• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваМБОУ «Красногвардейская гимназия»









ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»











Выполнила : Юртаева Елена Сергеевна

учитель ИЗО МОУ «Красногвардейская гимназия»

Красногвардейского района Оренбургской области»















С. Донское

2016г.



Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3

2.Актуальность проблемы………………..……………………….………….3

3.Длительность работы над опытом…………………………………………4

4. Технология опыта…………………………………………………………..4

5. Организация учебно-воспитательного процесса…………………………5

6. Диагностика результативности проектной деятельности……………….6

Заключение…………………………………………………………………………………..18

Литература………………………………...………………………………….……………...21

Приложения……………………………………...……………………………......................23



  1. Введение .

Не золотом, не серебром прославлен человек.

Своим талантом, мастерством прославлен человек.
А. Джами.

Уроки изобразительного искусства - уроки творческие, позволяющие раскрыть талант, способности, открывает творческие способности ребенка. Через свою работу ребята показывают своё отношение к предмету, явлению, к миру. Выбирают для своих работ такие материалы, которыми сами хорошо владеют. Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства - удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

  1. Актуальность проблемы.

Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач.

Своей задачей считаю заинтересовать ребенка так, чтобы он увидел, что рисование - это волшебство. А разве отыщется на свете ребенок, не любящий волшебство? А такой ученик, который отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок? Конечно, нет! Для такого волшебства мы можем применять различные материалы. Будь то лист бумаги, свеча или сухой кусочек мыла и краски. Рисовать можно чем угодно: пальцами, перышком, ватной палочкой, ниткой, поролоновой губкой. Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.



  1. Длительность работы над опытом.

Свой опыт работы я разделила на три этапа:

  1. Первый этап - подготовительный

- изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;

- накопление материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.

  1. Второй этап - формирующий

- апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению.

  1. Третий этап - заключительный

- опрос учащихся показал, что интерес учащихся к предмету не уменьшился и предмет изобразительное искусство был назван в ряду любимых и интересных предметов.

4. Технология опыта.

Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Задачи, способствующие достижению цели:

  1. развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

  2. формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

  3. стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

  4. воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

  • метод сравнений (для активизации мышления);

  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

  • метод привлечения жизненного опыта детей;

  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

  • словесный метод;

  • наглядный метод.

Формы работы:

  • коллективно - творческая деятельность;

  • индивидуально практическая деятельность;

  • игровые формы работы.

5. Организация учебно-воспитательного процесса.

Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:

  • Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.

  • Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)

  • Для достижения успеха важна мотивация

  • Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно-тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:

  1. рисование акварелью (в различных видах и жанрах)

  2. рисование гуашью

  3. монотипия

  4. рисование воском

  5. рисование пятном

  6. рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия

  7. оттиск поролоном

  8. рисование природным материалом

  9. фактура металла

  10. рисование нитками

  11. аппликация, мозаика

  12. коллаж

  13. граттаж

  14. гравюра

  15. графика

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов. В 1 классе были созданы коллективные и групповые работы «Городок», «Чудо-дерево», «Солнечный денёк», «Осенний букет», проект «Праздничный салют!». Во 2 классе работали над такими проектами как «Портрет в подарок», «Лоскутное одеяло», «Тарелочка», создали книжку-малышку с иллюстрациями к басням Крылова. В 3 классе работали над проектами: «Кириллица», «Цветы в вазе», «Рыбки в аквариуме», «Золотая хохлома», «8 Марта», «День Победы!». В 4 классе «Поздравительная открытка», «Настольный календарь», «Альбом боевой славы».

На уроках также применяю метод ИКТ , готовые мультимедийные презентации, и используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.

Планирую использовать компьютер на уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint»

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки - умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности - ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.

6. Диагностика результативности проектной деятельности.

Результативность - это продуктивность деятельности педагога, ведущего инновационный поиск, определяется множеством факторов.

Таблица 1

Диаграмма определения творческих наклонностей у школьников.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

III.

Ступень

ярко

выражена

II.

Ступень

средне

выражена

I.

Ступень

слабо

выражена



Разнообразие

интересов

Независимость

Гибкость,

приспособляемость

Любознательность

Настойчивость

Семья способствует развитию творческих способностей.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваРазвитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

- уч-ся 5х кл. - уч-ся 7х кл.

Уровень творческого мышления

%

100

80

60

40

20

0

2014-2015г.г. 2015-2016г.г.

2014-2015г.г. 2015-2016г.г.

- 5-6 кл. - 39% - 5-6 кл. - 52%

-7- 8кл. - 58% - 7-8 кл. - 69%

В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет почти каждый ученик, тогда как в 6-8 классах процент снижается. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

Б) Обученность (успеваемость) учащихся по изобразительному искусству.

Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Анализ результатов педагогической деятельности показал, что уровень обученности (успеваемости) учащихся по предмету «изобразительное искусство» стабильно составляет 100% в течение всей педагогической деятельности.

В) Успешность реализации творческих способностей учащихся.

Таблица 3

Результаты внеурочной деятельности учащихся (творческие работы учащихся, участие в художественных проектах, конкурсах, концертах).

Учебный год

Название мероприятия

Кол-во участников

Результат

Школьный уровень

2014-2015




2014-2015



2014-2015

Конкурс рисунков «Зимняя сказка»


1место-

2место-

3место-

2014-2015

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»



Муниципальный уровень


2014-2015

Олимпиада по ИЗО

3

2014-2015

Конкурс «Безопасность глазами детей»


2015-2016

Олимпиада по ИЗО



Региональный уровень


2014-2015






2015-2016



Всероссийский уровень


Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: посещаю уроки коллег, районные семинары, заседания методического объединения учителей района, научно-практические конференции, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации.



© 2010-2022