Рабочая программа по ИЗО (Черчение)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Люльпанская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского района Республики Марий Эл

Рассмотрено

на заседании МО

«___» _______20___г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________/Г.А.Антонова

«___» _________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________/Ю.В.Антонов

«___» ___________20___г.









Рабочая программа

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

9 класс



Автор: учитель изобразительного

искусства и черчения Чирков С.А.








2015-2016 уч.год


Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Цель программы 9 класса - помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Цель программы:

Учащиеся должны:

  • освоить элементарную азбуку фотографирования;

  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-ивидеоработами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.

Необходимы:

расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

обращение к практике синтетических искусств современности;

освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.

Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.

Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Программный минимум. Оснащение урока

Кол-во уроков

Календарные сроки.

1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.

1-2

.Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.

Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.

2

3-4

Театр и экран- две грани изобразительной образности

а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.

Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий

2

5

Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества.

а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно- живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.

.Начало работы над макетом спектакля

1

Выполнить эскиз сцены

6-7

Сценография как искусство и производство

а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.

Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж

2

8-9

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..

а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.

Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.

2

10

.Театр кукол

а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними.

Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.

1

11

.Театрализованный показ проделанной работы.

а) Подведение итогов четверти.

Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.

1

2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

12

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.

1

13

Фотография- расширение изобразительных возможностей.

а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии.

Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»

1

14

Грамота фотографирования и операторского мастерства.

а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.

Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры

1

15

Всеобщность законов композиции.

а) Художественно- композиционные моменты в съемке.

Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра.

1

16

Выбор места, объекта и ракурса съемки.

а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.

Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.

1

17

Художественно- изобразительная природа творчества оператора.

а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.

Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.

1

18

Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.

а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.

Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.

1

19

Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.

Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.

1

20

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация.

Проведение выездной фото и видеосъемки.

1

21

« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

а) Подведение итогов четверти

Выставка работ учащихся.

1

3 четверть Азбука экранного искусства

22

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.

Съемка простых форм движения.

1

23

Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

а) Фильм, как последовательность кадров.

Роль сценария в фильме.

1

24

Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.

Создание сценария документального фильма на свободную тему

1

25

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.

Создание сценария документального фильма на свободную тему

1

26

Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме.

Создание сценария своего музыкального видеоклипа.

1

27

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.

Компьютерный практикум по созданию анимационнойкинофразы по своему сценарию.

1

4 четверть Фильм - искусство и технология

28

.О природе художественного творчества.

а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.

Сообщения по теме.

1



29

Искусство среди нас

а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы.

Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.

1

30

.Каждый народ Земли- художник

а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать?

Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты

1

31

.Синтетические искусства. Их виды и язык.

а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.

Практические и теоретические проекты на тему урока.

1

32

Современные проблемы пластических искусств.

а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.

Устные и письменные сообщения.

1

33

Вечные истины искусства ( обобщение темы)

а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность.

Устные и письменные сообщения.

1

.

Литература:

1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

3. Изобразительное искусство . Музыка. - М.: Современник, 1997. (Словари школьника).

4. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей - Изд. 2 - е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г

7. Русские художники от А до Я: Энциклопедический словарь. - М., 2000.

8. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельче-ского календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. О. Барано-ва, Т. Зимина и др.- СПб., 2001.

Сайты для работы:

1. school.univertv.ru/ - видеоуроки

2. ped-sovet.ru/

3. rusedu.ru/

4. metodisty.ru/

5. proshkolu.ru/

6. openclass.ru/

7. forum.in-ku.com/

8. zavuch.info/

9. artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 - репродукции

10. torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 - видео по изо

11. koob.ru/books/draw/ по ИЗО - репродукции.

12. shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописи


© 2010-2022