Рабочая программа дисциплины Детская нейропсихология

Рабочая программа по дициплине "Детская нейропсихология" адресована студентам психологических факультетов вузов, предатвителям других психологических, а также медицинских специальностей. Цель изучения дисциплины:  сформировать у студентов основные представления  о формировании функциональноймозговой организации в онтогенезе, о новых подходах к изучению видов отклоняющегося развития, их структуре, степени выраженности, а также возможностях нейропсихологической диагностики и  коррекции  отклонений...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Директор Академии психологии и педагогики

________________/Ермаков П.Н.

«____»______________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Детская нейропсихология»


Направление подготовки

37.05.01 «Клиническая психология»

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Кафедра психологии управления и акмеологии

Курс _2_ Семестр _4_

Форма обучения Очная


Программа разработана: Чернова Анастасия Александровна доцент кафедры психологии управления и акмеологии, к.пс.н.

Рецензент: Труфанова Ольга Константиновна, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии ЮФУ, к.пс.н.







Ростов-на-Дону - 2014

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

Учебно-методического совета Кафедры психологии управления

Академии психологии и педагогики и акмеологии

протокол заседания

от 02.09.2014 г. № 1 от 02.09.2014 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры психологии управления и акмеологии

от 12.09.2014 г. № 2


1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов основные представления о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе, о новых подходах к изучению видов отклоняющегося развития, их структуре, степени выраженности, а также возможностях нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений развития

Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:

В практической деятельности:

- освоить основные формы практического использования знаний по детской нейропсихологии;

- овладение студентами принципами и методами нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития;

- овладение студентами принципами построения коррекционно-развивающих занятий, основанных на нейропсихологическом анализе психической деятельности человека

В научно-исследовательской деятельности:

-воспитывать у студентов интерес к изучению проблем детей с отклоняющимся развитием

- формирование у студентов системы знаний и представлений о наиболее фундаментальных принципах мозговой организации психических процессов, системно-динамических принципах взаимодействия психической деятельности человека и его мозга;

- формирование у студентов методологических основ анализа протекания психических процессов в норме и патологии с точки зрения его церебрального обеспечения

В проектно-инновационной деятельности:

- развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации отклонений развития и оказания психологической помощи детям с особыми возможностями здоровья;

-овладение студентами принципами и методами нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития;

- овладение студентами принципами построения коррекционно-развивающих занятий, основанных на нейропсихологическом анализе психической деятельности человека

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1 Учебная дисциплина «Детская нейропсихология» относится к вариативной части профессионального цикла ( Б.3.В.01 ) подготовки специалиста.

2.2 Для овладения данной дисциплиной необходимы знания и умения учащихся, приобретенные ими при освоении предшествующих дисциплин : «Основы нейрофизиологии ВНД», «Основы нейропсихологии», «Специальная психология».

Задачи дисциплины:

- освоение студентами знаний по курсу детская нейропсихологии;

- развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации отклонений развития и оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

- воспитывать у студентов интерес к изучению проблем детей с отклоняющимся развитием;

воспитывать чувство эмпатии к детям с трудностями в обучении;

- освоить основные формы практического использования знаний по детской нейропсихологии.

2.3 Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной.

Усвоение данной дисциплины является необходимым для овладения следующими теоретическими дисциплинами: «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями развития разного рода», «Система психологической помощи в сфере специального образования», «Психологическая готовность к школе детей с отклонениями в развитии», а также для прохождения практик.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

По результатам освоения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

  • способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4):

знать: основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития человека; методы и способы воздействия на психологическое развитие личности;

уметь: использовать методы и методики анализа факторов и условий психологического развития человека; проводить сбор и анализ анамнестических данных о психическом развитии человека;

владеть: категориальным, терминологическим и методологическим аппаратом, необходимым для решения типовых задач в профессиональной практике психологического консультирования, психологической диагностики и коррекции;

  • способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5):

знать

  • специфику нейропсихологических симптомов и нейропсихологических синдромов на разных возрастных этапах ;

  • методики нейропсихологического обследования (принципы построения, процедура обследования, интерпретация результатов);

  • принципы и методы восстановительного обучения;

  • специфику коррекционной работы с использованием методов нейропсихологии

уметь:

  • применять основные методы нейропсихологического обследования;

  • оценивать результаты нейропсихологического обследования в норме и при отклонениях в развитии;

  • составлять коррекционные программы на основе данных нейропсихологического диагностического обследования

владеть:

  • особенностями применения основных приемов нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития разной этиологии


4. Содержание и структура дисциплины


4.1. Содержание модулей дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общие вопросы детской нейропсихологии

Предмет, задачи и области применения нейропсихологии. Направления нейропсихологии. Детская нейропсихология как наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе.

История изучения проблемы локализации психических функций. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия. Современные представления о принципах строения мозга. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А.Р. Лурия).

Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Три блока концептуального аппарата нейропсихологии детского возраста по Л.С. Цветковой: социально-биологический, нейропсихологический, психологический. Морфогенез мозга.

Трехмерная модель формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Психофизиологические аспекты онтогенетического развития. Три основные уровня организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

Основные положения синдромного анализа нарушений высших психических функций. Уровни анализа нейропсихологических факторов по А.Р. Лурия: морфологический, физиологический, психологический.

Типы нейропсихологических факторов по Е.Д.Хомской.

Нейропсихологические факторы и их роль в развитии психической деятельности ребенка.

2.

Нейропсихологческая диагностика и коррекция

Метод синдромного анализа. Нейропсихологические методики диагностики детей с отклоняющимся развитием (их преимущества и недостатки).

Схема нейропсихологического обследования детей. Процедура проведения и оценки (количественной и качественной) нейропсихологических проб. Анализ ошибок у детей.

Принципы написания заключения по данным нейропсихологического обследования ребенка. Особенности нейропсихологической диагностики речи, письма, чтения, счета. Нейропсихологическая диагностика готовности к школе. Теоретическое введение в проблему нейропсихологической коррекции детей Особенности восстановительного обучения у детей.

Коррекционно-развивающие программы Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой.

Программы коррекции мнестических нарушений: Симерницкая Э.Г., Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К.

Интегративные подходы: программа Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, методика сенсомоторной коррекции Т.Г.Горячевой, А.С.Султановой.

Теоретические предпосылки создания комплексной методики нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте по А.В.Семенович. Метод замещающего онтогенеза.

Методическая организация формирующего обучения по Л.С.Цветковой.

4.2. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 час.).

Вид работ

Трудоемкость, час.

семестра

Всего

Общая трудоемкость

1

144

Аудиторная работа:

1


Лекции (Л)

1

20

Практические занятия (ПЗ)

1

12

Лабораторные работы (ЛР)

1

-

Самостоятельная работа:

1


Проектное задание (ПЗ)

1

40

Эссе (Э)

1

-

Тест рубежного контроля (ТРК)

1

10

Самостоятельное изучение модулей

1

32

Контрольная работа (К)*

1

-

Самоподготовка

1

10

Подготовка и сдача экзамена

1

20

Вид итогового контроля

1

зачет

Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре.

модуля

Наименование

Модуля

Всего

Л

ПЗ

ЛР

Внеауд.

работа

СР

1

Общие вопросы детской нейропсихологии


8

2


56

2

Нейропсихологческая диагностика и коррекция


12

10


56

Итого:

144

20

12


112

4.3. Практические занятия

занятия

модуля

Тема

Кол-во

часов

1

1

Теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга

2

2

1

Нейропсихологические факторы и их роль в развитии психической деятельности ребенка

2

3

2

Отечественные методы нейропсихологического обследования детей

2

4

2

Зарубежные методы нейропсихологического обследования

2

5

2

Психокоррекционные технологии для детей

2

6

2

Особенности работы в группе

2

4.4. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

модуля

Темы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов

1

Тема 1. Ознакомиться с трудами отечественных нейрофизиологов, послуживших теоретической основой для нейропсихологии: Анохина П.К., Адрианова О.С., Бехтеревой Н.П., Павлова И.П.

Тема 2. Рассмотреть учение о функциональных системах как психофизиологической основе психических функций (по П.К.Анохину).

Тема 3. Изучить концепцию Н.П.Бехтеревой о взаимозаменяемости звеньев функциональной системы (привести примеры).

6




4





4

2

Тема 4. Левшество как один из вариантов индивидуального развития.

Тема 5. Сравнительный анализ эффективности нейропсихологических методик.

4




8

5. Образовательные технологии

Формы обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов), балльно-рейтинговая система оценки результатов.

Инновационные методы обучения и контроля: метод проектных заданий, кейс-метод, интерактивные встречи с успешными представителями динамично развивающихся коммерческих и государственных организаций.

Информационные технологии: информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), дистанционные образовательные технологии (индивидуальные и групповые консультации в электронном пространстве ЮФУ).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

Семестр

Вид занятий

(Л, ПР)

Используемые интерактивные

технологии

Кол-во

часов

2

Л

проблемная лекция, дискуссия

8

2

ПР

дискуссия по заданным вопросам, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе

24

Итого:

32

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

1. Контрольные вопросы для собеседования

  1. Объясните разницу между симптомным и синдромным анализом.

  2. Что значит выражение «дать квалификацию симптома»?

  3. В чем отличие дефицитарности от несформированности?

  4. Обоснуйте значение нейропсихологического обследования при установлении минимальной мозговой дисфункции

  5. При каких условиях возможно спонтанное восстановление высших психических функций.

  6. Перечислите основные симптомы синдрома несформированности префронтальных отделов мозга.

  7. Перечислите основные симптомы синдрома несформированности височных отделов мозга

  8. Перечислите основные симптомы синдрома несформированности правого полушария мозга

  9. Перечислите основные симптомы синдрома несформированности межполушарного взаимодействия

  10. Перечислите основные симптомы синдрома дефицитарности подкорковых структур мозга

  11. Какие из высших психических функции, чаще всего оказываются недостаточно сформированы у детей 6-7 лет?

  12. Что дает нейропсихологический подход в диагностике готовности к школе?

  13. Мозговая организация функции письма

  14. Мозговая организация функции чтения

  15. Мозговая организация функции счета

  16. Мозговая организация функции речи

2 . Задания для самостоятельной работы

Задание № 1 Сравнительный анализ основных синдромов отклоняющего развития у детей

Задание № 2 Составление логической схемы , отражающей сформированность ВПФ на разных возрастных этапах.

Задание № 3 Составление карты нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга

Задание № 4 ( проектное задание №1 ) - проведение нейропсихологического диагностического обследования сформированности ВПФ у ребенка с нарушением развития и составление комплексной коррекционной программы.

Задание № 5 (проектное задание 2) - проведение нейропсихологического диагностического обследования сформированности ВПФ у ребенка без нарушения развития и определение уровня готовности к школе, составление коррекционной программы.


3. Промежуточный тестовый контроль

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос и выберите один из

нескольких вариантов ответа


1. Принцип «квалификации дефекта» означает

1). выяснение первопричины нарушения функции

2.) выявление всех имеющихся нарушений при данном повреждении мозга

3.) выявление типа межполушарной асимметрии

4). выявление путей компенсации дефекта

2. . Закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с

нарушением определенного фактора, называется

1). нейропсихологический симптом

2). нейропсихологический синдром

3). нейропсихологический фактор

4). локализация ВПФ

3. Факторы межполушарного взаимодействия.

1) связаны с работой неспецифических срединных структур мозга

2) связаныс действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга

3) характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы

4) обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга

4. Понятие «синдромный анализ» ввел

1) А.Р. Лурия

2) Л.С.Выготский

3. А.Н.Леонтьв

4) А.Н. Бернштнейн

5. . Нейропсихологический синдром - это

1) закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, возникающих в онтогенезе

2) индивидуальное проявление отдельного симптома

3) проявление разных симптомов у одного человека

4) закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора

6. Симптом «гримасничание» характерен для синдрома:

1) несформированности префронтальных отделов мозга

2 несформированности височных отделов мозга

3) несформированности межполушарного взаимодействия

4) дефицитарности подкорковых структур мозга.

7. Симптом «невнимательности, пропуска слов» характерен для синдрома:

1) несформированности префронтальных отделов мозга

2) несформированности височных отделов мозга

3) несформированности межполушарного взаимодействия

4) дефицитарности подкорковых структур мозга.

8. Симптом «непонимание моральных норм и принципов е» характерен для синдрома:

1) несформированности префронтальных отделов мозга

2) несформированности височных отделов мозга

3) несформированности межполушарного взаимодействия

4) дефицитарности подкорковых структур мозга.

9. Фонематический слух у ребенка формируется в следующем возрастном интервале:

1) 0- 3 лет

2) 3-5 лет

3) 5-7 лет

4) 7-10 лет

6.5. Перечень вопросов, выносимых на зачет:

  1. Определение предмета нейропсихологии. Отрасли нейропсихологии.

  2. Основные нейропсихологические понятия.

  3. Теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга. Локализационизм (Ф. Галль, К. Кляйст и др.).

  4. Теории работы мозга. Антилокализационизм (К.Лешли, А. Бергсон и др.)

  5. Эклектическая концепция работы мозга (К.Монаков, К.Гольдштейн и др.)

  6. Пересмотр понятий «функция» и « локализация» в концепции А.Р.Лурия.

  7. Принципы теории системной динамической локализации ВПФ.

  8. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А.Р. Лурия).

  9. Этапы развития теории функциональной ассиметрии.

  10. Современные положения функциональной ассиметрии больших полушарий.

  11. Основные направления и проблемы изучения межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия.

  12. Сравнительные особенности функционирования мозга новорожденного и взрослого.

  13. Формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе.

  14. Три уровня организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

  15. Типы нейропсихологических факторов по Е.Д.Хомской.

  16. Характеристика кинетического фактора.

  17. Характеристика кинестетического фактора.

  18. Характеристика пространственного фактора.

  19. Характеристика фактора произвольной регуляции и энергетического фактора.

  20. Симультанный, сукцессивный факторы и фактор межполушарного взаимодействия.

  21. Функциональная несформированность префронтальных отделов мозга.

  22. Функциональная несформированность левой височной области.

  23. Функциональная несформированность межполушарного взаимодействия транскортикального уровня.

  24. Функциональная несформированность правого полушария.

  25. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.

  26. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.

  27. Атипия психического развития.

  28. Принципы дифференциальной нейропсихологии детей.

  29. Нарушения речевых функций в онтогенезе при органических поражениях головного мозга детей.

  30. Комплексная нейропсихологическая коррекция по А.В.Семенович.

  31. Особенности коррекционно-развивающих программ Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой.

  32. Методическая организация формирующего обучения дошкольников по Л.С.Цветковой.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1. Основная литература:

а) основная литература:

  1. Микнадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2014г. - 288с.

  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /под ред. Л.С.Цветковой, М., 2001

  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973, М., 2002

  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М., 2002

  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987, М., 2002

  6. Цветкова Л.С. «Нейропсихология письма. Счета, чтения» М., 2000

  7. Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. Ред. Хомская Е.Д., М., 1999


  1. Дополнительная литература:

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб., 2003.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3.

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М.,1994

4.Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 2002

5.Балакова Е.Ю., Ковякина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классический стимульный материал М., 2010

6. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.

7.Нейропсихология сегодня / Под ред Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

8. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. Авторы: Е.Д.Хомская, И.В. Ефимова, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколопова. М., 1997.

7.4. Интернет-ресурсы:

  • электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации ученых ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;

  • полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;

  • учебно-методические ресурсы (УМКД «Конфликты в организации», учебно-методические пособия «Малые группы в организации», «Методы оценки и повышения эффективности малых групп в организациях», «Совместная деятельность в организациях», презентационные материалы, размещенные в информационном интегрирующем комплексе (dbs.sfedu.ru/) и цифровом кампусе (incampus.ru/) ЮФУ.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Учебно-лабораторное оборудование

Компьютерный класс (12 посадочных мест) факультета психологии ЮФУ для проведения лабораторных заданий.

8.2. Технические и электронные средства:

- кафедральная оргтехника: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран;

- презентация по дисциплине.

Имеется доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля обучающихся.


9 Учебная карта дисциплины «Видеотренинг профессионально-психологического роста»

Виды контрольных мероприятий

Текущий контроль

Рубежный контроль


Модуль 1. «Общие вопросы детской нейропсихологии»



1

Работа на семинарских занятиях

10


2

Эссе

8


3

Тест


10


Модуль 2. «Нейропсихологическая диагностика и корркция»



1

Работа на семинарских занятиях

10


2

Проектное задание

12


3

Тест


10


ВСЕГО

40

20


Бонусные баллы

до 10

баллов

Посещение лекций - 1 балл за 1 пару.


Промежуточная аттестация

(в форме зачета)

40

баллов

Зачет в форме тестирования.


© 2010-2022