План урока Совесть (модуль Основы светской этики)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский


Урок по основам светской этики «Нравственный поступок»

учитель ОРКСЭ: Бакалова М.М.






12.02.2015г.

1.

Стимулирующее введение.

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку -

Поднимем настроение

Себе и другу.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок по основам светской этики, поэтому в нашем классе - гости…Повернитесь, улыбнитесь и садитесь…

2. План урока Совесть (модуль Основы светской этики)

- Посмотрите на этот значок, который, называется «Гости», где вы могли его увидеть? ( (на сайте «Одноклассники»)

- Сегодня мы проведём урок в стиле странички этого сайта.

- Обратите внимание на страничку вашего ровесника (скриншот с изображением страницы в «Одноклассниках»)

- Что вы можете рассказать об этом мальчике?

(мальчику Алёше 10-и лет, живет в С.-Пб - герой волшебной повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»)

- Какое ключевое слово статуса может стать темой нашего урока? (Совесть)

- Определим цель урока, способы её достижения, имеющиеся у нас средства, мотив изучения темы (работа с диаграммой).

3.

Для того, чтобы разобраться в этой теме, послушаем, а потом поработаем с текстом знакомого вам произведения: «Чёрная курица, или Подземные жители».

- Найдите на парте текст с заданиями.

- Слушаем аудиозапись, следим по тексту, готовимся отвечать на вопросы…

- Прочитайте задания на обратной стороне листа.

- Выполняем. На работу - 7-10 минут, и проверяем.

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

- Прочитайте вопрос к тексту и ответ.

1) Почему Алёша не испытывал удовольствия, когда учитель хвалил его за правильный ответ? (Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда)

2) Почему Алёше было стыдно, когда его хвалили за успехи?

(Алёша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.)

3) Почему Алёша стал редко вспоминать о Чернушке? (Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал).

4) О чём предупреждала Алёшу его совесть?

(Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: "Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!»)

5) Запишите свой вопрос к последнему абзацу текста. (- Что заглушало глосс совести?)

_____________________________________________________________

(Иногда он и принимал намерение исправиться; но, к несчастию, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили)

NB : ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!

- Какие пороки (отрицательные качества характера) появились у Алёши?

- Какое высказывание о СОВЕСТИ вы составили, используя прочитанный фрагмент?

(Например: Совесть - это внутренний голос, который напоминает человеку о плохом поступке).

-Чьё высказывание кажется вам наиболее точным?

- Оцените свою работу с текстом (от 1 до 5+)

4.ФИЗМИНУТКА «Если добрый ты…»

5. Работа с высказываниями известных людей о совести.

- Обсудите. Какое высказывание понравилось вам больше всех, объясните почему, отметьте значком «КЛАСС»

(на доске распечатанные листы с высказываниями и 5 значков «Класс» для пяти групп учащихся на магнитах)

- Поработайте в группах, договоритесь, какое одно высказывание вы отметите значком «КЛАСС»).

- Помним правила работы в группе?

- Объясните свой выбор.

  • Совесть - это правильный суд доброго человека.

Аристотель

  • Совесть - голос души.

Л. Толстой

  • Совесть-внутреннее сознание добра и зла.

В. Даль


6. Работа с учебником.

- Что мы узнаем при помощи учебника по этой теме?

- Найдите в учебнике урок по нашей теме.

(Выборочное чтение с. 48-49)

- Найдите в тексте определение и отметьте его «галочкой».

-Зачитайте.

- Что ещё при помощи этого урока мы узнаем? (отличие от стыда)

- Чем совесть отличается от стыда?

(Стыд - тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение, а совесть - это стыд перед самим собой)

7.

- Прочитаем второе задание по этой теме:

(Вспомните сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Какой поступок совершил Алёша? Какое чувство он испытал из-за своего поступка?)

( Алеша предал своего друга, не сдержал слова. Испытывал и стыд, и муки совести, и раскаяние)

8. Просмотр мультфильма.

Задание: Ответить на вопрос: «Как повел себя Алёша, когда понял, что он натворил?»

(Раскаяние, извинение)

- Какой вывод Алеша сделал, что он для себя решил о дальнейшей своей жизни, судя по фрагменту мультфильма?

9. Итог урока

- Добавили бы вы Алёшу в друзья? Почему? (значок «Оповещение»)

- Хотели бы вы себе такое волшебное зернышко?

10. Минутка разговора со своей совестью (музыка ), (значок «музыка» как в ОК)

- А теперь, пока звучит музыка С. Прокофьева, попробуйте прислушаться к голосу своей совести, может быть, вам она тоже что-то подскажет? (можно закрыть глаза, лечь на парту)

11. Рефлексия.

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

- Какой цели мы достигли?

- Что пожелаем друг другу?

Пожелание следовать стрелке компаса «Добро» (макет компаса)

12. Д.з.: пример из любого произведения о совести человека (репродукция картины, сказка, фразеологизмы, рассказ - на выбор)

Запись в дневнике: Пример о совести

6


© 2010-2022