- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тематическое планирование по изобразительному искусству
Тематическое планирование по изобразительному искусству
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Силифонов И.Н. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Изобразительное искусство
Тематическое планирование
№
п/п
Наиме-
нование
раздела
программы
Тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Рисование с натуры
Теплые и холодные цвета в живописи.
«Дорожные знаки» (рисование с натуры)
1
Введение новых знаний
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка
Знать:
- теплые и холодные цвета
в живописи;
- правила работы с акварельными красками.
Уметь:
- различать основные и составные, холодные и теплые цвета;
- выполнять рисунок с натуры;
- работать кистью и акварельными красками
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования.
Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина. Выражать свое отношение
к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
2
Аппликация
Орнамент из геометрических фигур (аппликация)
1
Введение новых знаний
Техника безопасности при работе с ножницами.
Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать:
- понятие «орнамент»;
- известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
Текущий.
Ответы
на вопросы
Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги.
Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
Декоративная
работа
Узоры в полосе
из растительного орнамента (декоративная работа)
1
Введение новых знаний
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, ком-позиция, пропорции. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь
Знать:
- понятие «орнамент»;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- правила работы с гуашевыми красками.
Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Рисование узоров и де-коративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение
в полосе, круге растительных и геометрических узоров
4
Рисование с натуры
Набросок: бабочка.
Ось симметрии (рисование по памяти и представлению)
1
Введение новых знаний
Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета, композиции
Знать понятие «ось симметрии».
Уметь:
- последовательно проводить работу над рисунком по представлению;
- использовать линию симметрии в построении рисунка;
- изображать характерные очертания бабочек
Текущий. Ответы
на вопросы
Ось симметрии. Передача настроения в твор-ческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастель, восковые мелки
5
Лепка
«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. Натюрморты худож-ника Ильи Машкова» (беседа).
«Листья деревьев»
(лепка)
1
Введение новых знаний
Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства
в высказывании, рассказе.
Знакомство с отдельными произведениями выда-ющихся художников:
И. Левитан, В. И. Суриков, А. К. Саврасов
Знать:
- понятие «натюрморт»;
- натюрморты художника Ильи Машкова;
- правила работы с пластилином.
Уметь лепить листья деревьев из пластилина
Текущий. Ответы
на вопросы
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей
по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Натюрморты художника Ильи Машкова
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6
«Ваза с фруктами», «Корзина с грибами, овощами» (лепка)
1
Комби-нирован-ный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, про-порции, композиция
Знать правила работы с пластилином.
Уметь:
- лепить фрукты и овощи;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Использование материала: пластилин, глина.
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении. Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования
7
Декоративная
работа
«Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» (беседа).
«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Участие в различных видах декоративно-приклад-ной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства
Знать:
- понятие «орнамент»;
- приём выполнения узора
на предметах декоративно-прикладного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения коврика
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
8
Красота гжельских узоров. «Волшебная тарелка» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Выбор и приме-нение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы гжельских узоров.
Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
Текущий.
Самостоятельная работа
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
9
Рисование на
тему
«Жизнь природы. Художник-пейза-жист Николай Ромадин» (беседа).
«Осенний волшебный дождь» (рисование на тему)
1
Комби-нирован-ный
Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать:
- понятие «пейзаж»;
- творчество художника-пейзажиста Николая Ромадина.
Уметь:
- самостоятельно компоновать сюжетный рисунок;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
- последовательно вести линейный рисунок на тему
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха. Использование художественной техники и материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь
10
Декоративная
работа
Жостовская роспись. «Букеты цветов на подносе»
(декоративная
работа)
1
Комби-нирован-ный
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- правила и технику выполнения жостовской росписи.
Уметь выделять элементы
узора в изделии
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
11
Аппликация
Орнамент. «Украшаем варежки узором из геометрических фигур» (аппли-кация)
1
Комби-нирован-ный
Техника безопасности при работе с ножницами.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Создание моделей предметов бытового окружения человека
Знать:
- понятия «орнамент» и «аппликация»;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- технику выполнения аппликации
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Передача настроения
в творческой работе
с помощью орнамента, конструирования. Использование художественной техники: аппликация
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Уметь:
- составлять композицию;
- последовательно наклеивать элементы композиции
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
12
Рисование с натуры
«Овощи и фрукты»
(рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
Изображение с натуры. Ос-новы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Рисование с нату-ры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.
Передача в рисунках фор-мы, очертания и цвета изо-бражаемых предметов
Знать правила рисования
с натуры.
Уметь
- рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций и цветовой окраски;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха. Использование материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры
13
Декоративная работа
Мастера села
Полхов-Майдан. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре,
о красоте народной рос-писи в украшении игрушек, одежды
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы растительного узора, украшающего русскую матрешку.
Уметь:
- выделять характерные особенности росписи полхов-майданских мастеров;
- рисовать кистью элементы узора русской матрешки
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
14
Рисование на
тему
«Игрушечные машины» (рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Изображение с натуры.
Создание моделей предме-тов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
Знать правила рисования
с натуры.
Уметь:
- выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;
- изображать форму, общее пространственное расположе-ние, пропорции, цвет;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
15
Рисование с натуры
«Любимая книга»
(рисование с натуры, выполнение графических и живописных упражнений)
1
Комби-нирован-ный
16
«Ёлочные игрушки» (рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
17
«Ветки ели или сосны с шишками»
(рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать правила рисования
с натуры.
Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности (форму, величину, расположение игл)
Текущий.
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
18
Лепка
«Барыня» (лепка, дымковская игрушка)
1
Комби-нирован-ный
Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Использование различных материалов: пластилин. Лепка дымковской
Знать
- известные центры народных художественных ремесел России;
- технику работы с пластилином;
- особенности дымковской игрушки.
Текущий.
Самостоятельная работа
Использование материала: пластилин, глина
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
барыни по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки
Уметь лепить народную игрушку (дымковскую барыню) по памяти и представлению
19
Рисование на
тему
«Художники-сказочники. Иван Билибин. Виктор Васнецов» (беседа).
«Маша и медведь» (иллюстрирование русской народной сказки)
1
Комби-нирован-ный
Представление о богатстве и разнообразии художест-венной культуры России и мира. Знакомство с про-изведениями художников: В. Васнецов, И. Билибин. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- понятие «иллюстрация»;
- творчество художников-
сказочников: Ивана Билибина, Виктора Васнецова.
Уметь:
- выполнять иллюстрации
к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
20
Декоративная
работа
Архангельские
и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. «Фигурки животных и людей» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Фор-мирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении тульских пряников
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы растительного
и животного узора, украшающего изделия тульских мастеров.
Уметь выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
21
Рисование с натуры
«Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. Илья Репин. Иван Шишкин»
(беседа).
«С чего начинается Родина» (рисование по памяти и представлению)
1
Комби-нирован-ный
Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин, И. Репин. Изображение по памяти и воображению. Передача настро-ения в творческой работе
с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. Передача в ри-сунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению раз-личных объектов действи-тельности
Знать:
- творчество русских художников второй половины
XIX в: Илья Репина, Ивана Шишкина;
- о линии и пятне как художественно-выразительных
средствах живописи.
Уметь:
- выполнять рисование по памяти и представлению;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
22
Рисование на
тему
«Зимние развлечения с друзьями» (рисование на
тему)
1
Комби-нирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна
Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.
Уметь:
- самостоятельно выбирать материал для творческой работы;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения
Текущий.
Творче-
ская работа
23-
24
Декоративная
работа
Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного
2
Комби-нирован-ный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
изображения цветов, птиц для украшения школы (декоративная работа)
искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей
Уметь:
- выполнять коллективную творческую работу;
- самостоятельно выбирать материал для творческой
работы
25
Рисование на
тему
«Городские и сельские пейзажи» (беседа).
«Береза» С. Есенин (иллюстрирование произведений литературы)
1
Комби-нирован-ный
Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать понятие «пейзаж». Уметь:
- самостоятельно выполнять композицию иллюстрации;
- выделять главное в рисунке;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха
26
Беседы об изобразительном
искусстве
«Главные художественные музеи России» (беседа)
1
Комби-нирован-ный
Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- ведущие художественные музеи России.
Уметь:
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов
Текущий. Ответы
на вопросы
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
27
Лепка
Филимоновские
глиняные игрушки (лепка игрушек несложной формы
по народным мотивам)
1
Комби-нирован-ный
Передача настроения
в творческой работе с по-мощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
Лепка птиц, зверей по па-мяти и по представлению
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- особенности работы с пластилином, правила лепки.
Уметь лепить филимоновские глиняные игрушки (птиц, зверей) по памяти и представлению
Текущий.
Самостоятельная работа
Использование материала: коллаж, пластилин, глина
28-
29
Рисование на
тему
«Художники-анима-листы. Василий Ватагин, Михаил Кукунов. Животные в творчестве Валентина Серова» (беседа).
«Силуэты животных». Силуэты в изобразительном искусстве. Контрасты (рисование на тему)
2
Комби-нирован-ный
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Валентина Серова.
Рисование на тему
Знать:
- понятие «художник-анима-лист»;
- творчество художников
В. Ватагина, М. Кукунова,
В. Серова.
Уметь:
- рисовать силуэты животных;
- передавать свои наблюдения, переживания, пространственные отношения в тематическом рисунке;
- высказывать простейшие суждения о картинах
Текущий.
Самостоятельная работа
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении. Использование материала: тушь
30
«Праздничный салют» (рисование на тему)
1
Комби-нирован-ный
Передача настроения
в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содер-жание искусства
Знать теплые и холодные цвета.
Уметь:
- рисовать праздничный салют, используя различную технику
Текущий.
Самостоятельная работа
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
31
Рисование с натуры
«Мои любимые животные»
1
Комби-нирован-ный
Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных
Знать творчество художников-анималистов.
Уметь:
- последовательно проводить работу над рисунком;
- изображать характерные очертания домашних животных;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
Текущий.
Самостоятельная работа
32
«Красота вокруг нас» (рисование с натуры простых по форме цветов)
1
Комби-нирован-ный
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать правила работы с акварелью.
Уметь:
- рисовать с натуры разнообразные цветы;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
33
Аппликация
«Поле маков»
(аппликация)
1
Комби-нирован-ный
Техника безопасности при работе с ножницами.
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги
Знать:
- понятие «аппликация»;
- технику выполнения аппликации.
Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
34
Путешествие в страну «Волшебный мир красок»
1
Урок-викторина
Восприятие, эмоциональная оценка шедевров
русского и мирового
искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- ведущие художественные музеи России.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах
и предметах декоративно-при-кладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник)
Фронтальный. Игровые задания
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении