Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы для общеобразовательных учреждений по мировой художественной культуре для 5-11 классов. /сост. Г.И. Данилова. - 5-е изд, стереотипное. - Москва, «Дрофа», 2009.

Учебник «Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. . 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова М., Дрофа, 2009 г.

Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:

Цели:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Задачи:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.



  1. Общая характеристика учебного процесса:

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

Формы организации деятельности обучающихся - индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы контроля: устное сообщение, реферат, проект, тестирование.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для культуры Китая - это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал - мужского небесного ян и женского земного инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии - уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсюду - нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «космическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде - самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитектуры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая.

Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах.

Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса - одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в Италии в авторскую программу включено творчество Донателло, возродившего античные традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета (также не включенных в обязательный минимум содержания, но присутствующих в авторской программе) до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрождения.

Программа рассчитана на два года обучения (10 - 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 68 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

В 10 классе (34 часов) предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII века», «Художественная культура XVIII - первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX - начала XX века», «Художественная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития - от первобытного мира до культуры XX века - дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии - это Индия, Китай, Япония. В Африке - Египет. В Америке - Мексика. В Европе - Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

  1. Место предмета в базисном учебном плане

Предмет «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов по выбору на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в 10-11 классах на учебный предмет «Мировая художественная культура» отводится 68 часов (из расчета 1 час в неделю). Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, материально-техническое обеспечение которого соответствует стандарту.

В базисном учебном плане МБОУ НКСОШ отводится 34 часа ( 1 час в неделю) на изучение мировой художественной культуры.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияучебного предмета « МХК».



Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении предмета «Мировая художественная культура», являются:

-приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в художественных образах;

- осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к другим культурам;

-приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;

- развитие способности к образованию и самообразованию.

Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры предполагают:

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный досуг, выбирать пути своего культурного развития, формы художественного творчества;

- умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое отношение к произведениям искусства;

- навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- умение осуществлят поиск, отбор и обработку информации в области искусства, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания художественно-творческого продукта.

Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:

1)в познавательной сфере:

- в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и отечественной художественной культуры;

- понимании специфики основных видов и жанров искусства;

- умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные стили и направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;

- понимании и грамотном использовании искусствоведческих и культурологических терминов при анализе художественного произведения;

- углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой части мировой культуры;

- развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной национальной культур сквозь призму мировой;

- готовности выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;

- возможности поддерживать выбранное направление образования;

3) в коммуникативной сфере:

- в умении находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного произведения;

- умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектно-исследовательской и творческой деятельности;

- освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных видов;

4)в эстетической сфере:

- в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;

- умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;

- развитии художественно-эстетического вкуса;

- развитии общей культуры учащихся.

Достижение указанных результатов связано с мировоззренческим характером учебного предмета, со спецификой произведений искусства, которые напрямую обращены к чувствам и эмоциям человека, и обеспечивается решением следующих задач:

- социокультурное развитие учащихся, расширение их культурно-художественного кругозора, воспитание потребности в общении с произведениями отечественного и мирового искусства;

- развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, создание учащимися собственных произведений искусства (мультимедийных презентаций, эссе, творческих работ

И др.), организация внеурочных форм общения с искусством;

- обучение школьников приемам и методам сравнительно-аналитической деятельности для постижения художественного произведения.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- способность выпускников ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;

- владение некоторыми элементами исследовательского метода;

- умение использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Мировая художественная культура" на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию.

Курс по мировой художественной культуре ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.

V.Содержание учебного предмета



№ п/п

Раздел

Количество

1.

Художественная культура древнейших цивилизаций

5

2.

Художественнапяч культура античности

6

3.

Художественнапяч культура средневековья

8

4.

Средневековая культура Востока

6




5.

Художественная культура Возрождения

9


итого

34

ОТ ИСТОКОВ ДО XVII в. 34 часа

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

Первые художники Земли (1 час)

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека.

Архитектура страны фараонов (1 час).

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Изобразительное искусство Древнего Египта (1 час).

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески). Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров.

Художественная культура Междуречья (1 час).

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Искусство доколумбовой Америки (1 час).

Оригинальный и самобытный характер ХК доколумбовой Америки. Значение ХК народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер.

Художественная культура античности

Эгейское искусство (1 час)

Истоки критомикенской культуры и ее значение. Эгейское искусство - «прекрасная прелюдия» греческой художественной культуры. Шедевры архитектуры. Кносский дворец - выдающийся памятник мирового зодчества. Отсутствие четкой планировки, симметрии, свободное сочетание архитектурных форм. Деревянные колонны - главное украшение дворца. Необычность их форм, особенности окраски. Львиные ворота в Микенах, их внешний облик, использование «циклопической» кладки, символические рельефные изображения.Фрески Кносского дворца. Излюбленные сюжеты торжественных церемоний и религиозных процессий, игры и развлечения детей, театральные представления и акробатические танцы. Красочность палитры, динамика композиций, тонкий художественный вкус и чувство меры. «Парижанка»,«Дельфины», «Игра с быком» - прославленные шедевры фресковой живописи. Вазопись стиля Камарес. Техническое совершенство, необычность и разнообразие форм, оригинальность орнамента и живописного рисунка. Поэтическая интерпретация сюжетов в стихотворении В. Я. Брюсова «Эгейские вазы». Ограничение в использовании цветов. «Морской стиль» в вазе «Осьминог».Значение эгейского искусства и его вклад в сокромировой художественной культуры.

Золотой век Афин (1 час).

Всемирно-историческое значение ХК Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон - главное украшение Акрополя.

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады (1 час)

Скульптура и вазопись архаики.Куросы и коры. Искусство вазописи. Скульптурные фигуры«архаических Аполлонов» как воплощение мужского идеала красоты, молодости и здоровья. Повторяемость поз, отсутствие индивидуализации образов. Женские фигуры кор - воплощение изысканности и утонченности. Однообразие и статичность поз, оригинальность причесок и орнаментальных узоров одежды. Неразгаданная тайна загадочных улыбок. Искусство вазописи. Амфора из Дипилона -древнейшее произведение искусства, его назначение, особенности орнаментальных росписей. Развитие понятия о «геометрическом» стиле. Чернофигурная и краснофигурная вазопись, техника нанесения рисунка, наиболее популярные сюжеты. Эксекий - крупнейший мастер чернофигурной керамики, интерес художника к мифологическим сюжетам и образам. Ваза с изображением Ахилла и Аякса, играющих в шашки. Евфроний и Дурис -выдающиеся мастера краснофигурной живописи. Изобразительное искусство классического периода.Искусство вазописи краснофигурного стиля. «Прилет первой ласточки» Евфрония как совершенный образец краснофигурной живописи. Расцвет искусства скульптуры (мастерство в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека).Идеал физической силы и духовной красоты Человека в творениях Мирона («Дискобол»). «Дорифор» -скульптурный «канон» Поликлета. Творения Праксителя («Афродита Книдская»), Лисиппа («Геракл, борющийся со львом») и Леохара («Аполлон Бельведерский») - по выбору. Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов. Скульптура крылатой богини победы Ники Самофракийской, мастерская передача естественного порыва движения, чувство экспрессии. Скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора. Героическая борьба человека с роковыми обстоятельствами как основа сюжета.

Архитектура императорского Рима (1 час).

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон - «храм всех богов». Колизей - величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Трагики и комедиографы греческого театра (1 час).

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Великие трагики и комедиографы греческого театра.

Мир византийской культуры (1 час).

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.

Архитектурный облик Древней Руси (1 час).

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Символика храма. Архитектурный облик Киева - «матери городов русских»

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры (1 час).

Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Архитектура Московского княжества (1 час).

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси (1 час).

Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества.

Архитектура западноевропейского Средневековья (1 час).

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

Готический собор как образ мира (1 час).

Региональные школы Западной Европы. Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кельне.

