Конспект урока по МХК «Дорога на Олимп»

Предлагаемые материалы могут быть использованы как на обобщающем уроке в 5 классе по теме «Культура Древней Греции», так и на внеклассном мероприятии – турнире знатоков художественной культуры. Культура Древней Греции бесконечно удалена от нас. Даже взрослому человеку, не обладающему специфическими знаниями, трудно погрузиться в её атмосферу, воспринять её проблематику как близкую, связанную живыми узами с интересами и исканиями сегодняшнего дня. Тем более трудно совсем юному человеку за величав...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Подпорожская детская школа искусств»








Разработка урока на тему


«Дорога на Олимп»

Конспект урока по МХК «Дорога на Олимп»



подготовила Сергеева Ольга Юрьевна,

преподаватель теоретических дисциплин

МБОУДОД «ПДШИ»





Подпорожье

2013

Цели и задачи урока:

- систематизировать ранее полученные знания по теме; установить уровень овладения учащимися теоретических знаний;

- воспитание умения применять усвоенные знания в новой ситуации;

- развитие внимания, мышления, памяти; умения анализировать и обобщать;

- развитие чувства стиля эпохи через художественное и музыкальное оформление, костюмы;

- развитие творческой и познавательной активности учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: турнир знатоков художественной культуры.

Оборудование: оформленный зал, портрет философа А.Ф.Лосева, костюмы для участников, реквизиты к конкурсам, домашние заготовки участников.

Ход урока


I. Вступительное слово:

Ведущий: Наш турнир имеет своё посвящение - последнему представителю знаменитой плеяды русских религиозных философов, блестящему знатоку Античности, автору огромного количества исследований по вопросам философии и культуры Древней Греции, человеку фантастических эрудиции и таланта - Алексею Фёдоровичу Лосеву.

Он прожил долгую тяжёлую жизнь, был репрессирован в 30-е годы в «Свирьлаг», который находился на территории нашего района. «Свирьлаг» - это группа лагерей для заключенных, которая находилась на правых берегах реки Свирь от посёлка Свирьстрой до города Подпорожье с управлением в городе Лодейное Поле. Позднее, больной и одинокий, не имеющий прямых учеников, Лосев продолжал работать. Он стал высочайшим авторитетом в вопросах Античности. Решением участников наш турнир будет крупицей благодарности этому учёному.

Наше состязание состоит из семи конкурсов. Но, прежде чем начать его, представляю тех, кто будет принимать в нём участие: это команда «Ахейцы» и команда «Аргонавты».

(Команды приглашаются на сцену).

Прошу представителей команд пожать руки друг другу и пожелать удачи. Я надеюсь, что во время турнира все узнают для себя много нового и интересного. Всем желаю удачи и победы, но помните: победа приходит лишь тем, кто к ней готов.

Как известно, в любом состязании участвуют судьи, которые оценивают работу участников. Сегодня на нашем турнире роль греческого ареопага играют:

Председатель ареопага -

Секретарь ареопага -

Судья ареопага -

Главный консультант ареопага -

Итак, мы начинаем наш турнир.

II. Основная часть:

Звучит музыка.

Ведущий: Спокойней крылья напрягай,

Под ветром путь наш ненадёжен,

Сырых туманов избегай.

Отец! Ты дал душе свободу,

Ты узы тела разрешил.

Что ж медлим? Выше! К небосводу!

До вечной области светил!

Ведущий: Ахайя, Эгейя, Греция, Эллада… Эти названия - страницы древней культуры, ставшей колыбелью европейской цивилизации. Эти названия манят и влекут нас, как музыка, вглубь веков - туда, где боги похожи на людей, а люди творили, как боги. Греки не завоевали много стран и земель, они не образовали огромной империи. История Древней Греции уникальна другим.

Художник занимал особое, высокое положение в обществе. Греческий язык стал языком культуры и искусства древности. Им пользовались далеко за пределами Греции. Пять из семи чудес света созданы руками греков: это статуя Зевса, Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды в Эфесе и Александрийский маяк. И это было создано не миллионами безымянных рабов, а гением знаменитых художников, скульпторов и архитекторов.

Греческой мифологией восхищаются учёные и поэты. И сегодня её сюжеты становятся основой многих художественных произведений - столь высоки в них нравственные проблемы и чувство долга. Древнегреческая поэзия и драматургия навсегда остались вершиной мирового искусства. Греческие философы достигли самых высоких вершин человеческой мысли. Через их труды человек и сегодня познаёт тайны Вселенной.

Так обратим наши взоры к стране, олицетворяющей утро европейской цивилизации. Проверим наши знания.


Первый конкурс «Разминка»


Условие конкурса: команды должны представить свои девизы и за короткое время должны дать наибольшее число ответов на блиц-вопросы.

Девиз команды «Ахейцы»: «Слишком в беде не горюй,

И не радуйся слишком ты в счастье.

То и другое умей

Доблестно в сердце носить!»

Девиз команды «Аргонавты»: «Догонять тех, кто впереди

И не ждать тех, кто позади!»

Вопросы для команды «Ахейцы»


1. Укреплённая часть города, располагавшаяся на возвышенности. (Акрополь).

2. Титан, осуждённый держать на своих плечах небесный свод в наказание за участие в сражении титанов против богов. (Атлант).

3. Колонна в виде женской статуи. (Кариатида).

4. Крылатые женщины-чудовища со змеями на голове вмсето волос. (Горгоны).

5. Искусный мастер, архитектор, скульптор, построивший знаменитый лабиринт на острове Крит. (Дедал).

6. Крылатый лев с орлиной головой. (Грифон).

7. Ордер, характеризующийся изысказанностью пропорций и четырёхугольной капителью, украшенной листьями аканта. (Коринфский ордер).

8. Нимфы, живущие на деревьях. (Дриады).

9. Дочь финикийского царя, похищенная Зевсом, который принял образ белого быка с золотыми рогами. (Европа).

10. Полуженщина-полузмея, жена Тифона. (Ехидна).

11. Галерея с картинами, мемориальными мраморными плитами и посвящениями богам. (Пинакотека).

12. Существо с телом коня и торсом человека. (Кентавр).

13. Храм в честь Афины и Посейдона, воздвигнутый на месте, где, по преданию, состоялся спор за обладание Аттикой. (Эрехтейон).

14. Верхняя часть фасада здания, имеющая треугольную или криволинейную форму. (Фронтон).

15. Ранние скульптурные изображения юношей и девушек. (Куросы и коры).

16. Чудовище с телом козы, хвостом змеи и огнедышащей львиной пастью. (Химера).

17. Чередующиеся элементы на фризе дорического ордера. (Триглиф и метога).


Вопросы для команды «Аргонавты»


1. Сосуд овальной формы с двумя ручками, суживающийся книзу. (Амфора).

2. Колонна в виде мужской статуи. (Атлант).

3. Основание, подножие, нижняя часть колонны. (База).

4. Архитектурная деталь в виде завитка, спирали. (Волюта).

5. Широкая, падающая складками шерстяная или льняная рубаха у древних греков. (Хитон).

6. Порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента. (Ордер).

7. Сосуд, предназначенный для смешивания вина и воды. (Кратер).

8. Верхняя одежда с капюшоном из грубой ткани. (Пеплос).

9. Геометрический орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками. (Меандр).

10. Ордер, характеризующийся мощными колоннами с каннелюрами, без баз и с простой капителью. (Дорический).

11. Ряд колонн, поддерживающих балочное перекрытие. (Колоннада).

12. Плащ, в который вшивался кусочек свинца. (Хламина).

13. Вертикальные желобки на стволе колонны. (Каннелюры).

14. Верхняя часть антаблемента здания, горизонтальный, выступающий вперёд край кровли. (Карниз).

15. Ордер, характеризующийся утонченными пропорциями колонн с каннелюрами, базой и капителью, украшенной волютами. (Ионический).

16. Верхняя накидка для торжественных случаев. (Гиматий).

17. Главный элемент архитектурного ордера, его несущая конструктивная часть, состоящая из базы, фуста и капители. (Колонна).


Второй конкурс «Археологический»


Ведущий: Во время раскопок археологи нашли множество древнегреческих ваз.

Условие конкурса: необходимо восстановить как можно большее число сосудов и объяснить, для чего они предназначались. Работают обе команды одновременно, побеждает та, которая первой справится с заданием.





Конкурс «Разминка для болельщиков»


Ведущий: Пока команды заняты выполнением задания, настал час и для гостей, «болельщиков». Объявляется «Разминка для болельщиков».


Блиц-вопросы:


1. Знаменитый стратег в Афинах в V до н.э. (Перикл).

