Конспект урока по ИЗО Поздравительная открытка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.

Цель урока: Формирование умений для создания поздравительной открытки или декоративной закладки с элементами хохломской росписи в графическом редакторе Paint

Образовательные: познакомить учащихся с терминами «открытка», «графика», с народным промыслом «Золотая Хохлома»; продолжить работу по выработке умений пользоваться компьютером, изучение основных параметров работы с графическим редактором Paint, навыков умения работать с инструментами - "копирование", "вставка"; научиться создавать открытку или декоративную закладку, используя одну или несколько одинаковых фрагментов;

Развивающие: развитие творческой личности, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; чувства прекрасного, навыки работы на компьютере, дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательные: воспитание интереса к народным промыслам, к «Графике», любовь к предмету и коммуникабельность

Тип урока: интегрированный - изучение новых знаний, формирование новых умений.

Литературный ряд: стихи о «Золотой Хохломе», стихи о мастерах, Геннадий Федотов «Большая энциклопедия ремесел», издательсьво «Эксма», 2008г.;

Серия «История России» «Народные промыслы», издательство «Белый город», 2007г.; Л.Д.Рондели - Народное декоративно-прикладное искусство. В.Б.Фозенвассер - беседы об искусстве. Журнал «Искусство в школе»1992г. № 3,4. Журнал «Юный художник» 1991г. № 1, 1989 № 1.В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова - Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.Интернетwebartplus.narod.ru/folk7.html. literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52

Музыкальный ряд: слайды с музыкальным сопровождением Марии Пахоменко; песня: «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много!».

Материалы и оборудование: презентация: открытки, закладки, легенда о Хохломе», технология изготовления, растительный узор; изделия «Золотая Хохлома»; изделия и посуда с хохломской росписью, игрушки - матрешки с хохломской росписью, образцы росписи, детские рисунки (приложение), компьютер с программным обеспечением (графический редактор Paint), проектор, видеоаппаратура, плакаты.

Методы и приемы:

1. исследовательский, метод проблемного изложения, проблемный метод, видеометод, совместная деятельность, проблемно-поисковый, практический, самостоятельный (продуктивно-творческая деятельность

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний: теплые и холодные цвета

III. Знакомство с новой темой:

  1. Знакомство с терминами «открытка», «графика».

  2. Сообщение поисковой группы учащихся;

  3. Знакомство с «Золотой Хохломой»;

  4. Изучение элементов «копирование», «вставка» (пошаговая инструкция)

IV. Физкультминутка.

V.Самостоятельная работа.

Выполнение открытки с хохломской росписью на компьютере в программе Paint.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Содержание урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.

Прекрасная осенняя пора....Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, а посуда, но такая же нарядная, красочная. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не стыдно. (Слайды №1,2).

Итак, тема нашего урока «Поздравительная открытка, декоративная закладка с элементами хохломской росписи». (Слайд №3).

На предыдущем уроке мы познакомились с народным промыслом - Гжелью, сегодня познакомимся с «Золотой Хохломой» и научимся составлять открытку или закладку с элементами хохломской росписи в графическом редакторе Pain, применяя новые знания и те знания, умения и навыки, которыми вы уже владеете.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая хохлома!

Все листочки как листочки

здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

называют хохломой! (слайд №4)

II. Активизация опорных знаний: теплые и холодные цвета

Учитель: посмотрите внимательно на слайд. Что вы можете по этому слайду мне рассказать? (Слайд №5)

Ученик: На слайде множество изображений. Я думаю, они здесь неслучайно. Здесь изображены узоры, посуда. Я вижу «Гжель». Мы уже его расписывали на тарелках из папье - маше.. Гжель относится к народным промыслам. Она изготовлена из глины. Другую посуду я тоже видел. Она сделана из дерева.

Ученик: Здесь изображены предметы, имеющие теплые и холодные цвета.

Ученик: голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета, красный, оранжевый, желтый - это теплые цвета. Зеленый может быть и теплым и холодным. Это зависит, к какому цвету он ближе - желтому или голубому.

Учитель: А на этом слайде что видим? (Слайд №5)

Ученик: Цветовой круг: красный оранжевый желты, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Еще я вижу радугу. Она имеет такие же цвета, что и на цветовом круге.

Ученик: Чтобы вспомнить цвета радуги мы запоминаем подсказку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Учитель: Какие вы молодцы, все помните, мне очень приятно. Вы мне доставили большую радость своими познаниями, и у меня поднялось настроение. А у вас хорошее настроение? Если хорошее настроение улыбнитесь друг - другу и пожелайте успехов

Знакомство с новой темой:

  1. Знакомство с терминами «открытка», «графика»

Учитель: Сегодня мы знакомимся с терминами «открытка», «графика»,познакомимся с «Золотой Хохломой», которая имеет только теплые цвета: цвет солнца, огня, тепла, цвет улыбки мамы.

Что же это за названия?

Открытка - это открытое письмо. (Слайд 3). Вы все видели открытки, они продаются в магазинах, на почте. Открытки распространяются огромными тиражами, они являются произведением искусства. Этот вид искусства называется «графика». Раз их много производят, тиражами, то и отсюда название «Тиражная графика». Открытки появились примерно в конце 19 века. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации.

Учитель: какие скоростные передачи открыток , кто скажет?

Ученик: можно открытку послать по мобильному телефону или по интернету.

Учитель: Да, ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления. Вы сегодня тоже будете художниками-графиками и на компьютере выполните свою открытку с хохломской росписью. Что за непонятное название - «Хохлома», и почему ее называют «Золотой»? Чтобы это понять мы послушаем нашу поисковую группу, которая приготовила нам стихи о «Хохломе».

  1. Сообщение поисковой группы.

1 ученик: Я узнала, что есть песня о хохломе. Ее исполняет певица Мария Пахоменко. Я прочту наизусть слова из этой песни.

Городок красивый есть,

И хвала ему, и честь,

Просто русский городок -

Волго-Вятский говорок.

Островок в лесах зелёных

В окружении озёр.

Город сказочный - Семёнов -

О тебе наш разговор.

Покупайте, покупайте для красы и для души:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины-ковши,

Огненные кони в бликах солнца, золотые купола…

И одним лишь словом это всё зовётся - Хохлома! Хохлома, Хохлома.

А теперь сказать пора

О самих о мастерах.

Что ни мастер - чудодей -

Нет узора без затей!

Мастера резца и кисти -

Из-под ваших добрых рук

Травы, ягоды и листья

Распускаются вокруг

Хохлома, Хохлома.

И молва идёт не зря

Через горы и моря,

Восхищается весь мир -

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо-краски,

Ух, российские умы!

И по свету бродят сказки

И улыбки Хохломы.

2 ученик: Я к уроку выучила стихотворение о мастерах.

Есть жажда творчества,

Уменье созидать.

На камень камень класть,

Вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звёзд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с собой, с своей эпохой вровень

И пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,

Весь мир вместить в дыхание одно,

Одним мазком весь этот лес и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав,

Оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя всё так же мяли глину

И лучшего придумать не смогли.


  1. ученик: стихотворение «Хохломская роспись»:

1Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь

Отголоски лета

В зелени травы

Рощи - перелески

2Шелковые всплески

Солнечно - медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый

3По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома

  1. Знакомство с «Золотой Хохломой»

Учитель:Ребята, вы от поисковой группы узнали о «Золотой Хохломе». Молодцы поисковики, не подвели!

Я расскажу вам легенду о «Золотой Хохломе»: Хохлома родилась в Заволжье. По берегам рек Керженец и Ветлуги издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду (Слайд 7). Свои изделия мастера делали похожими на золото и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где изготавливали посуду и продавали ее на крупнейших ярмарках. Легенда о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. (Слайд 8). Рассказывают, что жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Рефлексия

- Понравилась вам легенда?

- Где родилась «Хохлома?»

- Из какого дерева изготовляли посуду?

- Если внимательно слушали легенду, почему краски цвета огня и пепла?

Как же изготовляли «Золотую Хохлому?» (Слайд 9). Внимательно посмотрите, подумайте и составьте рассказ об изготовлении посуды.

Ученик. У нас вокруг леса. Если есть лес, то человек имеет все: дома, дрова, мебель, посуду. Для изготовления посуды мастера пилили пилой осину или липу. Потом снимали кору, распиливали на небольшие чурбаны, выдалбливали углубления, обрабатывали ножом и в конце шлифовали. Это называлось «Белье».

Учитель. Правильно, кто продолжит рассказ.

Ученик. Изделие из дерева покрывают грунтом из глины, сушат в печи, шлифуют, чтобы была гладкой.

Учитель правильно, (Слайды №10,11)

потом ее обмазывали олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт полуда. «Полуда» = это измельчённый порошок металла. Втирание полуды - это «лужение» и посуда становится серебряным. Затем ее красят и расписывают. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в горячей печи. Серебряный цвет от высокой температуры становится золотым.

Сначала хохломская посуда, какой была?

Ученик: деревянной.

Учитель: верно, а дальше сделай вывод?

Ученик: Она была деревянной - «Белье», потом из-за металлического порошка «Полуды»стала серебряной, а после горячей печи стала золотой.

