Урок на тему: Язык изображения. Средства выразительного изображения

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Язык изображения. Средства выразительного изображения.»

Цель:

  • Знакомство учащихся с одним из видами изобразительного искусствами.

  • Научить понимать содержание, смысл изображенного.

  • Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с изобразительным искусством, их видами.

  2. Пробудить интерес к живописи, творениям великих художников.

  3. Дать представление о профессии живописца, инструментах и материалах.

  4. Воспитание умения слушать и слышать других, уважать мнение другого.

Оборудование:

Для преподавателя: гуашь, акварель, художественные принадлежности, таблицы с цветовым кругом, работы по учебной дисциплине.

Для учащихся: альбомные листы, краски, кисти, палитра, вода в баночках.

Зрительный ряд: А. Матисс. Женское лицо; К. Писсаро. Бульвар Капуцинов;
П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту; А. Дейнека. Оборона Петрограда; М. Сарьян. Пальма; И. Грабарь. Февральская лазурь;
В. Мухина. Крестьянка; В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле;
М. Куприянов. М. Сарьян. Цветы; А. Матисс. Натюрморт с бронзой;
А. Рылов. В голубом просторе.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Экскурсия по школе. Подготовка рабочего места.

  3. Тема занятия: «Основы языка изображения» (Беседа)

  4. Практическая часть. Упражнения. Знакомство с различными техниками живописи.

  5. Итоги занятия.







Методические указания:

Воспитательный и образовательный процессы должны быть взаимосвязаны. Уроки изобразительного искусства должны не только знакомить с основами изобразительной грамоты, учить графически правильному изображению. Преподавателю живописи необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать. Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения восприятию искусства учащихся. Полноценное эстетическое развитие каждого - это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего гармонического развития личности.

Сила искусства также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность.

В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником.

В процессе ознакомления с произведениями искусства у учащихся формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, обогащаются их впечатления, вырабатывается потребность в общении с искусством.

Было предположено, чтобы помочь в постижении тайн средств художественной выразительности может игра и игровые ситуации. Разного типа игровые ситуации были включены серию уроков по изучению языков изобразительного искусства.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Тема занятия: «Основы языка изображения» (Беседа)

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. Искусство- это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Это искусство огромно. Произведениями искусства называют плоды труда художника, литератора, музыканта, народного умельца. Сегодня мы побываем в гостях у художника. А какие художники бывают в изобразительном искусстве?

Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.

Преподаватель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?

Учащиеся: Ноты, мелодия.

Преподаватель: Верно, а литература?

Преподаватель: А на каком языке говорит искусство балета?

Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.

Преподаватель: А вот интересно, на каком языке разговаривают художники: живописцы, графики, скульпторы?
Выберите материал для своей работы. Вам задание - нарисовать яблоко.
Изобразительное искусство тоже имеет свой особый язык, который нужно знать, чтобы понять, что хотели показать художники в своем произведении.
Два вопроса можно задать по отношению к любому произведению: "Что?" и "Как?". У наших художников на вопрос "Что?" ответ один. А вот на вопрос "Как?", каким языком, средствами художественной выразительности он пользуется, мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала карандашом. При помощи какого языка она показала нам яблоко?

Учащиеся: При помощи линий.

Преподаватель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь?

Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом.

Преподаватель: У него множество цвета или одно цветное пятно?

Учащиеся: Цветное пятно.

Преподаватель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался?

Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.

Преподаватель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи - языки графики. А у Оксаны?

Учащиеся: У неё много красок, цвета.

Преподаватель: Оказывается, художник пользуется различными средствами художественной выразительности, говорит на различных языках для передачи своей идеи.
Мы с вами познакомились с четырьмя языками изобразительного искусства. Давайте же посмотрим, как ими пользуются художники, и какие есть у художников ещё тайные средства?
Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).

Учащиеся: На языке линии.

Преподаватель: И что же ещё поразило в этом лице?

Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи.

Преподаватель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?

Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией передать прелесть этой девушки.

Преподаватель: Каков характер линии в этой работе?

Учащиеся: Она плавная, спокойная.

Преподаватель: А в этой работе? (П. Пикассо "Клоун")

Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.

Преподаватель: Верно, совсем иная линия и совсем другой характер изображения.
Большие возможности таит линия, а зачем художники используют пятно? (К.Писсаро "Бульвар Капуцинов")

Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно, силуэтом.

Преподаватель: Преподаватель: Посмотрите на эти две скульптурные работы. Что изобразил художник? (П.Клод Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с жеребенком).

Учащиеся: Изображены лошади. Но как? - первая работа изображает противоборство вставшего на дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого человека. И объем, художник трактует динамично, взволнованно. Совсем иначе передан объём во второй работе. Каков же его характер здесь?

Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.

Преподаватель: Да, у объёма - языка скульптуры тоже есть свой характер: он то, бурный, взволнованный, то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что такое ритм?

Учащиеся: Это чередование элементов, повтор.

Преподаватель: Приведите примеры ритма, существующие в природе.

Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи, смена времен года.

Преподаватель: Правильно, но оказывается ритм это ещё один секрет, которым пользуются художники. (А.Дейнека Оборона Петрограда) Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней её части и нижней. Какие они и для чего художник применяет их?

Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм штыков, строгий, чеканный.
Художник показывает нам решимость этого строя, передает движение. А в верхней части картины художник показывает усталость, боль людей, двигающихся с фронта и ритм такой же - надломленный, усталый.

Преподаватель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма; Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два живописных произведения. Художники-авторы этих работ разговаривают с нами языком цвета. Почему они взялись за краски, что их заинтересовало, поразило? Им, наверное, было интересно настроение, состояние природы. И они выразили свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в первой картине - Сарьяна?

Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.

Преподаватель: Правильно сочетание цветов - колорит здесь хорошо передает накаленный песок, застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый, жаркий колорит. А в картине Грабаря?

Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета переливаются холодными оттенками, как в ракушке. Замечательно передает художник морозный зимний день, холодный колорит картины поражает искрящимся снегом, веселыми солнечными зайчиками.

Преподаватель: Оказывается, и у цвета - языка живописи тоже имеется свой характер, свое настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств художественной выразительности - 5 языков изобразительного искусства. Какие это средства?

Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.

Преподаватель: Как мы из букв составляем слова, так и художник в произведении с помощью этих средств рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда художник применяет одно из средств художественной выразительности, чаще они выступают вместе. Вот это и предстоит вам выяснить. Каждый сейчас получит репродукции произведений искусства. Посмотрите и ответьте на вопрос: что и как изображает художник. Какими средствами он пользуется для передачи идеи в своём произведении (индивидуальная работа по репродукциям).
К следующему уроку посмотрите репродукции с картин художников, как они используют средства художественной выразительности в своих произведениях.

3. Игровой момент

Игра "Найди инструменты". Разложить различные предметы, относящиеся к живописи и не только. Ребята должны найти те инструменты, которые принадлежат живописцу.

-Каким же образом возникает красочное изображение под названием - картина? Казалось бы, очень просто: с помощью кистей и красок. Но оказывается, краски бывают разными и «характер» у них разный и ведут они себя в процессе работы по-разному.

Загадки, стихотворения:

Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш.
Хоть не прачка, друзья,
Старательно стираю я!
(Стиральная резинка)

- Ребята, посмотрите на картину, которую нарисовал Мастер Изображения.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней.
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется: пейзаж.

- Запомнили, ребята, значит картина, на которой изображена природа: называется... пейзаж.

- Что забыл нарисовать Мастер Изображения на пейзаже? (Цветы).

- Посмотрите на вторую картину, что на ней изображено? (стол, ваза, чашка с блюдцем, яблоко):

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
|Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу.
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это: натюрморт.

- Запомнили ребята, значит картина, на которой нарисованы ваза и фрукты и посуда называется: натюрморт.

- Что забыл нарисовать Мастер изображения в натюрморте? (Цветы).

- Посмотрите, ребята, на третью картину, кого вы видите на ней? (Девушку).

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина.
Или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется: портрет.

- Запомнили ребята, значит картина, на которой изображен человек называется: портрет.

