- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО (Черчение)
Рабочая программа по ИЗО (Черчение)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чирков С.А. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Люльпанская средняя общеобразовательная школа»
Медведевского района Республики Марий Эл
-
Рассмотрено
на заседании МО
«___» _______20___г.
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
_________/Г.А.Антонова
«___» _________20___г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________/Ю.В.Антонов
«___» ___________20___г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
9 класс
Автор: учитель изобразительного
искусства и черчения Чирков С.А.
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель программы 9 класса - помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Цель программы:
Учащиеся должны:
-
освоить элементарную азбуку фотографирования;
-
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
-
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
-
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-ивидеоработами;
-
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.
Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.
Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
№ п/п
Название темы урока
Цели изучения темы, раздела.
Программный минимум. Оснащение урока
Кол-во уроков
Календарные сроки.
1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.
1-2
.Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.
Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
2
3-4
Театр и экран- две грани изобразительной образности
а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.
Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий
2
5
Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества.
а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно- живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.
.Начало работы над макетом спектакля
1
Выполнить эскиз сцены
6-7
Сценография как искусство и производство
а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.
Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж
2
8-9
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..
а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.
Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.
2
10
.Театр кукол
а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними.
Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.
1
11
.Театрализованный показ проделанной работы.
а) Подведение итогов четверти.
Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.
1
2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.
12
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.
1
13
Фотография- расширение изобразительных возможностей.
а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии.
Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»
1
14
Грамота фотографирования и операторского мастерства.
а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры
1
15
Всеобщность законов композиции.
а) Художественно- композиционные моменты в съемке.
Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра.
1
16
Выбор места, объекта и ракурса съемки.
а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.
Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.
1
17
Художественно- изобразительная природа творчества оператора.
а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.
Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.
1
18
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.
а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.
Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.
1
19
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.
Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.
1
20
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.
а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация.
Проведение выездной фото и видеосъемки.
1
21
« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
а) Подведение итогов четверти
Выставка работ учащихся.
1
3 четверть Азбука экранного искусства
22
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.
а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.
Съемка простых форм движения.
1
23
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.
а) Фильм, как последовательность кадров.
Роль сценария в фильме.
1
24
Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.
а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.
Создание сценария документального фильма на свободную тему
1
25
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.
а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.
Создание сценария документального фильма на свободную тему
1
26
Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме.
Создание сценария своего музыкального видеоклипа.
1
27
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.
а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.
Компьютерный практикум по созданию анимационнойкинофразы по своему сценарию.
1
4 четверть Фильм - искусство и технология
28
.О природе художественного творчества.
а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.
Сообщения по теме.
1
29
Искусство среди нас
а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы.
Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.
1
30
.Каждый народ Земли- художник
а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать?
Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты
1
31
.Синтетические искусства. Их виды и язык.
а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.
Практические и теоретические проекты на тему урока.
1
32
Современные проблемы пластических искусств.
а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.
Устные и письменные сообщения.
1
33
Вечные истины искусства ( обобщение темы)
а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность.
Устные и письменные сообщения.
1
.
Литература:
1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191
3. Изобразительное искусство . Музыка. - М.: Современник, 1997. (Словари школьника).
4. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей - Изд. 2 - е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
7. Русские художники от А до Я: Энциклопедический словарь. - М., 2000.
8. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельче-ского календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. О. Барано-ва, Т. Зимина и др.- СПб., 2001.
Сайты для работы:
1. school.univertv.ru/ - видеоуроки
2. ped-sovet.ru/
3. rusedu.ru/
4. metodisty.ru/
5. proshkolu.ru/
6. openclass.ru/
7. forum.in-ku.com/
8. zavuch.info/
9. artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 - репродукции
10. torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 - видео по изо
11. koob.ru/books/draw/ по ИЗО - репродукции.
12. shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописи