- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа ИЗО (5 класс)
Рабочая программа ИЗО (5 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевченко Т.Г. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коробейниковская средняя общеобразовательная школа»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Директор
________________ О.В. Арнаутова _____________ Т.Г. Шевченко
Протокол № ___ от
« » 2015 Приказ № от« » августа 2015
Рабочая программа
по изучению курса «Изобразительное искусство»
5 класс
Базовый уровень
на 2015 -2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, Москва «Просвещение» 2010г.,
Составитель: Шевченко Татьяна Геннадьевна
учитель изо
первой квалификационной категории
Коробейниково 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004). Она составлена на основе примерной программы основного общего образования по ИЗО и на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского (2010 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Тематический план рассчитан на объем 34 часа(1 час в неделю). Уровень изучения учебного материала базовый.
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем выносится на внеклассную работу - это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования на второй ступени обучения является:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
Истоки и специфику образного языка ДПИ
-
Особенности уникального крестьянского искусства
-
Семантическое значение традиционных образов, мотивов
-
Семантическое значение традиционных образов,мотивов
-
Несколько народных художественных промыслов России
Учащиеся должны уметь:
-
Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
-
Пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий ( Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово а так же местные промыслы)
-
Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен
-
Различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ
-
Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-
Восприятия и оценки произведений искусства;
-
Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи ( с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
-
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Основное содержание
Тема года: Декоративно - прикладное искусство в жизни человека.
Раздел 1.Древние корни народного искусства.(8ч.).
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика его образно-символического языка в произведениях ДПИ. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивке. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Раздел 2.Связь времен в народном искусстве.(8ч.)
Истоки и современное развитие народных промыслов. Народное художественное творчество. Древние образы в ДПИ, Истоки и современное развитие народных промыслов (дымковская, филимоновская игрушки: Гжель, Жостово, Городец, Хохлома.) Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Раздел 3.Декор - человек, общество, время.(11ч.)
Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Древние образы в народном искусстве. Роль симметрии и асимметрии. Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4.Декоративное искусство в современном мире.(7ч.)
Современное изобразительное искусство Традиции и новаторство в искусстве. Создание художественно-декоративных проектов в одной стилистике. Современное выставочное искусство. Ты сам мастер - ДПИ.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п
Тема
Количество
часов
Кол-во
практических работ
1.
Древние корни в искусстве
8
8
2
Связь времён в народном искусстве
8
6
3.
Декор - человек, общество
11
7
4.
Декоративное искусство в современном мире
7
4
5
Резервное время
1
Итого
35
25
Тематический поурочный план
№
п/п
Темы урока.
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты
Домашнее
задание
1.
Древние образы в народном искусстве.
Практическая работа
Выполнять эскизы гуашью
Стр. 12
2.
Декор русской избы
Практическая работа
Выполнять эскизы украшения окна наличниками по воображению.
Стр. 20
3-
4
Внутренний мир русской избы.
Практическая работа
Выполнять эскизы убранства русской избы
Стр. 30
5.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Практическая работа
Выполнять эскиз предметов народного быта
Стр. 36
6.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Коллективная творческая работа.
Выполнять эскизы орнаментов
Стр. 44
7
Народный праздничный костюм
Практическая работа
Выполнять эскизы костюма разных регионов и народов России
Стр. 50
8.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Коллективная работа
Создать коллективное панно «Народные праздники» в технике коллаж.
Стр. 60
9
Древние образы в современных народных игрушках.
Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
Создать игрушку (импровизация формы) и украсить её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Стр. 66
10
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие народных промыслов.
Практическая работа
Выполнять эскиз гуашью
Стр. 72
11
Искусство Городца. Истоки и современное развитие народных промыслов.
(Городец)
Практическая работа
Выполнять эскиз росписи разделочной доски по мотивам городецкой росписи.
Стр. 82
12-13
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие народных промыслов.
(Хохлома)
Практическая работа
Выполнять эскиз росписи по мотивам хохломской росписи. Эскиз росписи посуды, поставца, чаши.
Стр. 86
14
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие народных промыслов.
(Жостово)
Творческая работа по впечатлению в стиле народного промысла
Выполнять эскиз украшения формы подноса ( коллажная техника) жостовской росписи (гуашь).
Стр. 92
15
Роль художественных народных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Организация выставки работ учащихся. Проведение занимательной викторины.
Систематизировать знания о роли художественных народных промыслов в современной жизни
Стр. 96
16
Зачем людям украшения.
Беседа на тему « Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов
Приводить примеры декоративного искусства разных времен и народов.
Стр. 106
17-18
Декор и положение человека в обществе
Практическая работа
Выполнить эскизы браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
Стр. 108
19-20-21
Одежда «говорит» о человеке.
Создание художественно-декоративного проекта
Создать декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».
Стр. 134
22-23
О чём рассказывают гербы.
Выполнение эскиза, макета герба
Создать проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно- символического языка геральдики.
Стр. 142
24-25
Символы и эмблемы в современном обществе.
Практическая работа
Изображать знаки на тему школьной жизни.
Стр. 150
26-27
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы).
Итоговая игра - викторина по теме четверти.
Систематизировать знания о роли декоративного искусства в жизни человека и общества
Стр. 168
28-29
Современное выставочное искусства.
Беседа о многообразии материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.
Описывать техники современного декоративно-прикладного искусства
Стр. 171
30-33
Создание художественно-декоративных проектов, объединённых одной стилистикой.
Практическая работа
Разработать эскиз коллективных панно для украшения интерьера школы.
