«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Международная ассоциация славянских школ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П. городского округа Самара

IX открытые Международные Славянские чтения «1150 лет славянской письменности. Культурно-исторические истоки славянской цивилизации и современность»





Секция: «Художественная культура славян»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»



Автор: Горлова Мария, учащаяся 9 «б» класса НОУ школы «Альтернатива» А.А. Иоффе

Научный руководитель: учитель ОПД Семенченко Татьяна Сергеевна











Самара - 2013 г.

Оглавление





Введение

«Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты».

К.С. Станиславский [1]

Тема нашей работы: «Роль меценатства в сохранении культурного наследия России». Мы выбрали именно эту тему, потому что считаем ее интересной и актуальной. В наше время меценатом считается тот человек, который во благо искусства отдает свои средства. Меценат - это человек, который на добровольных основаниях отдает деньги в фонд искусства, науки, просвещения. Меценат - не только покровитель, но и человек, глубоко разбирающийся в различных жанрах искусства и умеющий уловить новые направления их развития. Меценатская и благотворительная деятельность - важный социальный институт, способствующий духовному развитию общества, так как эти виды деятельности не ориентированы на получение прибыли. Новое поколение мало знает о таких личностях, мало интересуется историей культуры нашей страны. А ведь меценаты - это люди, которых мы должны знать, уважать и помнить.

Цель нашей работы - выяснить, какова роль меценатов в сохранении культурного наследия России.

Задачи моей исследовательской работы:

  1. Познакомиться с понятием меценатства;

  2. Изучить историю зарождения и развития меценатства в России;

  3. Собрать информацию о меценатах России - наших современниках и выпустить брошюру о них;

  4. Провести классные часы в рамках предмета «Искусство» и общероссийской акции «VIVAT, НАУКА!», посвящённой Дню Российской науки.

Глава I. История меценатства

1.1 История меценатства

Кто такие меценаты и чем же они занимаются? Нам кажется, что совсем не каждый сможет ответить на этот вопрос. Нет, из школьных уроков истории и литературы, мы, конечно, помним, что вроде бы меценаты вкладывают, свои деньги во что-то. Но в чем же тогда отличие меценатства от благотворительности и спонсорства? Давайте сначала постараемся разобраться в каждом из этих понятий.

Благотворительность - это жертвование на определенные цели, как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Отдельные люди или же целые компании, видя острые проблемы в обществе, помогают в средствах их решения. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать - в масштабах региона или страны в целом - проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения - детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты - для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает ремонтировать детский сад, возводить храм).

Спонсорство - это заключение договора с компанией на взаимовыгодных условиях, где обе стороны получают нечто, чего они хотят или что им нужно. Как правило, Вам приходится организовать выпуск рекламы данной компании или выполнять определенную работу. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой бренд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.

Символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (родился между 74-64 гг. - умер в 8 г. н.э.), чье имя как покровителя науки и искусства стало нарицательным. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени - Горацию, Вергилию, Проперцию. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат - ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом.
Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет торжества поэтов, музыкантов, артистов.

Со времен Древней Руси купец был самый образованный, информированный, коммуникабельный представитель сообщества, который смело и расчетливо вступал в торговые отношения как со своими соотечественниками, так и с чужестранцами. Это проявлялось во все времена, однако, в наибольшей степени - на буржуазной стадии развития государства во второй половине ХIХ - начале XX вв. Именно этот период характеризуется взлётом духовных, творческих сил нации, что нашло выражение в социально-экономическом росте, в блестящих достижениях русской литературы, музыки, театра, живописи, что в свою очередь, оказало сильное влияние на всю мировую культуру. С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм [7].

1.2 Выдающиеся меценаты России

В России меценатством стали заниматься в конце XVIII в. Одним из первых меценатов стал А.С. Строганов - представитель известного рода, первым из родственников получившего графское достоинство. Он предоставлял широкие возможности для изучения собственной картинной галереи, в которую входило 87 картин живописцев флорентийской, римской, ломбардской и венецианской школ. Материальную поддержку от Строганова получали: поэт Г.Р. Державин, баснописец И.А. Крылов, скульптор И.П. Мартос (автор знаменитой скульптурной группы в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, располагающейся ныне на Красной площади) и другие. Строганов принял активное участие в постройке Казанского собора в Петербурге, не щадил своего здоровья и, простудившись, умер в день его освящения [7].

Большой вклад внес в поддержку культуры России род Шереметевых. Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель. В России со второй половины XVIII в. по 40е гг. XIX в. действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1 750-1831) - директора Императорских театров в 1791-1799 гг. Но, пожалуй, самым значительным был театр графов Шереметевых. «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в завещании Шереметьева. Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь. Музыкальную и театральную деятельность Н. П. Шереметьева продолжили его сын, граф Дмитрий Николаевич Шереметев и младший внук, граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931). В 1898 году зародилась традиция народных концертов хора и оркестра графа Шереметева, впоследствии переименованных в Общедоступные.

В 1898 году состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей, главным меценатом, которого выступила Царская фамилия (сейчас - Государственный Русский музей). Этот проект стал завершением большого плана императора Александра III по поощрению развития «русского национального стиля» в искусстве, поэтому и был назван его именем. Первые фонды Русского музея формировались из разных источников - произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров - свою коллекцию акварелей и рисунков русских художников подарила княгиня М. К. Тенишева. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею знаменитую коллекцию князя А. Б. Лобанова-Ростовского, выкупленную им у наследников князя.

К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Бахрушины, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие (Приложение № 2). Купцы и фабриканты - Мамонтовы, Рябушинские, Морозовы - субсидируют деятелей искусства: открывают картинные галереи, организуют театры, субсидируют литературные издательства («Мусагет», «Скорпион», «Гриф»), символистские журналы, большей частью роскошные, но не окупающие материальных затрат («Мир искусства», «Золотое руно» «Аполлон» и ряд других изданий).

В 1902 году Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ). В 1905 году участники художественного объединения «Мир искусства» устроили в Таврическом дворце грандиозную выставку русского портрета. Дягилев и его товарищи собирали для нее экспонаты. В результате на выставке было представлено более 2000 портретов XVIII - XIXвв.: история России в лицах. В следующем году «мир искусники» решили устроить выставку в Париже. В начале XXв. за рубежом о русском искусстве почти ничего не знали. И вот в залах дворца «Гран-Пале» было показано более 700 произведений русской живописи - от древних икон до современных картин. После Парижа выставку показали еще в Берлине и Венеции.

Парижская выставка побудила «Мир искусства» к более смелым попыткам познакомить Европу с русским искусством. На этот раз был выбран балет. После репетиций, изготовления костюмов и декораций в парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов». Были показаны: «Павильон Армиды» с декорациями А.Н. Бенуа; «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина с декорациями Н.К.Рериха; балет-дивертисмент «Пир» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И.Чайковского, А.К. Глазунова, М.П. Мусоргского с декорациями К.А. Коровина и еще многое другое. С.П. Дягилев открыл публике композитора Игоря Федоровича Стравинского. «Мир искусства» было одним из самых заметных художественных объединений России (Приложение № 2).

Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что «само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела» [4]. «Богатство обязывает», - говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших [3].
Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.

Почти на целый век из России ушла благороднейшая из традиций! После Золотого века меценатства в России длившегося до начала 20 века, прогремела революция и страну настиг кризис, пришла другая власть, война, голод, сменился менталитет, но самое главное - угасло предпринимательство, родитель благотворительности [7].

  1. Самарские меценаты

В XIX - начале XX века наиболее известными меценатами в Самаре были К.П. Головкин, В.А. Курлина, М.Д. Челышов и братья Шихобаловы. Братья Шихобаловы славились своей благотворительностью. Наибольшим размахом среди братьев выделялся Антон Николаевич. Он являлся членом почти всех самарских благотворительных и многих просветительских обществ и за свою благотворительность был награжден золотыми медалями всех степеней, орденами Станислава и Анны, знаком Красного Креста. Он заслужил звание почетного гражданина Самары, а 1 января 1907 года был пожалован в звание коммерции советника. А.Н. Шихобалов жертвовал деньги на строительство большого количества церквей и учебных заведений при них в Самаре и ее окрестностях. В Самаре практически полностью на его средства были построены церкви Покровская и Ильинская. Кроме того, он был старостой Свято-Троицкого женского монастыря Бузулукского уезда. При монастыре была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались дети разных сословий. Дети жили в монастыре на полном обительском содержании. В Самаре А.Н. Шихобалов принял активное участие в постройке Кафедрального собора, он содержал и украшал его за свой счет.

Заметный след в общественной жизни города оставил купец 1-й гильдии Михаил Дмитриевич Челышов. Он всегда заботился об образовании. М.Д. Челышов участвовал в работе 3-й Государственной Думы. Его деятельность в Думе явилась продолжением его антиалкогольных мероприятий в Самаре. В 1902 году Я.Я. Тейтель вместе с М.Д. Челышовым создал в Самаре детский сад с целью предупреждения употребления спиртных напитков подростками. Михаил Дмитриевич был автором этой идеи. Тейтель собрал необходимые деньги и стал первым заведующим этого детского сада. М.Д. Челышов встал на трудный и рискованный путь. Только в стотысячной Самаре тогда было свыше 450 пивных и около 400 трактиров, и тысячи людей кормились с пьяного дохода.

В культурной жизни города Самары нельзя не отметить деятельность купца 2-й гильдии К.П. Головкина. Можно справедливо отнести К.П. Головкина к родоначальникам краеведческой работы, понимая это в самом широком плане. Он непосредственно участвовал в рождении самарского кружка художников, в развитии его выставочной деятельности, в становлении музейного дела, видя в этом высокие задачи художественно-нравственного воспитания своих земляков, занимался археологией, изучал, собирая материалы, историю города и его архитектуру.

Альфред Фон Вакано - основатель Жигулевского пивоваренного завода. В апреле 1898 года Альфред Филиппович обратился с предложением сделать спуск Дворянской улицы (ул. Куйбышева) вдоль Струковского сада и детскую площадку за драмтеатром. Так был создан Пушкинский сквер. Там открыли семейно-педагогический кружок, члены которого совместно с детьми ухаживали за растениями. В течение первого года работы они провели пять праздников для ребятишек. В 1904 г. в доме Альфреда Филипповича открылась народная библиотека-читальня. Еще краше стали заложенный Альфредом Филипповичем Пушкинский сквер и облагороженный им Театральный холм. А богатейшая коллекция произведений искусства и быта стран Европы, Азии и Востока остается гордостью Самарского художественного музея.

Самарские купцы Санины занимались общественной деятельностью на благо родного города и губернии. Особенно Иван Санин, который участвовал в благоустройстве Струковского сада - первого и до сих пор любимого самарцами общественного парка, и выделял щедрые пожертвования, как попечитель.

Деятельность самарских меценатов: Шихобаловых, М.Д. Челышова, К.П. Головкина, А.Ф. Вакано, И. Санина может служить примером для современных бизнесменов и предпринимателей.

Среди самарских меценатов, благотворителей и коллекционеров первое место, безусловно, принадлежит Петру Владимировичу Алабину (1824-96). Его имя в 1992 году получил основанный им Публичный музей (в настоящее время - Самарский областной историко-краеведческий музей (СОИКМ) им. П.В. Алабина). Всего за свою долгую жизнь Петр Владимирович Алабин содействовал открытию трех музеев при созданных или возрожденных им пяти библиотеках. Он считал, что «музеумы» - так назывались первые общедоступные музеи - должны служить делу просвещения в той же степени, что и книги.

Леонид Викторович Михельсон - российский предприниматель, генеральный директор, председатель правления и крупный акционер российской газовой компании ОАО «Новатек». Он является страстным поклонником спорта и даже спонсирует две команды: футбольную «Крылья Советов» и баскетбольную «НОВА». За свою деятельность и достижения Леонид Михельсон был награждён орденом «Знак Почёта». В 2005 году бизнесмен основал художественную галерею «Виктория» в городе Самаре, которая и по сей день открыта для современных художников. В галерее регулярно проводятся выставки, которые соответствуют европейскому уровню. Также галерея курирует образовательные проекты.

  1. Новая история меценатства

Только около 10 лет назад снова стали появляться меценаты, благотворительные организации, спонсоры. Благотворительность в России становится все более популярной информационной темой и все более профессионально организованной сферой деятельности. Число публикаций о благотворительности растет из года в год. Методы филантропической деятельности все больше похожи на международную практику. Однако дефицит информации о том, что такое меценатство, благотворительность, как они развиваются в нашей стране, что помогает и что мешает российским благотворителям, все еще не преодолен, о чем свидетельствуют исследования общественного мнения и уровня осведомленности граждан в этой
сфере.

Меценат 21 века похож на мецената прежнего. Образованный, умный человек, занимающийся предпринимательством, или, как сейчас модно говорить, бизнесом. По личным соображениям он материально помогает творчеству, искусству, возрождению традиций и людям с эти связанным. Поэтому можно смело утверждать, что традиция меценатства в России вернулась.
Правда в обществе бытует двусмысленное отношение к меценатству. Одна из основных причин этого - столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. Конечно, никто не оспорит того факта, что богатства, и в те времена и сейчас, приобретаются нередко способами неправедными с точки зрения морали обычного человека. Но нельзя забывать, что в числе их владельцев люди, использующие семейные миллионы на благотворительные цели, для святого дела развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Тому были и есть разные причины: и потребности развития отечественной промышленности, и беззаветная влюбленность в искусство, и забота «о спасении души».

Десять лет новейшей истории возрождения меценатства в России были богаты на события. Когда-нибудь историки смогут более объективно взглянуть на этот период и дать ему правильную оценку. Нам же сегодня трудно быть объективными. Оценки современников, как известно, не всегда бывают справедливыми. История этих лет не была безмятежно-благополучной ни для страны в целом, ни для того процесса, о котором идет речь. Условно его можно разделить на три периода.

  1. Первые годы новейшей российской истории еще во многом сохраняли инерцию советской культурной политики. Государство продолжало практику планового патронирования культуры, но уже утратило монополию на нее. В конце 80-годов в ряду новых слов «перестройка» и «гласность» свое законное место заняло и слово «спонсор».

С развитием кооперативного движения у наиболее предприимчивой части населения появились деньги. Быстрые и немалые. Богатство можно было не прятать. Им гордились. Его демонстрировали - новыми машинами, новым уровнем благосостояния и новыми традициями. «Спонсор» тогда звучало так же гордо, как «Человек» у Горького. Давали не часто, но щедро, что называется, «от души». И даже, можно сказать, вызывающе демонстративно. В 1992 году все художественное сообщество возбужденно обсуждало массовые закупки молодыми банкирами произведений современных художников, положивших начало первым корпоративным коллекциям в России. Это были жесты очевидно не коммерческие, но явно символические. Цены были уплачены чрезвычайные, а подбор авторов состоял из художников, бывших в немилости у официальных властей. «Новые русские» поддерживали издание прежде запретной литературы, открывали галереи авангардного искусства, поощряли смелые театральные эксперименты. Разумеется, было и много пены дурновкусия. И все же, в целом, вклад новых «русских Медичей» в обновление художественной жизни тех лет был и заметен, и важен.

  1. Второй этап пришелся на период все возрастающего обогащения одних на фоне заметного обнищания основной массы населения. Романтика риска сменилась жаждой накопительства любыми средствами. Социальное напряжение в обществе накалилось до взрывоопасного. В этой ситуации благотворительность и меценатство нередко оказывались, вовлечены в несвойственные им игры. Помимо известной функции наведения глянца на портреты «новых русских», широкое распространение получила, так называемая, «принудительная благотворительность» как плата за доступ в кабинеты крупных чиновников, к бюджетным деньгам, к национальным ресурсам. Примером такой благотворительности может служить опыт строительства храма Христа Спасителя в Москве. Этот период был и самым ярким по количеству благотворительных акций, и самым скандальным по злоупотреблениям налоговыми льготами и «отмыванием» в этом секторе «теневых капиталов». По мере роста капитала, богатые заметно меняли и свой имидж, и свои привычки. Забылись демократические замашки, началась бюрократизация всех форм бизнеса. По словам одного из бывших олигархов: «сам не заметил, как стал заложником собственного аппарата». В моду вошел имидж преуспевающего буржуа.

Особенно отчетливо эти метаморфозы проявились в изменении состава корпоративных коллекций. Вместо картин современных молодых художников, банкиры стали покупать проверенное «музейное» искусство. Вместо прозападно ориентированных авангардистов - картины русской реалистической школы. Патриотизм собирателей возрастал по мере роста их капиталов на счетах в оффшорных зонах. Работы Шишкина, Айвазовского и Маковского, покупаемые на аукционах за немалые деньги, ввиду возросшего на них спроса, стали непременным атрибутом кабинетов президентов крупных компаний, банков, фирм.

В других сферах искусства эта смена ориентации проявилась в щедрой поддержке мега-проектов, вроде концертов на Красной или Соборных площадях. Проходивших, как правило, с царским размахом. Так, в рамках предвыборной компании Бориса Ельцина и при спонсорстве «Союзконтракта» в 1996 году прошла беспрецедентная акция «Майя Плисецкая на Красной площади». Из США спецрейсом были доставлены декорации, спроектированные самым модным дизайнером Борисом Красновым. В шоу приняли участие 700 артистов. Все авторы проекта и артисты работали за деньги и суммы их гонораров, в соответствии с размахом самого представления, были намного выше обычных. Сами участники, однако, старались о своих гонорарах не упоминать. Нередко подобные широкомасштабные акции сопровождались шумными скандалами, как например, в истории с премией «Глория» в 250 тысяч долларов из средств ОНЭКСИМБАНКА.

В общественном сознании все это вызывало рост негативного отношения к «новым меценатам» и усиление недоверия к самой идее бескорыстной благотворительности.

  1. Третий период этой истории начался после финансового кризиса в августе 1998 года. Тогда с арены российской благотворительности и меценатства исчезли многие заметные участники. А оставшиеся значительно сократили свою долю взносов в поддержку культуры, перенацелив средства на социальные программы. Меценатами стало быть не модно. И закон «О меценатах и меценатстве» сгинул где-то в недрах Государственной Думы, так и не родившись.

Чем этот период более всего характерен? Прежде всего, заметным сокращением числа мега-проектов и увеличением интереса к поддержке камерных концертов для узкого круга VIP-гостей. В моде стало посещение посольских гостиных или музыкальных званых вечеров в стенах музеев, старинных особняков или закрытых клубах.

Меценатство стало более «целевым». Больше внимания теперь уделяют предприниматели провинциальным культурным проектам, главным образом, в тех регионах, куда после дефолта сместились интересы многих банков и компаний. Бум корпоративного собирательства произведений изобразительного искусства резко пошел на спад. А вот театры сумели сохранить к себе интерес спонсоров и меценатов. В основном теперь поддержка оказывается конкретным спектаклям или программам, и только некоторые наиболее успешные театры сегодня имеют возможность указывать на афишах имена своих Генеральных спонсоров: Росбанк в «Современнике», «Русское золото» в Ленкоме, Внешэкономбанк - в театре Фоменко. Но таких счастливчиков осталось значительно меньше, чем в докризисные времена.

Из всех перипетий этого периода можно сделать один утешительный вывод. Кризис 1998 года подкосил многие финансовые институты, но не прервал традиции благотворительности и меценатства. В последние два года наметилось даже некоторое оживление в этой части благотворительности, и объем негосударственных вложений в культуру постепенно возвращается к докризисному уровню.

На смену прежним олигархам пришли новые участники. Возможности каждого из них по отдельности уже не столь впечатляющи, но именно они теперь становятся движущей силой процесса возрождения традиций меценатства в России. Какие новые качества они привнесут в этот процесс - покажет время.



Глава II. Меценаты России XXI века

2012 год объявлен Годом Российской истории, и нам сегодня важно возрождать ту уникальную часть российской истории, что создала великое культурное наследие, которым мы гордимся, помнить имена людей верой и правдой служивших Отечеству, помогающих простому народу. Нам важно возродить, сохраняя основы традиционно российского института меценатства, но привнося элементы новизны, современные инструменты реализации стратегии, креативные подходы и прочее.

Мы собрали информацию и выявили следующее:

  1. Издана книга «Эпоха милосердия. Филантропы и Меценаты ХХI века» - собрание сочинений Олега Витальевича Олейника (Председатель Комиссии по увековечиванию выдающихся общественных деятелей ХХI века). Имена более 5000 выдающихся деятелей современности, стоящих у истоков этой эпохи, золотыми буквами вписаны в Историю Нового Времени на страницах книги «Эпоха Милосердия». В Книге собраны основные вехи становления современного благотворительного и миротворческого движения. Их девизом стали слова: «Мы объединились для добрых дел!» [8].

  2. В настоящее время существуют такие программы и организации, как:

  • Некоммерческая организация - Международный благотворительный фонд «Меценаты столетия»;

  • Всероссийская Программа «Меценаты России»;

  • Общероссийский культурный проект Альянс Поддержки Меценатских Инициатив;

  • Международный Союз Благотворительных Организаций «Мир Добра». Руководители организаций, входящих в Международный Союз Благотворительных Организаций «Мир Добра». Членами этой организации являются:

Стронский Петр Тимофеевич - президент Международной Академии Культуры и Искусства, заслуженный художник России. Участвовал в росписи храма Христа Спасителя и других храмов в городах России.

Дроздов Николай Николаевич - председатель Попечительского Совета МСБО «Мир Добра», Председатель Опекунского Совета Всероссийской программы «Вернем детям улыбку!», профессор МГУ, академик РАЕН, телеведущий.

Ганичев Валерий Николаевич - председатель Президиума Движения «Добрые Люди Мира», Председатель Союза писателей России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, профессор, академик, доктор исторических наук.

Сергеев Иван Иванович - член Экспертного Совета МСБО «Мир Добра», Академик Международной Академии Меценатства.

Ковеленов Юрий Петрович - председатель Экспертного Совета МСБО «Мир Добра», телеведущий, заслуженный артист России.

Ковешников Юрий Михайлович - главный редактор газеты «Держава 21 века».

Олейник Олег Витальевич - президент Международного Союза Благотворительных Организаций «Мир Добра».

  • Международная Академия Меценатства.

Один из членов академии Муратов Владимир Николаевич. Муратов В. Н. - Почетный академик международной академии меценатства. Почетный академик международной академии искусства. Генеральный директор ООО фирмы «Гранит». На его средства построена церковь в с. Алтуховка, Кинель-Черкасского района, где работает воскресная школа. Активную поддержку Владимир Николаевич постоянно оказывает образовательному учреждению ГБОУ ООШ № 4 городского округа Отрадный. Им выделены средства на приобретение холодильника и музыкального центра в структурное подразделение «Детский сад № 3», синтезатора в структурное подразделение «Детский сад № 9», музыкального микшера и кондиционера в кабинет информатики школы, кроме улучшения материально-технической базы образовательного учреждения Владимир Николаевич с большим интересом участвует в организации воспитательного процесса (Приложение № 3).

Мой научный руководитель Татьяна Сергеевна познакомилась с Владимиром Николаевичем три года назад, я же знаю и люблю его с детства - это мой дедушка. В текущем учебном году мы пригласили его на «День знаний», также приглашен был Ковеленов Юрий Петрович, они рассказали о деятельности своей организации «Мир Добра» и вручили почетные награды учителям нашей школы и, конечно, бессменному директору и основателю школы Иоффе Алле Александровне.

Мы взяли интервью у Владимира Николаевича:

  1. Почему вы решили заниматься меценатством?

Помощь людям передается по наследству. Мои родители помогали голодным людям, которые просили милостыню, кормили их и предоставляли им ночлег. Все время в нашей семье мы помогали людям, которые нуждались в помощи.

  1. С какого времени вы начали заниматься меценатством?

У меня с моей супругой Татьяной всегда было заведено, чем можем помогать друзьям, близким, просто людям. Мы всегда держали и держим пасеку. Всегда всех угощали медом. В самом начале 80-х выделял деньги на Храм Христа Спасителя в Москве (об этом свидетельствует табличка с моим именем и названием моей фирмы).

  1. Какие учреждения культуры вы поддерживаете?

  • Поддерживаю Детскую Музыкальную Школу Искусств г. о. Отрадный. Помогаю одаренным детям показывать свои умения на различных конкурсах, оплачиваю поездки за рубеж;

  • Восстанавливаю культуру коренных народов, проживающих в нашем регионе;

  • Являюсь активным участником мордовской некоммерческой организации ТУНДО.

  1. Ваши планы на ближайшее будущее?

В проекте создать мордовский краеведческий историко-культурный центр, так как мордва составляет более 50 % населения Отрадненского муниципального округа, уже построил более 300 квадратных метров. В историко-культурном центре будут собраны сведения об истории и культуре народа, который столетиями проживал на этой земле. Поддерживаю Детский реабилитационный центр в селе Подгорное Кинель-Черкасского района на протяжении многих лет. На мои средства были выпущены сборники стихов многих местных поэтов (Игорь Зюльманов, Галина Краснова и другие).

За духовно-нравственную деятельность Муратов Владимир Николаевич награждён орденами Святого Алексия и Преподобного Андрея Рублёва. Он принимает активное участие в жизни страны и города Отрадного. Является активным членом фондов: «Международная Академия Меценатства», «Международная Академия общественных наук», «Международная Академия культуры и искусства». За активную жизненную позицию и постоянное стремление делать добро Владимир Николаевич отмечен званиями:

- лауреат первой Международной премии «Добрый Ангел Мира», его имя вписано золотыми буквами в архитектурно-парковом комплексе «Добрый Ангел Мира» в с. Лазаревское Сочинского района (комплекс открылся в 2008 году);

- кавалер высших общественных наград;

- обладатель высшего ордена общественного признания «Почётный гражданин России».

Владимир Николаевич - депутат Думы городского округа Отрадный пятого созыва.

  1. В начале нового тысячелетия современные российские меценаты объединились в некоммерческую организацию - Международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» с главной целью - сохранить, преумножить и донести до будущих поколений славные традиции наших великих предшественников - благотворителей минувших веков. Ведь только, зная и почитая историю своего Отечества, мы можем создавать достойную основу завтрашнего дня России. Олейником Олегом Витальевичем разработана авторская концепция проекта архитектурно-паркового комплекса «Добрый Ангел Мира» на период до 2100 года (Приложение № 3). Главная цель создания комплекса - увековечить славные имена меценатов всех времен, включая наших замечательных современников, и золотыми буквами вписать их в летопись благотворительного движения. Строительство Архитектурно-паркового комплекса «Добрый Ангел Мира» планируется в Москве, во всех городах России, где есть хотя бы один меценат, а также в других странах, поддерживающих всемирное благотворительное движение.

Решением Общественной комиссии по увековечиванию выдающихся деятелей 21 века на мраморных страницах Золотого Фонда Наций в основании Архитектурно-паркового комплекса «Добрый Ангел Мира» установлено 200 именных бронзовых табличек в честь Героев Отечества. Колоннаду с. Лазаревское Сочинского района венчает символическое «Кольцо Вечности, знаменующее бесконечность Времени и Добра, условно поделенное на 20 отрезков по 5 лет, куда будут занесены имена 100 выдающихся меценатов ХХI века.

Проект не имеет аналогов за всю историю мировой цивилизации. Каждый его элемент наполнен глубоким смыслом и является произведением монументально-декоративного искусства (Приложение № 3).

Заключение

Роль меценатства в сохранении культурного наследия России невозможно переоценить. Это не просто поддержка талантливых деятелей культуры и искусства, образования, но и долгосрочные вложения в развитие и сохранение национальных традиций, которые позволят сохранить уникальность многонациональной культуры России в целом.

Подводя итоги проекта, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Культурное наследие - один из важнейших ресурсов, определяющих вектор дальнейшего социально-экономического и социально-культурного развития России. Оно имеет фундаментальное значение и составляет основу духовного и интеллектуального потенциала страны.

  2. Велика роль культурного наследия в образовательной и просветительской сфере. В осознании истории и культуры лежит важный аспект патриотической мотивации, нравственного воспитания подрастающих поколений, чувства любви к Родине, уважения к своей национальной культуре и культуре других народов.

  3. Историко-культурное наследие позволяет ощутить единство культурного пространства Российской Федерации и одновременно выявить самобытность каждого проживающего в ней народа. В современную эпоху именно бережное отношение к наследию и традициям позволит сохранить уникальность многонациональной культуры России.

  4. В связи с этим в качестве важнейшей стратегической задачи по сохранению наследия, приобретают вопросы формирования историко-культурного каркаса страны, государственной поддержки разнообразных проявлений народной традиционной культуры, в том числе, народных художественных промыслов.

  5. Русское меценатство - это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов, связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России. В последнее десятилетие наблюдается возрождение традиций, в том числе и меценатства.

  6. Русский музей, Третьяковская галерея, МХАТ, Останкинский театр Шереметевых (по своим акустическим качествам - лучший зал Москвы) - всего и не перечислишь! Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - все это создано и сохранено, благодаря щедрой и бескорыстной помощи меценатов России.

  7. Россия славится огромным количеством меценатов. Такими людьми, безусловно, нужно гордиться. Образованные, умные, занимающиеся предпринимательством, они материально помогают творчеству, искусству, возрождению традиций и людям с этим связанным. Такие, как мой дедушка - Муратов Владимир Николаевич.

Мы выполнили все задачи нашей работы: познакомились с понятием «меценатство»; изучили историю зарождения и развития меценатства в России; собрали информацию о меценатах России - наших современниках и выпустили брошюру о них; провели классные часы в рамках предмета «Искусство» и общероссийской акции «VIVAT, НАУКА!», посвящённой Дню Российской науки. Мы достигли цели нашей работы, и выяснили роль меценатов в сохранении культурного наследия России.

Закончить свой проект о меценатах России, нам хочется словами Владимира Васильевича Стасова - музыкального критика и русского общественного деятеля: «Все это примеры великодушия и доброжелательства отдельных частных лиц на пользу своего народа, примеры, на которые нельзя довольно налюбоваться, и перед которыми преклоняешься с глубоким почтением» [9].

Список литературы



  1. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства / А.А.Аронов. - М.: МГУК, 1995.- 114 с.

  2. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.- 255 с.

  3. Лопухина Е.М. Самые знаменитые меценаты России / Е.М.Лопухина. - М.: Вече, 2003. - 384 с.

  4. Меценатство в России: науч.- аналит. обзор / Рос. акад. наук, ИНИОН; [М.Л.Гавлин]. - М., 1994. - 50 с. - (Серия: История России).

  5. Минченков Я.Д. Меценаты искусства и коллекционеры // Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С.409-433.

  6. Молчанов В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв.) / В.Ф.Молчанов // Многоликая история. - М., 1997. - с.189-201.

  7. Новикова С. Из истории отечественного меценатства / С.Новикова // Посев. - 1992. - N 2. - с.106-111.

  8. Олейник О. В. «Эпоха милосердия. Филантропы и Меценаты ХХI века» - собрание сочинений., М,. 2012 г.

  9. Тарасенко Я.П. Традиции российского меценатства, коллекционирования и благотворительности / Я.П.Тарасенко // История России. - М., 1994. - С.16-29.

Интернет-ресурсы

m-m.sotcom.ru/mecenat.htm

maecenas.ru/portal/main.html

mezenat.net

stronski.ru/str_group/str_design/dam/pril

akadem-iap.ru/index.php

prometeus.nsc.ru/archives/exhibit2/patron.ssi

Приложения

Меценаты России

А

Ананьев, Алексей Николаевич

Ананьев, Дмитрий Николаевич

Ашурбековы

Б

Бахтин, Михаил Петрович

В

Визель, Оскар Оскарович

Визель, Эмиль Оскарович

Вишневская, Галина Павловна

Г

Глинка, Елизавета Петровна

Гумеров, Флун Фагимович

Д

Дерипаска, Олег Владимирович З

Зимин, Дмитрий Борисович

К

Кантор, Вячеслав Владимирович

Л

Лучанский, Григорий Эммануилович

М

Малофеев, Константин Валерьевич

Михайлов, Сергей Анатольевич (1958)

Морозова, Маргарита Кирилловна

Н

Ноготков, Максим Юрьевич

Нусенкис, Виктор Леонидович

П

Поляков, Сергей Александрович

Р

Ростропович, Мстислав Леопольдович Р (продолжение)

Ртищев, Фёдор Михайлович

С

Сотникова, Гульназ Ивановна

Спиваков, Владимир Теодорович

Т

Тимофеенков Терентий Алексеевич

Тырышкин, Виктор Иванович

У

Усманов, Алишер Бурханович

Ф

Фальц-Фейн, Эдуард фон

Ц

Цетлин, Михаил Осипович

Ш

Шмаков, Сергей Александрович (бизнесмен)




  1. Словарь

Бахрушин Алексей Александрович (31 января 1865-7 июня 1929) - русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея. Двоюродный брат коллекционера Алексея Петровича Бахрушина.

Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (напр., защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Дягилев Сергей Павлович - русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Мамонтов Савва Иванович (3/15.10.1841-6.04.1918), крупный промышленник и меценат. Из купцов. Разбогател на железнодорожном строительстве, был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской ж. д., Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Осенью 1899 в результате промышленного кризиса почти полностью разорился. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов в к. XIX в. объединил в своем подмосковном имении Абрамцево плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин и др.). Основав в 1885 Московскую частную оперу, привлек в нее Шаляпина, Васнецова, Серова и др., взяв на себя художественное руководство. Деятельность Мамонтова способствовала развитию русского искусства.

Меценат - лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке. Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Августе.

Меценатство - (от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры) - характерная для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. п.), осуществляемая в порядке личной инициативы отдельными представителями господствующего класса и имеющая своей конечной целью максимальное подчинение деятельности поэта или художника своим интересам, а через это интересам своего класса.

Морозов Савва Тимофеевич - российский предприниматель и меценат. Савва Морозов происходил из купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином. Возглавив руководство фабрикой, он отменил штрафы, повысил зарплату рабочим, занялся строительством жилья для них. Морозов был необыкновенным человеком. Помогал деньгами революционерам, водил дружбу с писателем М.Горьким и очень любил театр.

Спонсорство - финансовая поддержка, помощь кому или чему-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции и т.п., например, спонсорство детского фестиваля.

Стасов Владимир Васильевич (2 [14] января 1824, Санкт-Петербург - 10 [23] октября 1906, Санкт-Петербург) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Сын архитектора Василия Петровича Стасова.

Строганов Александр Сергеевич (3 (14) января 1733, Москва - 27 сентября (9 октября) 1811, Санкт-Петербург) - российский государственный деятель; член Государственного совета, сенатор; барон, с 1798 года[1] - граф; действительный тайный советник 1-го класса (15 сентября 1811[2]). Обер-камергер c 1797 г. Крупнейший землевладелец и уральский горнозаводчик; коллекционер и благотворитель, Заслужил благодарность современников и потомков как известнейший меценат, покровитель и щедрый благотворитель искусства и науки. Член Российской академии (1783), один из составителей Академического словаря.

Третьяков Павел Михайлович - русский художественный деятель, основатель Третьяковской галереи, действительный член (с 1893) петербургской Академии Художеств, разделял идеи русских просветителей. С 1856 начал собирать произведения русского искусства, преимущественно демократического направления. Рассматривал свою деятельность как национальное дело. В 1892 передал своё собрание в дар г. Москве. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.

Третьяков Сергей Михайлович - собиратель живописи, деятель городского самоуправления, в 1877-81 московский городской глава. Был активным деятелем Московского художественного общества, Московского училища живописи, Русского музыкального общества. Своё собрание западноевропейской живописи завещал в 1892 через брата Москве. Первоначально оно находилось в Третьяковской галерее, в 1925 было передано в Музей новой западной живописи, ныне - в Эрмитаже (Ленинград) и Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Челышов Михаил Дмитриевич (26 сентября 1866, Владимирская губерния - 13 сентября 1915) - член III Государственной думы от Самарской губернии. В 1910 Челышов был избран самарским городским головой, совмещал эту должность с членством в Государственной думе. С 1912 - почётный смотритель второго городского шестиклассного училища Самары.



  1. Иллюстрации«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

Гай Цильний Меценат

(Gaius Cilnius Maecenas)



«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»



Савва Иванович Мамонтов

Савва Тимофеевич Морозов

Алексей Александрович Бахрушин«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»





Сергей Павлович Дягилев

Орден Меценат - Серебряный Крест

Пётр Владимирович Алабин (1824-1896)

Антона Николаевича Шихобалова

Альфред Филиппович фон Вакано

Константин Павлович Головкин (1872-1925 гг.), купец, художник

Самарские меценаты

Александр Георгиевич Курлин

Михаил Дмитриевич Челышов (1803-1883 г.г.). Самарский Городской Голова«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

Муратов Владимир Николаевич

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

Муратов В. Н. с Дроздовым Н.Н.«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»



Муратов В. Н. с воспитанниками ГБОУ ООШ № 4 г.о. Отрадный

Архитектурно-парковый комплекс «Добрый Ангел Мира»

«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»



«Роль меценатства в сохранении культурного наследия России»



Колоннада с. Лазаревское Сочинского района



© 2010-2022