Учитель: Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев

Какие же мотивы в хохломской росписи? (Слайд 12, 13)

Ученик: Мотивы хохломской росписи это травка, кудрины. Художники любят изображать ягоды: малину, смородину, калину, рябину. Если травка закручивается, то она становится кудриной.

Учитель: Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи (слайд №12,13).

Вы узнали, что хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых травка, ягодка, яблочко, листик, виноград. (Приложение). Посмотрите хохломскую роспись в детских работах. Хохломская роспись применяется и в легкой промышленности (приложение) и в изготовлении деревянных игрушек (изделия и слайды №14,15).

Сейчас вы увидите неземную красоту, выполненную художниками - великими мастерами. Поистине чудесней хохломы не найти. (Слайдыв сопровождении песни в исполнении Марии Пахоменко).

  1. Изучение элементов «копирование», «вставка». Продолжение знакомства с

инструментами графического редактора Paint; (пошаговая инструкция, практическая работа).

Вы готовы приступить к работе на компьютере? На компьютере можно выполнить открытку или декоративную закладку с хохломской росписью в круге, вполосе, можно самому нарисовать, а можно копировать, вставлять, готовые элементы росписи. В графическом редакторе Paint вы уже работали и знаете, где находятся инструменты. Сегодня мы с вами будем упражняться в копировании. Вы за мной повторяете технологию. Пошаговая инструкция все время перед вашими глазами. Если вы что-нибудь забудете или перепутаете, можно взглянуть.

(Упражнение в копировании, рисовании элементов на компьютере. Работа в графическом редакторе). Я показываю, а вы повторяете за мной.

Шаг первый: на панели инструментов взять эллипс или прямоугольник и с помощью мыши придать форму открытки или закладки;

Шаг второй: на панели найти надпись «Слои» и, щелкнув мышью, открыть его;

Шаг третий: найти надпись «Импортировать из файла» и щелкнув мышью открыть «Мои рисунки»;

Шаг четвертый: щелкать на выбранном рисунке, нажать «Открыть» и он появится на вашем листе;

Шаг пятый: левой кнопкой мыши щелкнуть на скопированном рисунке и потянуть его на круг;

Шаг шестой: открыть «Слои», найти там надпись «Дублировать слой», левой кнопкой мыши рисунок потянуть и установить на другом месте. Повторять до нужного количества;

Шаг седьмой: точно так же копируем другой рисунок из папки «Мои рисунки»; устанавливаем, если рисунок нужно повернуть, то правой кнопкой мыши поворачиваем в нужную сторону.

Шаг восьмой: находим на панели инструментов «отменить выделение»;

IV. Физкультминутка

V.Самостоятельная работа.

Вы сегодня художники-графики! Ваша задача изготовить поздравительную открытку или декоративную закладку. Для этого вы должны найти среди множества изображений в папке «Мои рисунки» изображения узоров или изделий золотой хохломы и вставить в свою работу. Работать будете попарно. Ваш успех зависит друг от друга. «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много!». (Звучит мелодия песни во время работы).

VI. Итог урока. Рефлексия.

  1. анализ работ, выставление оценок.

Учитель: на уроке вы познакомились с терминами «открытка», «тиражная графика», с хохломской росписью; увидели возможности компьютерной графикии выполнили открытки в программе Paint.

Вы соприкоснулись с тайной древнего искусства, и, перекинув мостик в сегодняшний день, осуществили аналогичную работу с помощью компьютерной техники.

Ребята, мы сейчас все вместе посмотрим на открытки. Проведем анализ работ. (Дети сами проводит анализ).

Ученики: красиво, интересная открытка, закладка, у всех получилось по-разному и т.д.

Учитель: Вы сегодня были настоящими художниками-графиками. Все работы прекрасны. Вы смело их можете подарить мамам на день матери, учителям, своим друзьям. Все вы заслужили оценку «5». Поисковая группа, подготовившая стихотворения о золотой хохломе, получает дополнительную оценку «5». Работы, выполненные на компьютере, мы вывесим на следующем уроке с остальными работами за четверть и проведем урок-экскурсию по теме «Искусство в твоем доме».

Ваши работы я распечатаю и принесу на следующий урок.

  1. Рефлексия:

Закончите предложение:

- Понравилось работать на компьютере, особенно…

- Сегодня мы узнали…

- Было интересно, весело…

- Научились создавать свою открытку…

- Было трудно…

- Вдвоем работать лучше, чем одному…

- Вспомнили холодные и теплые цвета…

- Узнали о «Золотой Хохломе»…

3.Домашняя работа: принести все свои рисунки, которые мы рисовали в течение четверти по блоку «Искусство в твоем доме» для проведения урока-экскурсии. Подготовиться к уроку для выступления в роли экскурсовода.

Всем спасибо за урок.


© 2010-2022