4.Практическая часть:

- Я приготовила шаблоны цветов. Смогут ли белые цветы-шаблоны украсить картины? (Дети отвечают). (Преподаватель прикладывает цветы к картинам). Нет, цветы должны быть яркими, радужными, красивыми, и ваше задание будет - украсить цветы линиями, точками, узорами так, как подскажет вам ваша фантазия. А помогут вам кисточки и краски. И еще я предлагаю в помощь таблички-подсказки, которые лежат у вас на столе. На них показано как кисточка умеет танцевать, какие она умеет делать узоры, линии и точки. Посмотрите, если кисточка встанет на носочки - получается аккуратная точка, а если кисточкой провести по листу - получается тоненькая линия. А если кисточка ляжет на бочок - получаются удивительные листочки, капельки, можно провести линию прямую, волнистую, тонкую, толстую. Но не забывайте на кисточку набрать нужного цвета краску. Чтобы краски были яркими, нужно не забывать промывать кисточку в воде.

(Заготовка натюрморта - неоконченная)

На этой картине чего - то не хватает. Что забыл нарисовать Мастер Изображения и на этой картине? (Цветы).

Видимо не хватило красок и времени Мастеру Изображения, чтобы сделать эти картины по-настоящему красивыми. Ну а мы с вами сможем это дело поправить? Каждому учащемуся выдается шаблон цветка, различными красками и техниками они его украшают. ( Создается картина из цветов.)

IV. Итоги занятия

- Ребята, сегодня вы все молодцы. Вы выполнили все мои задания и открыли двери в "Волшебный мир искусства".

А сегодня за ваше старание, я и жители моей страны мастера изобразительного творчества приготовили для вас подарки (показывает корзинку с цветиками-семицветиками). Эти подарки - цветики-семицветики. Они обладают волшебной силой творчества и принесут вам счастье и удачу. Они будут основной для вашего любого творческого замысла. С помощью цветка вы сможете творить прекрасное.

Второй вид урока:

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Как часто мы встречаемся с ним и какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь рисовать, что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?

ПРОИЗВЕДЕНИЯ изобразительного искусства создает ХУДОЖНИК.

Художник - это профессия, но ино­гда мы называем художником мастера любого дела, работающего особенно хо­рошо - красиво и творчески, то есть способного видеть пути развития своего дела, способного создавать новое. Уме­ние строить замысел и находить средст­ва для его воплощения нужно каждому человеку!

Работа художника, создающего искусство, - это ТВОРЧЕСТВО. И даже если он совсем не великий художник, и даже если он толь­ко учится.

Творчество необходимо также и для восприятия, и для по­нимания искусства - для зрителя. ЗРИТЕЛЬ перенимает опыт чувств других людей, опыт многих поколений и своих современников.

И творить искусство, и воспринимать искусство человек может только через личное творчество.

Стоит задуматься, почему в истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. Во все времена, начиная с первобытных, человек оборудовал себе место для жи­лья, создавал форму орудий и вещей, украшал себя и предметы, принадлежа­щие ему, и изображал свои представления об окружающем мире.

Работа художника разделилась на много профессий: архитектор, скульптор, художник по росписи стен, художник-ювелир, художник по тканям и т.д. Художник сцены и художник по костюма участвуют в создании спектакля, целая группа художников во главе с художником-постановщиком необходима для того, чтобы снимать кино. Ты встречаешься с художником в книге, журнале рекламе. И это еще далеко не все направления работы художника.

Временные виды искусства - музыка и литература - воспринимаются последовательно от начала к концу, то есть в течение времени.

Пространственные виды искусства обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. Также часто можно встретить название пластические искусства (от слова ластика), что в узком смысле означает «лепка», а в широком - искусство выразительной формы. Эта форма, независимо от того, трехмерная она (объемная) или двухмерная (плоскостная), располагается в пространстве.

Виды искусства имеют различное назначение в жизни людей, а следовательно у них разные художественные средства и возможности.

Чтобы не запутаться во всем многообразии пространственных искусств, поделим их на три группы.

Пространственные виды искусства

КОНСТРУКТИВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА - это архитектура и дизайн, то есть искусства художественной постройки. Они созда­ют и организуют пространственно-предметную среду нашей жизни, но при этом ничего не изображают. Это не изобразительные виды искусства, но это искусства выразительной формы. Через органи­зацию пространственных форм дизайн и архитектура выражают и строят наши чувства. Конструктивные искусства прочно объедине­ны с собственно изобразительными видами искусства, монумен­тальной живописью, скульптурой и другими видами искусства.

