­риятия художественного произведения;

- принимать участие в импро­визациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении впечатлений;

- следить за действиями дру­гих участников в процессе творческой деятельности.

- выражать свое мнение об изобразительном искусстве;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопро­сы;

- проявлять инициативу, участвуя в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координа­ции совместных действий при выпол­нении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

- выражать свое мнение об изобразительном искусстве, используя раз­ные речевые средства (монолог, диалог, сочине­ния), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дис­танционного общения;

- контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотно­сить их с действиями других участников и пони­мать важность совместной работы;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприя­тия чувств и мыслей персонажа художественного произведения.

5.Содержание учебного предмета



Содержание учебного материала

Вводный урок(1час)

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер постройки и Мастер Украшения.

« Искусство в твоем доме » (8часов)

Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего города, в театрах, в музеях.

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

.



«Искусство на улицах твоего города» (7 часов)

Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула - но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.

Итогом занятий должно стать не только представление о деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного города, села, страны. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры, материальной культуры, приобщение к истории культуры своего народа. Ребенок ощутит гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутит себя их наследником.

«Художник и зрелище» (10 часов:)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Ввести ученика в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.

«Художник и музей» (8 часов)

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России - хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей - святыня для русской культуры - Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей - центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема "Художник музей" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это - часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.



6.Календарно-тематическое планирование

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 уч.год на изучение данной программы выделено в 3 классе 1час в неделю всего 35 учебных недель. В связи с тем, что22.02,23.02,7.03,8.03,2.05,3.05,7.05,8.05,9.05 являются праздничными днями всего запланировано 32 часа. Уроки 8 и 9,20 и 21,23 и 24 объединены в 1 урок ).

Тематическое планирование по ИЗО 3 класс

(1 час в неделю. 35 часов в год)

п/п

Дата

Раздел, тема урока

Коли-чество часов

Характеристика деятельности учащихся

Методы оценки достижений учащихся

Использование ИКТ и материально-техническое обеспечение


по плану

факти-чески

Искусство в твоем доме

9

1

01.09

Осенний вернисаж. Прощаемся с летом

1

Выражение чувств и эмоций цветовой гаммой

Работа в альбоме

компакт - диск «Осень»

2

08.09

Красота букетов из Жостово. Твоя посуда

1

Характеризовать и оценивать связь между декором посуды и её назначением овладевать навыками создания посуды

Работа с учебником и рабочей тетрадью

презентация по теме

3

15.09

Мамин платок

1

Понимать зависимость характера узора от того кому он предназначен.Знать основные варианты композиционного решения росписи платка, обретать опыт творчества

Работа с учебником и рабочей тетрадью

образцы платков, русская народная музыка

4

22.09

Обои и шторы в твоем доме

1

Обретать опыт творчества в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты

Работа с учебником и рабочей тетрадью

фотографии; репродукции о создании тканей; методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета», «Виды узоров, орнаментов».

5

29.09

Твои игрушки

1

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её, добиваясь целостности цветового решения

Работа с учебником и рабочей тетрадью

фотографии, иллюстрации из книг и журналов

6

6.10

Иллюстрация твоей книжки

1

Понимать роль художника в создании книги, создавать проект детской книжки-игрушки

Коллективное творчество

выставка детских книг

7

13.10

Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки

1

Создавать иллюстраци к русским народным потешкам в стиле дымковской игрушки

Работа с учебником и рабочей тетрадью

презентация по теме

8

20.10

Поздравительная открытка

1

Понимать роль художника в создании форм открытки, создавать эскиз открытки

Работа с учебником и рабочей тетрадью

образцы народных художественных промыслов и графики

9

20.10

Букет цветов

1

Создавать композицию цветочного букета

Работа с учебником и рабочей тетрадью

репродукции картин художников, изобразивших цветы; аппликации, фотографии цветов; живые цветы

Искусство на улицах твоего города

7

10

27.10

Декор русской избы. Памятники архитектуры - наследие предков.

