Рабочая программа по искусству 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по искусству 9 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена в соответствии

  • с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного образования по искусству,

  • на основе примерной программы основного общего образования и УМК «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

  • учебного плана МБОУ «Кузембетьевская СОШ им. Х.Г.Хусаинова» 2015-2016 учебного года.

  • Положение о рабочей программе МБОУ «Кузембетьевская СОШ им.Х.Г.Хусаинова»

Цель - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностнонравственных ориентации.

Описание места учебного предмета:

Учебный план отводит в 9 классе 35 часов, из расчета 1 уч.час в неделю.

Программа 9 класса Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры. Изобразительное искусство и его виды. Художественные материалы и возможности их использования. Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Изобразительное искусство и архитектура России. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Зарубежное ИЗО и архитектура.

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XXв. Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Компьютерная графика и ее использование в дизайне.

Синтез искусств.

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин,

Ф.Ф.Федоровский и др.). Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творецгражданин - выразитель ценностей эпохи. Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды. Выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна в современной культуре(интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. Специфика изображений в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.). Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение фотографии и живописи. Особенности худ. фотографии. Создание худ.образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино

(сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн

«Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Опыт художественно- творческой деятельности.

Проектирование товарного знака, эмблемы. Использование языка ДНИ в собственной художественно- творческой деятельности. Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Планируемый результат.

В результате изучения искусства ученики к концу 9 класса должны:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

Учебно-методический комплект.

  1. Программа « Искусство 8-9 классы», авторы Г. Н. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, М., Просвещение, 2011г.

  2. Учебник «Искусство 8-9 класс», под редакцией Г. Н. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, М., Просвещение, 2009 г..

  3. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453- 552f31d9b164

  4. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/ 5. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/







Календарно - тематическое планирование по искусству

Класс 9 класс

Учитель Зарипова Г.Ю.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Самостоятельных работ 1 ч.;

Промежуточная аттестация- 1 час

Планирование составлено на основе программы, утвержденной: Министерством образования и науки РФ «Программа общеобразовательных учреждений Искусство 8-9 классы» Москва, 2011.

Составитель: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

Учебник : Искусство 8-9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (автор Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская)- 3 изд.- М.: Просвещение, 2009.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Колво урок ов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контрольно оценочная деятельность

Дата план

Дата факт

вид

Форма

9 класс

Воздействующая сила искусства

1

Искусство и власть.

Урок обобщения и систематизация знаний. Урок - диспут.

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема

Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти. - светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к

кинофильму

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться справочной литературой. Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением

входной

фронтальны

й

3.09

2

Знакомство с различными видами искусства. Их оценка

10.09

3

Использование музыки в различных государствах

17.09

4

Какими средствами воздействует искусство?

Комбинированн ый урок. Урок-беседа

Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Понимать и объяснять значение терминов

«композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», « пропорции», «форма». Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Передавать графически композиционное построение картины. Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

текущий

устный

1.10

5

Значение песен военных лет. Песни на военную тематику

1.10

6

Храмовый синтез искусств.

Урок обобщения и систематизации знании. Урок - беседа.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств. Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений. Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Соотносить характер звучания

музыки,

сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

текущий

устный

8.10

7

15.10


нравственных идеалов.


8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоциональнообразного содержания музыки сценическими средствами.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др. Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер. Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу. Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего

характера

тематичес кий

групповой

22.10

9

29.10


Искусство предвосхищает будущее


10

Дар предвосхищени я. Какие знания дает искусство?

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин выразитель ценностей эпохи.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла

Называть сказки, народные

предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Выявлять иносказания, метафоры, аллегории олицетворения в известных произведениях разных видов искусства. Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным

12.11

11

Какие знания дает искусство

19.11


постройкам, сопровождающим жизнь человека. Размышлять о соотношении науки и искусства. Составлять собственный прогноз будущего средствами какоголибо вида искусства.


12

Предсказание в искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Выявлять жизненные ассоциации музыки. Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня. Размышлять о соотношении

науки и

искусства. Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке

текущий

групповой

26.11

13-

14

Художественн ое мышление в авангарде науки.

2

Урок изучении нового материала. Урок-беседа

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства:

цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рокмузыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Приводить примеры научного значения художественного знания. Участвовать в разработке музыкально литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Текущий

устный

3.12

10.12



Самостоятел ьная работа

15-

16

Художник и ученый.

2

Урок обобщения

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

Многие выдающиеся ученые ценили

Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира. Пользоваться

тематичес кий

устный

17.12

24.12


искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

справочной литературой. Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.

Дар созидания. Практическая функция

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки: составлять музыкальнолитературные композиции для презентации проектов на школьной конференции.

входной

устный

14.01

18

Архитектура исторического рода.

Урок изучения нового материала. Традиционны й урок.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство) Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Афинский Акрополь. Соборная площадь

Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др. Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в

текущий

устный

21.01


Адмиралтейства в Петербурге и др.

современных городах, областных центрах и в других местах.


19

Архитектура современного города.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды

(интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда

текущий

групповой

28.01

20

Специфика

изображений

в полиграфии.

1

Урок изучения нового материала. Традиционный урок

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).

Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях (из программы по литературе - по выбору учителя).

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника- графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации. Разрабатывать идею фрагмента макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

текущий

групповой

4.02

21

Развитие дизайна и ею значение в жизни современного общества.

1

Урок изучения нового материала. Традиционный урок.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже XIX-XX вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры - это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садовопарковых ансамблей и т. д.

Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

тематичес кий

презентация

11.02

22

Декоративно-

1

Урок

Произведения декоративно-прикладного

Анализировать символику

текущий

индивидуаль

18.02

прикладное искусство.

обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно- прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

орнаментов на различных произведениях декоративноприкладного искусства. Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства. Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.

ный

23

Музыка в быту.

1

Комбинированн ый урок. Урок-беседа.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки.

Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.

Подготавливать программу вечера песни. Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки. Придумывать элементы

текущий

устный

25.02

24

Массовые, общедоступные искусства.

Комбинированн ый урок.

Традиционный.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии.

Изображение в фотографии и живописи.

Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в.

приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами

Знать принципы работы фотоаппарата. Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры. Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

текущий

устный

3.03


времени.


25

Изобразительн ая природа кино. Музыка в кино.

.

Комбинированн ый урок. Урок- собеседования

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов. Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.

10.03

26

17.03

27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

Урок закрепления. Традиционный урок.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры. Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека. Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа

тематичес кий

устный

7.04

Искусство и открытие мира для себя

28

29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2

Комбинированн ый урок.

Традиционный

урок

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Размышлять о

произведениях различных видов искусства, высказывания. суждения об их функциях

(познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностноориентирующей).

Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др. Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях

искусства. Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

входной

устный

14.04

21.04

30

Промежуточна я аттестация

1

тест

28.04

31

Литературные страницы.

1

Урок закрепления. Традиционный урок.

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Размышлять произведениях различных искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно- ориентирующей).

тематичес кий

устный

5.05

32

33

34

Исследователь ский проект «Пушкин - наше все»

4

Защити проекта.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.

  • Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные таки, барельефы и др.).

  • «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

  • Музыкальные воплощения лирической ногти А.С. Пушкина.

  • Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

  • Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

  • Театр и А. С. Пушкин.

  • Пушкинские музеи-заповедники, музеиквартиры, музеи-усадьбы.

  • Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е произведений.

  • Мультипликация: образы сказок Л.С. Пушкина.

  • Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А. С. Пушкина.

  • Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.

  • Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов

- Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности;

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях

(познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно- ориентирующей).

итоговый

защита проекта опрос

12.05

19.05

26.05


Итоговая тестовая работа по искусству





1. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) Триумфальная арка в честь армии Наполеона в Париже

2) Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном в Москве

________________________________

________________________________________



2. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

3. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов

Б) обработка произведения

В) построение

4. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения

В) мерность

5. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

6. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

7. Что такое храм?

А) жилище мирского человека

Б) культовая постройка

В) светская постройка

8. Какие виды искусств объединяются в театре, кино, на телевидении?

А) живопись, музыка, театр

Б) музыка, кино, скульптура

В) драма, музыка, изобразительное искусство

9. Где и когда появился мюзикл?

А) XIX в. в Италии Б) XX в. в Америке

В) XX в. в России

10. Что отражается в бесконечных орнаментах мечети?

А) изображения цветов

Б) выдержки из святой книги

В) просто орнамент

11. Какие виды искусств объединяются в театре, кино, на телевидении?

А) живопись, музыка, театр

Б) музыка, кино, скульптура

В) драма, музыка, изобразительное искусство

12. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский?

А) влияние цвета на эмоции человека

Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

13. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог?

А) турбулентностью

Б) видел воздушные потоки

В) делал научные открытия

14. Кто из великих художников разработал модель летательного аппарата?

А) Оноре де Бальзак

Б) Леонардо да Винчи

В) Жюль Верн

15.По какой традиции построен Санкт-Петербург?

А) античная традиция

Б) современная традиция

В) средневековая традиция

16. Назови ярких представителей конкретной музыки. ___

________________________________________

17. К каким произведениям создавал иллюстрации французский художник Гранвиль?

А) М.Ю.Лермонтов «Демон»

Б) Д.Дефо «Робинзон Крузо»

В) А.С.Пушкин «Пиковая дама»

18. Кто является известным дизайнером?

А) А.Бенуа Б) Ч.Макинтош В) В.Гог

19.Что относится к декоративно-прикладному искусству?

А) античная культура

Б) фольклор

В) народные промыслы

20. Проведите соответствие предметов декоративно-прикладного искусства с традициями разных районов:

1) Восток - керамика

2) Юг - фарфор, эмаль,

3) Прибалтика - ритуальные маски

4) Африка - ковры

5) Китай - янтарь





Аннотация к рабочей программе.



Учебный год

2015-2016

Предмет

Искусство

Класс

9

Учитель

Зарипова Г.Ю.

Структура рабочей программы

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Критерии оценивания

  4. Календарно-тематическое планирование

  5. Литература для учителя и учащихся

  6. Интернет сайты

  7. Примерный вариант контрольной работы для проведения промежуточной аттестации

Нормативные документы, на основе которых составлена программа

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- на основе примерной программы основного общего образования и УМК «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

- учебного плана МБОУ «Кузембетьевская СОШ им. Х.Г.Хусаинова» 2015-2016 учебного года.

- Положение о рабочей программе МБОУ «Кузембетьевская СОШ им. Х.Г.Хусаинова»

Цели и задачи учебного курса

Цель - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования. Общая характеристика учебного предмета.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Искусство» из расчета 1 учебный час в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения искусства ученики к концу 9 класса должны:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах

Учебно-методический комплекс

  1. Программа « Искусство 8-9 классы», авторы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, М., Просвещение, 2011г.

  2. Учебник «Искусство 8-9 класс», под редакцией Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, М., Просвещение, 2009 г..

  3. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453- 552f31d9b164

  4. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/ 5. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/ Календарно - тематическое планирование по искусству

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.). Контроль освоения материала учебного предмета сопровождается промежуточной аттестацией в форме теста.




© 2010-2022