ДЕКОРАТИВНЫЕ, или ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА:

Их название происходит от слова «декор» - украшать. Человек с древнейших времен украшает себя, свои постройки и вещи, используя ритмические узоры, различные знаки и символы. Орнамент зародился на заре человечества: он играл заклинания, оберега. И сегодня человек отделяет с помощью украшений праздники от будней, значительное от обыденного, нарядное от повседневного, с помощью украшений мы в нашей жизни показываем, «кто есть кто», свои черты характера, намерения и тем самым организуем наше общение.

И во всех этих случаях декоративному искусству необходимы изображения, которые превращаются в орнаменты и знаки.

Декоративность в той или иной мере присутствует в любом произведении пространственного искусства - даже если это картина. Ведь изображение в картине в каком-то смысле есть система знаков, и поверхность картины немного похожа на особым способом организованный орнамент, да и создана она бывает часто для того, чтобы укра­сть какое-то помещение.

Теперь мы подошли к изобразительным видам пространственных искусств, которым и посвящен учебник. Вероятно, не случайно это стало общим для всех пространственных (пластических) ведь изобразительное мастерство художника составляет их название искусств, основу.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА имеют целью художественное познание и формирование наших образ­ных представлений о мире.

Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, то, о чем они думают, к чему стремятся. В изобрази­тельном искусстве они воплощают свои представления о прекрасном, высоком, значительном. В изобразительном искус­стве становятся видимыми повседневные переживания людей, они обретают свою художественную плоть. Художник созда­ет образы самых разных людей, в кото­рых выражает свои представления о кра­соте человека, создает образ красоты природы. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Образ нашей жизни предстает перед нами, и, вглядываясь в него, мы познаем и строим себя.

Живопись, графика, скульптура - основные виды изобразительного ис­кусства.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ- ЖИВОПИСНЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, СКУЛЬПТУРНЫЕ.

СКУЛЬПТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - глина, гипс, дерево, металл, различные виды камней, дерево.

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ -

это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожженного древесного угля, фломастеры и различные ручки, а также традиционные в графике - тушь и перо, вместо которого иногда применяют заостренную палочку или кисть.

Каждый художественный материал имеет свои особые качества и образные возможности.

Карандаш - самый обычный и рас­пространенный, знакомый всем и необхо­димый в работе художника графический материал. Графитные или, как говорят, простые карандаши, различаются своей твердостью.

Твердый оставляет жесткую серебряную линию, а мягкий - шерохо­ватую и насыщенную. Рисовать можно и острым кончиком грифеля и сточив его «лопаточкой», применяя разный нажим. Карандаш дает возможность наносить на бумагу линии и разные по характеру штрихи - когда короткие линии ложатся рядом и образуют пятно. Чтобы сделать пятно темнее, новый слой штрихов на­кладывают в другом направлении.

Для более крупных по размеру ри­сунков художники любят использовать уголь. Очень отзывчивый руке мастера уголь позволяет быстро и непосредст­венно выразить замысел, но требует осо­бой сноровки, ведь можно «перечер­тить» работу. Его легко стереть тряпкой, поэтому необходимо закреплять на поверхности бумаги специальным лаком. В рисовании также используется сангина - мягкие коричневые мелки, хорошо совместимые с углем. Наиболее богата по своим возможностям пастель. Это сухие цветные палочки -создающие бархатистую, переливчатую поверхность, которая нуждается в закреплении на бумаге, иначе красочный слой осыпается.

Существует также масляная пастель - яркая и сильная, но непригодная для тонкой разработки рисунка. Для всех видов графики большое значение имеет выбор цвета и качества бумаги.

ЖИВОПИСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - это краски, которые дают ху­дожнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа - порошок - называется «пигмент». Чтобы из него сделать краску, надо найти подходящее связующее вещество. Для этого применяли воск, яичный желток, рыбий клей. И даже сегодня в самые каче­ственные краски обязательно входят те же натуральные вещества.

Как ты думаешь, почему художникам для живописи требуются разные виды красок - акварель, гуашь, темпера, мас­ло? Да потому, что нужны разные по ха­рактеру краски: одни - чтобы расписы­вать стены, другие - чтобы создавать живописные картины или маленькие жи­вописные произведения, например ми­ниатюры для книг.