1

Оценивать эстетические достоинства построек, изображать памятник архитектуры своих мест

Работа с учебником и рабочей тетрадью

презентация по теме

11

10.11

Парки, скверы, бульвары города

1

Создавать изображение части парка, сквера, с включением деревьев, фонтанов, памятников, ограды, фонарей

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды и фотографии с видами парков, скверов, бульваров

12

17.11

Ажурные ограды

1

Создавать проект ажурной решетки или ворот

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды и фотографии с видами оград

13

24.11

Волшебные фонари

1

Графически изображать или конструировать фонарь из бумаги

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды и фотографии с видами фонарей

14

01.12

Транспорт в городе

1

Придумывать, рисовать образы фантастических машин

Коллективное творчество

фотографии бионических форм и транспорта

15

08.12

Витрины магазинов

1

Создавать эскиз оформления витрины магазина «Все для дома»

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды, фото с примерами оформления витрин

16

15.12

Труд художника на улицах твоего села (обобщение)

1

Создавать из отдельных работ коллективную композицию

Коллективное творчество. Панно

«Наше село»

Детские работы, фото села

Художник и зрелище

11

17

22.01

Художник в цирке.

1

Придумывать и создавать красочные рисунки на тему циркового представления

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды, иллюстрации на тему цирк

18

12.01

Художник в театре.

1

Понимать роль театрального художника

Работа с учебником

графические работы; репродукции работ Е. Кругликовой; «вырезалки»

19

19.01

Театр на столе

1

Создавать театр на столе, делать выводы на основе личного опыта

Коллективное творчество.

слайды, фотографии с изображением театральных кукол, афиши спектаклей, репродукции из книг о кукольном театре

20

26.01

Театр кукол.

1

Знакомство с куклами С.Образцова, разновидностями кукол

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды, фотографии с изображением театральных кукол, афиши спектаклей, репродукции из книг о кукольном театре

21

26.01

Мы художники кукольного театра

1

Придумывать и создавать сувенирную куклу

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды, фотографии с изображением театральных кукол, афиши спектаклей, репродукции из книг о кукольном театре

22

02.02

Конструирование театральной куклы

1

Придумывать и создавать сувенирную куклу

Работа в парах

слайды, фотографии с изображением театральных кукол, афиши спектаклей, репродукции из книг о кукольном театре

23

09.02

Театральные маски

1

Называть виды масок, объяснять роль маски в театре и на празднике

Работа с учебником

слайды карнавального действия, античных масок народов Востока, Африки и т. Д.

24

09.02

Конструирование маски

1

Конструирование маски

Работа с учебником и рабочей тетрадью

рисунки лиц (в виде схем), выражающие эмоциональное состояние, характер персонажа

25

16.02

Афиша, плакат к спектаклю

1

Создавать эскиз афиши-плаката к спектаклю

Работа с учебником и рабочей тетрадью

примеры разнообразной рекламы театральных, зрелищных представлений (афиши, плакаты, буклеты)

26

01.03

Праздник в городе

1

Выполнять рисунок проекта оформления праздника

Работа с учебником и рабочей тетрадью

слайды и рисунки праздников

27

15.03

Школьный карнавал (обобщение)

1

Придумывать и создавать оформление к школьному празднику, овладевать навыками коллективной работы

Работа в группе

слайды и рисунки праздников

Художник и музей

8

28

5.04

Музей в жизни города

1

Беседовать о самых значительных музеях России, иметь представление о видах музеев

Работа с учебником и рабочей тетрадью

изображение интерьера музея с фигурами людей, фото различных музеев

29

12.04

Картина - особый мир

1

Рассуждать о творческой работе, о своём восприятии произведений искусства

Работа с учебником

картины русских художников

30

19.04

Картина-пейзаж

1

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением

Работа с учебником и рабочей тетрадью

картины русских художников

31

26.04

Картина-портрет

1

Создавать портрет

Работа с учебником и рабочей тетрадью

портреты русских художников

32

10.05

Картина-натюрморт

1

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением

Работа с учебником и рабочей тетрадью

натюрморты

33

17.05

Картины исторические и бытовые

1

Создавать рисунки на тему повседневной жизни

Работа с учебником и рабочей тетрадью

фото из повседневной жизни

34

24.05

Скульптура в музее и на улице

1

Лепить фигуру человека или животного, передавая пластику движения

Работа с учебником и рабочей тетрадью

фото скульптур

35

31.05

Искусствоведческая викторина. Выставка рисунков

1

Проявлять творческую активность, участвовать в организации выставки

Викторина

Выставка

репродукции работ художников, слайды, детские работы

  1. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса:

Методическое обеспечение по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Литература для учащихся:


  • Основная:

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2012.

