- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Мастер-класс: Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации
Мастер-класс: Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Устюжанина О.П. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГАОУ СПО НСО
«Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко»
Мастер- класс
Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации
Преподаватель: Устюжанина Ольга Петровна
2014
Дисциплина: «Практикум по художественному ручному труду и конструированию»
Преподаватель: Устюжанина Ольга Петровна
Группа: 51-2010 Специальность: 050704 Дошкольное образование
Тема мастер- класса: Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации.
Цель мастер- класса: демонстрация технологии организации работы малых групп.
Продолжительность мастер- класса: 45 мин.
- работа в группах по 3-4 человека;
Структура работы группы:
- деление на группы;
- актуализация знаний участников, предоставляющая возможность высказываться каждому участнику;
- постановка и объяснение задачи;
- работа с материалом;
- представление результатов работы;
- обсуждение результатов работы (рефлексия)
Ход работы :
-
Вводная часть.
-
Организация работы малых групп на основе учёта уровневой дифференциации.
-
Постановка цели и задач групповой работы.
Этапы работы студентов в малой группе :
-
Знакомство с заданием.
-
Распределение ролей в группе.
-
Ответ на вопросы. (Актуализация знаний о бумаге, аппликации.)
-
Определение технических приёмов для практического выполнения аппликации с учётом возрастной группы в соответствии с заданием.
-
Создание аппликации «Осенний букет» в процессе коллективной работы.
-
Представление результатов работы группы в соответствие с заданием.
-
Подведение итогов (рефлексия, оценивание).
Тема урока: «Осенние мотивы в аппликации в разных возрастных группах»
Цель урока : создание образцов аппликации на тему «Осенние мотивы» для занятий с детьми разных возрастных групп.
Прогнозируемые результаты:
-
Вы систематизируете знания по теме: « Аппликация как вид художественного творчества в детском саду» и «Аппликация в разных возрастных группах»;
-
Вы повторите технические приёмы работы с ножницами и бумагой;
-
Вы закрепите умения работать с цветом;
Участие в мастер классе позволит вам на практике :
-
Планировать различные виды деятельности детей .
-
Организовывать продуктивную деятельность дошкольников рисование , аппликация, лепка .конструирование .
-
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности детей.
-
Приобрести опыт организации собственной деятельности, научиться определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество .
-
Приобрести опыт работы в коллективе.
-
Приобрести опыт постановки задач профессионального и личностного развития .
Форма организации работы на уроке - работа в малых группах.
Оборудование и материалы :
Для учителя:
Мультимедийное сопровождение, общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, карточки- задания, рабочий материал (цветная бумага, ножницы, клей), дополнительный материал (цветные карандаши и цветные мелки, краски, кисточки, палитра, ёмкость для воды).
Для студентов:
Рабочий материал (цветная бумага, ножницы, клей), карточки- задания, дополнительные источники информации по теме.
Ход урока.
Вводная часть: 2-3 минуты.
В настоящее время использование технологий в процесс обучения повсеместно, в том числе и в образовательном процессе ДОУ.
Программа ДО, разрабатываемая на основе требований ФГОС ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей. (Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, умение взаимодействовать с другими людьми на основе усвоенных правил, норм)).
Одним из условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, считается сотрудничество со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видам деятельности. Выполнение коллективных работ в продуктивных видах деятельности, в частности в аппликации предоставляются такие возможности.
На рабочих столах у каждой группы есть задания.
Вам нужно познакомиться с заданием. Заданий будет несколько.
При распределении работы внутри группы, выберите модератора ( организатора всей деятельности группы).
Его функции:
-
организация деятельности в процессе выполнения работы ;
-
принятие решений, возможно критические корректные высказывания для правильного решения задачи ;
-
определение ответственных за этапы выполнения заданий(учёт пожеланий студентов);
-
внесение корректив и дополнений в ответы.
Первое задание предполагает дать ответы на вопросы, демонстрирующие теоретические знания.
Время выполнения задания 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа) ( приложение 1) .
Второе задание предлагает вам соотнести технические приёмы выполнения аппликации и возрастные особенности детей конкретной группы.
Время выполнения 2 минуты( 1 минута на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа) (приложение 2).
При планировании любой художественно - творческой работы с дошкольниками учитываются программные задачи и они определены для каждой возрастной группы, определены и темы, связанные с временем года. И это означает, что в разных возрастных группах будут использоваться разные технические приёмы для получения результата и приобретения позитивной социализации детей.
Третье задание- вам нужно выполнить практическую работу по созданию творческой аппликации «Осенний букет» для обозначенной возрастной группы.
Время выполнения 20 минут (приложение 3)
Четвёртое задание - представление результатов работы малой группы.
Время представления 3-4 минуты для каждой группы.
Алгоритм выполнения практической работы:
-
Определение темы творческой работы ,выполняемой малой группой.
-
Выбор фона и подборка цветной бумаги для элементов аппликации.
-
Выбор технических приёмов аппликации.
-
Подготовка элементов для аппликации с учетом соразмерности листа фона и в соответствии с темой.
