Рабочая программа ИЗО (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Коробейниковская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ШМО Директор

________________ О.В. Арнаутова _____________ Т.Г. Шевченко

Протокол № ___ от

« » 2015 Приказ № от« » августа 2015


Рабочая программа

по изучению курса «Изобразительное искусство»

5 класс

Базовый уровень

на 2015 -2016 учебный год


Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, Москва «Просвещение» 2010г.,

Составитель: Шевченко Татьяна Геннадьевна

учитель изо

первой квалификационной категории













Коробейниково 2015


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004). Она составлена на основе примерной программы основного общего образования по ИЗО и на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского (2010 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Тематический план рассчитан на объем 34 часа(1 час в неделю). Уровень изучения учебного материала базовый.

В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем выносится на внеклассную работу - это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.

Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования на второй ступени обучения является:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения.




Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Истоки и специфику образного языка ДПИ

  • Особенности уникального крестьянского искусства

  • Семантическое значение традиционных образов, мотивов

  • Семантическое значение традиционных образов,мотивов

  • Несколько народных художественных промыслов России

Учащиеся должны уметь:

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

  • Пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий ( Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово а так же местные промыслы)

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен

  • Различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ

  • Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • Восприятия и оценки произведений искусства;

  • Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи ( с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

  • Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.















Основное содержание


Тема года: Декоративно - прикладное искусство в жизни человека.


Раздел 1.Древние корни народного искусства.(8ч.).

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика его образно-символического языка в произведениях ДПИ. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивке. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Раздел 2.Связь времен в народном искусстве.(8ч.)

Истоки и современное развитие народных промыслов. Народное художественное творчество. Древние образы в ДПИ, Истоки и современное развитие народных промыслов (дымковская, филимоновская игрушки: Гжель, Жостово, Городец, Хохлома.) Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Раздел 3.Декор - человек, общество, время.(11ч.)

Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Древние образы в народном искусстве. Роль симметрии и асимметрии. Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Раздел 4.Декоративное искусство в современном мире.(7ч.)

Современное изобразительное искусство Традиции и новаторство в искусстве. Создание художественно-декоративных проектов в одной стилистике. Современное выставочное искусство. Ты сам мастер - ДПИ.








Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество

часов

Кол-во

практических работ

1.

Древние корни в искусстве

8

8

2

Связь времён в народном искусстве

8

6

3.

Декор - человек, общество

11

7

4.

Декоративное искусство в современном мире

7

4

5

Резервное время

1



Итого

35

25


Тематический поурочный план



п/п

Темы урока.

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Домашнее

задание

1.

Древние образы в народном искусстве.

Практическая работа

Выполнять эскизы гуашью

Стр. 12

2.

Декор русской избы

Практическая работа

Выполнять эскизы украшения окна наличниками по воображению.

Стр. 20

3-

4

Внутренний мир русской избы.

Практическая работа

Выполнять эскизы убранства русской избы

Стр. 30

5.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Практическая работа

Выполнять эскиз предметов народного быта

Стр. 36

6.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Коллективная творческая работа.

Выполнять эскизы орнаментов

Стр. 44

7

Народный праздничный костюм

Практическая работа

Выполнять эскизы костюма разных регионов и народов России

Стр. 50



8.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Коллективная работа

Создать коллективное панно «Народные праздники» в технике коллаж.

Стр. 60

9



Древние образы в современных народных игрушках.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Создать игрушку (импровизация формы) и украсить её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Стр. 66

10

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие народных промыслов.


Практическая работа

Выполнять эскиз гуашью

Стр. 72

11



Искусство Городца. Истоки и современное развитие народных промыслов.

(Городец)

Практическая работа

Выполнять эскиз росписи разделочной доски по мотивам городецкой росписи.

Стр. 82

12-13


Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие народных промыслов.

(Хохлома)

Практическая работа

Выполнять эскиз росписи по мотивам хохломской росписи. Эскиз росписи посуды, поставца, чаши.

Стр. 86


14

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие народных промыслов.

(Жостово)

Творческая работа по впечатлению в стиле народного промысла

Выполнять эскиз украшения формы подноса ( коллажная техника) жостовской росписи (гуашь).

Стр. 92

15





Роль художественных народных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

Организация выставки работ учащихся. Проведение занимательной викторины.

Систематизировать знания о роли художественных народных промыслов в современной жизни

Стр. 96

16

Зачем людям украшения.

Беседа на тему « Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов

Приводить примеры декоративного искусства разных времен и народов.

Стр. 106

17-18

Декор и положение человека в обществе



Практическая работа

Выполнить эскизы браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Стр. 108

19-20-21




Одежда «говорит» о человеке.

Создание художественно-декоративного проекта

Создать декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».

Стр. 134

22-23

О чём рассказывают гербы.

Выполнение эскиза, макета герба

Создать проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно- символического языка геральдики.

Стр. 142

24-25


Символы и эмблемы в современном обществе.

Практическая работа

Изображать знаки на тему школьной жизни.

Стр. 150

26-27


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

(обобщение темы).

Итоговая игра - викторина по теме четверти.

Систематизировать знания о роли декоративного искусства в жизни человека и общества

Стр. 168

28-29

Современное выставочное искусства.

Беседа о многообразии материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Описывать техники современного декоративно-прикладного искусства

Стр. 171

30-33





Создание художественно-декоративных проектов, объединённых одной стилистикой.

Практическая работа

Разработать эскиз коллективных панно для украшения интерьера школы.

Стр. 190

34-35

Заключительные уроки. Выставка

Отчетная выставка работ. Праздник «Украсим школу своими руками».








Основные формы контроля


Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные практические работы, различные тестовые формы контроля.

Промежуточная аттестация проводится согласно локального акта образователь­ного учреждения в форме контрольных работ.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.







Ресурсное обеспечение


Учебники

1. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2010.- 140с.

2.Неменский Б. М. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского [Текст] / Б. М. Неменский.- Волгоград: Учитель, 2007.- 170 с.

3. Горяева Н. А.Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст] / Н. А. Горяева.- М.: Просвещение, 2010.-284 с.

4. Сокольникова, Н.М. Основы рисунка. Ч.1 .[ Текст] / Н. М. Сокольникова. - Титул, 2001. - 210 с.

5. Сокольникова, Н.М. Основы композиции. Ч. 2.[ Текст] / Н. М. Сокольникова. - Титул, 2001. - 210 с.

6. Сокольникова, Н.М. основы живописи. Ч. 3.[ Текст] / Н. М. Сокольникова. - Титул, 2001. - 210 с.

Дополнительных пособий для учителя

7. Пономарёв, А.М. Школа изобразительного искусства [Текст] / А. М. Пономарева - М.: Просвещение, 1998.- 168 с.

8. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе [Текст] / Л. Б. Рылова - Ижевск, 1998.- 165 с.

9. Колокольников В.В. Рисование в педагогическом училище [Текст] / В. В. Колокольников - М.:Просвещение,1965.- 125 с.

10. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе [Текст] / Н. Н. Ростовцев - М.: Агар,1998.- 234 с.

11. Фомина, Н.Н. ИЗО и художественный труд. 5 - 8классы [ Текст] / Н. Н. Фомина - М.: Просвещение, 1995.-213 с. 12.Дорожкин, Ю.Г. Хохломская роспись. [Текст] / Ю. Г. Дорожкин - М.: Мозайский,1999. - 125с.

13. Жегалова, С.И. Росписи хохломы. [Текст] / С. И. Жегалова - М.: Детская литература,1999.- 154с.

14. Вагьянц, А.М. Звучащее безмолвие, или основы искусствознания [Текст] / А. М. Вагъянц - М.: ООО « Фирма МХК», 2000.- 213с.

15.Вагьянц, А.М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье [Текст] / А. М. Вагъянц - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.- 126с.

Электронные ресурсы.

  1. internet шаг за шагом [ Электронный ресурс ]: [ итерактив. учеб.]. Электрон. дан. и прогр.- СПб. : ПитерКом, 1998.- 1 электрон. опт. диск (CD ROM) + прил. (213с.)

  2. CD - ROM. ЭСУН: «Мировая художественная культура» - Диск 1,2. - «Кирилл и Мефодий», «Дрофа» - 2003.

  3. CD - ROM. ЭСУН: «Шедевры русской живописи».

  4. refcentr.ru

  5. festival.1 september.ru































Тематическое планирование



п/п

Домашнее

задание

Темы урока.


Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

1.

Древние образы в народном искусстве.

Практическая работа

Выполнять эскизы гуашью

2.

Декор русской избы

Практическая работа

Выполнять эскизы украшения окна наличниками по воображению.

3-

4

Внутренний мир русской избы.

Практическая работа

Выполнять эскизы убранства русской избы

5.


Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Практическая работа

Выполнять эскиз предметов народного быта

6.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Коллективная творческая работа.

Выполнять эскизы орнаментов

7

Народный праздничный костюм

Практическая работа

Выполнять эскизы костюма разных регионов и народов России

8.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Коллективная работа

Создать коллективное панно «Народные праздники» в технике коллаж.


9




Древние образы в современных народных игрушках.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Создать игрушку (импровизация формы) и украсить её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

10


Искусство Гжели. Истоки и современное развитие народных промыслов.

Практическая работа

Выполнять эскиз гуашью

11




Искусство Городца. Истоки и современное развитие народных промыслов.

(Городец)

Практическая работа

Выполнять эскиз росписи разделочной доски по мотивам городецкой росписи.

12-13



Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие народных промыслов.

(Хохлома)

Практическая работа

Выполнять эскиз росписи по мотивам хохломской росписи. Эскиз росписи посуды, поставца, чаши.


14


Искусство Жостово. Истоки и современное развитие народных промыслов.

(Жостово)

Творческая работа по впечатлению в стиле народного промысла

Выполнять эскиз украшения формы подноса ( коллажная техника) жостовской росписи (гуашь).

15





Роль художественных народных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

Организация выставки работ учащихся. Проведение занимательной викторины.

Систематизировать знания о роли художественных народных промыслов в современной жизни

16


Зачем людям украшения.

Беседа на тему « Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Приводить примеры декоративного искусства разных времен и народов.

17-18

Декор и положение человека в обществе



Практическая работа

Выполнить эскизы браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

19-20-21





Одежда «говорит» о человеке.

Создание художественно-декоративного проекта

Создать декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».

22-23


О чём рассказывают гербы.

Выполнение эскиза, макета герба

Создать проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно- символического языка геральдики.

24-25



Символы и эмблемы в современном обществе.

Практическая работа

Изображать знаки на тему школьной жизни.

26-27


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

(обобщение темы).

Итоговая игра - викторина по теме четверти.

Систематизировать знания о роли декоративного искусства в жизни человека и общества


28-29

Современное выставочное искусства.

Беседа о многообразии материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Описывать техники современного декоративно-прикладного искусства

30-33





Создание художественно-декоративных проектов, объединённых одной стилистикой.

Практическая работа

Разработать эскиз коллективных панно для украшения интерьера школы.

34


Заключительный урок.

Отчетная выставка работ. Праздник «Украсим школу своими руками».






© 2010-2022