Изобразительное искусство Средних веков (1 час).

Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Театральное искусство и музыка Средних веков (1 час).

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Средневековая культура Востока

Индия - «страна чудес» (1 час).

Самобытность и неповторимость ХК Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи.

Художественная культура Китая (1 час).

Значение и уникальный характер китайской ХК. Шедевры архитектуры.

Скульптура и живопись Китая (1 час).

Теснейшая связь скульптуры с буддийской религией. Скульптурные изображения Будды и святых. Погребальный комплекс в Шаньси. Техника выполнения живописных произведений. Органичное слияние поэзии и живописи. Многообразие жанров.

Искусство Страны восходящего солнца (Япония) (1 час).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве.

Художественная культура ислама (1 час).

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Художественная культура Возрождения

Флоренция - колыбель итальянского Возрождения (1 час)

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи (1 час).

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.

Бунтующий гений Микеланджело (1 час).

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

Рафаэль - «первый среди равных» (1 час).

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль - певец женской красоты Портретное творчество художника.

Возрождение в Венеции. Художественный мир Тициана (1 час).

Архитектурный облик Венеции. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика

Северное Возрождение (1 час).

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества.

Живопись нидерландских и немецких мастеров (1 час).

Художественные достижения нидерландских и немецких мастеров. Братья Ван Эйки - основоположники нидерландской школы живописи, усовершенствование технологии масляной живописи.

Музыка и театр эпохи Возрождения (2 час).

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

VI.Тематическое планирование



дата



ТЕМА

Содержание материала



Тип

урока

Цели и задачи

Основные

понятия

Приемы, формы

Контроль

Интернет,

оборудование




Жудожественная культура древнейших цивилизаций . (5 ЧАСОВ)


1

Первые художники земли.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия .Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусство. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж).

Театр, музыка и танец.

Лекция

Формировать понятие о художественно - исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации

Наскальная живопись,

макароны,

мегалиты,

мегиры,

дольмены,

кромлехи.

Слово учителя, работа с учебником, беседа

Стр. 6-13, подгот.

сообщения,

стр. 13-19 вопросы.

2

Архитектура страны фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Беседа с опорой на знания учащихся, урок - путешествие

Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.

Пирамиды Скальные гробницы и храмы,

Архитектур-

ные комплексы

Слово учителя, беседа, работа с учебником

Стр. 20-28 вопросы,

реферат или доклад

по данной теме.

Презентация.

3

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески - по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта.

Урок - семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков.

Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян.

Канон, скульптурные памятники, рельефы, фрески

Работа с учебником, просмотр видеофильмов, беседа

Стр. 28-40 вопросы

и задания, реферат

или доклад по теме.

4

Художественная культура Междуречья.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.

Изучение важнейших достижений художественной культуры Междуречья

Архитектур-ные ансамбли

Слово учителя, просмотр видеофильмов, диафильмов, беседа

Стр.41-50 вопросы,

сообщения по теме

5

Искусство доколумбовой Америки.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан).

Урок семинар, основанный на самостоятельных поисках.

Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.

Самобытный характер

Слово учителя, работа с учебником, защита докладов, рефератов.

Стр. 52-60 вопросы

и задания,

творческое задание

стр. 60.




Художественная КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ. (6 ЧАСА)


6

Эгейское искусство

Истоки крито- микенской культуры и ее значение . эгейское искусство- «прекрасная прелюдия» греческой художественной культуры


7

Золотой век Афин.

Всемирно - историческое значение худо-жественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон - главное украшение Акрополя.

Урок - путешествие.

Презентация.

Дать понятие всемирно - исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции.

Идеал,

Акрополь,

Парфенон

Слово учителя, работа с учебником, беседа по вопросам, просмотр видеофильмов.

Стр. 63-76 вопросы

и задания,

творческое задание

на стр. 77.

Презентация.

8

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады


9

Архитектура Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного года». Пантеон - «храм всех богов».

Колизей - величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Беседа с опорой не знания учащихся.

Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации.

Символы, римский форум, Пантеон

Слово учителя, работа с учебником, беседа, защита творческих заданий

Стр. 77-85 вопросы

и задания на стр. 85,

реферат или доклад

по данной теме.

стр. 86-94.

Презентация.

10

Изобразительное искусство Римской империи


11

Театральное и музыкальное искусство Античности.

Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного).

Особенности театрализованного действа.

Музыкальное искусство Античности.

Общение.

Греческий театр, античность.

Самостоят. работа с учебником, беседа

Стр. 103-109,

вопросы и задания,

творческое задание

на стр. 109,

реферат или доклад.




Художественная культура средневековья . (8часов)


12

Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Искусство мозаики и иконописи.

Лекция.

Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры.

Византийская империя,

Собор Святой Софии, мозаика, иконопись

Слово учителя, защита докладов, рефератов, беседа

Стр. 111-123

вопросы и задания,

реферат или доклад

по теме.

13

Архитектурный облик Древний Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева - «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Беседа с опорой не знания учащихся.

Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси.

Крестово-

купольный тип храма

Сообщения заранее подготовленных

учащихся, беседа, просмотр видеофильмов

Стр. 123-136,

вопросы и

задания,

реферат по одной

из тем.

14

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности.

Храм Софии Новгородской..

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.

Урок путешествие.


Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.

Архитектура Новгорода,

храм Софии Новгородской

Успенский собор во Владимире

Слово учителя, беседа, работа с заданиями учебника

Стр. 128-130,

вопросы,

творческое

задание,

реферат.

Презентация.

15

Архитектура Московского княжества.

Следование традициям Владимиро- суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.

Урок путешествие.


Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.

Ансамбль Московского Кремля, Успенский собор

Семинар по вопросам темы

Стр. 130-136,

вопросы,

сообщения.

16

Изобразительное искусство

и музыка

Древней Руси.

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии.

Особенности новгородской школы живописи.

Творчество Феофана Грека.

Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества.

Музыкальная культура Древней Руси.

Беседа с опорой не знания учащихся.

Значении живописных произведений в культуре Древней Руси.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.

Икона, иконостас, мозаика и фрески Киевской Софии

Самостоят. работа с учебником и дополнит. литературой, беседа.

Стр. 138-149.

вопросы и

задания творческое

задание,

сообщение

по данным

темам.

17

Архитектура западно-европейского Средневековья.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр- Дам в Париже и в Кельне (по выбору).

Лекция.

Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве.

Региональные школы,

Собор Нотр-Дам в Париже.

Слово учителя, выразитель-ное чтение, беседа.

Стр. 169-179,

вопросы и

задания,

сообщение.

Презентация.

18

Изобразительное искусство Средних веков.

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой.

Искусство витража.

Урок - вернисаж.

Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве.

Готика,

искусство витража

Заочная экскурсия по Индии, беседа, просмотр видеофильма

Стр. 182-193,

вопросы,

творческое
задание,
реферат.

Презентация.

19

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе (по выбору).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Беседа с опорой не знания учащихся.

Литургичес-кая драма, монодичес-

кий склад музык. культуры

Заочная экскурсия по Китаю, просмотр видеофильма, беседа

Стр. 195-205,

вопросы,

творческое задание, доклады.

Средневековая КУЛЬТУРА ВОСТОКА. (6часов)

Ступа в Санчи,

пещерные храмы (чайтъя в Карли).

Слово учителя, работа с дополнит. литературой, альбомом, беседа

Стр. 206-215, вопросы, творческое задание, сообщение.

Презентация.

20

21

Индия - «страна чудес».

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Корли) и храм кандарья Махадевы в Кхаджурахо ( по выбору).

Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии (обобщение ранее изученного).

Обзорная экскурсия.

Искусство живописи

Слово учителя, беседа, работа с дополнит. литературой, просмотр видеофильма

Стр. 217-225 вопросы, творческое задание, сообщение.