2. Древнее название Трои. (Илион).

3. Должностное лицо в Афинах, отвечающее за организацию и проведение театральных состязаний. (Хорег).

4. Верхняя часть колонны. (Капитель).

5. Знаменитый немецкий археолог, открывший Трою, Микены, Тиринф. (Шлиман).

6. Второе имя бога Диониса. (Вакх).

7. Две соединённые вместе и покрытые воском дощечки для письма. (Диптих).

8. Создатель законов в Спарте. (Ликург).

9. В древнегреческой мифологии стоглазый великан-сторож.(Аргус).

10. Область Греции: блаженный, идиллический край. (Аркадия).

11. Величайший ваятель Древней Эллады. (Фидий).

12. Название статуи очень большого размера. (Колосс).

13. Выдающийся древнегреческий драматург, автор «Эдипа-царя», «Антигоны», «Электры». (Софокл).

14. В древнегреческой мифологии богини вихря, полуженщины-полуптицы, безобразные и злые. (Гарпии).

15. Храм с четырьмя колоннами на переднем и заднем фасадах. (Амфипростил).

16. Средняя часть антамблемента, обычно украшенная орнаментом. (Фриз).

17. Символ власти, жезл, украшенный драгоценными камнями. (Скипетр).


Третий конкурс «Причудливые одеяния»


Условие конкурса: конкурс состоит из двух заданий. По два участника от каждой команды должны из предложенной одежды выбрать ту, которая принадлежала грекам, и объяснить для чего она служила. Другие два участника от каждой команды займутся рисованием. Известно, что самым популярным орнаментом у греков был меандр. Он воплощает идею непрерывного развития, но развития, постоянно обращающего свой «взгляд» в прошлое. Ваша задача заключается в том, чтобы продолжить меандр по образцу.


Четвёрый конкурс «Музыкальный тест»


Условие конкурса: командам выдаются анкеты, которые необходимо заполнить. Побеждает та команда, которая первой и правильно справится с заданием.


Вопросы для анкеты:


1. При каких обстоятельствах погиб певец Орфей?

А) во время плавания Одиссея;

Б) когда отправился в царство Аида за своей женой Эвридикой;

В) растерзанный вакханками за жёноненавистничество;

Г) потерпев поражение в состязании с Аполлоном.

2. О чём рассказал Орфей в своей песне?

А) о любви;

Б) о ненависти;

В) о горе;

Г) о тоске.

3. На каком инструменте играл Орфей?

А) барабан;

Б) кифара;

В) флейта;

Г) труба.

4. Как назывался музыкальный инструмент, на котором играл Пан?

А) авлос;

Б) лира;

В) свирель;

Г) кифара.

5. В каких высказываниях говорится о греческом театре?

А) театр пользовался огромной популярностью, актёры занимали высокое положение в обществе;

Б) вначале актёры выступали без масок;

В) в театре не было хора;

Г) театральные представления продолжались четыре дня: три дня ставились трагедии и один день - комедии.

6. Определите дионисийское и аполлонистическое начала в искусстве:

А) народные гуляния;

Б) скульптура;

В) балет;

Г) авангардная живопись;

Д) архитектура;

Е) рок-музыка;

Ж) массовые зрелища.

7. Имена каких муз пропущены в стихотворении?

Девять муз

(Клио) деянья поёт и былые века возвращает.

Сладкую речь в дыхание флейт влагает (Эвтерпа).

(Талия) вольную молвь привечает комической сцены.

Скорбь (Мельпомена) свою изливает в трагическом клике.

Движет, множит, живит (Эрато) лирою чувства.

Пеньем, лицом и стопой правит плектр плясуньи (Терпсихоры).

Смысл речей в мановенье руки (Полигимния) сжала.

Зрит (Урания) путь светил в кругах поднебесных.

Песнь о героях ведёт по книжным столбцам (Каллиопа).

Движет девятерых круговая мощь Аполлона:

Он в середине сидит и всё собою объемлет.

8. Какие из покровительниц искусства и науки изображаются с музыкальными инструментами?

А) Каллиопа;

Б) Клио;

В) Мельпомена;

Г) Полигимния;

Д) Талия;

Е) Терпсихора;

Ж) Урания;

З) Эвтерпа;

И) Эрато.

Пятый конкурс «Архитектурный»


Условия конкурса: конкурс состоит из двух заданий, которые выполняют по два участника от каждой команды. Побеждает та команда, которая раньше справится с заданиями.

Задания:

1. Необходимо собрать колонны, принадлежащие разным ордерам.

2. Восстановить разрушенные памятники архитектуры.


Конкурс для болельщиков «Лингвистический»


Условие конкурса: необходимо растолковать выражения из древнегреческой мифологии, укоренившиеся в русском языке и обогатившие его.

Задание: «Ахиллесова пята»; «Авгиевы конюшни»; «Геркулесовы столбы»; «Нить Ариадны»; «С красной строки»; «Сизифов труд»; «Кануть в лету»; «Нарцисс»; «Танталовы муки»; «Ящик Пандоры»; «Между Сциллой и Харибдой»; «Прометеев огонь»; «Собачья жара».


Шестой конкурс «Что бы это значило?»


Ведущий: Команды хорошо готовы к сегодняшнему состязанию, но пора уже обменяться ударами. Интрига конкурса стала известна за две недели до турнира, когда командам были показаны «немые сцены», подготовленные командами-соперниками. Сейчас, после повторения «немых сцен» уже для Вас, команды должны будут показать театрализованные вариации этих сюжетов (домашнее задание).

Седьмой конкурс «Зажги Олимпийский огонь»


Ведущий: В России 2014 год знаменателен Олимпиадой в городе Сочи. А где зародились Олимпийские игры? Конечно в Греции. Наш последний конкурс - проверка знаний об Олимпийских играх древности. В конкурсе побеждает та команда, которая первой зажжёт Олимпийский огонь.

Условие конкурса: участники должны решить кроссворд.

Конспект урока по МХК «Дорога на Олимп»








8










7










6










5










4










3










2









1











Вопросы снизу вверх:

1. Победитель Олимпийских игр.

2. Основной вид соревнований Олимпиады по-гречески.

3. Площадка для гонки колесниц.

4. Снаряд, используемый для усиления толчка прыгуна в длину.

5. Дистанция 192 метра.

6. Участники Олимпиады.

7. Торжественная песнь в честь богов и героев.

8. Торжественный стих в честь знаменательного события или героя Олимпиады.

Ответы:

1. Олимпионик. 2. Пентатлон. 3. Ипподром. 4. Гантели. 5. Стадия. 6. Атлет. 7. Гилен. 8. Ода.

После того, как участники отгадают последнее слово, в прорезь чаши вставляется бумажное пламя.

III. Рефлексия:

Ведущий: Итак, турнир закончен. Нам хотелось рассмотреть античность как единый культурный тип, угадать стиль античности - то единство в многообразии и многообразие в единстве, без чего нет синкретического мироощущения эллина, уловить неизгладимые и неповторимые черты античного Лика.

Что нам дал этот урок? Мы проверили себя на смекалку, сообразительность, проверили свои знания. Жанр турнира выбран не случайно: известно, что для греков зрелищные состязания были неотъемлемой частью их жизни. С точки зрения подготовки - это наиболее сложное и кропотливое мероприятие.

Я благодарю всех, кто принимал участие в подготовке этого мероприятия: родителей за помощь в подготовке декораций, костюмов; наш ареопаг, который трудился на протяжении всего турнира. И, конечно же, я благодарю всех участников за «Волю к победе», которые не побоялись сразиться с соперниками и, по-моему, достойно себя показали.

Думается, что для ребят «прощание» с темой, которую они изучали почти два месяца, станет началом нового этапа изучения античности, а каждый прожитый день - ступенькой к Парнасу, ступенькой к постижению мастерства, гармонии, ступенькой к постижению самих себя.

Настаёт долгожданный момент...

(Звучат фанфары).

Ведущий: Я приглашаю участников турнира на сцену. Сейчас будут подведены итоги, прозвучат имена участников, добившихся особых успехов в изучении культуры Древней Греции. Улыбки, грамоты, подарки, слова благодарности от членов жюри, родителей...


Список литературы и Интернет ресурсы:

1. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1995.

2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М., 1996.

3. Искусство: Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2002.

4. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. - Смоленск, 2001.

5. Ривкин Б.И. Античное искусство (Малая история искусств). - М., 1972.

6. Ушакова О.Д. Боги и герои Древней Греции. - СПб., 2005.

7. myfhology.info/index.html

8. esperanto-plus.ru/fraz/ahillesova-pjata.htm

9. ru.wikipedia.org/wiki


© 2010-2022