Темпера - одна из самых древних красок. До XV в. темпера была наибо­лее распространенным материалом жи­вописи. Краска разбавляется водой, но быстро высыхает и становится прочной. На Руси яичная темпера применялась в иконописи и для росписи храмов. Фре­ски наносились на стены храмов или дворцов по слою еще не просохшей шту­катурки, которая впитывала в себя красящий пигмент и прочно его закрепляла.

Акварель - это прозрачные водяные иски. Их наносят на бумагу тонкими слоями так, чтобы бумага просвечивала сквозь них. При этом они дают возможность получить очень яркие цвета, отличающиеся особой свежестью. Но для того требуется мастерство и ясное представление о задуманном образе. Если одно и то же место покрыть несколькими; слоями краски, оно может казаться грязным.

Гуашь, как и акварель, разводят водой они дают большую, чем акварель, свободу исправлений.

Масло, наверное, самая главная жи­вописная краска, она дает художнику -самые большие возможности. Пишут маслом обычно по специально загрунтованному холсту и краску разводят не водой, а специальными растворителями. Масло позволяет вести работу много­го, углубляя и разрабатывая содержание произведения.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ -

это способы работы тем или иным ма­териалом. Например, акварелью можно вести работу в течение нескольких сеансов -накладывая по просохшему слою новый прозрачный и светлый слой краски. Можно взять цвет сразу в полную силу и быстро завершить работу или писать растекающейся акварелью по влажной смоченной водой бумаге.

И всякий раз потребуется специальный - мастерство владения данной техникой, которое приходит с опытом. Но мастерство художника определяется не только уровнем его техники.

Мастерство определяется прежде всего умением ви­шь мир, мыслить и выражать свои чувства так же как в литературном творчестве:

-достаточно знать грамоту, чтобы поэтом.

III. Практическая часть:

Упражнения №1

На листе бумаги испробуй са­мые разные возможности кра­сок. Не старайся при этом ри­совать что-либо конкретное, просто стремись к тому, что­бы краска красиво растека­лась, а соседние пятна сме­шивались между собой. Сделай густые мазки и про­зрачные мазки. Почувствуй, что краски разных цветов ве­дут себя немного по-разному из-за характера их пигмента. Весь лист бумаги, на котором ты пробуешь краски, должен в конце работы стать вырази­тельной композицией.

Упражнения №2

Попробуй на бумаге графические материалы и инструменты - ка­рандаши, уголь, пастель, тушь и перо, тушь и кисть. Почувствуй, как по-разному они ощущаются при работе. Не надо рисовать сразу какое-либо конкретное изображение, сделай штрихи и линии раз­ной толщины и длины. Порисуй карандашом, углем или пастелью: острым краем, оставляя резкие и послушные изменению нажима следы, а затем боковой плоскостью, мягко и бархатисто касаясь ли­ста. Постарайся, чтобы к концу работы весь лист графических проб смотрелся красиво.


  • Композиция - (от лат. compositio-составление, связывание) -

1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейшее выразительное средство, придающее произведению единство и цельность, связывающее его компоненты.

2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

- структура художественного произведения, определяющая взаиморасположение его частей, их подчинение друг другу и единому целому. Особенности композиции определяются спецификой жанра, стиля, содержанием произведения и индивидуальными особенностями автора.

Композиция включает в себя целую систему элементов. В живописи, например, это сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т.д. Композиция играет большую роль в восприятии произведения. Так, фрагментарность, неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотнах импрессионистов создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления.

IV. Итоги занятия

Педагог подводит итоги занятия, благодарит всех учащихся за сотрудничество на занятии, отмечает наиболее активных ребят.

Литература:

1. Андрианова-Галицина И.А. Я познаю мир, Театр: Детская энциклопедия, издательство "АСТ", 2002 год.

2. Ванслов В.В. Что такое искусство? Москва, издательство "Изобразительное искусство", 1988 год.

3. Калачёва И.В. Ответы и вопросы викторины, Москва, издательство "Просвещение", 2000 год

4. Опарин Р.В., Ненилин С.Н. Сборник "Интерактивные игры", Кемерово, 2000 год.


© 2010-2022