22

23

Художествен-ная культура Китая.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Пекинская музыкальная драма (обобщение ранее изученного)

Обзорная экскурсия.

Понять значение и уникальный характер китайской художественной культуры.

Храм Неба в Пекине

Защита творческих заданий, беседа, работа с учебником и дополнит. литературой

Стр.232-245 вопросы, творческое задание, сообщение.

Презентация.

24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии ((обобщение ранее изученного).

Шедевры японской архитектуры.

Философия и мифология в садово-парковом искусстве.

Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

Урок - общение.

Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии.

Садово-

парковое искусство, икебана, японская гравюра

Сообщения учащихся, беседа, работа с учебником

Стр. 267-272 биография художника, сообщение об одной из картин.

Презентация.

25

Художествен-ная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд).

Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Урок - лекция.

Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама.

Ислам

Сообщения учащихся, работа с дополнит. литературой, с учебником и репродукци-ями

Стр.272-277 вопросы, творческое задание, реферат.

Художественная культура Возрождения. (9 часов)

26

Флоренция - «колыбель» итальянского Возрождения.

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Флорентийское чудо. Ф. Брунеллески - собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли ( по выбору).

Лекция.

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.

Возрождение, собор Санта-Мария дель Фъоре, скульптурные шедевры Донателло

Заочная экскурсия по Венеции, беседа, просмотр видеофильма

Стр. 278-293 вопросы, творческое задание, реферат.

Презентация.

27

Живопись Проренессанса и Раннего Возрождения


28

«Золотой век» ВозрожденияХудожествен-ный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника (по выбору с обобщением ранее изученного).

Лекция.

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.

Леонардо да Винчи

Слово учителя, работа с учебником, дополнит. литературой с репродукци-ями картин.

Стр. 294-310 вопросы, доклад по теме.

Презентация.

29

«Золотой век» Возрождения.

Бунтующий гений Микеланджело.

Скульптурные и живописные шедевры художника.

Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

(обобщение ранее изученного).

Урок - обобщение.

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.

Микеланд-

жело

Слово учителя, работа с учебником, выразитель-ное чтение, беседа.

Стр. 311-324 вопросы, творческое задание, рефераты.

Презентация.

30

«Золотой век» Возрождения.

Рафаэль - «первый среди равных».

Судьба художника, основные этапы его творчества.

Рафаэль - певец женской красоты (обобщение ранее изученного).

Портретное творчество художника.

Урок - лекция.

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.

Рафаэль, портретное творчество

Слово учителя, работа с учебником, беседа

Презентация.

31

Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

Мифологическая и библейская тематика (обобщение ранее изученного).

Семинар.

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.

Тициан,

мифологическая и библейская тематика

Слово учителя, беседа, работа с учебником

Стр. 6-13, подгот.

сообщения,

стр. 13-19 вопросы.

32

33

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы.

Мастерство Дюрера-гравера.

Обзорная экскурсия.

Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.

Гентский алтарь Яна ван Эйка, гравюры Дюрера

Стр. 20-28 вопросы,

реферат или доклад

по данной теме.

34


Музыка и театр эпохи Возрождения.

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

Семинар.

Роль музыки в нравственном воспитании общества.

Полифония

Работа с учебником, просмотр видеофильмов, беседа

Стр. 28-40 вопросы

и задания, реферат

или доклад по теме.

Литература

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Дрофа, 2009

2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10, 11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

3 . Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград, 2000.

4 Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 класс. ТЦ. -Учитель, Воронеж,2003.

  1. Цифровой образовательный ресурс «Электронная библиотека «Мировая художественная культура» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/de9c7c35-6ff6-26b8-e5f0-1da81b8579f9/118924/?interface=teacher&class=53&subject=35

5. Энциклопедия для детей. «Аванта +» Искусство, 1999.

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Дрофа, 2009

2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10, 11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

3 . Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград, 2000.

4 Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 класс. ТЦ. -Учитель, Воронеж,2003.