-
Композиционное решение аппликации.
-
Приклеивание деталей.
-
Итоговое оформление аппликации.
-
Формулирование задач обучения выполнению аппликации в конкретной возрастной группе детей.
Показатели для анализа практической работы:
-
соответствие выполненной творческой работы определённой возрастной группе детей;
-
качество аппликации ( последовательное применение операций, использование технических приёмов, наклеивание, цвет, композиция)
-
аргументированность последовательности действий при выполнении аппликации;
-
рациональность использования рабочего времени;
-
умение членов малой группы отвечать на вопросы участников мастер класса ;
-
умение работать в коллективе , взаимодействовать с коллегами .
2. рефлексия
-
Какие преимущества вы увидели работая в малых группах?
-
Какие проблемы возникали у вас работая в малой группе?
-
Помогает ли работа в малых группах развитию личностных качеств? Каких именно?
-
Можем ли вы применить данные техники и приёмы аппликации не только в профессиональной деятельности, но и в быту? В каких случаях?
Благодарю всех за работу .
Приложение №1
Задания для групп
Задание1, для 1 группы.
Ответьте на вопросы:
-
По каким параметрам характеризуют бумагу?
-
Какими свойствами обладает бумага?
Время выполнения работы 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа).
Ответ:
Прежде ,чем начать работу , что необходимо знать о бумаге?
Характеристики бумаги -(толщина, плотность, фактура, цвет.)
Свойства бумаги- (мнётся, гнётся, скручивается,режется,рвётся)
Бума́га (предположительно от итал. bambagia[1], либо тат. бумаг - хлопок) - волокнистый материал с минеральными добавками в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Зачем необходимо это знать?
Для того ,чтобы использовать в работе с детьми разного возрастного периода при выполнении различного рода работы из бумаги - это аппликации и конструктивные поделки.
Задание 1, для 2 группы.
Ответьте на вопросы:
-
Что такое аппликация?
-
Чем аппликация отличается от всех других художественно-изобразительных работ?
Время выполнения работы 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа)
Ответы:
(Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. )
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; полимеры приклеиваются на бархатную бумагу ,ткань или деревянную основу.
Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.
Основными характерно-выразительными особенностями аппликации являются: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Это дает возможность широко использовать аппликацию в работе с дошкольниками.
Задание 1, для 3 группы.
Ответьте на вопросы:
-
Какие виды аппликации по содержанию, используются в детском саду?
-
Для чего применяется аппликация в детском саду ?
Время выполнения работы 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа)
Ответы:
Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Виды аппликации по содержанию -предметная, декоративная, сюжетная.
Украшают предметы быта, декорации для театра, подарки, открытки, новогодние игрушки , наглядные пособия, пособия к различным играм, сувениры к праздничным датам, стенгазеты, стенды, панно и др и тд.
Приложение №2
Задание 2, (для всех групп)
Соотнести возрастную группу детей и технические приёмы аппликации, которые используются для данной возрастной группы .
Возрастные группы
Технические приёмы аппликации
Средняя группа
Симметричность
Старшая группа
Силуэтное вырезывание фигур
Подготовительная группа
Резание полос по прямой линии
Время выполнения работы -2 минуты.
Ответ:
Средняя группа- резание полос по прямой линии.
Старшая группа -симметричность.
Подготовительная группа- симметричность, силуэтное вырезывание фигур.
Приложение №3
Задание 3, (для всех групп)
Выполните практическую работу « Осенние мотивы в аппликации» предложенной возрастной группы.
1 группа -старшая группа.
2 группа- средняя группа.
3 группа- подготовительная группа.
Время выполнения 20 минут.
Алгоритм выполнения практической работы
-
Определение темы творческой работы ,выполняемой малой группой.
-
Выбор фона и подборка цветной бумаги для элементов аппликации.
-
Выбор технических приёмов аппликации.
-
Подготовка элементов для аппликации с учетом соразмерности листа фона и в соответствии с темой.
-
Композиционное решение аппликации.
-
Приклеивание деталей.
-
Итоговое оформление аппликации.
-
Формулирование задач обучения выполнению аппликации в конкретной возрастной группе детей.
Показатели для анализа практической работы:
-
соответствие выполненной творческой работы определённой возрастной группе детей;
-
качество аппликации ( последовательное применение операций, использование технических приёмов, наклеивание, цвет, композиция)
-
аргументированность последовательности действий при выполнении аппликации;
-
рациональность использования рабочего времени;
-
умение членов малой группы отвечать на вопросы участников мастер класса ;
-
Умение работать в коллективе , взаимодействовать с коллегами ( ОК.6.).
Приложение № 4
Рефлексия:
-
Какие преимущества Вы увидели работая в группах?
-
Какие проблемы возникали у Вас при работе в малой группе?
-
Помогает ли работа в малых группах развитию личностных качеств, каких?
-
Можем ли мы применять данные техники и приёмы аппликации не только в профессиональной деятельности, но и в быту? В каких случаях?
3- минуты для каждой группы.
12