Стр. 190
34-35
Заключительные уроки. Выставка
Отчетная выставка работ. Праздник «Украсим школу своими руками».
Основные формы контроля
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные практические работы, различные тестовые формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится согласно локального акта образовательного учреждения в форме контрольных работ.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Ресурсное обеспечение
Учебники
1. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2010.- 140с.
2.Неменский Б. М. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского [Текст] / Б. М. Неменский.- Волгоград: Учитель, 2007.- 170 с.
3. Горяева Н. А.Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст] / Н. А. Горяева.- М.: Просвещение, 2010.-284 с.
4. Сокольникова, Н.М. Основы рисунка. Ч.1 .[ Текст] / Н. М. Сокольникова. - Титул, 2001. - 210 с.
5. Сокольникова, Н.М. Основы композиции. Ч. 2.[ Текст] / Н. М. Сокольникова. - Титул, 2001. - 210 с.
6. Сокольникова, Н.М. основы живописи. Ч. 3.[ Текст] / Н. М. Сокольникова. - Титул, 2001. - 210 с.
Дополнительных пособий для учителя
7. Пономарёв, А.М. Школа изобразительного искусства [Текст] / А. М. Пономарева - М.: Просвещение, 1998.- 168 с.
8. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе [Текст] / Л. Б. Рылова - Ижевск, 1998.- 165 с.
9. Колокольников В.В. Рисование в педагогическом училище [Текст] / В. В. Колокольников - М.:Просвещение,1965.- 125 с.
10. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе [Текст] / Н. Н. Ростовцев - М.: Агар,1998.- 234 с.
11. Фомина, Н.Н. ИЗО и художественный труд. 5 - 8классы [ Текст] / Н. Н. Фомина - М.: Просвещение, 1995.-213 с. 12.Дорожкин, Ю.Г. Хохломская роспись. [Текст] / Ю. Г. Дорожкин - М.: Мозайский,1999. - 125с.
13. Жегалова, С.И. Росписи хохломы. [Текст] / С. И. Жегалова - М.: Детская литература,1999.- 154с.
14. Вагьянц, А.М. Звучащее безмолвие, или основы искусствознания [Текст] / А. М. Вагъянц - М.: ООО « Фирма МХК», 2000.- 213с.
15.Вагьянц, А.М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье [Текст] / А. М. Вагъянц - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.- 126с.
Электронные ресурсы.
-
internet шаг за шагом [ Электронный ресурс ]: [ итерактив. учеб.]. Электрон. дан. и прогр.- СПб. : ПитерКом, 1998.- 1 электрон. опт. диск (CD ROM) + прил. (213с.)
-
CD - ROM. ЭСУН: «Мировая художественная культура» - Диск 1,2. - «Кирилл и Мефодий», «Дрофа» - 2003.
-
CD - ROM. ЭСУН: «Шедевры русской живописи».
-
refcentr.ru
-
festival.1 september.ru
Тематическое планирование
№
п/п
Домашнее
задание
Темы урока.
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты
1.
Древние образы в народном искусстве.
Практическая работа
Выполнять эскизы гуашью
2.
Декор русской избы
Практическая работа
Выполнять эскизы украшения окна наличниками по воображению.
3-
4
Внутренний мир русской избы.
Практическая работа
Выполнять эскизы убранства русской избы
5.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Практическая работа
Выполнять эскиз предметов народного быта
6.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Коллективная творческая работа.
Выполнять эскизы орнаментов
7
Народный праздничный костюм
Практическая работа
Выполнять эскизы костюма разных регионов и народов России
8.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Коллективная работа
Создать коллективное панно «Народные праздники» в технике коллаж.
9
Древние образы в современных народных игрушках.
Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
Создать игрушку (импровизация формы) и украсить её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
10
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие народных промыслов.
Практическая работа
Выполнять эскиз гуашью
11
Искусство Городца. Истоки и современное развитие народных промыслов.
(Городец)
Практическая работа
Выполнять эскиз росписи разделочной доски по мотивам городецкой росписи.
12-13
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие народных промыслов.
(Хохлома)
Практическая работа
Выполнять эскиз росписи по мотивам хохломской росписи. Эскиз росписи посуды, поставца, чаши.
14
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие народных промыслов.
(Жостово)
Творческая работа по впечатлению в стиле народного промысла
Выполнять эскиз украшения формы подноса ( коллажная техника) жостовской росписи (гуашь).
15
Роль художественных народных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Организация выставки работ учащихся. Проведение занимательной викторины.
Систематизировать знания о роли художественных народных промыслов в современной жизни
16
Зачем людям украшения.
Беседа на тему « Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Приводить примеры декоративного искусства разных времен и народов.
17-18
Декор и положение человека в обществе
Практическая работа
Выполнить эскизы браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
19-20-21
Одежда «говорит» о человеке.
Создание художественно-декоративного проекта
Создать декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».
22-23
О чём рассказывают гербы.
Выполнение эскиза, макета герба
Создать проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно- символического языка геральдики.
24-25
Символы и эмблемы в современном обществе.
Практическая работа
Изображать знаки на тему школьной жизни.
26-27
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы).
Итоговая игра - викторина по теме четверти.
Систематизировать знания о роли декоративного искусства в жизни человека и общества
28-29
Современное выставочное искусства.
Беседа о многообразии материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.
Описывать техники современного декоративно-прикладного искусства
30-33
Создание художественно-декоративных проектов, объединённых одной стилистикой.
Практическая работа
Разработать эскиз коллективных панно для украшения интерьера школы.
34
Заключительный урок.
Отчетная выставка работ. Праздник «Украсим школу своими руками».