  1. Цифровой образовательный ресурс «Электронная библиотека «Мировая художественная культура» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/de9c7c35-6ff6-26b8-e5f0-1da81b8579f9/118924/?interface=teacher&class=53&subject=35

5. Энциклопедия для детей. «Аванта +» Искусство, 1999.

Дополнительная литература

Цифровые образовательные ресурсы:

Компьютерные презентации;

  1. «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

  2. «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей - детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

  3. «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

  4. «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

  5. «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

  6. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

  7. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

  8. Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

  9. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

  10. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

  11. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Интернет - ресурсы:

edu.ru - Федеральный образовательный портал.

artclassic.edu.ru - Федеральный образовательный портал. Коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и пр.).

fsu-expert.ru - Портал общественно-государственной экспертизы учебников.

ag-spb.edusite.ru - Ассоциация Гимназий Санкт-Петербурга.

intergu.ru - Интернет-государство учителей. Цель создания этого сайта - поддержка профессиональной деятельности учителя, представление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержка новых образовательных инициатив.

maslovka.org - Масловка - городок художников. Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД».

artprojekt.ru/Menu.html - Всемирная энциклопедия искусства.

arts-museum.ru - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

tretyakovgallery.ru - Государственная Третьяковская галерея.

shm.ru - Государственный Исторический музей.

vmdpni.ru - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ).

gctm.ru - Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

rublev-museum.ru - Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

dionisi.ru -Виртуальная выставка-ярмарка мастеров православных искусств.

kuskovo.ru - Музей «Усадьба Кусково».

tsaritsyno.net - Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно».

museumot.com - Музей игрушки (Сергиев Посад).

hermitagemuseum.org - Государственный Эрмитаж.

rusmuseum.ru - Русский Музей (Санкт-Петербург).

peterhofmuseum.ru - Государственный музей-заповедник «Петергоф».

tzar.ru - Государственный музей-заповедник Царское Cело.

gmgs.ru - Государственный музей городской скульптуры (Санкт-Петербург).

theatremuseum.ru - Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

louvre.fr - Лувр (Musee du Louvre).

arts-et-metiers.net - Парижский музей искусств и ремесел (Musée des arts et métiers).

mahj.org - Парижский музей искусства и истории иудаизма (Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme).

musee-picasso.fr - Музей Пикассо (Париж, Франция).

daliparis.com - Музей Сальвадора Дали (Париж, Франция).

museodelprado.es - Мадридский музей Прадо (Museo Nacional del Prado).

mnac.cat - Национальный музей искусства Каталонии (Museu Nacional d'Art de Catalunya; Museo Nacional de Arte de Cataluña).

smb.spk-berlin.de - Государственные музеи Берлина (Staatliche Museen zu Berlin).

skd.museum - Государственные художественные собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden).

dresdenmuseum.com - Картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская галерея).

skd.museum/fileadmin/panoramav103 - Картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская галерея). Панорамная экскурсия по залам.

mdbk.de - Музей изобразительных искусств в Лейпциге (Museum der bildenden Künste Leipzig).

fine-arts-museum.be - Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе (Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique; Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van België).

mv.vatican.va - Музеи Ватикана (Musei Vaticani).

artmuseum.by - Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск).

chagall.vitebsk.by - Музей Марка Шагала (Витебск, Беларусь).

namu.kiev.ua - Национальный художественный музей Украины (Киев).

kmrm.com.ua - Киевский национальный музей русского искусства.

khanenkomuseum.kiev.ua - Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко искусства (Киевский музей западного и восточного искусства).

mundm.kiev.ua - Национальный музей украинского народного декоративного искусства (Киев, Украина).

kievlavra.ru - Киево-Печерская Лавра. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

nzsk.org.ua - Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская» (Киев, Украина).

vlsobor.com - Владимирский собор (Киев, Украина).

pirogovo.com.ua - Музей национальной архитектуры и быта Пирогово.

museum.dp.ua - Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И.Яворницкого.

vereschagin.com.ua - Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина.

simfartmuseum.viperson.net - Симферопольский художественный музей.

kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_gallery_main.htm - Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского (Феодосия, Украина).

lvivstory.com/location/?ci_locationid=19 - Музей искусства старинной украинской книги (Львов, Украина).

gmilika.ru - Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул).

emii.ru - Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

surikov-museum.ru - Красноярский государственный художественный музей им. В.И.Сурикова.

gallery.permonline.ru - Пермская государственная художественная галерея.

sculpture.permonline.ru - Пермская деревянная скульптура.

dionisy.com - Музей фресок Дионисия (Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово).

artmuseum.yar.ru - Ярославский художественный музей.



Контрольно измерительные материалы по теме: Культура Древних цивилизаций

Вариант I

1. Культура это…

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Шумер.


Вариант II

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетского пантеона богов.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Ассирии.


Вариант III

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Первые культовые строения первобытного периода.

3. Особенности Египетской философии.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Вавилона.


Вариант IV.

1. Культура это…

2. Виды искусства в первобытный период. Их назначения.

3. Древний Египет, декоративно-прикладное искусство.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Майя.


Вариант V.

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Ацтеков.


Вариант VI.

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности устройства Древнеегипетского общества.

4. . Доколумбовская Америка. Искусство Ольмеков, Теотиуакан.


Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Класс: 10: «Культура античного мира»

Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура античного мира».

Форма проведения: работа в группах, творческое задание: экскурсия по виртуальному музею античной культуры

Задания:

Работа в группах по подготовке экспозиции одного из залов музея:

1-й зал: Достижения науки и техники

2-й зал: Театр и музыка

3-й зал: Великие личности

4-й зал: Пантеон богов

5-й зал Архитектура, скульптура.

Распределение ролей в группе:

1. Искусствоведы: находят и отбирают материал по заданным темам.

2. Художник оформитель: готовит экспозицию своего зала.

3. Экскурсовод: проводит яркую экскурсию по своему залу.

Критерии оценок.

«5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.

«4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.

«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.

«2» - формальное отношение к выполнению задания.

«Культура Средневековья»

Форма проведения: эссе.

Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура Средневековья»

Форма проведения: эссе.

Задания:

Написать эссе на одну из предложенных тем:

1. Значение христианства в развитии культуры.

2. Театральное искусство Средневековья, новое слово в театре или шаг назад.

3. С чем связан небывалый взлет в развитии архитектуры.

4. Культура Средневековья - тупиковая ветвь, или трамплин для развития мировой культуры.

Критерии оценок.

«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Класс: 10: «Возрождение»

Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Возрождение»

Форма проведения: зачет.

Задания:

Вариант №1

А.1. Примерные хронологические рамки эпохи:

а) XIV-XVI века.

б) IX - XII века

в) XVI - XVII века

А.2. Архитектор раннего возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3. В живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

а) Леонардо да Винчи

б) Хуго ван дер Гус

в) А́льбрехт Дю́рер

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Леонардо да Винчи

С.1. Какова основная идея эпохи Возрождения

Вариант №2

А. 1. Примерные хронологические рамки Северного Возрождения:

а) XIV-XVI века.

б) 1500 по 1580 год

в) XVI - XVII века

А.2. Скульптор Раннего Возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3 В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Все его картины кажутся легкими и воздушными

а) Леонардо да Винчи

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Рогир ван дер Вейден

С.1. Особенности Северного Возрождения

Вариант №3

А.1. Примерные хронологические рамки Раннего Возрождения:

а) 1420 по 1500

б) 1500 по 1580 год

в) XVI - XVII века

А.2. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3 Время самого пышного развития стиля. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла.

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Фламандский живописец. Оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи.

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Ян ван Эйк

С.1. Особенности Высокого Возрождения

Вариант №4

А.1. Примерные хронологические рамки Высокого Возрождения:

а) 1420 по 1500

б) 1500 по 1580 год

в) XVI - XVII века

А.2. один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

а) Ян ван Эйк

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3 Отличительная черта эпохи - светский характер культуры и её антропоцентризм:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение.

г) Эпоха Возрождения

А.4. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Питер Брейгель-старший

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Иероним Босх

С.1. Особенности Раннего Возрождения.

Критерии оценивания

Уровень А - 1 балл за каждый правильный ответ

Уровень В - от 1 до 3-х баллов за каждый ответ

Уровень С - от 1 до 5-х баллов

Итого максимальное количество набранных балов 15 баллов.

От 1 до 4 баллов - «2»

От 5 до 7 баллов - «3»

От 8 до 10 баллов -«4»

От 11 до 15 баллов - «5»

Класс: 10 Годовая контрольная работа

Сроки проведения:

Цель проведения: Годовая контрольная работа

Форма проведения: зачет.

Задания:

Вариант 1.

  1. Архитектура и скульптура Древней Греции.

  2. Живопись в древнем Египте.

  3. Средневековая театр.

  4. Особенности Северного Возрождения.

  5. Особенности культуры Доколумбовой Америки

Вариант 2.

  1. Архитектура и скульптура Древнего Египта.

  2. Живопись Византии

  3. Сравнить романский и готический стиль.

  4. Особенности Раннего Возрождения

  5. Культура Критской - микенской цивилизации

Вариант 3.

  1. Культурные памятники первобытного мира

  2. Театр Древней Греции

  3. Куртуазная культура средневековья.

  4. Особенности Высокого Возрождения

  5. Особенности культуры Древней Передней Азии.

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Контрольная работа по теме «Культура Древних цивилизаций и Средневековья»

  1. Найдите соответствующие пары. Образец записи: 1Аб

АРХИТЕКТУРА

1Рабочие программы по МХК 10-11 классы

А. Зиккурат в Уре

а. Греция(Эллада), 5 век до н.э.

2Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Б. Колизей

б. Египет, середина 3 тысячелетия до н.э.

3Рабочие программы по МХК 10-11 классы

В. Парфенон

в. Месопотамия, 18 век до н.э.

4Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Г. Храм царицы Хатшепсут

г. Рим, 75-80 г.г.

СКУЛЬПТУРА

1Рабочие программы по МХК 10-11 классы

А. Статуя Октавиана Августа

а. Египет, середина 3 тыс. до н.э.

2Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Б. Статуэтка управляющего

Эбих-иля

б. Греция, 5 век до н.э.

3Рабочие программы по МХК 10-11 классы

В. Портрет писца Каи

в. Месопотамия, первая половина 3 тыс. до н.э.

4Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Г. Курос

г. Рим, начало 1 в.н.э.



  1. Объясните понятие синкретичный характер (культуры)

  2. Назовите культурную эпоху: «Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху - миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума».

  3. Как называется стеклянный сплав, окрашенный минеральной краской, с тончайшей золотой поверхностью, применявшийся византийскими мастерами мозаики? Выберите правильный вариант ответа:

а) витраж; б) смальта; в) потир; г) тропарь.

  1. Найдите соответствующие пары. Образец записи: 1Аб

АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1Рабочие программы по МХК 10-11 классы

А. Собор Святой Софии

а. Россия, Коломенское, 1532 г.

2Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Б. Кёльнский собор

б. Франция, Париж, XII-XIV века

3Рабочие программы по МХК 10-11 классы

В. Церковь Вознесения

в. Германия, XIII-XIX века

4Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Г. Собор Нотр-Дам

г. Россия, Новгород, XI век


  1. Назовите архитектурный стиль, к которому принадлежит изображенное ниже произведение архитектуры. Кратко охарактеризуйте этот стиль.

Рабочие программы по МХК 10-11 классы

Ключи

№ вопроса

Ответ

1

Архитектура: 1Ва; 2Ав; 3Бг; 4Гб

Скульптура: 1Ва; 2Аг; 3Гб; 4Бв

2

Нерасчлененность, неразвитое состояние. Слияние музыки, пения, танца на первоначальных стадиях человеческой культуры.

3

Античная культура

4

б

5

1Гб; 2Ва; 3Аг; 4Бв

6

Романский стиль









© 2010-2022