Сценарий урока ИЗО Роспись пасхальных яиц (6 класс)

Тема урока: Роспись пасхальных яиц. Цели:                                                                                                                      *Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца. *Развивать воображение, мелкую моторику рук, получить эмоциональную разрядку. *Воспитывать интерес к религиозным праздникам; уважение друг к другу. Материалы, инструменты, оборудовани...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Роспись пасхальных яиц.

Цели: *Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.

*Развивать воображение, мелкую моторику рук, получить эмоциональную разрядку.

*Воспитывать интерес к религиозным праздникам; уважение друг к другу.

Материалы, инструменты, оборудование для учителя: ИКТ, готовые изделия, выполненные учителем, корзинка для яиц, коробочка, деревянное расписанное яйцо.

Материалы, оборудование, инструменты для учащихся: салфетки, кисти, краски, баночка, ватные палочки, маркеры.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята!

Прежде, чем начать занятие, проверим, всёли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:

  1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)

  1. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю -

Где была пустота,

Там глядишь - красота.

(Краски)

  1. Как называются краски, которые вы принесли? (Гуашь)

  1. Чёрный ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там линия пройдёт. ( Карандаш)

Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки, яйцо из под киндера.

Подготовка красок к работе.

- Смачивание красок.

  1. Актуализация знаний

Сегодня наше занятие будет необычным. Мы совершим не большое путешествие во времени, к русским народным традициям. Для этого закройте все глаза и досчитайте до 3.

Звучит праздничный колокольный звон.

На фоне этой музыки я читаю стихотворение.

Светлый праздник приходит на Землю,

Мир и счастье несет нам он,

И со всех колоколен окрестных

Слышен чистый, кристальный звон.

Пусть же радость поселится в сердце,

Отразится в нем свет небес.

Ясных дней вам и новой надежды,

Потому что Христос воскрес!

Учитель: О каком празднике говорится в стихотворении?

Дети: о Пасхе

Учитель: правильно.

День Пасхи - самый главный день православного церковного года. Православные христиане называют этот день « праздником праздников и торжеством торжеств». Он символизирует победу добра над злом, света над тьмой, и означает воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Учитель: Что вы знаете о традициях празднования Пасхи?

Дети: На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

В этой коробочке лежит главный символ наступающего праздника.

Отгадайте загадку

Белое, круглое,

Долго лежало,

вдруг затрещало.

И неживое.

А живым стало.

( демонстрирую им деревянное яйцо.)

Ребята, а вы знаете, какими яйцами принято обмениваться в этот праздник? (красивыми, украшенными и расписными)

Совершенно верно ребята, существует такая традиция в этот день ходить друг к другу в гости и обмениваться крашеными и расписными яйцами.

«Дорого яичко во Христов день» - так гласит известная русская пословица.

Вы догадались, какая тема сегодня нашего урока?

III. Изучение нового материала

И тема сегодняшнего урока звучит так: Роспись пасхальных яиц.

Попробуйте определите цель нашего урока.

Ответы детей.

Сегодня на уроке мы узнаем, почему православные христиане красят яички, и я хочу вам предложить выполнить подарок своими руками, который будет очень приятно получить в этот праздник. Ведь главное это внимание!

Но прежде

Ребята, а кто знает историю этого символа?

Ответы детей.

Обычай дарения крашеных яиц на Пасху по церковным преданиям восходит к Марии Магдалене. История сохранила нам такое предание

Ученики читают стихотворение.

В рассветной дымке таяла долина,

Над облаками золотился Крест.

Пришла к царю Мария Магдалина,

Весть принесла:

«Иисус Христос воскрес!»

- Нет, женщина, тебе я не поверю!

Фантазии и вымыслу есть мера,-

Мысль оживила властное лицо.-

Как не поверю я, что белое яйцо,

Тобою принесённое мне в дар,

Вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар!

Царь замолчал, но с этими словами

Свеченье разлилось над головами,

Стеснилось и замедлилось дыханье,

Казалось, где-то музыка звучит.

Яйца коснулись тёплые лучи,

Оно зажглось в лучах, затрепетало

И, словно Кровь Христова, алым стало!

С тех пор в память об этом событии, символизирующем веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу.

Украшение пасхальных яиц занимает одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве.

Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить.

Красят яйца обычно в Чистый четверг, и именно ваши мамы, бабушки будут этим заниматься.

Расскажите, пожалуйста, как у вас в семье красят яйца?

( рассказы детей)

Учитель

Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками.

Существует множество видов росписи пасхальных яиц. По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов.

В нашей славянской культуре известны: крашенки, драпанки, крапанки, писанки.

Работа учащихся в группе.

Каждая группа читает информацию об определённом виде росписи, а затем рассказывает классу.

№ 1

Название «крашенка» произошло от слова «красить». В средние века крашенки, освященные в церкви, становились святым подарком. Ими благословляли молодых, поминали умерших. Чтобы быть красивым и уберечься от болезней умывались водой, в которой пролежала крашенка.

В старину крашенки готовили в луковой шелухе. Существовал и другой способ изготовления крашенок: яйца обматывали сухими листьями березы, дуба, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные яйца».

Сегодня крашенки можно изготовить, отварив яйца в растворе теплой воды с пищевым красителем.

№ 2

Название «драпанка» произошло от слова «драпать». На окрашенное темной краской яйцо наносили карандашом узор. Затем с помощью какого-нибудь острого предмета-ножа, толстой иглы выцарапывали на яйце нанесенный рисунок.

№ 3

Название «крапанка» произошло от украинского слова «крапать». На окрашенное каким-либо цветом яйцо наносили капли горячего воска. Как только воск застывал, яйцо опускали в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо помещали в горячую воду. Воск таял, и получалась красивая крапанка.

№ 4

Малёванка - это более сложный вид. Используется воск и специальные кисти или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.

№ 5

Яйца «писанки» - это искусно расписанные яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки - это обереги. В красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Предназначались писанки лишь для дарения. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола, только в хорошем настроении, читая специальную молитву.

Основные цвета орнамента Писанок - белый, жёлтый, красный, чёрный.

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка называется разводом.

Развод - основа орнамента Писанки. Позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор.

Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском, те части орнамента, которые на Писанке должны быть белыми. После нанесения воска яйцо окунают в жёлтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо из краски. Промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают те части узора. Которые должны быть жёлтыми, и окунув яйцо в красную краску. рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает. Стирают салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка. Смазывают жиром или покрывают тонким слоем лака.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

Учащиеся рассказывают о каждом виде росписи.

Учитель: Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение.

Сейчас я предлагаю их внимательно рассмотреть и вспомнить их значение.

Солнце означало символ света и жизни.

Крест - знак четырех сторон света.

Ветка - символ вечной жизни.

Треугольник - символ огня.

Красный цвет означал радость жизни.

Волнистые линии (меандр) - знак воды

Зигзагообразная линия - это знак молнии

Треугольник или ромб с точкой - это символ достатка и богатства

Ромб - символ урожая

Круг - символ солнца

Завитки и спирали - это знаки космической силы.

Точки - знаки плодородия

Желтый - звезды, хлеб.

Голубой - здоровье.

Зеленый - пробуждение природы.

IV. Практическая работа

Пришло время приступить к выполнению росписи. Сейчас вам предстоит, используя наглядность нанести на яйцо разнообразные, понравившиеся вам, линии при помощи маркера и выполнить работу в цвете, используя кисточки или ватные палочки и гуашь. Время работы ограничено - 20 минут. Кто справится с работой быстро, может приступить к росписи подставки.

Во время практической работы звучит музыка.

V. Подведение итогов.

Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся кладут яйца на блюдо)

Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.

Скажите, чьи работы вам больше понравились и почему?

Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?

В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Мы подарим наши сувениры своим любимым и близким, когда наступит Великий праздник Пасха/

Кому вы подарите свой сувенир?

Учитель ставит оценки за работу.

VI. Рефлексия.

Учитель: На доске вы видите нарисованную корзину. На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее - желтое яичко, отличное - красное, плохое - синее.

А теперь для того, чтобы вернуться в настоящее время нам необходимо провести не большой ритуал: давайте зажжём свечу. Свеча - это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.

Будьте здоровыми, счастливыми, удачливыми, добрыми, отзывчивыми, внимательными, аккуратными, красивыми, послушными, и самостоятельными!

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Урок окончен, спасибо всем. До свидания.



© 2010-2022