  2. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь /Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2013.

  • Дополнительная:

Пособия для учителя:

1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство.3- класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2011

2.Дроздова С.Б. Изобразительное искусство.3 класс. Поурочные планы. - Волгоград: «Учитель2012»

3.Примерные программы начального общего образования в 2 частях, Москва «Просвещение», 2013 (стандарты второго поколения)

4. Е.А. Коростина. Поурочные планы по ИЗО 3 класс Ч.1.2 2013

5. Журнал «Учись рисовать»

Диск «Путешествие в прошлое»

Образцы платьев, русской народной музыки.

Фотографии, иллюстрации из книг и журналов.

Выставка детских книг.

Презентация по теме «Дымковская игрушка».

Презентация по теме «Архитектура».

Презентация по теме «В мире народного зодчества».

Презентация по теме «Золотое кольцо России».

Фотографии бионических форм транспорта

Слайды, иллюстрации, книги о кукольном театре.

  1. Контрольно - измерительные материалы

Изобразительное искусство

Предмет «Изобразительное искусство» нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Умения видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной) становятся критериями для оценки освоения программного содержания по данному предмету.

Оценка планируемых результатов проводится по всем содержательным линиям курса изобразительного искусства: «Восприятие искусства и виды художественной деятельности», «Азбука искусства. Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?».

Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика осуществляется в ходе текущих и тематических проверок: на уроках, в сфере внеклассной работы при выполнении самостоятельной практико-ориентированной и художественно-творческой деятельности. Участие обучающегося в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности (выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление театральных спектаклей, классного уголка и т.п.) является не только важнейшим условием становления художественно-эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.

Текущий контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах. Поурочный контроль по изобразительному искусству предполагает проверку знаний учащихся по разделам программы, а также оценивание практической работы на определённом этапе её реализации (выполнение линейно-конструктивного рисунка натюрморта, эскиза росписи объекта и т. д.).

Тематический контроль предполагает осуществление комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным видам художественной деятельности, оценку практической (творческой) работы по заданной теме (многоплановые сюжетные композиции), выполнение рисунка натюрморта с натуры, по памяти, по воображению, создание композиций декоративно-прикладного характера.

При осуществлении устного или письменного опроса учитываются:

  • полнота ответа;

  • применение в ответе изучаемых терминов и понятий;

  • образность и выразительность речи.

При оценке практической работы следует принимать во внимание:

  • выполнение учебной задачи урока;

  • художественную выразительность композиции;

  • владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.

Критерии оценивания

"5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное

"4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное

"3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала

"2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

существенные ошибки

несущественные ошибки

- непонимание основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету),

- неумение правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы

- подмена одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства.

- упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия

Решение о проведении итоговой контрольной работы по данному предмету выносится на педагогический совет школы. Возможен вариант и самостоятельного выбора данного контроля (по желанию обучающегося и его родителя, опекуна).

Инструментарием для итогового контроля являются тестовые задания, иллюстрирующие особенности оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенном уровне.

Также, достижение целого ряда планируемых результатов может проверяться комплексной итоговой контрольной работой, задания которые в зависимости от сформированности художественного опыта и способностей выпускников могут быть выполнены ими как на базовом, так и на повышенном уровне. По результатам их выполнения учитель может сделать обоснованное заключение о развитии интереса ученика к искусству и художественной деятельности, проявлении эмоционально-ценностного отношения к искусству и художественной деятельности, степени владения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (рисование, живопись, скульптура, художественное конструирование).

Анализ итоговой контрольной работы позволит учителю изобразительного искусства:

- сделать заключение о перспективах художественного развития каждого ученика индивидуально;

- выявить темы, вызывающие трудности в усвоении младшим школьником.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей начального общего образования

№___ от ____________

Руководитель ШМО: ___________ Шевченко Н.М.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

______________ С.Н. Макаренко

«____» _______________ 2015 г.



© 2010-2022