• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Мастер-класс: Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации

Мастер-класс: Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации

В настоящее время использование технологий в процесс обучения повсеместно, в том числе и в образовательном процессе ДОУ. Программа ДО, разрабатываемая на основе требований ФГОС ДО, формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей. (Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, умение взаимодействовать с другими людьми на основе усвоенных правил, норм). Одним из условийразвития ребенка, открывающих воз...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ СПО НСО

«Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко»















Мастер- класс


Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации


Преподаватель: Устюжанина Ольга Петровна







2014

Дисциплина: «Практикум по художественному ручному труду и конструированию»

Преподаватель: Устюжанина Ольга Петровна

Группа: 51-2010 Специальность: 050704 Дошкольное образование

Тема мастер- класса: Организация работы малых групп в процессе обучения дошкольников аппликации.

Цель мастер- класса: демонстрация технологии организации работы малых групп.

Продолжительность мастер- класса: 45 мин.

- работа в группах по 3-4 человека;

Структура работы группы:

- деление на группы;

- актуализация знаний участников, предоставляющая возможность высказываться каждому участнику;

- постановка и объяснение задачи;

- работа с материалом;

- представление результатов работы;

- обсуждение результатов работы (рефлексия)

Ход работы :

  1. Вводная часть.

  2. Организация работы малых групп на основе учёта уровневой дифференциации.

  3. Постановка цели и задач групповой работы.

Этапы работы студентов в малой группе :

  1. Знакомство с заданием.

  2. Распределение ролей в группе.

  3. Ответ на вопросы. (Актуализация знаний о бумаге, аппликации.)

  4. Определение технических приёмов для практического выполнения аппликации с учётом возрастной группы в соответствии с заданием.

  5. Создание аппликации «Осенний букет» в процессе коллективной работы.

  6. Представление результатов работы группы в соответствие с заданием.

  7. Подведение итогов (рефлексия, оценивание).



Тема урока: «Осенние мотивы в аппликации в разных возрастных группах»

Цель урока : создание образцов аппликации на тему «Осенние мотивы» для занятий с детьми разных возрастных групп.

Прогнозируемые результаты:

  • Вы систематизируете знания по теме: « Аппликация как вид художественного творчества в детском саду» и «Аппликация в разных возрастных группах»;

  • Вы повторите технические приёмы работы с ножницами и бумагой;

  • Вы закрепите умения работать с цветом;

Участие в мастер классе позволит вам на практике :


  • Планировать различные виды деятельности детей .

  • Организовывать продуктивную деятельность дошкольников рисование , аппликация, лепка .конструирование .

  • Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности детей.

  • Приобрести опыт организации собственной деятельности, научиться определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество .

  • Приобрести опыт работы в коллективе.

  • Приобрести опыт постановки задач профессионального и личностного развития .

Форма организации работы на уроке - работа в малых группах.

Оборудование и материалы :

Для учителя:

Мультимедийное сопровождение, общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, карточки- задания, рабочий материал (цветная бумага, ножницы, клей), дополнительный материал (цветные карандаши и цветные мелки, краски, кисточки, палитра, ёмкость для воды).

Для студентов:

Рабочий материал (цветная бумага, ножницы, клей), карточки- задания, дополнительные источники информации по теме.

Ход урока.

Вводная часть: 2-3 минуты.

В настоящее время использование технологий в процесс обучения повсеместно, в том числе и в образовательном процессе ДОУ.

Программа ДО, разрабатываемая на основе требований ФГОС ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей. (Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, умение взаимодействовать с другими людьми на основе усвоенных правил, норм)).

Одним из условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, считается сотрудничество со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видам деятельности. Выполнение коллективных работ в продуктивных видах деятельности, в частности в аппликации предоставляются такие возможности.

На рабочих столах у каждой группы есть задания.

Вам нужно познакомиться с заданием. Заданий будет несколько.

При распределении работы внутри группы, выберите модератора ( организатора всей деятельности группы).

Его функции:

  • организация деятельности в процессе выполнения работы ;

  • принятие решений, возможно критические корректные высказывания для правильного решения задачи ;

  • определение ответственных за этапы выполнения заданий(учёт пожеланий студентов);

  • внесение корректив и дополнений в ответы.

Первое задание предполагает дать ответы на вопросы, демонстрирующие теоретические знания.

Время выполнения задания 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа) ( приложение 1) .

Второе задание предлагает вам соотнести технические приёмы выполнения аппликации и возрастные особенности детей конкретной группы.

Время выполнения 2 минуты( 1 минута на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа) (приложение 2).

При планировании любой художественно - творческой работы с дошкольниками учитываются программные задачи и они определены для каждой возрастной группы, определены и темы, связанные с временем года. И это означает, что в разных возрастных группах будут использоваться разные технические приёмы для получения результата и приобретения позитивной социализации детей.

Третье задание- вам нужно выполнить практическую работу по созданию творческой аппликации «Осенний букет» для обозначенной возрастной группы.

Время выполнения 20 минут (приложение 3)

Четвёртое задание - представление результатов работы малой группы.

Время представления 3-4 минуты для каждой группы.

Алгоритм выполнения практической работы:


  1. Определение темы творческой работы ,выполняемой малой группой.

  2. Выбор фона и подборка цветной бумаги для элементов аппликации.

  3. Выбор технических приёмов аппликации.

  4. Подготовка элементов для аппликации с учетом соразмерности листа фона и в соответствии с темой.

  5. Композиционное решение аппликации.

  6. Приклеивание деталей.

  7. Итоговое оформление аппликации.

  8. Формулирование задач обучения выполнению аппликации в конкретной возрастной группе детей.

Показатели для анализа практической работы:


  • соответствие выполненной творческой работы определённой возрастной группе детей;


  • качество аппликации ( последовательное применение операций, использование технических приёмов, наклеивание, цвет, композиция)


  • аргументированность последовательности действий при выполнении аппликации;

  • рациональность использования рабочего времени;

  • умение членов малой группы отвечать на вопросы участников мастер класса ;

  • умение работать в коллективе , взаимодействовать с коллегами .

2. рефлексия


  1. Какие преимущества вы увидели работая в малых группах?

  2. Какие проблемы возникали у вас работая в малой группе?

  3. Помогает ли работа в малых группах развитию личностных качеств? Каких именно?

  4. Можем ли вы применить данные техники и приёмы аппликации не только в профессиональной деятельности, но и в быту? В каких случаях?


Благодарю всех за работу .



































Приложение №1


Задания для групп


Задание1, для 1 группы.

Ответьте на вопросы:


  • По каким параметрам характеризуют бумагу?


  • Какими свойствами обладает бумага?

Время выполнения работы 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа).

Ответ:

Прежде ,чем начать работу , что необходимо знать о бумаге?

Характеристики бумаги -(толщина, плотность, фактура, цвет.)

Свойства бумаги- (мнётся, гнётся, скручивается,режется,рвётся)

Бума́га (предположительно от итал. bambagia[1], либо тат. бумаг - хлопок) - волокнистый материал с минеральными добавками в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).

Зачем необходимо это знать?

Для того ,чтобы использовать в работе с детьми разного возрастного периода при выполнении различного рода работы из бумаги - это аппликации и конструктивные поделки.





Задание 1, для 2 группы.

Ответьте на вопросы:

  • Что такое аппликация?

  • Чем аппликация отличается от всех других художественно-изобразительных работ?

Время выполнения работы 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа)

Ответы:

(Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. )

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; полимеры приклеиваются на бархатную бумагу ,ткань или деревянную основу.

Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Основными характерно-выразительными особенностями аппликации являются: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Это дает возможность широко использовать аппликацию в работе с дошкольниками.




Задание 1, для 3 группы.

Ответьте на вопросы:

  • Какие виды аппликации по содержанию, используются в детском саду?

  • Для чего применяется аппликация в детском саду ?

Время выполнения работы 3 минуты ( 2 минуты на продумывание вариантов ответа и 1 минута оглашение ответа)

Ответы:

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Виды аппликации по содержанию -предметная, декоративная, сюжетная.

Украшают предметы быта, декорации для театра, подарки, открытки, новогодние игрушки , наглядные пособия, пособия к различным играм, сувениры к праздничным датам, стенгазеты, стенды, панно и др и тд.























Приложение №2


Задание 2, (для всех групп)

Соотнести возрастную группу детей и технические приёмы аппликации, которые используются для данной возрастной группы .

Возрастные группы

Технические приёмы аппликации

Средняя группа

Симметричность

Старшая группа

Силуэтное вырезывание фигур

Подготовительная группа

Резание полос по прямой линии

Время выполнения работы -2 минуты.

Ответ:

Средняя группа- резание полос по прямой линии.

Старшая группа -симметричность.

Подготовительная группа- симметричность, силуэтное вырезывание фигур.








Приложение №3


Задание 3, (для всех групп)

Выполните практическую работу « Осенние мотивы в аппликации» предложенной возрастной группы.

1 группа -старшая группа.

2 группа- средняя группа.

3 группа- подготовительная группа.

Время выполнения 20 минут.

Алгоритм выполнения практической работы


  • Определение темы творческой работы ,выполняемой малой группой.

  • Выбор фона и подборка цветной бумаги для элементов аппликации.

  • Выбор технических приёмов аппликации.

  • Подготовка элементов для аппликации с учетом соразмерности листа фона и в соответствии с темой.

  • Композиционное решение аппликации.

  • Приклеивание деталей.

  • Итоговое оформление аппликации.

  • Формулирование задач обучения выполнению аппликации в конкретной возрастной группе детей.

Показатели для анализа практической работы:


  • соответствие выполненной творческой работы определённой возрастной группе детей;


  • качество аппликации ( последовательное применение операций, использование технических приёмов, наклеивание, цвет, композиция)


  • аргументированность последовательности действий при выполнении аппликации;

  • рациональность использования рабочего времени;

  • умение членов малой группы отвечать на вопросы участников мастер класса ;

  • Умение работать в коллективе , взаимодействовать с коллегами ( ОК.6.).


Приложение № 4


Рефлексия:


  1. Какие преимущества Вы увидели работая в группах?

  2. Какие проблемы возникали у Вас при работе в малой группе?

  3. Помогает ли работа в малых группах развитию личностных качеств, каких?

  4. Можем ли мы применять данные техники и приёмы аппликации не только в профессиональной деятельности, но и в быту? В каких случаях?


3- минуты для каждой группы.

12


© 2010-2022